В последнее время ряд украинских предприятий получили сертификаты соответствия стандарту в отношении систем управления качеством ISO 9000. Это положительный факт, однако не следует забывать о том, что базовым для фармацевтической промышленности является стандарт надлежащей производственной практики (GMP).Стандарты ISO семейства 9000 — это основные (неспецифические, генерические, межотраслевые, generic management system standards) стандарты; тогда как GMP — отраслевой стандарт только для фармацевтической промышленности. Сравнивать эти стандарты можно, однако ставить их «на одну доску» было бы не вполне корректно. Между тем и сегодня можно услышать мнение, что в условиях Украины стандартом ISO 9000 вполне можно было бы заменить правила GMP. Эта тема стала поводом для беседы корреспондента «Еженедельника АПТЕКА» с Андреем Мешковским, экспертом ВОЗ, который непосредственно принимал участие в разработке международных и российских требований GMP.
— Андрей Петрович, насколько актуальна в мире проблема взаимозаменяемости стандартов ISO и GMP?
|
— Проблема соотношения стандартов ISO и GMP довольно непростая. Ею интересуются в России, в Европе и вот теперь — в Украине.
Прежде всего, отмечу, что как только в 1987 году появились стандарты ISO серии 9000, сразу же возник вопрос: в какой степени соотносимы стандарты ISO и GMP?
Для более глубокого понимания проблемы следует сказать хотя бы несколько слов об истории развития системы ISO. Базой для создания Стандартов ISO послужил британский национальный стандарт BS 5750. Интересная подробность: в разработке этих стандартов большая заслуга принадлежит контр-адмиралу британского военно-морского флота Дж. Спайкернеллу. Этот человек принимал участие в создании британской ракетной системы «Поларис», затем был в составе комиссии по закупке американского вооружения для Великобритании, а после выхода в отставку работал в Британском институте стандартов. Позже занимал должность заместителя директора Международной организации по стандартизации (International organization for standardization, ISO) и на этом посту немало способствовал появлению стандартов ISO семейства 9000. В жизни Дж. Спайкернелл руководствовался девизом: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло».
Организация ISO была основана в 1947 г., ее штаб-квартира находится в Женеве. Примерно в это же время был создан и ряд специализированных организаций системы ООН, например ВОЗ, ВОИС (организация по охране интеллектуальной собственности) и др. По-видимому, в связи с этим организацию ISO иногда воспринимают как подразделение ООН, хотя на самом деле это независимая неправительственная организация. По сути, ISO — это клуб национальных учреждений стандартизации. Следует подчеркнуть, что фармацевтическая промышленность не входит в ее компетенцию, хотя ISO занимается, например, такими близкими к медицине проблемами, как стерилизация и стерилизаторы. Это отражает принцип, принятый в большинстве развитых и развивающихся стран (этого принципа придерживались в Советском Союзе, а в настоящее время — в России), согласно которому стандартизация фармацевтической продукции относится к компетенции министерства здравоохранения. Принципы же ISO распространяются на всю остальную продукцию и носят межотраслевой характер.
— С чем связано такое разделение полномочий?
— Дело в том, что лекарственные препараты — особый товар. И основное его отличие от другого товара состоит в том, что потребитель самостоятельно не может определить качество той или иной таблетки за исключением отдельных случаев явного несоответствия, следовательно, он не в состоянии защитить себя от некачественной продукции. Например, покупая автомобиль, авторучку, телевизор, потребитель может так или иначе оценить их качество. Но к лекарственным средствам это не относится. С учетом этого постепенно сформировались такие формы контроля за качеством лекарственных препаратов, как фармакопея и GMP. Подобных форм контроля качества не существует ни в одной другой отрасли. К фармацевтической же продукции предъявляются особые требования, и в первую очередь требование соответствия фармакопейным статьям. Дополнительно к этому GMP устанавливает жесткие требования к организации производства фармацевтической продукции. Это связано как со своего рода «слепотой» фармакопейных методов в отношении некоторых дефектов качества, так и с более высокими требованиями в отношении однородности серий. К лекарственным препаратам вполне применимо выражение «дьявол кроется в деталях». Таким образом, общеотраслевые принципы контроля хотя и применимы к фармацевтической промышленности, но недостаточны. Тем не менее, всех интересуют межотраслевые системы контроля качества, в том числе системы контроля качества ISO серии 9000. Сейчас уже нужно говорить не о версии 1994, а о последней, 2000 года. Кстати, стандарты серии 9000 версии 2000 г. существенно реорганизованы; они стали более удобными для пользователя.
— И все-таки некоторая путаница существует. С чем это связано?
— Начнем с общих черт. Обратите внимание на методологическую и идеологическую близость стандартов ISO и GMP. И в том и в другом случае испытание готовой продукции, как правило, носит разрушающий характер. А раз метод разрушающий, то его можно применять только для выборочного контроля, он не гарантирует качества всей партии или всей серии испытуемого товара. В Европейских нормативах серии EN и в комментариях к стандартам ISO 9000 можно найти такое положение: «должны быть основания для того, чтобы результаты испытаний отдельных образцов можно было перенести на всю серию или партию». Этого можно достичь только в том случае, если на предприятии действует система обеспечения качества. Именно в этом и заключается сходство между стандартами ISO и GMP.
Как только появились стандарты ISO 9000, у британских и французских специалистов возникла мысль объединить стандарты ISO и GMP. В середине 90-х годов в Европе была создана очень мощная исследовательская группа, в которую вошли представители ряда ведущих фармацевтических компаний, представители Европейской ассоциации фармацевтических производителей и Европейской ассоциации химических производителей. Задачей этой группы было создать единый документ. Насколько мне известно, на сегодняшний день такого документа создать не удалось. В 1997 г. специалисты PIC/s достигли консенсуса, о чем сообщил доктор Хартман в своем докладе на семинаре, который был посвящен обеспечению качества лекарственных субстанций (г. Наантали, Финляндия). Опираясь на промежуточные выводы упомянутой выше комиссии, он отметил, что наряду с несомненными достоинствами стандарты ISO имеют и определенные недостатки. Тот факт, что стандарты ISO направлены на взаимопонимание между поставщиком и потребителем, сам по себе не является недостатком. Недостаток проявляется тогда, когда заказчик согласен покупать товар не первосортного качества. Очевидно, что такой подход в производстве лекарственных средств недопустим. Другой недостаток стандартов ISO заключается в том, что в них слишком много формализма, и недостаточно квалифицированный или недобросовестный специалист может неправильно понять или исказить эти стандарты. В случаях, когда компания сертифицирует свою продукцию только для того, чтобы получить сертификат и таким образом достичь конкурентных преимуществ, такая сертификация не приносит пользу потребителям. Для того чтобы постоянно поддерживать качество выпускаемых лекарственных средств, любая компания должна проводить непрерывную и скрупулезную работу по поддержанию надлежащих условий производства. Кстати, общей системы выдачи сертификатов ISO не существует. Сама организация ISO не выдает сертификаты, и в каждой стране вопрос получения сертификатов решается по-разному. Это приводит к появлению поддельных сертификатов ISO, которых в последнее время выявлено немало. Напротив, проверку предприятий на соответствие производства требованиям GMP может производить только национальный инспекторат GMP и никто другой, таким образом защищая соотечественников от недоброкачественных лекарственных средств. Сертификаты ISO может выдать любая частная организация*. Хорошо, если люди, работающие в этой организации, компетентны и неподкупны.
— Таким образом мы подошли к основным различиям ISO и GMP?
— Да. Попробуем сравнить эти стандарты.
Первое, о чем нужно сказать, — это то, что нормы GMP появились на 20 лет раньше, чем стандарты ISO. Первый международный документ ВОЗ, посвященный GMP, появился в 1967 г., а стандарты ISO — в 1987 г. Поэтому стандарты GMP значительно более развиты и детализированы.
Второе. Стандарты GMP в подавляющем большинстве стран, в которых они введены, носят обязательный характер, это требования, которые предприятия должны выполнять. В то же время нормы ISO везде трактуются как добровольные, да и сама организация ISO является неправительственной организацией, не имеющей властных полномочий. Все документы, которые она издает, носят рекомендательный характер. Каждая отдельно взятая страна, организация, предприятие самостоятельно принимают решение: принять ли рекомендации ISO в качестве стандартов. Но эти документы, еще раз напомню, носят сугубо рекомендательный, информационно-добровольный характер. А вот требования GMP практически нигде не являются информационно-добровольными. В какой бы стране они не были введены, они становятся обязательными для исполнения в качестве элемента защиты населения от некачественных лекарственных средств.
Третье. Нормы GMP разрабатывались и разрабатываются только для фармацевтической продукции, в то время как стандарты ISO должны «обслуживать» все остальные отрасли, начиная с производства шарикоподшипников и бомбардировщиков и заканчивая производством шоколадок и одноразовых подгузников. Но за универсальность приходится платить. Цена — слишком общие формулировки. В отличие от ISO стандарты GMP более конкретны; в них прописано, что необходимо и что нельзя делать на предприятиях, производящих фармацевтическую продукцию. Из-за того что стандарты ISO носят чересчур общий характер, ряд специалистов все громче и громче заявляют о том, что они могут быть неправильно интерпретированы.
Четвертое. Правила GMP не предполагают постоянного расширения ассортимента и внесения изменений в производство продукции. Допускаются такие изменения (в правилах так и записано), которые «не должны препятствовать прогрессу и внедрению новых методов производства», но в правилах GMP не заложена идея постоянного улучшения производственного процесса и обновления ассортимента. Идеалом GMP является производство продукции в стабильных условиях. Это, в первую очередь, связано с необходимостью обеспечить однородность серии лекарственного препарата и однородность между несколькими (в идеале — между всеми) его сериями.
Стандарты же ISO рассчитаны на непрерывное совершенствование. В старом варианте ISO существовало понятие «петля качества», в новом варианте этот термин не используется, однако смысл остался прежним: выход продукции на рынок — замечания и предложения потребителей — меры по учету этих пожеланий, то есть по приданию продукции новых, необходимых потребительских свойств — выход на рынок нового усовершенствованного варианта продукции.
Здесь необходимо коснуться тезиса, который не до конца осознан в странах, которые появились после распада Советского Союза. Это тезис о недостаточности фармакопейных статей для обеспечения полной, стопроцентной гарантии качества лекарственных препаратов. В Советском Союзе, а до 50-х годов — и во всем мире было распространено представление, согласно которому соблюдение фармакопейных статей полностью гарантирует качество лекарственного препарата. Примерно в середине 60-х годов в Западной Европе и США сформировалось мнение, что фармакопея — это не высшее, а низшее требование к качеству лекарственных препаратов. В соответствии с современными представлениями фармакопейные статьи имеют критическую важность, но только в одностороннем порядке: ниже требований фармакопей опускаться просто нельзя, то есть соблюдение требований фармакопейных статей является необходимым, но недостаточным условием. Иначе говоря, если испытуемый лекарственный препарат не соответствует требованиям фармакопеи, то его можно смело браковать, а вот обратное утверждение не всегда верно. А именно: если препарат соответствует требованиям фармакопеи, то говорить о том, что качество этого препарата гарантировано на 100% нельзя. Приведу простой пример: в препарате могут содержаться примеси, которые невозможно определить методами, описанными в фармакопейной статье. Вот поэтому фармакопейные стандарты необходимо подкрепить требованиями GMP, а также порядком лицензирования препаратов и их производителей.
Таким образом, фармакопея и GMP — это, образно говоря две опоры, которые служат основанием для всей системы гарантирования качества лекарственных средств. Выполнение требований и фармакопеи, и GMP позволяет приблизиться к 100% гарантии качества лекарственных препаратов.
— Не является ли излишним получение сертификата ISO предприятием, которое уже имеет сертификат GMP?
— Нет, не является. Еще несколько лет назад я считал иначе, но, ознакомившись с последними документами и публикациями ISO, я изменил свое мнение. Отзывы многих предприятий, получивших сертификаты ISO 9000, их самооценка свидетельствуют о том, что поскольку стандарты ISO шире и универсальнее стандартов GMP, их внедрение способствует улучшению организационной и финансовой структуры предприятия. Но пока лишь немногие фармацевтические предприятия получили такой сертификат. По данным организации ISO, таковых в настоящее время насчитывается около 1000, однако необходимо учитывать, что таким предприятием может быть и крупная дистрибьюторская компания, и склад и т. д. В мире существует около 100 тыс. предприятий, производящих фармацевтическую продукцию, т.е. в настоящее время сертифицировано около 1% предприятий отрасли. Вместе с тем общемировая тенденция такова, что количество таких предприятий будет возрастать. Можно только приветствовать, если предприятие, уже имеющее сертификат GMP, получает еще и сертификат ISO 9000, так как это позволит улучшить хозяйственную, бухгалтерскую, общеадминистративную деятельность и, возможно, качество выпускаемой продукции. Надо только помнить о том, что GMP было и остается базовым отраслевым стандартом, а получение только сертификата ISO не является свидетельством того, что фармацевтическое предприятие гарантирует качество выпускаемой им продукции.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Рассмотренные нами системы обеспечения качества ни в коем случае не противоречат друг другу, наоборот, что касается фармацевтических предприятий, то они дополняют друг друга, при этом базовым отраслевым стандартом обеспечения качества выпускаемой продукции является GMP.
Тарас Махринский
* Принято считать, что только организация, аккредитованная уполномоченным национальным органом по стандартизации, тем самым удостоверяется, что эта организация компетентна в соответствующей области. — Прим. ред.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим