Распространение аптеками информации, вводящей в заблуждение: как не допустить нарушений в сфере недобросовестной конкуренции

Невзирая на то что с момента появления в законодательстве понятия «распространение информации, вводящей в заблуждение» не прошло еще и 5 лет, соответствующие нарушения стали одними из наиболее частых в сфере недобросовестной конкуренции. Это характерно и для аптек. О деятельности Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) и правоприменительной практике относительно нарушений законодательства о защите от недобросовестной конкуренции в виде распространения аптеками информации, вводящей в заблуждение, рассказала Виктория Пташник, адвокат, партнер «DROIT LAW FIRM».

Виктория Пташник, адвокат, партнер «DROIT LAW FIRM»Напомним, что согласно ст. 151 Закона Украины от 07.06.1996 г. № 236/96-ВР «О защите от недобросовестной конкуренции» распространением информации, вводящей в заблуждение, является предоставление субъектом хозяйствования, непосредственно или через другое лицо, одному, нескольким лицам или неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, неправдивых сведений, в частности, путем выбранного способа их изложения, умалчивание отдельных фактов, нечеткости формулировок, что повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения (заказа) или реализации (продажи, поставки, предоставления) товаров, работ, услуг этого субъекта хозяйствования. Часть 2 указанной статьи содержит ориентировочный список недостоверных сведений, среди которых неправдивые данные о происхождении товара, цене, скидках на него, качестве, комплектности и т.д.

Проанализировав деятельность АМКУ, можно увидеть, что аптеки зачастую грешат распространением недостоверной информации о ценах, скидках, проводимых акциях, ну и, конечно же, своей социальной направленности, желая тем самым привлечь как можно больше потребителей.

Последние решения свидетельствуют о том, что АМКУ обращает внимание на такие заявления: «У нас самые низкие цены!», «Наши цены падают», «Лекарства становятся доступнее! Минус 5% на все медикаменты» и т.д. Если в поле зрения АМКУ попадут подобные слоганы, он обязательно направит соответствующей аптеке запрос о предоставлении информации, в котором, среди других вопросов, уточнит розничные цены на отдельные лекарственные средства в этом аптечном учреждении и других близлежащих аптеках.

Выявив, что цены на препараты у ваших конкурентов ниже, чем у вас, или что заявленная скидка предоставляется не на все лекарственные средства, а лишь на отдельную группу или отдельным категориям населения, или в определенное время, или только при наличии любых других условий, о которых не было указано в рассматриваемом слогане, АМКУ, вероятнее всего, посчитает, что в ваших действиях есть признаки нарушения и возбудит соответствующее дело. И будет иметь на то законные основания. Ведь потребитель, видя информацию о скидке на все медикаменты и приходя к вам, рассчитывает получить ее без всяких дополнительных условий, о которых ранее не шла речь. Согласитесь, подобного рода заявление могло повлиять на намерение потребителя приобрести лекарственные средства именно в вашем аптечном учреждении. И если бы такое заявление содержало уточняющую информацию о возможности приобретения препаратов со скидкой, скажем, только пенсионерами, то оно бы вообще не заинтересовало лиц, не относящихся к данной категории.

Вот почему распространение информации, вводящей в заблуждение, по праву считается одним из способов получения неправомерных преимуществ в конкуренции, что и отслеживает АМКУ.

Конечно же, исход начатого дела о нарушении может быть разным. Даже при наличии нарушения АМКУ согласно ст. 46 Закона Украины от 11.01.2001 г. № 2210-III «О защите экономической конкуренции» может ограничиться рекомендациями субъекту хозяйствования, установив, что нарушение не привело к существенному ограничению или искажению конкуренции, не повлекло значительных убытков для отдельных лиц и приняты меры по устранению его последствий. Естественно, рекомендации АМКУ подлежат обязательному исполнению субъектами хозяйствования.

В то же время следует помнить, что за распространение информации, вводящей в заблуждение, законодательством предусмотрен штраф в размере до 5% дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации товаров за последний отчетный год, предшествующий году наложения штрафа.

Отдельное внимание следует уделить также использованию аптечными учреждениями в вывесках формулировок «Аптека низких цен» или «Социальная аптека». По данному вопросу существует целый ряд дел, по которым органами АМКУ выносились рекомендации о прекращении нарушения либо накладывался штраф. По мнению специалистов АМКУ, подобная информация вводит потребителей в заблуждение, поскольку аптеки с соответствующими названиями не предоставляют потребителям возможности приобретать лекарственные средства по более низким ценам.

В случае с социальными аптеками основным аргументом АМКУ является то, что такие аптечные учреждения не предоставляют социальных услуг в понимании Закона Украины «О социальных услугах», под которыми следует понимать комплекс мероприятий по предоставлению помощи лицам, отдельным социальным группам, которые пребывают в тяжелых жизненных обстоятельствах и не могут самостоятельно их преодолеть, с целью разрешения их жизненных проблем. Учитывая то, что целью деятельности аптек является получение прибыли, а никак не участие в разного рода социальных программах, АМКУ считает, что употребление в названии аптек слова «социальная» вводит потребителя в заблуждение (при условии, конечно, что цены на товары в такой аптеке не являются действительно самыми низкими по сравнению с конкурентами).

На сегодня также существует судебная практика, поддерживающая позицию АМКУ по данному вопросу. При этом суды, как правило, не принимают во внимание утверждения субъектов об отсутствии в законодательстве прямого запрета относительно использования слова «социальная», о наличии зарегистрированного права на знак для товаров и услуг, частью которого является слово «социальная», и т.д. Очевидно, что субъекты хозяйствования должны осуществлять свою деятельность таким способом, чтобы не вводить в заблуждение потребителей и, соответственно, использовать существующие у них права (в том числе и в сфере интеллектуальной собственности) так, чтобы не нарушать права других лиц.

В то же время существует другая позитивная практика, подтверждающая, что не все социальные аптеки являются распространителями недостоверной информации. Обосновывая свою позицию перед АМКУ, аптеке крайне желательно предоставить доказательства своей социальной направленности, которыми могут стать превалирование среди всего ассортимента наиболее дешевых товаров, предназначенных для незащищенных слоев населения, минимальные торговые надбавки, сниженные цены на отдельные лекарственные средства (по сравнению с ценами аптек-конкурентов), неоднократное участие аптеки в различного рода социальных программах, осуществление благотворительной деятельности и т.д. Своевременное предоставление подобного рода информации избавит аптеку от длительных антимонопольных и судебных разбирательств.

Использование аптечными учреждениями в названии информации о ценах также привлекает внимание АМКУ. Так, в 2012 г. оштрафовано­ ООО «АПТЕКА НИЗКИХ ЦЕН ПЛЮС» за распространение неправдивой информации на визитках и внешнем оформлении (внешней рекламе) аптек. Об этом шла речь в опубликованном АМКУ обзоре показательных дел, рассмотренных этим органом в III квартале минувшего года. В свою очередь, ООО «Доминант-Фарм», имеющее право на использование товарного знака «Аптека низких цен», обратилось в суд с иском к МЗ Украины, в результате чего в июне 2013 г. Высший административный суд Украины признал незаконным абзац 4 п. 1 приказа МЗ Украины от 07.09.2012 г. № 707 «О внесении изменения в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами». Напомним, что данным пунктом было установлено, что в наименовании аптечного учреждения, в знаке для товаров и услуг, под которым аптечное учреждение осуществляет свою деятельность, в вывесках и внешней рекламе аптек не допускается использование каких-либо сведений, содержащих утверждения относительно уровня или другой характеристики цены и социальной направленности аптечного учреждения, которые могут повлиять на намерения потребителей приобрести в нем товары. ( Прим. ред. — Во исполнение постановления Окружного административного суда города Киева от 18.02.2013 г. № 2а-17708/12/2670 приказом МЗ Украины от 03.07.2013 г. № 572 из Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами соответствующий абзац исключен).

Основанием для признания вышеуказанного положения незаконным послужил тот факт, что предупреждение недобросовестной конкуренции и защита прав потребителей не относятся к компетенции МЗ Украины, которое, соответственно, и не было полномочным устанавливать подобные ограничения для аптечных учреждений.

Что же касается аптечных учреждений, то хотелось бы порекомендовать им анализировать любые материалы (информацию об акциях, слоганы, вывески и т.д.), направленные на потребителей, на соответствие законодательству о защите от недобросовестной конкуренции. Делать это следует, не дожидаясь запроса АМКУ о предоставлении информации. Также важно помнить, что обратить внимание этого органа на признаки наличия недостоверной информации в вашей деятельности могут и ваши конкуренты, подав соответствующее заявление.

Если же после проведения анализа материалов вы не уверены в добросовестном способе изложения информации или видите потенциальные риски нарушения, стоит помнить, что действующее законодательство предусматривает право субъектов хозяйствования обратиться в АМКУ и получить рекомендационные разъяснения относительно соответствия своих действий ст. 151 Закона Украины от 07.06.1996 г. № 236/96-ВР «О защите от недобросовестной конкуренции».

Такая процедура, безусловно, имеет свои позитивные и негативные моменты. С одной стороны, у вас появляется своеобразная защита, поскольку вы будете знать официальную позицию АМКУ. С другой — полученное разъяснение носит лишь рекомендательный характер и бремя подачи всей необходимой информации для принятия АМКУ решения в рамках данного обращения лежит на заявителе. Это означает, что, не получив какой-либо важной информации от вас, выданные ранее рекомендательные разъяснения не будут носить для АМКУ обязательного характера.

В любом случае выбор стратегии поведения на рынке зависит только от самого субъекта хозяйствования. А вот распространение недостоверной информации всегда проще предупредить, нежели бороться с его последствиями. 

Виктория Пташник,
адвокат, партнер «DROIT LAW FIRM»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті