Что отрегулировать — вот в чем вопрос

На украинском фармрынке не утихают бесконечные государственные инициативы относительно ценового регулирования лекарственных средств… В скором времени — с 1 января 2013 г. в Украине будут установлены дифференцированные предельные торговые (розничные) надбавки на лекарственные средства, входящие в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в зависимости от их закупочной цены.

Сегодня согласно постановлению КМУ от 17 октября 2008 г. № 955 на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов; далее — национальный перечень) и Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений (далее — обязательный минимальный ассортимент), определенный МЗ, установлены предельные торговые (розничные) надбавки не выше 25% закупочной цены.

Как известно, 24 сентября 2012 г. в Министерстве юстиции зарегистрирован приказ МЗ Украины от 07.09.2012 г. № 703 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Украины от 29 декабря 2011 года № 1000» под № 1639/21951. Согласно этому приказу МЗ в обязательный минимальный ассортимент лекарственных средств включены препараты зарубежного производства. То есть, с 5 октября 2012 г. для обеспечения наличия обязательного минимального ассортимента аптечные учреждения смогут закупать как украинские, так и зарубежные лекарственные средства.

Напомним, что в соответствии с постановлением КМУ № 880 «О внесении изменения в пункт 1 постановления Кабинета Министров Украины от 17 октября 2008 г. № 955» с 1 января 2013 г. вводятся дифференцированные предельные торговые (розничные) надбавки на лекарственные средства в зависимости от их закупочной цены (см. табл. 1).

Данная регуляторная инициатива обусловлена необходимостью исполнения п. 40.1 Национального плана действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010–2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденного Указом Президента Украины В. Януковича от 12.03.2012 г. № 187/2012, которым предусмотрено введение дифференцированных предельных снабженческо-сбытовых и торговых (розничных) надбавок в зависимости от их стоимости. Примечательно, что постановление КМУ № 880 предусматривает дифференциацию только розничных наценок. При этом в данном постановлении предельные снабженческо-сбытовые надбавки составляют не более 10% оптово-отпускной цены и для них не предусмотрена дифференциация.

Таблица 1 Дифференцированные предельные торговые (розничные) надбавки на лекарственные средства в зависимости от их закупочной цены, предложенные постановлением КМУ № 880
Закупочная цена, грн. Торговая (розничная) надбавка к закупочной цене, %
До 100,0 включительно 25
Более 100,01 до 300,0 включительно 23
Более 300,01 до 500,0 включительно 20
Более 500,01 до 1000,0 включительно 15
Более 1000,01 10

Давайте рассмотрим какова рыночная динамика лекарственных средств, включенных в национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, какую долю затронет ценовая регуляция и каковы сегодня средневзвешенные наценки.

Суммарный удельный вес лекарственных средств, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, с учетом зарубежных препаратов по итогам 8 мес 2012 г. составляет 27,3% в денежном и 47,4% в натуральном выражении (рис. 1).

Рис. 1
 Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2010–2012 гг.
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2010–2012 гг.

По сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет некоторое уменьшение долевого участия исследуемой группы препаратов обуслов­лено более замедленной динамикой их аптечных продаж относительно лекарственных средств, не включенных в перечни (рис. 2).

Рис. 2
 Темпы прироста (%) объема аптечных продаж препаратов, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2011–2012 гг.
Темпы прироста (%) объема аптечных продаж препаратов, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2011–2012 гг.
Рис. 3
 Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в разрезе зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2010–2012 гг.
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в разрезе зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2010–2012 гг.

Темпы развития аптечных продаж зарубежных и украинских препаратов в денежном выражении близко коррелируют, а в натуральном — со значительным отрывом опережают зарубежные конкуренты (рис. 3). Средневзвешенная стоимость их 1 упаковки повышается значительно медленнее по сравнению с украинскими препаратами (рис. 4), позиции которых ежегодно укреп­ляются в исследуе­мом сегменте в натуральном выражении (рис. 5).

Рис. 4
 Средневзвешенная стоимость лекарственных средств, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в разрезе зарубежного и отечественного производства, а также в целом по сегменту по итогам 8 мес 2010–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость лекарственных средств, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в разрезе зарубежного и отечественного производства, а также в целом по сегменту по итогам 8 мес 2010–2012 гг.
Рис. 5
 Удельный вес лекарственных средств, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в разрезе зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2010–2012 гг.
Удельный вес лекарственных средств, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в разрезе зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2010–2012 гг.

Средневзвешенная розничная наценка на лекарственные средства, включенные в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, по итогам 8 мес 2012 г. снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2011–2010 гг. и составила 24,1% (рис. 6).

Рис. 6
 Средневзвешенная розничная наценка на лекарственные средства, включенные в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, по итогам 8 мес 2010–2012 гг.
Средневзвешенная розничная наценка на лекарственные средства, включенные в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, по итогам 8 мес 2010–2012 гг.

Как мы уже отмечали ранее, с 1 января 2013 г. постановлением КМУ № 880 предлагается установить дифференцированные предельные торговые (розничные) надбавки на лекарственные средства в зависимости от их закупочной цены (см. табл. 1). Рассмотрим предложенные проектом постановления КМУ ценовые ниши для препаратов, на которые распространяется государственное регулирование. Лекарственные средства, подпадающие под регулирование согласно постановлению КМУ № 955, с закупочной ценой менее 100 грн. по итогам 8 мес 2012 г. в натуральном выражении занимают 99,60% всего объема рынка лекарственных средств, на которые распространяется действие постановления КМУ № 955 (табл. 2). В денежном выражении их доля составляет 92,46%, а средневзвешенная наценка на эти лекарства — 24,7% (рис. 7).

Рис. 7
 Средневзвешенная розничная наценка на лекарственные средства, включенные в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в разрезе ценовых ниш по итогам 8 мес 2012 г.
Средневзвешенная розничная наценка на лекарственные средства, включенные в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в разрезе ценовых ниш по итогам 8 мес 2012 г.

Удельный вес лекарств с закупочной ценой 100,01–300 грн. в натуральном выражении составляет 0,37%, в денежном — 5,88%, а средневзвешенная наценка — 17,6%. Суммарная доля других препаратов, стоимость которых составляет свыше 300 грн., крайне мала в общем объеме продаж лекарственных средств, включенных в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент (см. табл. 2). Средневзвешенная розничная наценка на препараты в ценовых сегментах 300,01–500,00 и 500,01–1000,0 грн. значительно уступает предложенному уровню согласно постановлению КМУ № 880 (см. табл. 1 и рис. 7).

Таблица 2 Доля лекарственных средств, включенных в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в разрезе ценовых ниш, предложенных постановлением КМУ № 880 в общем объеме их аптечных закупок в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2012 г.
Ценовая ниша, грн. Денежное выражение Натуральное выражение
Доля, %
До 100,0 включительно 92,46 99,60
От 100,01 до 300,00 включительно 5,88 0,37
От 300,01 до 500,00 включительно 0,71 0,02
От 500,01 до 1000,00 включительно 0,82 0,01
Свыше 1000,01 0,13 0,001

Сегмент препаратов, вошедших в нишу с самой высокой закупочной ценой — от 1000,01 грн. и выше, представлен иммунобиологическими препаратами, сыворотками, контрастными средствами и др. Он насчитывает около двух десятков препаратов и занимает минимальную долю — 0,001% всего объема исследуемого сегмента в натуральном и 0,13% в денежном выражении. В исследуемый период средневзвешенная наценка на них составляет 15,4%. Здесь преимущественно представлены зарубежные препараты (21), украинских — всего 3, но уровень наценки обусловлен как импортными, так и украинскими лекарственными средствами.

Локальные игроки в большей степени представлены в сегменте препаратов с оптовой ценой до 100,00 грн. (рис. 8 и 9), что обусловлено их невысокой стоимостью по сравнению с зарубежными конкурентами.

Рис. 8
 Удельный вес лекарственных средств зарубежного и отечественного производства, включенных в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в денежном выражении в разрезе ценовых ниш по итогам 8 мес 2012 г.
Удельный вес лекарственных средств зарубежного и отечественного производства, включенных в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в денежном выражении в разрезе ценовых ниш по итогам 8 мес 2012 г.
Рис. 9
 Удельный вес лекарственных средств зарубежного и отечественного производства, включенных в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в натуральном выражении в разрезе ценовых ниш по итогам 8 мес 2012 г.
Удельный вес лекарственных средств зарубежного и отечественного производства, включенных в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, в натуральном выражении в разрезе ценовых ниш по итогам 8 мес 2012 г.

P.S.

Для аптечных учреждений введение предложенных дифференцированных граничных торговых (розничных) наценок в очередной раз потребует внесения изменений в системе ценообразования. Это емкий процесс, который требует технических, финансовых и временных затрат.

Из общего объема рынка лекарственных средств под ценовое регулирование согласно постановлению КМУ от 17 октября 2008 г. № 955 подпадает внушительная доля — 27,3% в денежном и 47,4% в натуральном выражении. В этом сегменте удельный вес в размере 92,63% в денежном и 99,60% натуральном выражении занимают препараты с оптовой стоимостью до 100,00 грн. Как показали результаты анализа, сегодня средневзвешенная наценка на препараты в 5 ценовых нишах, границы которых установлены постановлением КМУ, не превышает запланированного предельного уровня, за исключением лекарственных средств стоимостью свыше 1000,00 грн. Речь идет о препаратах, доля которых в общем объеме исследуемого сегмента минимальна — 0,13% в денежном и 0,001% в натуральном выражении. Преимущественно это высокотехнологичные препараты, требующие особых условий хранения и транспортировки, что ведет к дополнительным финансовым расходам аптечных учреждений и автоматически влияет на их наценку.

Подавляющее количество препаратов входит в нишу, оптовая стоимость которых составляет до 100 грн. (2936), а все остальные (от 100,01 грн. и выше) занимают в сегменте препаратов, входящих в Национальный перечень и обязательный минимальный ассортимент, всего 7,5% в денежном и 0,4% в натуральном выражении. Без малого их около четырех сотен (374 лекарственные формы).

Конкуренция на рынке — более жесткий, но и более гибкий регулятор, при этом не требующий внедрения дополнительного контроля и затрат, связанных с этим. На волатильность цены влияет вся товаропроводящая цепочка, а не только аптека. Но в очередной раз у аптек работы прибавится!

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи