 31 декабря 2014 г. закончился срок реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью (далее — пилотный проект). Соответствующее положение содержится в постановлении КМУ от 25 апреля 2012 г. № 340. Поскольку в Государственном бюджете на 2015 г. субвенция местным бюджетам на частичное возмещение стоимости антигипертензивных лекарственных средств не предусмотрена, реализация пилотного проекта на этот год не продлена. Однако у читателей «Еженедельника АПТЕКА» возникают вопросы относительно ценообразования на препараты, включенные в пилотный проект, и необходимости декларирования изменения оптово-отпускных цен на них в соответствии с постановлением КМУ № 340.
31 декабря 2014 г. закончился срок реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью (далее — пилотный проект). Соответствующее положение содержится в постановлении КМУ от 25 апреля 2012 г. № 340. Поскольку в Государственном бюджете на 2015 г. субвенция местным бюджетам на частичное возмещение стоимости антигипертензивных лекарственных средств не предусмотрена, реализация пилотного проекта на этот год не продлена. Однако у читателей «Еженедельника АПТЕКА» возникают вопросы относительно ценообразования на препараты, включенные в пилотный проект, и необходимости декларирования изменения оптово-отпускных цен на них в соответствии с постановлением КМУ № 340.Государственное регулирование наценок на антигипертензивные препараты
На сегодня правительственного постановления о признании КМУ № 340 утратившим силу нет, однако в самом документе прямо указано, что реализация пилотного проекта предусмотрена до 31 декабря 2014 г. Таким образом, начиная с 1 января 2015 г. субъекты хозяйствования, которые участвовали в пилотном проекте, могут устанавливать свободные цены на часть антигипертензивных препаратов в соответствии с Законом Украины от 21.06.2012 г. № 5007-VI «О ценах и ценообразовании».
Исключения составляют те молекулы, которые включены в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения и Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений (таблица 1).
| Таблица 1 | Перечень МНН антигипертензивных препаратов и их комбинации, включенные в регулируемые перечни лекарственных средств | 
| Международное непатентованное наименование антигипертензивных лекарственных средств и их комбинации, включенные в пилотный проект | Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения | Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений | 
| Амлодипин | + | – | 
| Эналаприл | + | + | 
| Лизиноприл | – | – | 
| Бисопролол | – | + | 
| Метопролол | – | + | 
| Небиволол | – | – | 
| Нифедипин | – | + | 
| Амлодипин (комбинация с лизиноприлом) | – | – | 
| Лизиноприл (комбинация с гидрохлортиазидом) | – | – | 
| Эналаприл (комбинация с гидрохлортиазидом) | – | – | 
Наценки на такие препараты регулируются государством, в частности постановлением КМУ от 17 октября 2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения». Согласно этому документу предельные снабженческо-сбытовые наценки на лекарства, включенные в вышеуказанные перечни препаратов, устанавливаются на уровне не выше 10% оптово-отпускной цены. Предельные торговые (розничные) надбавки определяются исходя из закупочной цены и не должны превышать следующие размеры:
- если закупочная цена препарата составляет до 100 грн. включительно, торговая (розничная) надбавка будет устанавливаться на уровне 25%;
- 100,01–300,00 грн. включительно — 23%;
- 300,01–500 грн. включительно — 20%;
- 500,01–1000 грн. включительно — 15%;
- более 1000 грн. — 10%.
Референтное ценообразование на антигипертензивные препараты
На сегодня в Украине действует перечень лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, которые могут закупать учреждения здравоохранения, которые полностью или частично финансируются из государственного и местных бюджетов. В него также входят молекулы и их комбинации, включенные в пилотный проект (таблица 2).
| Таблица 2 | Перечень МНН антигипертензивных препаратов и их комбинации, которые могут закупаться за бюджетные средства | 
| Международное непатентованное наименование антигипертензивных лекарственных средств и их комбинации, включенные в пилотный проект | Перечень лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, которые могут закупать учреждения здравоохранения, которые полностью или частично финансируются из государственного и местных бюджетов | 
| Амлодипин (монопрепарат и его комбинации) | + | 
| Эналаприл (монопрепарат и его комбинации) | + | 
| Лизиноприл (монопрепарат и его комбинации) | + | 
| Бисопролол | + | 
| Метопролол | + | 
| Небиволол (монопрепарат и его комбинации) | + | 
| Нифедипин | + | 
Согласно действующему законодательству Украины заявители, желающие принять участие в государственных закупках лекарственных средств, в том числе и антигипертензивных, должны декларировать изменения оптово-отпускных цен без учета пошлины и налога на добавленную стоимость на них.
Сразу отметим, что если производитель препаратов не желает принимать участие в государственных закупках, необходимость декларировать изменение оптово-отпускных цен отсутствует. В таком случае могут устанавливаться свободные цены на антигипертензивные лекарства, не подлежащие государственному регулированию стоимости в соответствии с постановлением КМУ № 955.
В случае участия в государственных закупках применяется референтное ценообразование на препараты в соответствии с постановлением КМУ от 2 июля 2014 г. № 240 «О референтном ценообразовании на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые закупаются за средства государственного и местных бюджетов».
Порядком расчета оптово-отпускной цены на лекарственное средство, утвержденным приказом МЗ Украины от 20.08.2014 г. № 584/1011, введен механизм определения сравнительных (референтных) цен, установленных в стране их происхождения, Болгарии, Молдове, Польше, Словакии, Чехии, Латвии, Венгрии, Сербии и Украине.
В рамках референтного ценообразования на лекарства можно применить 1 из 3 вариантов расчета оптово-отпускных цен на них. Так, первый вариант применяется, если препарат впервые зарегистрирован на территории Украины или относительно него отсутствуют (недоступны) данные об оптово-отпускных ценах в референтных странах и в Украине. В таком случае расчет происходит в соответствии с Порядком формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, относительно которых введено государственное регулирование. Второй вариант — непосредственно само реферирование цены с использованием данных референтных стран. Третий вариант применяется для препаратов отечественного производства — если цена есть в Реестре оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, заявитель имеет право проиндексировать ее, используя индекс цен производителей основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов — показатель, рассчитываемый Государственной службой статистики Украины. Если цена отсутствует в таком Реестре, заявитель может применить первый вариант в соответствии с постановлением КМУ № 333.
Таким образом, на сегодня субъекты хозяйствования, которые не хотят участвовать в государственных закупках антигипертензивных препаратов, могут устанавливать свободные цены на лизиноприл и на небиволол, а также на их комбинации и комбинации эналаприла с гидрохлортиазидом. На амлодипин, эналаприл, бисопролол, метопролол и нифедепин наценки устанавливаются в соответствии с постановлением КМУ № 955. Референтное ценообразование на антигипертензивные препараты применяется в случае участия в государственных закупках.
 
						
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим