Мировой фармацевтический рынок в новом тысячелетии – итоги І квартала

Прошедший год был весьма продуктивным для большинства фармацевтических компаний мира. Согласно данным, приведенным в IMS Health annual World Review, объем продаж лекарственных средств в 60 странах в 2000 г. составил 317 млрд долларов США, что на 10% больше, чем в 1999. Лидером среди препаратов-бестселлеров на мировом фармацевтическом рынке был признан Лозек (омепразол) производства компании «АстраЗенека», объем продаж которого в 2000 г. увеличился на 9% и составил 6,1 млрд долларов США. Самый высокий процент прироста объема продаж этой категории лекарственных средств (65%) наблюдался по препарату Целебрекс (целекоксиб) — селективному ингибитору циклоксигеназы-2, производства компании «Фармация Корпорейшн», объем продаж которого составил 2,4 млрд долларов США («Scrip» (№ 2630, 30 марта 2001 г., c. 18).

Мировой фармацевтический рынок продолжает динамично развиваться. Об этом свидетельствуют результаты деятельности некоторых ведущих фармацевтических компаний мира за І квартал текущего года, которые в конце апреля обнародовал журнал «Scrip».

«ГлаксоСмитКляйн»

Прибыль компании «ГлаксоСмитКляйн» в I квартале 2001 г. увеличилась на 19% и составила 1,388 млрд фунтов стерлингов, что значительно больше предполагаемой. Общий объем продаж компании увеличился на 16%, достигнув 4,757 млрд фунтов стерлингов, в том числе лекарственных средств — на 11% (3,985 млрд фунтов стерлингов). При этом доля США в общей структуре мирового фармацевтического рынка составила 51%.

Объем продаж препаратов, появившихся на мировом фармацевтическом рынке за последние 5 лет, таких, как Авандиа (розиглитазон), Комбивир (зидовудин + ламивудин), Серетид/Адваир (салметерол + флутиказон) увеличился в І квартале на 34%, достигнув 727 млн фунтов стерлингов, между тем, препарата старшего поколения — Зантак (ранитидин) уменьшился на 10%, составив 122 млн фунтов стерлингов. Объем продаж препарата Комбивир увеличился на 15% (145 млн фунтов стерлингов), а лекарственного средства Авандиа — на 43% (151 млн фунтов стерлингов). Объем мировых продаж лекарственного средства Сероксат/Паксил (пароксетин) увеличился на 17% (434 млн фунтов стерлингов), в том числе в США — на 15% (297 млн фунтов стерлингов). В настоящее время компания «ГлаксоСмитКляйн» получила разрешение FDA на применение этого препарата в лечении больных с состояниями, сопровождающимися синдромом тревоги.

Компания продолжает наращивать объем продаж вакцин. За І квартал 2001 г. он составил 210 млн фунтов стерлингов, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший прирост объема продаж вакцин был зафиксирован в США — на 37%, что составляет 60 млн фунтов стерлингов.

«ГлаксоСмитКляйн» планирует пополнить свой портфель препаратов главным образом за счет лекарственных средств, применяемых в лечении сердечно-сосудистой патологии. Эту цель компания стремится достичь путем приобретения лицензий на выпуск препаратов других компаний и создания новых лекарственных средств с использованием биотехнологий.

«ШЕРИНГ AG»

Компания «Шеринг AG» сообщает о том, что объем продаж лекарственных средств в I квартале 2001 г. увеличился на 11% и достиг 1,157 млрд евро. Операционная прибыль компании составила 192 млн евро, а чистая — увеличилась на 19% (126 млн евро). Доход «Шеринг AG» от участия в совместной коммерческой деятельности с компанией «Авентис КропСайенс» увеличился с 12 до 28 млн евро.

Компания «Шеринг AG» планирует увеличение объема продаж лекарственных средств за счет введения на фармацевтический рынок новых препаратов, таких, как контрацептивы Ясмин (дросперинон + этинилэстрадиол) и Мирена (левоноргестрел), а также лекарственного средства для лечения лейкемии — Кампат (алемтузумаб). Такие меры, как предполагают эксперты, позволят увеличить доход компании в 2001 г. на 15–20%.

Объем продаж лекарственных средств, предназначенных для регуляции фертильной способности, увеличился на 16% и достиг 370 млн евро. Бестселлером компании стал эстрогенный препарат Климар (эстрадиол), объем продаж которого в США увеличился на 66% и достиг 33 млн долларов.

Наибольший рост объема продаж препаратов компании «Шеринг AG» наблюдался в странах Европы и Латинской Америки, а также в Японии и Канаде, где составил 14%. В США он увеличился лишь на 4%. При этом доля мировых продаж лекарственных средств на фармацевтическом рынке США составила 21%, в Европе — 48%. Компания стремится расширить свое присутствие в США, где в 2005 г. планирует реализовать 30% своей продукции.

«НОВАРТИС»

Объем продаж лекарственных средств-брендов компании «Новартис» в І квартале текущего года увеличился на 13% и достиг 4,5 млрд швейцарских франков (2,7 млрд долларов США). При этом общий объем продаж генерических препаратов составил 528 млн швейцарских франков. В настоящее время компания получила разрешение на производство новых лекарственных средств. Предполагается, что уже в этом году на фармацевтических рынках появятся генерические версии брендов-бестселлеров компании — препаратов Сандиммун Неорал (циклоспорин) и Аредиа (памидроната динатриевая соль), применяемого в онкологической практике.

Большие надежды компания «Новартис» возлагает на новый препарат Старликс (натеглинид), предназначенный для лечения сахарного диабета ІІ типа. В странах ЕС в апреле текущего года разрешено применение комбинированного препарата натеглинида с метформином. В конце марта зарегистрирован препарат Зомета (золедронат), новый представитель класса бифосфонатов, предназначенный для устранения синдрома гиперкальциемии при некоторых злокачественных новообразованиях, который в ближайшее время появится на фармацевтическом рынке ЕС.

В 2001 г. будут зарегистрированы препараты Гливек (STI-571) для лечения хронического миелоидного лейкоза, Зелмак (тегасерод), применяемый в терапии синдрома раздраженной толстой кишки. Кроме того, в начале следующего года планируется регистрация препарата Ксолаир (омализумаб), предназначенного для лечения бронхиальной астмы и аллергического ринита.

Интенсивное внедрение на фармацевтический рынок новых лекарственных средств является стратегической линией компании «Новартис». Это дает хорошие результаты. Так, объем продаж антигипертензивных препаратов Диован (валсартан) и Ко-Диован (валсартан + гидрохлоротиазид) в І квартале 2001 г. увеличился на 39%, противогрибкового лекарственного средства Ламизил (тербинафин) — на 48%, противоопухолевого препарата Фемара (летрозол), лекарственного средства первого ряда для лечения запущенных форм рака молочной железы у женщин в постменопаузальный период, — на 59%. Объем продаж препарата Висудин (вертепорфин) для лечения макулярной дегенерации достиг 80 млн швейцарских франков.

Ожидается, что объем продаж препаратов Сандиммун Неорал (циклоспорин) и Аредиа (памидронат) уменьшится за счет генериков. Уже сейчас объем продаж Сандиммуна Неорала на мировом рынке в І квартале текущего года увеличился всего на 3%, а в США даже уменьшился на 5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Недавно это лекарственное средство было зарегистрировано в Японии, где пока нет угрозы со стороны конкурентов. Объем продаж препарата Аредиа в этой стране в І квартале текущего года увеличился на 34%. Компания «Новартис» рассчитывает нивелировать возможное недополучение прибыли, обусловленное сокращением объема продаж данного лекарственного средства, за счет нового, более эффективного препарата Зомет.

«МЕРК ШАРП И ДОУМ»

Прибыль компании «Мерк Шарп и Доум» в І квартале текущего года увеличилась на 11%, достигнув 1,657 млрд долларов США, а общий объем продаж составил 11,3 млрд долларов, что на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За пределами США реализовано 37% продукции.

Бестселлером компании является препарат Зокор (симвастатин), объем продаж которого в І квартале увеличился на 31% (в США — на 48%) и составил 1,515 млрд долларов. В то же время на 10% (140 млн долларов США) увеличился объем продаж препарата Козаар (лосартан) в США. Недавно компания «Мерк Шарп и Доум» начала производство новой лекарственной формы препарата Фосамакс (алендроновая кислота) пролонгированного действия (принимается перорально 1 раз в неделю) для лечения остеопороза, который широко применяется в США в клинике внутренних болезней.

«ЭЛИ ЛИЛЛИ»

В І квартале 2001 г. общий объем продаж компании увеличился на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. и достиг 2,8 млрд долларов. При этом доход компании снизился на 4,6% и составил 806,8 млн долларов США. Такой парадокс объясняется тем, что «Эли Лилли» записала на свой положительный баланс дополнительные 214 млн долларов США, которые получила не за счет реализации лекарственных средств, а от продажи совместного предприятия «Кинетра».

Объем продаж препарата Прозак/Сарафем (флуоксетин) увеличился на 4% и достиг 622,9 млн долларов за счет регистрации его как лекарственного средства, предназначенного для лечения женщин с предменструальным дисфорическим синдромом, и пролонгированной формы Прозака, используемой перорально 1 раз в неделю. При этом в США объем продаж данного лекарственного средства возрос на 7%, в то время как в других странах — снизился за счет конкуренции с генерическими его версиями на 8%. Во втором полугодии 2001 г. заканчивается срок патентной защиты этого препарата в США, что, очевидно, даст возможность конкурирующим генерикам потеснить его на американском рынке. Тем не менее, компания предприняла необходимые меры, чтобы максимально повысить конкурентоспособность своих антидепрессантов.

Объем продаж препарата Зипрекс (оланзапин) увеличился на 39%, достигнув 637,1 млн долларов. При этом в самих США данный показатель возрос на 50%, составив 450,7 млн долларов. В I квартале FDA одобрило выпуск инъекционной формы препарата для лечения пациентов в состоянии ажитации при шизофрении, с биполярными расстройствами и деменцией. Этот препарат также одобрен для применения специальным комитетом ЕС (Commettee for Proprietary Medicinal Products).

Залогом процветания компании является то, что она стремится вкладывать значительные средства в разработку новых препаратов. Так, издержки на научные исследования и развитие в І квартале текущего года увеличились на 12%, составив 516 млн долларов. Портфель новых препаратов, часть которых сейчас находится на рассмотрении в FDA, включает Фортео (терипаратид) для лечения остеопороза и Зовант (альфа активированный дротрекогин), используемый в терапии септических состояний. Завершающую фазу клинических исследований проходят препараты Циалис (IC-351) для лечения эректильной дисфункции (данное лекарственное средство разработано совместно с компанией «Икос»), ингибитор протеинкиназы для лечения диабетической ретинопатии и дулоксетин — для фармакотерапии депрессивных состояний.

«ПФАЙЗЕР»

Общий объем продаж компании «Пфайзер» в І квартале текущего года увеличился на 11%, составив 6,052 млрд долларов, за пределами США — 12% и 2,106 млрд долларов соответственно. При этом темпы прироста объема продаж уменьшились за счет влияния обменного курса валют и некоторых других факторов. В самих США общий объем продаж препаратов увеличился на 10% и составил 3,946 млрд долларов. Чистый доход компании «Пфайзер» возрос на 34% и достиг 2,130 млрд долларов США. При этом на 6% (до 2,580 млрд долларов) сократились административные издержки, что обусловлено структурными измениями компании после слияния ее с фирмой «Уорнер-Ламберт».

Объем продаж препарата Липитор (аторвастатин) возрос на 31%, составив 1,467 млрд долларов США. В настоящее время процентный вклад данного лекарственного средства в общую структуру назначаемых пациентам холестеринснижающих препаратов в США составляет 46%. В марте текущего года компания «Пфайзер» представила на рынок США новый препарат для лечения шизофрении — Геодон (зипразидон), объем продаж которого составил 65 млн долларов.

В октябре прошлого года в США закончился срок действия патента на лекарственное средство Кардура (доксазосин). На рынке появились генерические версии данного препарата, создавая бренду серьезную конкуренцию, в связи с чем объем его продаж в США в І квартале текущего года уменьшился на 77%. Сейчас компания «Пфайзер» внедряет на фармацевтические рынки мира пролонгированную форму препарата — Кардура XL, который уже доступен в 12 странах, включая Францию, Германию, Испанию и Великобританию.

«ДЖОНСОН И ДЖОНСОН»

Компания «Джонсон и Джонсон» в І квартале 2001 г. увеличила общий объем продаж на 6,5%, что составляет 7,791 млрд долларов США. На проведение научных исследований и разработку новых препаратов компания выделила 701 млн долларов, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом чистый доход фирмы увеличился на 14,2%, составив 1,500 млрд долларов.

Реализация препарата Препулсид (цизаприд) в настоящее время приостановлена в США и Канаде в связи с тем, что были зафиксированы фатальные аритмии, обусловленные приемом данного лекарственного средства. В декабре прошлого года на фармацевтическом рынке появился контрацептивный препарат Орто Евра (норелгестромин + етинилэстрадиол) в форме трансдермальной терапевтической системы. Кроме того, в портфеле компании «Джонсон и Джонсон» имеются препараты для лечения гриппа, вызванного вирусами типа А и В — RWJ270201 (разработан совместно с фирмой «БиоКрист»), лекарственные средства, применяемые в химиотерапии карциномы поджелудочной железы и других онкологических заболеваний — R115777. Оба лекарственных средства проходят ІІІ фазу клинических исследований. Завершаются клинические исследования препаратов топирамат для лечения ожирения и прукалоприд — для лечения хронического запора.

«ШЕРИНГ ПЛАУ»

І квартал 2001 г. оказался неблагоприятным для компании «Шеринг Плау», поскольку общий объем продаж лекарственных средств сократился на 3%, составив 1,989 млрд долларов США. При этом на 8% (1,2 млрд долларов) уменьшился объем продаж препаратов на американском рынке. За пределами США наблюдалось увеличение объема продаж лекарственных средств на 4%, что составило 783 млн долларов.

Причиной спада производства является несоответствие оборудования отдельных фармацевтических производственных линий стандартам GMP. Тем не менее, эксперты компании оценивают результаты деятельности фирмы как оптимистичные. FDA отказалось зарегистрировать антигистаминный препарат без седативного действия — Кларинекс (деслоратидин) до тех пор, пока производство не будет приведено в соответствие с требованиями GMP. Эксперты высказали предположение, что долевая прибыль компании уменьшится на 15%, однако этот показатель снизился всего на 10%. Сейчас компания «Шеринг Плау» предпринимает меры, чтобы наверстать упущенное. Так, общий объем продаж препарата Кларитин (лоратидин) в І квартале текущего года увеличился на 8,5% и достиг 718 млн долларов. Предполагается, что в 2002 г. новый антигистаминный препарат Кларинекс будет зарегистрирован и появится на фармацевтическом рынке, что позволит предупредить недополучение прибыли «Шеринг Плау», связанное с окончанием срока действия патента на него в декабре 2002 г.

Приведенный анализ деятельности нескольких ведущих фармацевтических компаний позволяет сделать вывод о том, что мировой фармацевтический рынок продолжает динамично развиваться. Стратегической линией большинства компаний является интенсивная разработка и запуск новых брендов. Успеху в значительной мере способствует также целеустремленная маркетинговая деятельность. Многие компании стремятся расширять свое присутствие на самом крупном — американском рынке. Между тем, очень выгодным является развитие инфраструктур в странах ЕС и Японии. Так что первый шаг в новом тысячелетии ведущие фармацевтические компании мира уже сделали.

По материалам журнала «Scrip»
(№ 2637 от 25 апреля 2001 г. и № 2638 от 27 апреля 2001 г.)


Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті