Алексей Соловьев о законодательных новшествах на фармрынке

На протяжении последних месяцев государство активно внедряет новые законодательные инициативы относительно регулирования фармацевтической отрасли. Так, 4 июля 2012 г. Парламентом принят Закон Украины № 5038-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно лицензирования импорта лекарственных средств и определения термина «активный фармацевтический ингредиент», согласно которому все импортеры лекарственных средств обязаны иметь лицензию на импорт начиная уже с 1 марта 2013 г. Позицию Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины) по данному вопросу в интервью «Еженедельнику АПТЕКА» озвучил ее председатель Алексей Соловьев.

Алексей Соловьев о законодательных новшествах на фармрынкеВ рамках данной публикации были подняты вопросы введения нормы пешеходной доступности для аптек, а также возможного исключения из сферы действия Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» отношений, возникающих при осуществлении мероприятий государственного контроля качества лекарственных средств, и законодательные новшества касательно оборота изделий медицинского назначения.

— Алексей Станиславович, расскажите, пожалуйста, в чем заключается суть лицензирования импорта, ведь сегодня нет единого понимания этого нововведения со стороны субъектов рынка.

— Хочу отметить, что подобная ситуация уже возникала в ноябре 2011 г., когда фармацевтическая общественность выражала озабоченность относительно введения обязательного требования GMP на территории Украины для иностранных компаний-производителей, что, несомненно, усложняло ведение бизнеса в Украине. Однако наша страна уверенно идет по пути евроинтеграции, и одной из ее составляющих является гармонизация украинского законодательства в сфере оборота лекарственных средств с европейскими нормативно-правовыми актами.

В Европейском Союзе введен четкий механизм регулирования деятельности по импорту лекарственных средств уполномоченными регуляторными органами. Согласно статье 40 раздела IV «Производство и импорт» Директивы Европейского Парламента и Совета ЕС № 2001/83/ЕС от 06.11.2001 г. импорт лицензируется аналогично производству лекарственных средств.

В Украине назрела острая необходимость введения такой нормы, которая уже внедрена во всех развитых странах. За качество, безопасность и эффективность препаратов, находящихся в обращении на территории нашей страны, перед отечественными потребителями должен отвечать уполномоченный представитель зарубежного фармацевтического производителя.

Сегодня существует проблема с отзывом с фармацевтического рынка некачественных лекарственных средств, владельцами регистрационных удостоверений на которые являются иностранные компании, которые не имеют представительств или официальных представителей в Украине. Таким образом, встает вопрос — кто должен взять на себя ответственность за обращение импортного лекарственного средства на территории Украины, в том числе в случае его отзыва и уничтожения?

Конечно, это не касается крупных компаний, которые являются юридическими лицами — резидентами Украины, имеют квалифицированный персонал, в том числе Уполномоченное лицо, отвечающее за сертификацию каждой серии препарата, специалиста, осуществляющего фармаконадзор. Однако для небольших компаний, которые поставляют в страну 10–15 препаратов через импортеров, наше законодательство не только не предусматривает административной либо уголовной ответственности в случае выявления некачественной продукции, но даже не предполагает соответствующих мер влияния, чтобы производитель отозвал такую продукцию с рынка и далее ее утилизировал. В соответствии с нашим законодательством это должна сделать оптовая компания за счет своих средств. Я уверен, что в истории независимой Украины еще не было таких случаев, когда производитель некачественной серии препарата самостоятельно забирал обратно на территорию своей страны данную продукцию.

Сегодня в нашу страну поставляются зарубежные лекарственные средства, произведенные на около 1000 производственных участках. При этом независимо от того, маленькая или крупная фармацевтическая компания, мы хотим, чтоб она несла полную ответственность за качество, эффективность и безопасность поставляемых лекарственных средств.

Опыт Гослекслужбы Украины свидетельствует о большей эффективности внеплановых проверок: значительно чаще выявляются некачественные, фальсифицированные препараты, чаще фиксируются нарушения требований Лицензионных условий

Также хочу отметить, что при внедрении лицензирования импорта входной контроль качества лекарственных средств будет значительно уменьшен — государство делегирует импортеру часть своих функций в отношении лабораторного контроля в уполномоченных лабораториях на территории Украины. В первую очередь это будут известные мировые компании, у которых функционирует современная система обеспечения качества в соответствии с требованиями GMP, имеющие собственную лабораторию по контролю качества лекарств, аттестованную Гослекслужбой Украины, либо контракт с таковой. В то же время у государства останется возможность проведения контроля качества лекарств при их ввозе параллельно с Уполномоченным лицом.

— Какие подзаконные акты должны быть разработаны с целью имплементации новых требований закона?

— Подзаконными актами станут приказы МЗ Украины об утверждении соответствующих Лицензионных условий, а также Порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий. Сегодня Гослекслужба Украины проводит детальный анализ практики европейских стран по данному вопросу. И уже к концу сентября текущего года будут вынесены на публичное обсуждение проекты данных документов, в которых будут четко определены требования к лицензиату, желающему реализовывать свою продукцию в Украине.

В дополнение к лицензии на импорт лекарственных средств будет указан перечень препаратов, которые разрешено импортировать и в отношении которых резидент будет гарантировать и нести полную ответственность за их качество, эффективность, безопасность

В дополнение к лицензии на импорт лекарственных средств будет указан перечень препаратов, которые разрешено импортировать и в отношении которых резидент будет гарантировать и нести полную ответственность за их качество, эффективность, безопасность, а также соответствие требованиям регистрационного досье.

— Таким образом, лицензия на импорт лекарственных средств будет выдаваться исключительно компании — резиденту Украины?

— Разумеется, данные законодательные изменения не должны предусматривать какой-то определенной монополии для крупных компаний. Интересы небольших зарубежных производителей могут представлять крупные оптовые компании Украины и, соответственно, они же возьмут на себя ответственность за качество, эффективность и безопасность продукции.

— В настоящее время на публичное обсуждение вынесен законопроект относительно исключения государственного контроля качества лекарств из-под сферы влияния Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Какова позиция Гослекслужбы Украины по данному вопросу?

— Я согласен, что проведение Гослекслужбой Украины проверок субъектов хозяйствования на предмет соблюдения требований законодательства относительно качества лекарственных средств необходимо выводить из-под действия вышеуказанного закона. Осуществляя плановые проверки, мы даем лицензиату возможность подготовиться к ней — сначала публикуя ежеквартальный план проверок производителей, аптек и дистрибьюторов, а затем уведомляя его за 10 дней до проведения проверки. Однако давайте поставим себя на место пациента. Естественно, нам хотелось бы, чтобы требования законодательства в аптеке, на складе, производстве соблюдались постоянно, а не раз в году во время проверки. В странах ЕС не практикуется оповещение субъектов хозяйственной деятельности перед началом проверки.

Опыт Гослекслужбы Украины свидетельствует о большей эффективности внеплановых проверок: значительно чаще выявляются некачественные, фальсифицированные препараты, чаще фиксируются нарушения требований Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговли лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия). Например, этим летом ввиду сильной жары мы усилили контроль за соблюдением в аптеках требований к качеству препаратов и при этом выявили, что во многих аптечных учреждениях нарушался температурный режим хранения лекарственных средств.

В случае выведения из-под сферы влияния Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» государственного контроля качества лекарств, необходимо сразу же вносить соответствующие изменения в Закон Украины «О лекарственных средствах», после чего может быть разработан отдельный порядок контроля за выполнением Лицензионных условий и контроля качества лекарственных средств в аптечном учреждении.

Хочу отметить, что последние 2 года с целью оптимизации деятельности инспекторов Гослекслужба Украины объединила оба вида проверок: одновременно двумя инспекторами проверяется соблюдений лицензиатом требований Лицензионных условий и обеспечение им контроля качества.

— Фармрынок также волнует законодательная инициатива относительно введения норм пешеходной доступности для аптечных учреждений, которая в настоящее время представлена в проекте приказа МЗ Украины.

— Не стоит забывать, что аптека — это не обычный магазин, а в первую очередь учреждение здравоохранения. И задача первостольника — не просто продать нужный препарат, а оказать качественную фармацевтическую услугу. Однако сегодня в нашей стране почему-то сложился миф, что аптечный бизнес является чрезвычайно прибыльным. На самом деле в условиях нашего законодательства доход оптового и розничного звена ограничен.

Низкая рентабельность приводит к тому, что аптеки ищут дополнительные возможности заработка, расширяя свой ассортимент за счет парафармацевтической продукции. Открытие аптек дверь в дверь особо обостряет конкурентную борьбу за доходы, вследствие которой страдает пациент. Ведь некоторые владельцы аптек стараются экономить за счет несоблюдения норм Лицензионных условий, а также нанимая работников с низкой квалификацией. Кроме того, снижение рентабельности подталкивает предпринимателя приобретать продукцию у поставщиков по заниженным ценам, а такие препараты, как правило, некачественные или фальсифицированные.

Гослекслужба Украины получает многочисленные обращения профессиональных ассоциаций, озабоченных низким качеством фармацевтической услуги в аптеках. Для того чтобы аптека действительно стала учреждением здравоохранения, необходимо, чтобы она, как и больница, не находилась «дверь в дверь», а обслуживала определенное количество граждан. Помочь в этом может внедрение нормы пешеходной доступности, которая уже успешно реализована в Греции, Латвии, Испании, Италии и других странах ЕС.

Гослекслужбой Украины разработан соответствующий проект приказа МЗ Украины о внесении изменений в Лицензионные условия, где предлагается установить норму пешеходной доступности между аптеками, которая должна составлять не менее 300–400 м в городах с населением от 1 млн и более, а также 600–700 м в городах с населением до 1 млн человек. Введение такой нормы позволит стабилизировать деятельность аптечных учреждений, способствовать увеличению оборотных средств, что даст аптеке возможность расширить ассортимент лекарственных препаратов.

Проект приказа уже согласован с Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, однако на данный момент он отклонен Антимонопольным комитетом Украины, который считает, что такая норма ограничит конкуренцию. Однако если рассмотреть ее с точки зрения пациента, то думаю, что Антимонопольный комитет Украины нас поддержит — ведь регуляторная политика в области обеспечения граждан лекарственными средствами должна быть направлена лишь во вторую очередь на развитие и поддержку бизнеса. Ее первоочередная задача — защита прав потребителя.

— Каким образом будет рассчитываться расстояние между аптеками?

— Предполагается, что лазерным дальномером будет измеряться расстояние между входом в аптеку, которая указана в заявлении на получение лицензии, и входом в ближайшую действующую аптеку. В случае, если расстояние будет меньше утвержденной нормы пешеходной доступности, Гослекслужба Украины откажет в выдаче лицензии. При этом отмечу, что нововведение не коснется уже действующих аптек.

Приказом МЗ от 11.07.2012 г. № 515 для получения лицензии на розничную торговлю лекарственными средствами заявитель должен подать ведомости о соответствии материально-технической базы и квалификации персонала. В соответствии с формой ведомостей о квалификации персонала заявителю необходимо предоставить подтверждение соответствия квалифицированного персонала единым квалификационным требованиям.
Какие документы необходимы для такого подтверждения?

— Согласно пункту 4.1. Раздела IV Квалификационные и другие требования к персоналу, который занимается производством лекарственных средств (в условиях аптеки), оптовой и розничной торговлей лекарственными средствами приказа МЗ Украины от 31.10.2011 г. № 723 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами» лица, непосредственно занимающиеся производством лекарственных средств (в условиях аптеки), оптовой и розничной торговлей лекарственными средствами, должны иметь соответствующее специальное образование и соответствовать единым квалификационным требованиям.

Указанные лица должны иметь:

  • диплом государственного образца о фармацевтическом образовании;
  • сертификат о присвоении (подтверждении) звания провизора общего профиля или провизора клинического (для специалистов, окончивших высшее учебное заведение после 1992 г.).

Также следует отметить, что согласно пунк­ту 4.4 Лицензионных условий должности заведующих аптеками могут замещаться только работниками, имеющими дипломы высших специализированных учебных заведений III–IV уровней аккредитации и соответствующими требованиям пунк­та 4.1 настоящего раздела. Для аптек, расположенных в сельской местности, должности заведующих могут занимать лица, имеющие дипломы учебных заведений I–II уровней аккредитации.

Чтобы аптека действительно стала учреждением здравоохранения, необходимо, чтобы она, как и больница, не находилась «дверь в дверь», а обслуживала определенное количество граждан

Также хочу напомнить, что приказом МЗ Украины от 29.03.2002 г. № 117 утвержден и введен в действие Справочник квалификационных характеристик профессий работников системы здравоохранения (согласовано с Министерством социальной политики Украины).

— Гослекслужба Украины — член международной Системы сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — РIC/S). Когда же Европа будет признавать сертификаты GMP, выданные отечественным регуляторным органом?

— Вступление страны в РIC/S стало первым шагом на этом пути. Вторым шагом станет заключение двусторонних соглашений со странами — членами РIC/S о взаимном признании результатов инспектирования производства лекарственных средств на соответствие требованиям GMP. Подобные соглашения ЕС уже заключил с Австралией, Канадой, Японией, Новой Зеландией, Швейцарией и США. На сегодня Гослекслужба Украины уже ведет соответствующие переговоры с европейской стороной. Чтобы соглашение было подписано, на территории Украины представителями Европейской комиссии по вопросам здравоохранения и потребителей должен быть проведен аудит Гослекслужбы Украины, а также нескольких отечественных производителей.

Отмечу, что 1–5 октября в Киеве будут проведены очередное заседание Комитета PIC/S и учебный семинар для GMP-инспекторов на тему «Квалификация и валидация: настоящее и будущее» — событие чрезвычайно значимое для отечественной фармацевтической отрасли. Это свидетельствует о доверии и признании организации государственного контроля качества лекарственных средств в Украине международным фармацевтическим сообществом. Киев посетят около 150 ведущих инспекторов GMP из 39 стран мира.

— Какова политика Гослекслужбы в отношении оборота изделий медицинского назначения?

— В данной сфере также идет работа по гармонизации нормативной базы с европейскими нормами и требованиями, которая была начата еще в 2007 г. В отечественное законодательство постановлениями Кабинета Министров Украины были имплементированы следующие европейские директивы:

Вышеупомянутые документы содержат общие требования к изделиям, их безопасности, а также процедуры подтверждения соответствия этим требованиям. Подтверждением такого соответствия является документ (декларация о соответствии или сертификат соответствия), выданный на основании решения, принимаемого после проведения необходимых процедур оценки соответствия, подтверждающих выполнение установленных требований.

Начиная с 2013 г. выполнение требований технических регламентов обязательно для всех предприятий, производящих и поставляющих изделия медицинского назначения.

В перспективе процедура допуска на рынок изделий медицинского назначения будет демонополизирована. Сегодня их эффективность и безопасность оценивает Гослекслужба Украины, однако с 1 января 2013 г. сертификат соответствия продукции требованиям технических регламентов может быть выдан одной из уполномоченных организаций, прошедших соответствующую аккредитацию в Национальном агентстве по аккредитации Украины.

По состоянию на сегодня оценку соответствия могут проводить следующие организации:

  • Техническому регламенту относительно медицинских изделий — ГП «Украинский медицинский центр сертификации» МЗ Украины, ГП «Государственный медицинский центр сертификации» МЗ Украины;
  • Техническому регламенту относительно медицинских изделий для лабораторной диагностики in vitro — ГП «Украинский медицинский центр сертификации» МЗ Украины, ГП «Государственный медицинский центр сертификации» МЗ Украины;
  • Техническому регламенту относительно активных медицинских изделий, которые имплантируют: ГП «Украинский медицинский центр сертификации» МЗ Украины, ГП «Государственный медицинский центр сертификации» МЗ Украины.

В свою очередь, Гослекслужба Украины с 1 января 2013 г. основные силы сосредоточит на рыночном надзоре за оборотом изделий медицинского назначения.

— А что делать тем субъектам хозяйственной деятельности, у которых есть действующие регистрационные свидетельства? Им придется подавать документы на перерегистрацию?

— Безусловно, выданные регистрационные свидетельства будут действовать параллельно с сертификатами соответствия. Такой переходный период продлится минимум 3 года. Подчеркиваю — никакой «пересертификации» мы проводить не будем.

Пресс-служба
«Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

фармацевт 24.08.2012 11:17
Зарегулировано уже все! Падалко об єтом даже не мечтал.!!! Гослекслужба спит и видит как будет лишать по заказу действующие аптеки лицензий по очень простому способу - нарушение условий хранение в торговом зале летом на два градуса!!! Такие пимеры уже есть в Николаеве! Адрес ул Буденого 42!!!! нАПРОТИВ ОТКРЫЛ СВОЮ АПТЕКУ КАКОЙ ТО ПОМОШНИК ПРОКУРОРА И ЗА ПОЛГОДА ДВА РАЗНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НЕ МОГУТ РАБОТАТЬ. ЗАКЗУХА В ДЕЙСТВИИ!!!
Алексей 24.08.2012 9:19
Как много сделано для мизеоных аптечек и как мало для больных людей. 2008 г од повторяется. Скоро почтальоны снова будут и трамадол и бифидумбактерин в одной сумке по телефонному звонку клиентам носить. Гнать непрофессионалов из власти надо.
Алексей 24.08.2012 10:20
Довольно не приглядная картина ожидается. Мизерные аптечки или по другому "фармбутики" с оборотом в несколько тысяч в месяц. Теперь будут делать накрутки в 100 - 150% и плевать им на все указы и приказы. Люди вынуждены будут идти к ним и брать не то что надо, а то что всучат, выбора нет. так как фарм бизнеса в Украине то же больше нет. Никто рядом не откроется, а за несколько сотен метров, больному, при летней жаре, или при зимнем гололёде, просто не дойти. Спасибо "министры". Пиар продолжается.
юрий 26.08.2012 8:22
де ж та служба набере стільки лазерних дальномірів. невже буде наймати будівельні організації для вимірювання відстані
Евгений 27.08.2012 1:54
Интересно, а сколько будут стоить "правильные" показания дальномера? Задолбали уже со своими "покращеннями".
Мимо проходил покупатель 27.08.2012 3:43
для первого комментатора: а правда, что если бы ввели эту самую пешеходную доступность, то НИКТО бы не смог открыть напротив той аптеку другую? а давайте как в Грузии - открывать аптеки по первому желанию, без проверок, но проверки ТОЛЬКО ВНЕПЛАНОВЫЕ. и за нарушение - НЕ порсто забрать лицензию, как у этих про кого вы писали, а запрет на такую деятельность лет на 10, а то и на всю жизнь. Спорим, температура была бы тогда круглый год идеальная? да вы все время наживаетесь на нас! правильно говорили при Юле - не фармбизнес, а фарммафия! вас уже больше чем табачных киосков! и торгуете не лекарствами а сплошным...
Евгений 27.08.2012 4:44
Для пятого комментатора.Предложение интересное, но неосуществимое. Неужели непонятно, ну не нужны им идеальные аптеки, с кого тогда взятки получать? Все законодательство прописывается таким образом, чтобы было больше зацепок к субъекту хозяйствования и как следствие – постоянный источник прибыли «за решение вопросов». Ну а насчет «наживы», Вы конечно извините, но в условиях капитализма задаром работать никто не будет и никто не будет рисковать сотнями тысяч гривен (открыть аптеку, с мебелью, со всеми сигнализациями, ремонтами, оргтехникой, кассовым и торговым оборудованием, разрешительными документами и т.п. и загнать потом в неё товар – стоит от 100000 до 300000 грн.) ради чистой прибыли потом с этой аптеки 2000 гривен в месяц. А насчет того, что торгуем «не лекарствами, а сплошным…», то торгуем тем, что регистрируют умные дяди и тети в Киеве, - те самые, которые якобы борются за качество, а регистрируют в качестве лекарств (за определенную мзду, конечно) всякое дерьмо. И при Юле, ситуация была абсолютно аналогичной.
Бывалый 27.08.2012 6:59
Чтобы не выписывали такие комментарии как №1 (только ныть могут, а законы выполнять не хотят!), придерживаюсь комментария №4 полностью на все 150%!
Виктор 28.08.2012 10:12
Потрібно внести в обовязковий ассортимент Калію перманганат і всі фарм. бутики ліквідуються самі по собі. А на рахунок конкуренції цін - умови повинні бути рівними. На комуналку навісили збиткові ФАПи, сільські аптеки, наркотичні і виготовлення,збиткові програми по забезпеченню діабетиків і т.п. І говорять про справедливу конкуренцію з аптеками оптових фірм БАДМу та інших мажорів. У вас мораль з подвійним дном.
Сергей 28.08.2012 2:57
Алексей Станиславович, а у вас есть своя аптека? Да, скажите пожалуйста - а какой опыт работы у вас в фармацевтическом секторе и конкретно в Гослекслужбе ? Это как понимать "уверен, что в истории независимой Украины еще не было таких случаев, когда производитель некачественной серии препарата самостоятельно забирал обратно на территорию своей страны данную продукцию" ? Я уверен - вы глава Гослекслужбы, а не пенсионер с рынка и должны говорить четко... "Я уверен" - откуда ж такая уверенность ? А я не уверен.
Елена 30.08.2012 2:54
интересно, в Украине большинство аптек принадлежат ФОПам, а если ФОП 2 категории, он вообще не имеет права принимать денежные средства от юр. лиц, согласно Налогового кодекса. Такие ФОПы только населению предоставляют услуги и реализуют товар. Это бред аптекам компенсировать, пусть оптовикам компенсируют, а в аптеку уже приходит товар по заниженной цене
ФармРада 30.08.2012 6:16
Уважаемая Елена! ФОП , занимающиеся розничной реализацией лекарственных средств имеют до трех аптек. Большинство из них провизоры или фармацевты. Как и юридические лица согласно Налоговому кодексу могут выбирать систему налогообложения . У юрлица 5000 000 гривен товороборот в год у ФОП от 1000 000 до 3000 000. Именно ФОП которые относятся к третей группе могут работать с орлицами. Не нужно бороться друг с другом и кричать мы лучшие.!!! Разумнее вместе созидать и добиваться прозрачных правил для ведения такого социального бизнеса как фармацевтический!
Елена 31.08.2012 9:28
Ув, Фармрада, в моем сообщении, я говорила не оборьбе друг с другом, а том, каким образом ФОП на 2 кагории по налоговому кодексу, смогут принимать компенсацию от гос. структур за реализованные препараты от гипертонической болезни, по рецептам?
Елена 31.08.2012 12:36
Ув. ФармРада, то что аптечный бизнес стал уже практически социальным, это Вы верно сказали. Сначала проект для гипертоников, если допустят, что компенсировать будут аптекам, то все ясно, какие аптеки это будут получать - сетевые, которые имеют доступ к чиновникам и госбюджету, на мелких, явно денег не хватит, или рецепты будут не такие. Потом придумали ограничить 25% наценки на минимальный ассортимент аптек, пока отечественных препаратов, но скоро и импортных это каснется. Вот и работайте в рознице, без прибыли или закрывайтесь(а прибыль, ведь мы же знаем, в офшорах у оптовиков оседает). Закрытию еще Госинспекция поможет, проверять без предупреждения они будут, мало им достается от аптек, так же больше можно взять будет. Ведь все на это нацелено. А потом, после принятия закона о видимой доступности аптек, когда мелочь закроется и останутся сетевики, МОЗ регулировать перестанет, снимет мин. наценки и они начнут работать ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО
ФармРада 31.08.2012 5:06
Елена я во всем с Вами согласна. Именно потому что мы все между собой внутри рынка воюем. Говорим что у кого то прибыль где то не там оседает,поэтому Гослекслужба и добьется того что скоро проверки будут без предупреждения. Но ФОПы и сейчас работают с бюджетом и налоговая не выявила никаких нарушений! Большое спасибо за вопрос. Юристы нашей ассоциации еще раз его изучат. Кроме того наша ассоциация предлагает заключать аптекам договор с государством на условиях предварительной предоплаты. В другом случае аптека не сможет закупить лекарства входящие в пилотный проект пока не получит денег. И этого перечня лекарств просто не будет в аптеках. Но все остальные почему-то молчат?!!
Ива 03.09.2012 10:46
кто-нибудь из пишущих здесь, сдавал ли док-ты на получение лицензии на розницу? уже 2 раза не взяла инспекция на комиссию док-ты. хрень какая-то с их нововедениями
фармацевт 04.09.2012 9:11
Ива отвечаю Вам за эти нововведения было известно 6 месяцев тому назад все знали что лицензий не смогут получить и поэтому ВСЕ КОМУ НАДО ПОЛУЧИЛИ БЕССРОЧНЫЕ ЛИЦЕНЗИИ!!!!. Это ВЫ пытаетесь проити первый этап, а второй будет интереснее намного после него Вы по лучите отказ и сможете обратиться в Гослекслужбу за лицензией через три месяца!!!!

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті