ВОЗ о роли фармацевта

В настоящее время в системе общественного здравоохранения Украины происходят определенные изменения. Парламентом страны приняты в первом чтении проект закона «Об обязательном социальном и медицинском страховании» и проект новой редакции закона «О лекарственных средствах». Можно предположить, что после введения в действие соответствующих законов роль фармацевта (здесь и далее под термином «фармацевт» (от англ. pharmacist) подразумеваются провизоры и фармацевты) в системе общественного здравоохранения существенно повысится. В частности, законопроект «О лекарственных средствах» предусматривает внедрение в повседневную практику аптечных учреждений стандартов Надлежащей фармацевтической (аптечной) практики.

Андрей Мешковский, ведущий российский специалист в области фармации

Активно ведутся дискуссии о том, что деятельность фармацевта не должна ограничиваться только реализацией лекарственных средств и других товаров медицинского назначения. Практика свидетельствует, что немало больных обращаются в аптеку с целью получить у фармацевта необходимую консультацию относительно выбора и применения лекарственного средства. Пока в нашей стране на законодательном уровне не закреплены функциональные обязанности и полномочия фармацевта. Между тем, мировое сообщество разработало рекомендации, касающиеся деятельности фармацевта в системе общественного здравоохранения. В их разработке непосредственное участие принимал Андрей Мешковский, российский провизор, в течение нескольких десятилетий проработавший в Секретариате ВОЗ по поручению Минздрава СССР, который любезно согласился высказать на страницах «Еженедельника АПТЕКА» официальную точку зрения ВОЗ о роли фармацевта в общественном здравоохранении.

— Какое место в деятельности ВОЗ занимает разработка рекомендаций в области фармации?

— Достаточно заметное. В настоящее время основными направлениями ВОЗ являются разработка стандартов качества, эффективности, безопасности, рационального использования лекарственных средств, а также проведение мероприятий, направленных на расширение доступа малообеспеченных слоев населения к жизненно необходимым лекарственным средствам, разработка рекомендаций по осуществлению национальной политики в сфере обеспечения населения лекарственными средствами. С 1992 г. в Европейском региональном бюро ВОЗ (Копенгаген, Дания) действует Специальная фармацевтическая программа для стран Центральной и Восточной Европы, цель которой — оказание помощи странам бывшего социалистического лагеря и СССР.

— Что побудило экспертов ВОЗ начать разработку рекомендаций относительно сферы деятельности фармацевта в системе общественного здравоохранения?

— Активный интерес к роли фармацевта в системе общественного здравоохранения эксперты ВОЗ проявили во второй половине 80-х годов ХХ ст. Очевидно, обращение к этой проблеме было вызвано обеспокоенностью многих работников аптечных учреждений относительно своего места в системе медицинского обслуживания. Эта обеспокоенность в первую очередь была обусловлена наметившейся в индустриально развитых странах тенденцией рассматривать фармацевта почти исключительно как продавца лекарственных средств, поскольку функции, связанные с их изготовлением и в значительной степени информирование о них врачей взяли на себя производители фармацевтической продукции. Как представляется, эти тенденции не соответствуют интересам ни фармацевтов, ни общества в целом. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному использованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

— Почему ВОЗ приступила к решению этого вопроса лишь в 80-е годы — спустя почти 40 лет своего существования?

— Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, сфера деятельности ВОЗ в отношении лекарственных средств расширялась постепенно. Во-вторых, лишь в 80-е годы были созданы необходимые условия для обсуждения этой проблемы на международном уровне Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов — изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск лекарственных средств практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации лекарственных средств претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа лекарственных средств по почте, в последние годы — через Интернет. Оптовой реализацией лекарственных средств все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования. Используя несовершенство законодательства, во многих странах появились многочисленные, не имеющие фармацевтического образования, посредники между производителями и розничными аптечными учреждениями.

Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие, как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование лекарственных средств, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой — фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности.

— Каким образом удалось привлечь внимание мировой медицинской общественности к  данной проблеме?

— Инициатором выступило профессиональное объединение — Международная фармацевтическая федерация (FIP — Federation International Pharmaceutique), в течение длительного времени сотрудничающая с ВОЗ в качестве неправительственной организации, которая активно поддержала ее программу по лекарственным средствам. Успеху этой инициативы способствовало укрепление в 80-х годах связей между FIP и Секретариатом ВОЗ. К этому времени установилась практика регулярных встреч Генерального директора ВОЗ с руководством FIP. Сотрудников штаб-квартиры ВОЗ неоднократно приглашали для участия в заседаниях Совета FIP. Кстати, мне тоже довелось принимать участие в этих заседаниях.

Следует отметить, что к середине 80-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

— Какие рекомендации, касающиеся роли фармацевта, разработала ВОЗ?

— Таковыми являются итоговые доклады совещаний ВОЗ, Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 1994 г. (ВАЗ 47.12) и методические рекомендации по Надлежащей фармацевтической практике (GPP). К этому времени проведены совещания ВОЗ по данной проблеме:

  • Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и  больничной аптеке», Мадрид (Испания), 1988 г.

  • Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов», Нью Дели (Индия), 1988 г.

  • Второе совещание «Качественные фармацевтические службы — польза для государства и общества», Токио (Япония), 1993 г.

  • Третье совещание «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ», Ванкувер (Канада), 1997 г.

  • Четвертое совещание «Роль фармацевта в самолечении», Гаага (Нидерланды), 1998 г.

Необходимо хотя бы вкратце охарактеризовать каждый из документов, которые были приняты на этих совещаниях.

Выводы Европейского регионального совещания «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке» можно представить следующим образом:

  • врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к  выбору лекарственных средств; фармацевт — это консультант врача, он принимает участие в выборе лекарственных средств и дает рекомендации относительно их рационального использования.

  • фармацевты играют ведущую роль в  предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения лекарственных средств; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах лекарственных средств

  • фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению:

  • подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения

  • фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о лекарственных средствах

  • руководство закупками, хранением и распределением лекарственных средств должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и  пострегистрационному контролю качества лекарственных средств, к участию в клинических испытаниях и т.п.

  • фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.

Второе совещание «Качественные фармацевтические службы — польза для государства и общества». Была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

  • предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

  • участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения лекарственными средствами

  • разработку методических указаний и критериев для составления формуляров

  • разработку систем распределения лекарственных средств.

Третье совещание «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ». Важным итогом совещания является составление современных требований к фармацевту, получивших название «фармацевт 7 звездочек»:

* работник системы здравоохранения, член команды

* способен принимать ответственные решения

* специалист по коммуникации — посредник между врачом и пациентом

* готов к лидерству в интересах общества

* руководитель, способный управлять ресурсами и информацией

* готов учиться всю жизнь

* наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов.

Анализ этих требований свидетельствует о том, что акцент сделан не на необходимости получения более глубоких специальных знаний в области фармации, а на усовершенствовании личностных качеств, которые наряду с приобретаемыми профессиональными навыками позволят специалисту занять достойное место среди работников системы общественного здравоохранения.

Участники совещания отметили необходимость внесения соответствующих изменений в учебные программы подготовки специалистов данного профиля. По их мнению, для реализации этих задач необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон (учреждений, организаций и предприятий), в том числе на международном уровне.

Четвертое совещание «Роль фармацевта в самолечении». К моменту проведения этого совещания обсуждавшаяся на Токийской встрече концепция фармацевтической помощи получила дальнейшее развитие в правилах Надлежащей фармацевтической практики (GPP). Ключевой вопрос совещания — оказание фармацевтами содействия людям, изъявившим желание лечиться самостоятельно, — участники совещания рассматривали как часть GPP. Было отмечено, что во многих странах наметилась тенденция к увеличению числа больных, предпочитающих самолечение.

Обязанность фармацевта, согласно рекомендациям участников совещания, — установить доверительные отношения с пациентом и рекомендовать ему высококачественные лекарственные средства, а также взаимодействовать с другими работниками здравоохранения, государственными и общественными организациями, представителями фармацевтической промышленности и т.п.

Участники Четвертого совещания предложили фармацевтам внедрить в практику принципы GPP.

Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области лекарственных средств». Выводы Токийского совещания (1993 г.) были вынесены в 1994 г. на обсуждение высшего международного форума в сфере охраны здоровья — Всемирной ассамблеи здравоохранения. Преамбула Резолюции Ассамблеи (ВАЗ 47.12 от 10 мая 1994 г.) содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения». В Резолюции ВАЗ обоснована необходимость участия фармацевтов в разработке соответствующих постановлений и правил, регулирующих работу в фармацевтической сфере.

Странам — членам ВОЗ было предложено определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии «Здоровье для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной политики в области лекарственных средств.

— Какие основополагающие принципы Надлежащей фармацевтической практики лежат в  основе работы аптечных учреждений?

— Правила GРР распространяются на розничную торговлю лекарственными средствами и представляют собой способ реализации концепции фармацевтической помощи. При этом главными направлениями деятельности фармацевта должны быть отпуск лекарств и изделий медицинского назначения надлежащего качества, а также предоставление информации о лекарственных средствах. Неотъемлемой частью работы фармацевта должна быть пропаганда рационального назначения высококачественных лекарственных средств и правильного их использования.

Таким образом, фармацевт должен иметь возможность влиять на решение вопросов, касающихся использования лекарственных средств. Взаимоотношения с работниками здравоохранения, в частности с врачами, должны быть партнерскими, основываться на взаимном доверии, особенно в вопросах, касающихся фармакотерапии.

Виктор Маргитич

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті