Тактика защиты в делах о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции

01 Листопада 2013 4:45 Поділитися

Если еще лет 5–7 назад далеко не все субъекты хозяйствования знали, кто такой Антимонопольный комитет Украины (далее — АМКУ) и что грозит им за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, то сегодня многие из них не только стараются проверять свою деятельность на соответствие данному законодательству, но и проводят специальные тренинги для сотрудников. Такое внимание к данной сфере обусловлено активностью АМКУ на различных рынках, среди которых и фармацевтический, а также возросшими штрафными санкциями. Конечно же, самым лучшим способом обезопасить себя от подобных штрафов является предупреждение нарушений. Но что делать, если АМКУ все-таки увидел их признаки в Ваших действиях ,и как вести себя в случае, если Вы вдруг стали ответчиком? Об этом рассказала Виктория Пташник, адвокат, управляющий партнер «DROIT LAW FIRM».

Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции начинается с момента принятия распоряжения о начале дела. Такому распоряжению, как правило, предшествует направление АМКУ запроса о предоставлении информации, а иногда и проведение проверки. Предпринимая такие меры, АМКУ пытается установить, есть ли в деянии субъекта признаки нарушения или нет. И лишь при наличии таких признаков, а также при условии, что такое деяние существенно повлияло на конкурентные отношения на рынке, возбуждается дело.

Очевидно, что для АМКУ основной причиной проверки наличия признаков нарушения является информация/документы, предоставленные субъектами хозяйствования в ответ на запросы или в ходе проведения проверки.

Предоставление формального ответа может привести к негативным последствиям в виде открытия дела, закрыть которое по недоказанности куда сложнее, нежели вообще предотвратить. Именно поэтому, получив запрос АМКУ, субъекту хозяйствования необходимо определить, какие именно его действия обратили на себя внимание, и попытаться, отвечая на вопросы, предоставить дополнительные пояснения, которые могут свидетельствовать о соответствии деятельности компании законодательству о защите экономической конкуренции.

Ну и, конечно же, следует отметить, что предоставление информации в ответ на запросы АМКУ является обязательным. За непредоставление, предоставление неполных и/или недостоверных сведений может быть наложен штраф в размере до 1% дохода (выручки) от реализации товаров за последний отчетный год, предшествующий году наложения штрафа.

Так, в процессе исследования фармацевтического рынка некоторые субъекты проигнорировали запросы АМКУ, за что в отношении некоторых из них планировалось открыть соответствующие дела.

Если Вы получили запрос — все в Ваших руках. По крайней мере, если признаки нарушения все-таки существуют, то стратегия защиты в будущем деле должна быть продумана еще до отправки ответа АМКУ.

Если же к Вам пришли с проверкой, то, скорее всего, Вас подозревают в совершении антиконкурентных согласованных действий. И тут ситуация, конечно же, сложнее, поскольку на практике представители АМКУ приходят неожиданно, будучи утренним сюрпризом для руководителей компаний. Именно потому антимонопольщики называют такие проверки «рейды на рассвете».

На фармацевтическом рынке подобные проверки, как правило, осуществляют тогда, когда субъектов хозяйствования подозревают в искажении результатов тендеров. Будьте готовы, что электронная почта ответственных за участие в тендерах, бухгалтеров и руководства компании окажется во владении АМКУ, и в последующем будет цитироваться в решении, а показания необходимых представителей будут тут же запротоколированы. Данный вид нарушений законодательства АМКУ рассматривает как один из самых серьезных в сфере защиты экономической конкуренции, за который предусмотрен штраф до 10% дохода (выручки) от реализации товаров за год, предшествующий наложению штрафа. Но это и не удивительно, поскольку данные нарушения напрямую касаются затрат из государственного бюджета. А если при этом задействованы еще и социально значимые рынки (одним из которых, несомненно, является фармацевтический), то повышенное внимание сотрудников АМКУ гарантировано.

Если же дело о нарушении все-таки было начато, и Вы объективно понимаете, что таковое имело место, то и тут не все потеряно. На этой стадии, если Вы по какой-то причине еще не разработали стратегию защиты, самое время уделить этому должное внимание. Не ждите предварительных выводов АМКУ, а помните, что существенная их часть ляжет в основу решения этого органа, и изменить такие выводы будет уже непросто.

Конечно же, существенной трудностью на данном этапе является то, что Вы не сможете ознакомиться с материалами дела (право на ознакомление с материалами дела у субъектов хозяйствования появляется только после получения предварительных выводов). Но, поверьте, никто другой не знает Вашего бизнеса лучше, чем Вы, и поэтому Вы должны понимать, чем обусловлено столь пристальное внимание АМКУ.

Невзирая на то что в украинском законодательстве отсутствует нормативно закрепленная методика расчета штрафных санкций, практический опыт показывает, что механизмы уменьшения их размеров есть. Так, к ним относятся, в частности, признание совершения нарушения (в делах об антиконкурентных согласованных действиях заявление о картеле и его участниках может даже освободить заявителя от ответственности), содействие в расследовании дела (предоставление всей информации, запрашиваемой АМКУ; разъяснение неоднозначных моментов и т.д.), прекращение нарушения, устранение его последствий и т.д.

Также не стоит забывать, что при наличии нарушения дело не обязательно должно завершиться штрафом. Законодательством предусмотрена возможность предоставления АМКУ рекомендаций относительно: прекращения действий, которые содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, устранения причин возникновения данного нарушения и условий, которые этому способствуют, а также негативных последствий такого нарушения. При условии выполнения рекомендаций АМКУ субъектами хозяйствования производство о нарушении не начинается, а открытое дело закрывается. Так, согласно данным АМКУ, за 2012 г. из общего количества прекращенных нарушений (5820) в 2109 случаях это было осуществлено путем предоставления рекомендаций.

Ну и, конечно же, выстраивая тактику защиты, важно настроиться на результат и помнить, что сам ответчик может повлиять на успешный исход дела. Практика свидетельствует о том, что абсолютно реально доказать АМКУ отсутствие нарушения и закрыть дело. Правильно выстроенная стратегия, доскональный подбор доказательств и детальные пояснения, подготовленные компанией, помогут убедить этот орган в отсутствии нарушения, в результате чего дело может быть закрыто по причине недоказанности.

Если же АМКУ все-таки вынес решение, которым признал наличие нарушения, и наложил штраф, напомним, что у субъектов хозяйствования есть право оспорить его. На это им дается 2 мес. В таком случае дальнейшая тактика может быть разной: оспаривать наличие соответствующего нарушения или сосредоточиться на размере штрафа, рассчитанного АМКУ.

Компаниям также следует не забывать и о пене, размер которой составляет 1,5% от суммы штрафа за каждый день просрочки его оплаты (согласно законодательству срок для исполнения решения АМКУ составляет также 2 мес). Учитывая, что в последнее время размеры штрафных санкций существенно увеличились, размер пени может быть также весьма существенным. На период рассмотрения судом дела о признании недействительным решения АМКУ начисление пени останавливается. Поэтому субъектам хозяйствования, не согласным с решением АМКУ, важно не пропустить сроки для его оспаривания, чтобы не столкнуться с огромным размером пени за просрочку оплаты штрафа.

В делах о нарушениях важно помнить, что чем раньше субъекты хозяйствования продумают свои шаги наперед, тем вероятнее положительный исход дела для них.

Наиболее эффективным является не разработка различных стратегий защиты, а предотвращение нарушений, что легко достигается при анализе всех документов, внутренних и внешних процедур компании и осуществлении хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции. Чего Вам и желаю!

О типичных нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции аптечными сетями читайте на сайте www.apteka.ua, а также в ближайшем номере «Еженедельника АПТЕКА».

Виктория Пташник,
адвокат, управляющий партнер «Droit Law Firm»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті