Приверженность лечению — залог его успеха

Сегодня проблема приверженности выполнению назначений врача привлекает все более пристальное внимание. Полагают, что если обоснованно выбрано соответствующее лекарст­венное средство для лечения заболевания, если четко выписан рецепт и препарат отпущен в аптеке, а пациент будет принимать его правильно, то лечение будет вполне успешным. К сожалению, очень часто этого не происходит. Одна из наиболее важных причин неудач медикаментоз­ной терапии — плохая приверженность пациентов лечению. Высокая же степень приверженности является залогом его успеха. О том, что можно сделать для улучшения лечения пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в Украине, корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» рассказал Юрий Сиренко, профессор, главный кардио­лог МЗ Украины, заведующий отделом систематических гипертензий Национального научного центра «Институт кардиологии им. Н.Д. Стражеско АМН Украины».

Юрий Сиренко

Юрий Сиренко

Юрий Николаевич, начиная беседу о том, как обеспечить приверженность пациентов терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы, хотелось бы узнать, каковы статистические данные в этой области в Украине?

— Статистические данные заболеваемости не радуют: в 2005 г. официально зарегистрированы более 23 млн жителей, которые обратились к врачам и которым был поставлен диагноз одного из заболеваний сердечно-сосудистой системы; 10,6 млн пациентов с повышенным артериальным давлением (АД); 7,9 млн пациентов с ишемической болезнью сердца. 15 млн пациентов в Украине относятся к группе высокого риска и нуждаются в лечении с целью предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

— Каковы медицинские причины неадекватного лечения пациентов с такими заболеваниями и что можно сделать для улучшения его результатов?

— Говоря о медицинских причинах неадекватного лечения пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, хочется выделить основные из них: отсутствие понимания необходимости достижения целевого уровня АД и холестерина; плохая последовательность на этапах лечения; отсутствие контроля его результатов.

Для улучшения результатов лечения следует: внедрить понимание необходимости достижения целевых уровней АД и холестерина; обеспечить диспансеризацию больных группы высокого риска и контроль за последовательностью лечения; обеспечить назначение и применение эффективных брэндовых препаратов, которые прошли тестирование в многоцентровых клинических исследованиях, для лечения пациентов.

На приверженность пациента терапии влияют и такие факторы, как: качественный контакт между врачом и пациентом (дифференцированный подход ко времени консультации с целью лечения); доверие пациента к лечению; разъяснение больному цели и задачи терапии; простые четкие инструкции для пациента; самоконтроль пациента; плановое наблюдение врачом.

— Существуют ли принципы воздействия на пациентов с целью обеспечения их приверженности терапии?

— Действительно, такие принципы существуют, их еще называют принципами социального воздействия. Попробую дать им определение и рассказать, как их использовать.

Авторитет. «Если эксперт скажет, что это правда, то это должно быть именно так». Люди склонны следовать рекомендациям тех, кто для них является безоговорочным авторитетом (следует показать сертификаты, дипломы и т.д. тех лиц, которые дают советы больным, в том числе самого врача).

Желание раритета. «Я не могу это иметь, но я хочу его еще больше». Люди склонны переоценивать значение вещей редких или таких, в доступности которых существует ограничение (следует показывать, что можно потерять редчайшую возможность вследствии отказа следовать наставлениям врача).

Консенсус. «Большинство пациентов в цивилизованном мире выбирают именно такой путь лечения». Люди склонны смотреть на поведение окружающих при принятии собственного решения (следует показать, что другие пациенты в аналогичных условиях достигли значительных результатов, следуя таким рекомендациям).

Взаимоотношения. «Дай и возьми». Люди чувствуют себя обязанными, когда им заранее что-нибудь дали (следует применять систему уступок для привлечения пациента к исполнению рекомендаций; сделайте комплимент, используйте систему вознаграждений как мотивацию к приверженности лечению).

Последовательность и настойчивость. «Начни с чего-нибудь легкого, а потом постепенно требуй большего». Люди должны чувствовать некоторое давление для того, чтобы быть последовательными в своих действиях (желательно, чтобы пациенты взяли определенные обязательства относительно своего здоровья).

Приверженность и симпатия. «Подружись с тем, кого хочешь приобщить к своей вере». Люди легче принимают условия от тех, кто им нравится (следует демонстрировать свою преданность в работе с пациентом на протяжении всего периода лечения).

— Можно ли идентифицировать факторы, по которым заранее можно предсказать недостаточную приверженность пациента лечению?

— Несомненно, такие факторы можно идентифицировать. К ним следует отнести низкий уровень грамотности пациента и неспособность разобраться в схеме назначенных средств; наличие психических заболеваний и когнитивных расстройств у пациентов; наличие побочных эффектов препаратов и др..

— С целью снижения смертности среди лиц пожилого возраста в марте 2000 г. правительством Великобритании были утверждены Национальные рекомендации и стандарты по  лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы, согласно которым к 2010 г. планируется модернизировать лечебные, диагностические, реабилитационные службы помощи таким больным. Существуют ли в Украине подобные стандарты для лечения больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы?

— Безусловно, для улучшения обеспечения приверженности пациентов лечению внедряются как рекомендации, так и стандарты лечения тех или иных заболеваний. Специалистами Национального научного центра «Институт кардиологии им. Н.Д. Стражеско АМН Украины» разработаны и переданы в Министерство здравоохранения Украины для утверждения рекомендованные схемы диагностики и лечения пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, то есть стандарты лечения. Почему их не утверждают — неизвестно. Можно предположить, что, поскольку стандарты лечения косвенно подразумевают еще и обеспечение лечебных заведений препаратами, аппаратурой для диагностики, то, возможно, камнем преткновения является финансирование. Вероятно, существуют и другие причины. Факт остается фактом: до сих пор стандарты лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы не утверждены. Однако мы не теряем надежды, что эта проблема будет разрешена и они будут приняты в ближайшем будущем.

— Каково Ваше отношение к визуализации как фактору повышения приверженности пациентов лечению?

— Вовлечение самого пациента в лечебный процесс является необходимым для выполнения предписаний врача. Немаловажную роль при этом играют и любые наглядные пособия, которые как раз и служат фактором повышения мотивации пациентов к соблюдению режима лечения. По моему мнению, визуализация — абсолютно четкая и необходимая вещь для повышения приверженности пациентов выполнению рекомендаций врача. Я сам часто пользуюсь таким методом: на доступном наглядном материале показываю пациентам, какие изменения происходят в организме при инфаркте миокарда или инсульте; объясняю схемы лечения. Это дает свои положительные результаты.

Таким образом, проблема приверженности пациентов терапии — комплексная проблема. Невозможно выделить в ней что-либо одно, дающее основание утверждать, что именно оно — главное. n

Лариса Пашинян

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті