Обзор требований стандарта ISO 13485
Данный международный стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут применяться организацией для проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания медицинских изделий, а также проектирования, разработки и оказания соответствующих услуг. Он может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая сертифицирующие органы, с целью оценки способности организации соответствовать требованиям потребителя и законодательным нормам. Докладчик обратил внимание присутствующих на то, что требования к системе менеджмента качества, указанные в стандарте ISO 13485, являются дополнением к техническим требованиям, предъявляемым к продукту.
Несмотря на то что стандарт ISO 13485 является самостоятельным, в его основе лежит стандарт ISO 9001. В ходе семинара докладчик провел сравнение структур вышеуказанных стандартов. Стандарт ISO 13485 следует формату ISO 9001 для удобства пользователей, однако не включает в себя требования других систем менеджмента — экологического, финансового, гигиены и безопасности труда. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать ее собственную систему менеджмента качества с соответствующими требованиями систем управления.
Стандартом ISO 13485 установлены требования к системе менеджмента качества, которые могут применяться в случае, если компании необходимо продемонстрировать свою способность производить медицинские изделия и оказывать связанные с этим услуги, соответствующие требованиям потребителя и законодательным требованиям. Главная цель этого стандарта — содействие гармонизации законодательных требований к медицинским изделиям с системой менеджмента качества, поэтому он включает некоторые особые требования к такой продукции. Из него исключены те требования ISO 9001, которые не соответствуют законодательству.
Рассматривая общие требования к системе менеджмента качества, заключенные в стандарте ISO 13485, Б. Рябчиков отметил, что организация должна установить, документально оформить, внедрить и поддерживать систему менеджмента качества, ее результативность в соответствии с требованиями этого стандарта. Необходимо определить процессы системы менеджмента качества и сферу их применения во всей организации; установить последовательность и взаимодействие этих процессов; определить критерии и методы, необходимые для обеспечения того, чтобы как выполнение этих процессов, так и управление ими осуществлялись результативно; обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки осуществления и мониторинга процессов; проводить мониторинг, измерять, и анализировать эти процессы, а также выполнять действия, необходимые для достижения запланированных целей и поддержания их результативности.
Если некоторые процессы, которые влияют на соответствие продукта требованиям стандарта, передаются посторонним исполнителям (субподряд, аутсорсинг), организация должна обеспечить управление данными процессами в рамках системы менеджмента качества.
Были рассмотрены особенности документации и требования к ней, предъявляемые стандартом ISO 13845. Докладчик сообщил, что она должна включать:
- документированные положения политики и целей в сфере качества;
- руководство по качеству;
- документально оформленные процедуры, исполнения которых требует настоящий международный стандарт;
- документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления своих процессов и управления ими, записи, требуемые настоящим международным стандартом, а также любая другая документация, установленная национальным или региональным законодательством.
Для всех типов или моделей медицинского изделия компания должна разработать и поддерживать файл, содержащий или идентифицирующий документы, определяющие спецификацию продукта и требования системы качества, полный процесс производства, и, если применимо, монтажа и технического обслуживания. Объем документации может быть различным в зависимости от размера и типа организации, сложности процессов и их взаимодействий, компетентности персонала.
Вниманию участников семинара также были предложены рекомендации относительно оформления руководства по качеству, необходимых документов и записей.
Согласно стандарту высшее руководство компании должно обеспечить выявление и выполнение требований потребителя. Также оно должон позаботиться о том, чтобы цели в сфере качества (включая и те, которые необходимы для выполнения требований к продукту), были установлены для соответствующих функций и уровней в рамках организации. Эти цели должны быть измеримыми и согласовываться с политикой компании в сфере качества.
Высшему руководству необходимо назначить члена руководства, который, помимо других возложенных на него обязанностей, будет отвечать за установку, внедрение и поддержание процессов системы менеджмента качества, представлять высшему руководству информацию об эффективности системы менеджмента качества и любой потребности в совершенствовании, а также обеспечивать осведомленность организации о законодательных требованиях и требованиях потребителя. Система менеджмента качества должна анализироваться высшим руководством с установленной периодичностью с целью обеспечения ее постоянного соответствия, адекватности и результативности, а также для того, чтоб оценивать возможности совершенствования, необходимость изменений системы менеджмента качества, включая политику и цели в данной сфере. Организация в том числе должна определить и обеспечить ресурсы, необходимые для внедрения системы менеджмента качества и обеспечения (поддержания) ее результативности, выполнения законодательных требований и требований потребителя.
Персонал, выполняющий работу, которая влияет на качество продукта, должен быть компетентным, то есть иметь соответствующие образование, профессиональную подготовку, навыки и опыт. Следует определить, обеспечить и поддерживать инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукту. Инфраструктура включает здания, рабочие места и сопутствующие службы, оборудование для производственных процессов (как материальную часть, так и программное обеспечение) и вспомогательные службы (такие как транспорт и связь). Кроме того, должны быть установлены документированные требования к деятельности по техническому обслуживанию, включая его периодичность в случае, если такая деятельность или ее отсутствие может повлиять на качество продукта.
Организация должна управлять рабочей средой для соответствия требованиям к продукту, документируя требования к состоянию здоровья персонала, его гигиене и одежде, если контакт персонала с продуктом или рабочей средой может неблагоприятно повлиять на качество медицинского изделия. Если условия рабочей среды могут неблагоприятно повлиять на качество продукции, необходимо установить документированные требования и документированные процедуры или рабочие инструкции для наблюдения и управления этими условиями.
Отдельный блок семинара был посвящен планированию создания продукта, его проектированию и разработке, а также рассмотрению процесса проведения закупок. Компания должна установить документированные процедуры, чтобы гарантировать, что закупленная продукция соответствует определенным требованиям к закупкам. Вид и объем контроля, применимого к поставщику и закупленному продукту, должны зависеть от его влияния на последующее создание продукта или конечный продукт. Необходимо определить критерии выбора, оценки и повторной оценки поставщиков, при этом должна обеспечиваться адекватность указанных требований к закупкам до их сообщения поставщику. Результаты оценки и всех последующих действий следует документально оформить. Информация о закупке должна отображать характеристики закупаемого продукта, а также включать, если возможно, требования к процедурам, процессам и оборудованию, квалификации персонала и системе менеджмента качества. Для обеспечения соответствия закупленной продукции указанным требованиям к закупкам предприятию следует принять необходимые меры контроля.
Организация должна внедрять процессы мониторинга, измерения, анализа и совершенствования с целью демонстрации соответствия продукта установленным требованиям, обеспечения соответствия системы менеджмента качества и поддержания ее результативности. Одним из критериев эффективности системы менеджмента качества является мониторинг информации о том, выполняет ли организация требования заказчика (потребителя), при этом необходимо определить методы для получения и использования этой информации. Также следует установить документированные процедуры для системы обратной связи с заказчиком, чтобы как можно раньше предупредить проблемы, связанные с качеством продукции, и предоставить входную информацию для реализации корректирующих и предупреждающих действий.
Чтобы определить, насколько система менеджмента качества эффективно внедрена и поддерживается, соответствует запланированным мероприятиям, требованиям стандарта ISO 13845 и требованиям к системе менеджмента качества, установленным организацией, необходимо проводить внутренние аудиты с запланированной периодичностью. Их программы составляются с учетом важности проверяемых процессов и участков, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, объем, периодичность, и методы проведения аудитов должны быть определены организацией и задокументированы. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны быть объективными и беспристрастными, при этом аудиторам не следует проверять свою работу. Руководству, которое отвечает за проверяемый участок производства, необходимо обеспечить своевременное выполнение действий без необоснованной задержки, чтобы устранить выявленные несоответствия и их причины. Последующие действия должны включать проверку предпринятых действий и составление отчета о результатах проверки.
В случае если продукция не соответствует установленным требованиям, необходимо принять меры для идентификации и предотвращения непреднамеренного ее использования или поставки. Порядок проведения таких действий должен быть задокументирован. Организации следует поступить с этими продуктом одним из таких способов:
- предпринять действия по устранению выявленного несоответствия;
- санкционировать использование, выпуск или приемку продукции;
- предпринять действия по предотвращению его первоначального предполагаемого использования или применения.
Если продукт необходимо переделать (один или несколько раз), организация должна задокументировать этот процесс в рабочей инструкции, которая проходит такую же процедуру утверждения, как и оригинальная рабочая инструкция. Перед утверждением этой рабочей инструкции следует определить и задокументировать возможные нежелательные результаты переделки.
Организация должна предпринимать корректирующие и предупреждающие действия, направленные на устранение причин несоответствий (или потенциальных несоответствий) и предотвращения их повторения, утверждая с этой целью документированные процедуры.
Что же касается жалоб заказчика, то в компании должны сохраняться записи обо всех рассмотрениях (исследованиях) таковых. Если какая-либо жалоба заказчика не ведет к корректирующему или предупреждающему действию, причины этого должны быть определены и задокументированы.
Аудит системы менеджмента качества
Международной организацией по стандартизации введен новый стандарт ISO 19011:2011, который представляет собой руководство по аудиту систем менеджмента. Он применим ко всем организациям, которым необходимо проводить внутренние или внешние аудиты систем менеджмента (аудиты поставщиков) или управлять программой аудита. Как отметил Б. Рябчиков, аудит является системным планируемым процессом. Программы аудитов обычно составляются на год с учетом результатов предыдущих аудитов и показателей результативности работы за предыдущий период. Необходимо учитывать, что каждая сфера деятельности организации, а также все виды деятельности и процессы, связанные с качеством и безопасностью продукции, должны быть подвергнуты аудиту.
Аудиты системы менеджмента качества может проводить само предприятие (аудиты первой стороны), а также независимые организации (аудиты второй и третьей сторон).
Внутренние аудиты как инструмент постоянного совершенствования позволяют обеспечить и проверить соответствие системы менеджмента качества установленным стандартам и самой организации определенным требованиям; закрепить уверенность руководства и заинтересованных сторон в результативности системы менеджмента; оперативно выявить проблемы; обеспечить обратную связь для проведения корректирующих и предупреждающих действий; наладить систему менеджмента на стадиях внедрения продукта в производство и его усовершенствования.
Участники семинара ознакомились с классификацией выявленных несоответствий, а также проанализировали возможные ситуации, возникающие во время аудита.
Техническое регулирование в сфере медицинских изделий в ЕС
Как отметил Б. Рябчиков, на сегодня существуют такие Директивы ЕС для медицинских изделий:
- Директива 90/385/EС для активных имплантируемых медицинских изделий;
- Директива 98/79/EC для медицинских изделий для диагностики in vitro;
- Директива 93/42/EC для всех остальных медицинских изделий.
- директивы 90/385/EC и 93/42/EC были изменены в соответствии с Директивой 2007/47/EC Европейского парламента и Совета Европы от 05.09.2007 г., изменения вступили в силу с 21.03.2010 г.
Согласно ст. 14.2 Директивы 93/42/EC, если производитель, не имеющий зарегистрированного производства в одном из государств — членов ЕС, размещает медицинское изделие на европейском рынке, он должен иметь зарегистрированного в ЕС единственного уполномоченного представителя. Кроме того, маркировка, внешняя упаковка и инструкция по использованию должны содержать наименование и адрес уполномоченного представителя производителя, зарегистрированного в ЕС.
Ни одно медицинское изделие, подпадающее под действие Директивы 93/42/EC и не имеющее СЕ-маркировки, не может быть размещено на рынке ЕС. Не требует СЕ-маркировки только продукция, изготовленная на заказ и та, которая предназначена для клинических исследований. Изготовленным на заказ является любое изделие, произведенное в соответствии с предписанием квалифицированного врача, которое имеет определенные характеристики и предназначено для индивидуального использования у отдельного пациента.
Система надзора в сфере медицинских изделий
Согласно Директиве 93/42/EC члены ЕС должны проводить централизованную регистрацию и анализ информации о любом сбое или ухудшении характеристик и/или функционирования медицинского изделия, несоответствии маркировки или инструкции по использованию, которые могли бы привести или привели к смерти пациента/пользователя или к серьезному ухудшению его здоровья. Кроме этого, регистрируется информация о любой технической или медицинской причине, относящейся к характеристикам или функционированию изделия, ведущей к систематическому отзыву с рынка изделий определенного типа.
В отличие от США в Европе необходимо сообщать только о серьезных и потенциально серьезных проблемах с медицинскими изделиями. Европейское руководство по надзору требует составления глобального отчета о подобных инцидентах, независимо от того, в какой стране они имели место. Производители медицинских изделий обязаны внедрить и поддерживать систематическую процедуру анализа опыта, полученного в постпроизводственный период (постмаркетинговый надзор), используя ее в случае необходимости корректирующих действий. Надлежащее внедрение производителем постмаркетингового надзора мониторируется нотифицированным органом.
Если в стране — члене ЕС выявлено, что медицинские изделия могут представлять угрозу здоровью и/или безопасности пациентов, пользователей или, если применимо, других людей, будут предприняты все соответствующие временные меры, чтобы отозвать такие изделия с рынка/ограничить их размещение на нем или передать на обслуживание. При этом Европейская комиссия будет немедленно уведомлена о таких мерах с указанием оснований для принятого решения. Таким образом, положения Директивы 93/42/EC дают государствам — членам ЕС право немедленного вмешательства, если есть явная опасность для здоровья пациентов, пользователей или третьих лиц, даже в случае медицинских изделий, корректно маркированных знаком СЕ.
В рамках семинара его участники узнали о сертификационной процедуре получения СЕ-маркировки, которая, как правило, включает следующие этапы:
- решение о том, действительно ли изделие является медицинским и требованиям какой европейской директивы должно соответствовать;
- классификация изделия производителем;
- контакт с нотифицированными органами, предварительное обсуждение и обмен информацией, выбор нотифицированного органа;
- ответы на определенные вопросы выбранного нотифицированного органа (обычно заполняется анкета, представленная таким органом);
- подтверждение классификации устройства нотифицированным органом, расчет времени и оценка стоимости для различных маршрутов сертификации;
- выбор процедуры сертификации производителем;
- формальная заявка и контракт на сертификацию;
- передача необходимых документов нотифицированному органу;
- оценка представленных документов и отчет;
- аудит деятельности производителя и, если применимо и требуется, также поставщиков и/или субподрядчиков, включая отчет;
- решение о результате сертификации и выдача соответствующего сертификата, который обычно действителен 5 лет;
- надзорные аудиты (обычно ежегодно);
- полная ресертификация и выдача нового сертификата (обычно по истечении 5 лет).
Завершился семинар блоком, посвященным основам менеджмента риска. По словам докладчика, потенциальная опасность, характерная для медицинских изделий, рано или поздно приведет к причинению вреда, если проектировщиком и пользователем не будут предприняты необходимые меры. Более предпочтительны и эффективны меры, предпринимаемые на стадии проектирования, чем те, которые осуществляются уже потребителем. Принимая во внимание опыт пользователей аналогичной продукции, и, когда это возможно, обмен информацией с потенциальными пользователями, проектировщик должен принять такие действия, соблюдая их последовательность:
- определить ограничения в использовании, предполагаемое использование и обоснованно предполагаемое неправомерное использование продукции;
- выявить опасности и связанные с ними опасные ситуации;
- предварительно оценить риск для каждой выявленной опасности и опасной ситуации;
- окончательно оценить риск и принять решение о необходимости снижения степени риска;
- устранить опасность или снизить риск, связанный с опасностью, путем защитных мер.
Адекватное снижение степени риска можно считать достигнутым, если имеется положительный ответ на каждый из этих вопросов:
- все ли условия использования были приняты во внимание;
- была ли использована методология снижения риска;
- были ли устранены опасности или были ли риски от опасностей снижены до минимально возможного уровня;
- уверены ли вы, что предпринятые меры не приведут к новым опасностям;
- достаточно ли пользователи информированы и предупреждены об остаточных рисках;
- уверены ли вы, что условия использования не будут подвергнуты опасности после внедрения защитных мер;
- совместимы ли друг с другом предпринятые защитные меры;
- достаточное ли внимание уделено последствиям использования продукции, предназначенной для профессионального (промышленного) использования в непрофессиональном (непромышленном) контексте;
- уверены ли вы, что предпринятые меры не уменьшат чрезмерно способность продукции выполнять свои функции?
Участники мероприятия также рассмотрели стандарт ISO 14971:2007 «Медицинские изделия. Применение менеджмента риска к медицинским изделиям». Завершился семинар дискуссией и вручением сертификатов. Тематика медицинских изделий вызывает постоянный интерес субъектов рынка, поэтому уже в конце января компания «УкрМедСерт» проведет семинар-практикум, посвященный последним изменениям в технических регламентах относительно этой продукции.
фото Сергея Бека
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим