Отечественный фармацевтический рынок переживает не лучшие времена. Нестабильность курса гривни, низкая покупательная способность населения, кризис неплатежей заставляют практически всех его участников — будь то заводы-производители, крупные оптовые поставщики лекарственных препаратов или рядовые аптеки — изыскивать новые методы и приемы ведения бизнеса, которые позволят организовать деятельность предприятия таким образом, чтобы она оставалась экономически выгодной.
Наглядным примером своевременной адаптации к рыночным реалиям сегодняшнего дня может служить антикризисная стратегия компании «Триграм Фармадент Инт.» — известного в Украине дистрибьютора фармацевтической продукции, — созданной с участием индийского капитала. Эта стратегия основана на трех основных принципах: гибкая ценовая политика, максимальная эффективность рекламной кампании и создание собственного производства. |
Цены
Компания «Триграм Фармадент Инт.» хорошо известна на украинском фармацевтическом рынке. Сегодня ее филиалы открыты в 16 городах нашей страны, из них в 12 помимо административных помещений есть оптовые склады. И хотя в номенклатуре предлагаемой продукции имеются лекарственные средства, произведенные как в Украине, так и за рубежом, основной акцент компания делает на импорте и последующей реализации индийских препаратов.
По мнению президента фирмы «Триграм Фармадент Инт.» Винода Сингха, для того чтобы достичь позитивных результатов в фармацевтическом бизнесе, любая компания должна, образно выражаясь, «следовать за рынком». Соответственно, если объем реализации лекарственных препаратов в Украине в целом сокращается, то адекватной реакцией на это должно стать плавное снижение цен на предлагаемые лекарства. В то же время существенная проблема отечественных дистрибьюторских фирм, как и компании «Триграм Фармадент Инт.», заключается в том, что они вынуждены формировать свою отпускную цену исходя из цены, установленной заводом-производителем. Это означает, что потенциал для снижения отпускной цены дистрибьютора невелик.
Именно поэтому важным составным элементом антикризисной стратегии фирмы «Триграм Фармадент Инт.» является тесная взаимосвязь с поставщиками, в первую очередь индийскими. Руководители этой дистрибьюторской фирмы пытаются убедить производителей разделить бремя снижения цен. Как утверждает г-н Сингх, солидные фармацевтические фирмы его страны идут на это, понимая, что такие действия позволят их препаратам сохранить свои позиции на рынке.
В то же время позитивному переговорному процессу в значительной мере препятствует тот факт, что менеджеры индийских компаний-производителей, ответственные за поставки продукции в страны СНГ, не всегда вникают в особенности украинского рынка. Наиболее характерный недостаток — обобщение в маркетинговых планах, реализуемых некоторыми компаниями-производителями, стран бывшего Союза в единый регион, и как следствие — применение сходных схем поставок, например в Россию, Украину и Белоруссию. В то же время в Российской Федерации объективно сложились более благоприятные условия для работы индийских компаний, выпускающих лекарственные препараты и изделия медицинского назначения. Такая ситуация обусловлена в первую очередь тесными долгосрочными экономическими отношениями России и Индии, существующими взаимными льготами во внешней торговле, а также более мощным финансовым потенциалом крупных российских дистрибьюторов лекарственных препаратов. Поэтому схемы поставок и расчетов, приемлемые для России (в частности, предоплата), не всегда подходят для Украины.
В то же время руководство фирмы «Триграм Фармадент Инт.» убеждено, что снижение цен на фармацевтическую продукцию сегодня (даже за счет части прибыли производителя и дистрибьютора) будет успешно компенсировано в будущем, когда ситуация в экономике Украины нормализуется. Поддержание доступных цен на предлагаемые лекарственные средства позволит сохранить, а в отдельных случаях — и увеличить долю, занимаемую на рынке тем или иным препаратом.
Главный аргумент в пользу подобной точки зрения — высокая степень лояльности украинских покупателей по отношению к тому или иному торговому названию препарата, фирме-производителю. Рядовой потребитель, который однажды был удовлетворен эффектом определенного препарата, чаще всего будет и в дальнейшем его приобретать. Побудить его к покупке другого лекарственного средства аналогичного действия может только отсутствие привычного препарата в аптеке или же цена, ставшая недоступной. Поэтому для того, чтобы сберечь «клиентов», производители и дистрибьюторы, работающие на перспективу, обязаны стремиться к сохранению уровня доступности лекарств даже в условиях постоянного снижения покупательной способности населения.
Реклама
«Скупой платит дважды» — помня эту поговорку, компания «Триграм Фармадент Инт.» вырабатывает свою нынешнюю маркетинговую стратегию. Как убеждены топ-менеджеры фирмы, реклама и продвижение продукции — это не та сфера деятельности фирмы, которая должна быть сокращена до минимума в условиях экономического кризиса. В то же время целесообразно провести полную ревизию маркетинговых планов, профессиональную разработку мероприятий по рекламе и продвижению препаратов таким образом, чтобы каждая вложенная копейка приносила максимум результатов.
В данный момент топ-менеджмент компании выделил три основных направления в области маркетинга: реклама в региональных СМИ, специализированных изданиях и формирование собственной сети медицинских представителей. Как считает г-н Сингх, продвижение безрецептурных препаратов в масштабах всей страны наиболее эффективно, если использовать именно местные рекламоносители — региональное телевидение, газеты, наружную рекламу. Сегодня специалистами компании разработан медиа-план, согласно которому реклама размещается в 56 городах Украины с населением более 50 000 человек. При этом наряду с периодическими изданиями, радиовещанием и телевидением компания рекламирует свою продукцию в вагонах метро, салонах троллейбусов и трамваев, на проездных билетах.
Что же касается рецептурных препаратов, то помимо рекламы в специализированных изданиях, предназначенных для врачей и фармацевтов, большие надежды возлагаются на создаваемую сеть медицинских представителей. Уже сегодня активную работу с врачами ведут медицинские представители компании в Киеве, Одессе, Днепропетровске, Харькове, Донецке и Луганске.
КОММЕНТАРИЙ |
|
|
Собственное производство
С недавних пор фирма «Триграм Фармадент Инт.» перестала быть исключительно дистрибьютором. В начале 1999 г. компания приобрела индийский завод «Brahma Drug Pvt», а уже в середине июля в нашей стране был зарегистрирован производимый этим предприятием анальгетик КОЛДФЛЮ (комбинированный препарат, содержащий фенилпропаноламин, хлорфенамин, кофеин и парацетамол).
Позитивный опыт продвижения и продаж на украинском рынке препарата КОЛДФЛЮ подтолкнул компанию «Триграм Фармадент Инт.» к дальнейшему развитию этой вертикально интегрированной модели бизнеса, в которой производитель и дистрибьютор — родственные фирмы.
Поэтому уже к концу года, как ожидается, в Украине будут зарегистрированы еще 10–11 препаратов производства завода «Brahma Drug Pvt.». Активное продвижение этих лекарственных средств на украинский рынок начнется уже в начале будущего года.
Следующим стратегическим шагом, как считает президент «Триграм Фармадент Инт.» Винод Сингх, должно стать создание совместного производства на базе одного из украинских фармацевтических предприятий. С расширением номенклатуры выпускаемой продукции и увеличением мощности отечественной фарминдустрии государство, по мнению Сингха, будет ужесточать протекционистскую политику в отношении тех препаратов, выпуск которых налажен внутри страны, в частности путем увеличения таможенных тарифов на импорт их зарубежных аналогов. И в этом нет ничего предосудительного — защита интересов отечественного товаропроизводителя присутствует в каждой цивилизованной стране мира. Поэтому солидные зарубежные компании должны серьезно задуматься о реализации взаимовыгодных проектов вместе с украинскими коллегами. Компания «Триграм Фармадент Инт.» как владелец и представитель интересов завода «Brahma Drug Pvt» уже изучает возможности сотрудничества с отечественными химико-фармацевтическими заводами по лицензионному выпуску медикаментов.
Денис Олейников
Фото автора
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим