Больничные кассы: 80% на медикаменты

В «Еженедельнике АПТЕКА», № 23 (394) от 17.06.2003 г. опубликованы материалы коллегии Министерства здравоохранения Украины, проходившей 10 июня в Житомире. Одним из основных вопросов, рассматриваемых на заседании коллегии, был опыт функционирования больничных касс. Спустя некоторое время в МЗ Украины состоялась научно-практическая конференция «Больничные кассы — роль и место в системе здравоохранения и перспективы их дальнейшего развития», организатором которой выступила Украинская федерация общественных организаций содействия охране здоровья гражданского общества (УФООСОЗГ) при содействии Федерации работодателей Украины. В работе конференции приняли участие представители МЗ Украины и региональных управлений здравоохранения, руководители больничных касс, главные врачи больниц, ученые.

Целью проведения конференции стало содействие усовершенствованию организационно-методической и правовой деятельности больничных касс, их объединение на добровольной основе в единую систему, эффективно функционирующую в рамках существующего законодательства.

Как известно, Указом Президента Украины от 07.12.2000 г. «О концепции развития здравоохранения населения Украины» предусмотрено развитие двух секторов медицинской помощи: общедоступной помощи и так называемого сектора дополнительных возможностей. При этом сектор дополнительных возможностей определяется как общественно-солидарный, объединяющий на добровольной основе муниципальные медицинские учреждения, лечебные учреждения других организационно-правовых форм, врачей частной практики, связанных единым замкнутым лечебнодиагностическим процессом оказания медицинских услуг и единой системой финансирования из внебюджетных и коммерческих источников. Больничные кассы — один из элементов этого сектора. Отмечая положительный опыт, накопленный в процессе работы региональных больничных касс, участники конференции обратили внимание на то, что, используя нестандартный подход к организации деятельности касс, в частности, такую организационную форму, как благотворительный фонд, деятельность некоторых касс выходит за рамки существующего законодательства в сфере отношений между благотворителями и получателями помощи, поскольку действующее законодательство предусматривает, что благотворительные взносы не могут быть использованы на нужды самого благотворителя. Кроме того, в настоящее время отсутствуют единые стандарты организационной, клинической, экспертной, экономической деятельности больничных касс, не используется опыт проведения общественного медико-социального аудита.

Проблемными остаются и вопросы экономически обоснованного обеспечения медицинской техникой, расходными материалами и лекарственными препаратами, приобретаемыми за средства больничных касс. Последний вопрос — один из наиболее актуальных, поскольку до 80% средств, аккумулируемых в больничных кассах, расходуется именно на закупку лекарственных средств, а около 5% — изделий медицинского назначения. При отсутствии стандартов лечения и формулярной системы возникает сложность в выборе лекарственных средств среди множества существующих аналогов, а также в оценке целесообразности назначения того или иного лекарственного препарата. В каждом регионе пока что эти проблемы решаются по-разному. В частности, в рамках функционирования больничных касс формируются перечни лекарственных средств, закупку которых можно осуществлять за счет средств касс, своего рода местные формуляры. Много вопросов возникает и относительно способов взаимодействия больничных касс с реализаторами лекарственных средств. Практика заключения договоров с аптеками имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, это позволяет наладить бесперебойное обеспечение лечебного процесса лекарственными средствами, гарантировать приобретение качественных и легитимных препаратов, во-вторых, «привязывает» больничную кассу к ассортименту конкретных аптек и удорожает препараты, поскольку приобретают их по розничной цене.

Эти проблемы нашли свое отражение в решении конференции. В частности, до октября текущего года необходимо разработать методические рекомендации относительно порядка создания больничных касс, модели медикаментозного обеспечения медицинских программ больничных касс и лекарственного формуляра. Также признано целесообразным рекомендовать больничным кассам осуществлять централизованные заказы в УФООСОЗГ на приобретение лекарственных средств, биологически активных добавок, медицинской аппаратуры, техники и изделий медицинского назначения отечественного производства.

В рамках конференции утверждена концепция «Общественно-солидарный механизм финансирования и обеспечение дополнительной медицинской помощи», в которой описаны социально-экономические предпосылки создания и дальнейшего развития этого механизма, законодательная база для организации деятельности больничных касс, экономические основы деятельности общественно-солидарного механизма дополнительной медицинской помощи, методы управления и контроля качества медицинской помощи в общественно-солидарном секторе, а также способы взаимодействия этого сектора с органами местного самоуправления и с общественными организациями.

Виктория Матвеева

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи