Законом Украины «О ценах и ценообразовании» предусмотрены такие виды государственного регулирования цен, как установление фиксированных цен, граничных цен, граничной торговой наценки, а также внедрение процедуры декларирования изменения цены. Из всех опций КМУ выбрал декларирование розничных цен и ввел его на лекарственные средства (включая парацетамол, азитромицин, амоксициллин и др.), антисептики и дезинфицирующие средства (включая хлоргексидин, этанол, хлороксиленол и др.), а также средства индивидуальной защиты (включая медицинские маски, перчатки, медицинскую марлю и др.). Всего декларирование введено на 38 позиций товаров, полный список которых есть в тексте постановления.
Этим постановлением также утвержден порядок декларирования изменения розничных цен. Из нового стоит отметить то, что сведения о цене на конкретный товар из списка необходимо подавать в адрес Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпотребслужба), а не МЗ Украины. Пункт 2 Порядка предполагает, что декларированию подлежит изменение розничных цен каждого отдельного вида товара независимо от упаковки, дозировки и формы выпуска. Декларированию подлежат розничные цены для конечного потребителя в гривне, которые включают НДС. Как следствие, после вступления постановления в законную силу аптечным учреждениям необходимо будет подготовить и подать для декларирования цен сведения о каждом товаре из списка, включая каждую форму выпуска и дозировку лекарственного средства, на который планируется повысить цену.
Когда вступает в силу декларирование цен? В постановлении указано, что оно вступает в силу через 10 дней со дня его опубликования и действует до окончания карантина. Постановление опубликовано в газете «Урядовий кур’єр» 7 мая 2020 г. Таким образом, оно вступает в силу 18 мая 2020 г.
В каких случаях и в какие сроки необходимо подать такую информацию? Декларирование осуществляется, если субъект хозяйствования планирует повысить цену на конкретный товар из списка по сравнению с ценой, которая действует по состоянию на 18 мая 2020 г., либо с уже задекларированной ценой.
Сроки декларирования зависят от того, на какой процент планируется увеличить цену, и составляют:
- за 30 дней до начала применения розничной цены, которая декларируется (без учета дня декларирования) в случае повышения цены на 15% и более;
- за 14 дней до начала применения розничной цены, которая декларируется (без учета дня декларирования) в случае повышения цены на 10% и более, но менее, чем на 15%;
- за 3 дня до начала применения розничной цены, которая декларируется (без учета дня декларирования) в случае повышения цены на 5% и более, но менее, чем на 10%.
В постановлении установлено, что изменение цены не декларируется, если цена снижается либо если она повышается вследствие окончания срока действия скидки. К сожалению, Кабинет Министров не указал: кто, кому и при каких обстоятельствах должен давать скидку, чтобы применять такое исключение. Как часто происходит в последнее время, необходимо будет получать дополнительные разъяснения, чтобы понять, как правильно применять принятый нормативно-правовой акт, и что имелось в виду при его принятии.
Можно ли подавать информацию о ценах в аптечной сети или нужно подавать информацию о ценах в каждом аптечном учреждении? Ответ на данный вопрос находится в п. 3 порядка декларирования изменения розничных цен. Декларирование осуществляется относительно изменения цен в объекте (учреждении) розничной торговли. Таким образом, если планируется повысить цену на товар из перечня на более чем 5% в любом аптечном учреждении на территории Украины, необходимо декларировать такое изменение в сроки, которые указаны выше.
Как часто нужно декларировать цены? Каждый раз, когда вы планируете повысить цену на 5% и более на любую форму выпуска или упаковку товара из списка по отношению к задекларированной цене (первый раз по отношению к цене, которая действует по состоянию на 18 мая 2020 г.).
При подаче информации о декларировании цены нужно ли привязываться к каким-то граничным ценам? Нет, такого требования постановлением не установлено. Первый раз вы используете цены, которые сформированы в конкретном аптечном учреждении на момент подачи сведений в Госпотребслужбу. При последующем декларировании вы отталкиваетесь от уже задекларированной цены. Однако на большинство лекарственных средств из списка постановлением КМУ № 955 установлена граничная розничная наценка. В этом случае необходимо соблюдать такую наценку.
Что будет, если не подать информацию? Если рассмотреть декларирование изменения цен на лекарства, которое осуществляется в адрес МЗ Украины на основании постановления КМУ № 240 и касается закупок за бюджетные средства, то там последствия недекларирования цены очевидны — бюджетные учреждения не смогут закупить такое лекарство по результатам тендера. В вопросе нового регулирования в части декларирования цен в адрес Госпотребслужбы все выглядит так, что за непредоставление информации для декларирования цены прямой ответственности нет. Есть ст. 1652 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере 2550 грн за нарушение порядка применения цен и тарифов. Однако большой вопрос, насколько в данном случае нарушается порядок применения цен, учитывая, что используется цена, сформированная аптечным учреждением самостоятельно. Кроме того, Закон Украины «О ценах и ценообразовании» предусматривает ответственность за невыполнение предписаний Госпотребслужбы или создание препятствий для выполнения возложенных на нее функций в размере 34 000 грн. Только в этом случае такое предписание об устранении нарушений по результатам контрольных мероприятий должно быть физически направлено субъекту хозяйствования. Готова ли Госпотребслужба справиться с таким количеством торговых точек (включая те, которые торгуют продуктами питания, включенными в перечень), — большой вопрос.
Если в целом оценивать вышеуказанную инициативу Кабинета Министров Украины, то стоит отметить, что она, очевидно, запоздала. Постановление КМУ № 341, которое вводит такое декларирование, вступает в силу 18 мая 2020 г., тогда как формально карантин заканчивается 22 мая 2020 г. (как минимум, исходя из последнего решения КМУ). Постановление страдает элементами правовой неопределенности, и в очередной раз новое регулирование вызовет у субъектов рынка больше вопросов, чем ответов.
Коментарі