«АстраЗенека»: итоги и перспективы

?

Общий объем продаж препаратов компании «АстраЗенека» в 2000 г. составил 15,698 млрд долларов, что на 8% больше, чем в 1999. Лидером продаж является препарат Лосек (омепразол), объем реализации которого в прошлом году увеличился на 9% и достиг 6,260 млрд долларов. Следует отметить, что в структуре продаж лекарственных препаратов компании на долю Лосека приходится 40%.

Доходы компании «АстраЗенека» в 2000 г. увеличились на 14% и достигли 3,984 млрд долларов, прибыль в расчете на одну акцию — на 18% и 1,64 доллара, прибыль от продажи лекарственных средств — на 14% и 4,011 млрд долларов соответственно.

Срок действия патента на производство Лосека в США заканчивается в октябре текущего года. Несмотря на то, что в группе лекарственных средств, в которую входит Лосек, появились препараты-конкуренты, в 2000 г. объем продаж Лосека в США увеличился на 10% по сравнению с 1999 г., а позиции компании «АстраЗенека» на рынке США оставались устойчивыми, составляя 31% в общей структуре данного рынка.

Среди других бестселлеров компании «АстраЗенека» следует отметить Атаканд (кандесартан), применяемый для лечения артериальной гипертензии, Аримидекс (анастрозол) — для терапии рака молочной железы, Касодекс (бикалутамид) — для лечения рака предстательной железы, Сероквель (кветиапин) и Зомиг (золмитриптан), объем продаж которых в 2000 г. увеличился на 50% по сравнению с 1999 г. и достиг 1,543 млрд долларов. Доля этих препаратов в структуре объема продаж всех лекарственных средств компании составила 9,8%. Вместе с тем, до настоящего времени объем реализации ни одного из них не превысил 500 млн долларов. Тем не менее, эксперты ожидают, что продажи Сероквеля в текущем году составят 0,75–1 млрд долларов.

Среди лекарственных средств, применяемых для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, уменьшился объем реализации препарата Зестрил (лизиноприл) и значительно увеличился — Селокена/Топрола XL (метопролола) (на 13%, 577 млн долларов, который недавно разрешен в США для лечения сердечной недостаточности.

Позиции препарата Касодекс, предназначенного для проведения монотерапии при раке предстательной железы, особенно сильны на рынке Японии. В последнее время увеличился также объем продаж этого препарата в Великобритании и Швеции. Аримидекс, относящийся к группе ингибиторов ароматазы, является препаратом первого ряда при лечении рака молочной железы и также занимает прочные позиции на рынке Японии.

В планах компании начать поставки на рынки не менее чем 20 стран препарата Сероквель группы атипичных антипсихотических средств, применяемого для лечения психических заболеваний. Количество рецептов, выписанных на этот препарат в США в прошлом году, возросло на 75%.

Лекарственные препараты компании “АстраЗенека”, наиболее успешно продаваемые в 2000 г. (млн долл.)

Препарат

Объем продаж в 2000 г.

Изменение, %

Препарат

Объем продаж в 2000 г.

Изменение, %

Лосек/Прилосек (омепразол)

6260

+9

Оксис (формотерол)

116

+48

Нексиум (эзомепразол)

17

Золадекс (грозерелин)

734

+10

Зестрил (лизиноприл)

1188

+1

Нолвадекс (тамоксифен)

576

+1

Селокен (метопролол)

577

+13

Касодекс (бикалутамид)

433

+31

Тенормин (атенолол)

471

–4

Аримидекс (анастрозол)

156

+19

Плендил (фелодипин)

480

+11

Диприван (пропофол)

507

–14

Атаканд (кандесартан)

293

+82

Ксилокаин (лидокаин)

238

–3

Пулмикорт (будезонид)

705

+5

Маркаин (бупивакаин)

92

+8

Ринокорт (будезонид)

221

+37

Сероквель (кветиапин)

424

+85

Акколат (зафирлукаст)

152

–2

Зомиг (золмитриптан)

237

+31

Бриканил (тербуталин)

125

–6

Меррем (меропенем)

170

+18

Эксперты считают, что внедрение на фармацевтический рынок США атипичного антипсихотического средства зипразидона («Пфайзер») не окажет существенного влияния на объем продаж Сероквеля.

Несмотря на то, что 2000 г. был успешным для компании «АстраЗенека», ожидается, что в нынешнем году рост объема продаж замедлится, а прибыль увеличится незначительно.

Как считает управляющий делами, г-н Мак-Киллоп, компания «АстраЗенека» приняла меры, чтобы надлежащим образом подготовиться к переходному периоду, который будет продолжаться, как полагают, два года. Поскольку срок действия патента на производство препарата Лосек/Прилосек (омепразол) заканчивается, это может привести к сокращению объема продаж данного препарата в связи с появлением на рынке генериков. Поэтому планируется внедрить на рынок новый препарат для лечения пептической язвы – Нексиум (эзомепразол), который входит в список пяти «мегабрендов» компании. За счет последних «АстраЗенека» намеревается увеличить объем продаж в текущем году на 1 млрд долларов.

В настоящее время Нексиум доступен на девяти рынках Европы. Он оказался конкурентоспособным и пользуется особым спросом в Великобритании и Германии. В этом году препарат поступит еще на рынки 20 стран, в том числе, как предполагают, и на американский, несмотря на то, что FDA несколько затянула процесс допуска этого препарата на рынок США.

Показания к применению Нексиума в Европе довольно широки. Его рекомендуют использовать как для начального, так и длительного лечения гастроэзофагеального рефлюкса, эрозивного эзофагита, для профилактики обострений хронического эзофагита и т.д. Этот препарат также разрешен к применению в комбинации с антибактериальными средствами, воздействующими на Helicobacter pylori для заживления язвы двенадцатиперстной кишки и профилактики обострения пептической язвы желудка. Между тем показания к применению Нексиума в США значительно сужены. Так, отклонена возможность использования в США данного лекарственного средства в симптоматическом лечении гастродуоденального рефлюкса.

Еще одним мегабрендом компании «АстраЗенека» является гиполипидемический препарат Крестор (росувастатин), который, возможно, является более активным статином по сравнению с существующими. К такому заключению пришли специалисты компании, основываясь на результатах ІІІ фазы клинических испытаний препарата. Это открывает широкие возможности для Крестора, поскольку объем продаж препаратов этой группы на мировом рынке составляет 15 млрд долларов.

По материалам журнала «Scrip»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті