Пилотный проект: пути повышения эффективности государственных расходов на возмещение стоимости антигипертензивных препаратов

Напомним, что обнародовано постановление КМУ от 30 января 2013 г. № 53 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 25 апреля 2012 г. № 340». В этом документе предусмотрено продолжение сроков реализации Пилотного проекта до 31 декабря 2013 г. В рамках настоящего исследования мы проанализировали реальные потребности рынка в антигипертензивных препаратах, подпадающих под действие Пилотного проекта, а также рассчитали новые возможности для полного покрытия спроса на эти препараты со стороны государства в условиях ограниченных ресурсов. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

МЕТОДОЛОГИЯ

В рамках данного исследования учитывались только твердые формы (таблетки и капсулы) лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, в частности, препараты амлодипина, бисопролола, лизиноприла, метопролола, небиволола, нифедипина и эналаприла. Кроме этого, были исключены все оригинальные препараты.

В расчетах за основу лекарственной формы мы принимаем показатель DDD — суточная доза, рекомендуемая ВОЗ (табл. 1).

Таблица 1 DDD для молекул, включенных в Пилотный проект
Международное непатентованное наименование (МНН) DDD, мг
АМЛОДИПИН 5
БИСОПРОЛОЛ 10
ЛИЗИНОПРИЛ 10
МЕТОПРОЛОЛ 150
НЕБИВОЛОЛ 5
НИФЕДИПИН 30
ЭНАЛАПРИЛ 10

ИТОГИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА И ЛОГИКА ВОЗМЕЩЕНИЯ

По итогам 2012 г. общий объем розничных продаж препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, составил 517 млн грн. за 22,8 млн упаковок, содержащих 530 млн DDD, превысив показатель предыдущего года на 15,2% в денежном и 16,8% в натуральном выражении и 19,7% в DDD. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки этих препаратов за прошлый год снизилась на 1,4% с 23,0 до 22,7 грн. Средневзвешенная стоимость 1 DDD в этот период составила 1,3 грн. Как уже было отмечено в предыдущих публикациях, снижение средневзвешенной стоимости 1 упаковки исследуемых препаратов легло на плечи всех звеньев товаропроводящей цепи.

Первые результаты реализации Пилотного проекта проявились на начальном его этапе в виде снижения средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов, участвующих в нем, в июле 2012 г. Физическое потребление в этот период также демонстрировало положительную динамику. При этом наиболее впечатляющие результаты были достигнуты в декабре, когда Пилотный проект вышел на новый уровень и заработала система возмещения стоимости антигипертензивных препаратов со стороны государства (рис. 1). Примечательно, что снижение цен на антигипертензивные препараты продолжается уже полгода и по итогам декабря 2012 г. средневзвешенная стоимость 1 их упаковки снизилась на 13%, а всплеск объема розничных продаж исследуемых препаратов произошел лишь в декабре и увеличился на 43% по сравнению с декабрем 2011 г.

Рис. 1
Темпы прироста/убыли средневзвешенной стоимости 1 упаковки и объема розничных продаж в натуральном выражении для препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам января–декабря 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли средневзвешенной стоимости 1 упаковки и объема розничных продаж в натуральном выражении для препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам января–декабря 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Следует отметить, что динамика как средневзвешенной стоимости 1 упаковки, так и объема розничных продаж близко коррелирует для всех молекул, участвующих в Пилотном проекте (рис. 2, 3). Таким образом, ввиду значимого влияния системы государственного возмещения предлагаем нашим читателям более детально разобраться в этом вопросе.

Рис. 2
Темпы прироста/убыли средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам января–декабря 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам января–декабря 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3
Темпы прироста/убыли объема продаж препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, в разрезе отдельных МНН в натуральном выражении по итогам января–декабря 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема продаж препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, в разрезе отдельных МНН в натуральном выражении по итогам января–декабря 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Примечательно, что всплеск продаж антигипертензивных препаратов затронул все сегменты рынка — в течение 2012 г. положительная динамика продаж отмечается как в сегменте украинских, так и зарубежных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении (рис. 4). В частности, в декабре стремительно увеличился объем розничных продаж препаратов как украинского, так и зарубежного производства.

Рис. 4
Темпы прироста объема розничной реализации препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, в разрезе украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам января–декабря 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста объема розничной реализации препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, в разрезе украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам января–декабря 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Препараты украинского производства по-прежнему аккумулируют меньшую долю рынка антигипертезивных препаратов по сравнению с зарубежными коллегами. По итогам 2012 г., удельный вес препаратов украинского производства, подпадающих под действие Пилотного проекта, составил 22% в денежном и 43% в натуральном выражении, а для зарубежных производителей этот показатель составил 78 и 57% соответственно (рис. 5).

Рис. 5
Структура розничных продаж препаратов украинского и зарубежного производства, подпадающих под действие Пилотного проекта, в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г.
Структура розничных продаж препаратов украинского и зарубежного производства, подпадающих под действие Пилотного проекта, в денежном и натуральном выражении по итогам 2012 г.

В рамках данного исследования мы рассчитали, как распределились бы государственные средства, направленные на возмещение стоимости антигипертензивных препаратов, путем моделирования ситуации, при которой предположили, что система возмещения стартовала с января 2012 г. За основу были взяты реальный объем потребления исследуемых препаратов и структура их потребления в разрезе каждой молекулы и дозировки. Денежная составляющая была рассчитана на основании референтной стоимости одной лекарственной формы в рамках каждой молекулы и дозировки согласно приказу МЗ Украины № 419. При заданных условиях в 2012 г. на возмещение государству необходимо было бы потратить 138 млн грн., что составляет 27% общих расходов на препараты, подпадающие под действие Пилотного проекта. Из этих 138 млн грн. 38% ушло бы на компенсацию стоимости украинских препаратов, аккумулировавших 43% всех потребленных в этот период DDD (рис. 6). Большая часть этих средств могла бы пойти на покрытие стоимости зарубежных препаратов, для которых удельный вес в структуре потребленных DDD в 2012 г. составил 57%.

Рис. 6
Модель возмещения расходов на препараты, подпадающие под действие Пилотного проекта, с указанием удельного веса украинских и зарубежных производителей по итогам 2012 г. при условии, если бы система возмещения стартовала с января 2012 г.
Модель возмещения расходов на препараты, подпадающие под действие Пилотного проекта, с указанием удельного веса украинских и зарубежных производителей по итогам 2012 г. при условии, если бы система возмещения стартовала с января 2012 г.

Каким образом государство рассчитывает уровень возмещения для каждого продукта, включенного в Пилотный проект?

Логика возмещения построена на определении суммы компенсации для каждой лекарственной формы (дозировки) отдельно взятой молекулы. Уровень возмещения определяется в рамках каждой группы путем поиска самого дешевого препарата.

Рассмотрим более детально этот механизм на примере препаратов лизиноприла. Так, для препаратов с дозировкой 10 мг государство возмещает 0,317 грн. за 1 таблетку, так как в этой группе 1 единица самого дешевого продукта стоит примерно столько же. Уровень компенсации за упаковку рассчитывается путем умножения этой величины на количество таблеток в упаковке. Для препаратов лизиноприла с дозировкой 2,5 мг сумма возмещения за одну лекарственную форму составляет 0,510 грн., для 5 мг этот показатель равен 0,228 грн., а для 20 мг — 0,544 грн. При этом максимальный объем потребления препаратов лизиноприла сосредоточен в группе с дозировками 5 и 10 мг. Для самых потребляемых препаратов установлен минимальный уровень компенсации со стороны государства. Это обусловлено тем, что в менее популярных среди потребителей дозировках препаратов лизиноприла представлены высокостоимостные препараты. В сегментах наиболее потребляемых дозировок лекарственных средств представлено множество игроков рынка, в частности, с недорогими генериками. Аналогичная ситуация характерна и для всех препаратов, участвующих в Пилотном проекте (рис. 7).

Рис. 7
Референтная цена возмещения за 1 лекарственную форму с различной дозировкой и количество потребленных DDD по итогам 2012 г. для препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта
Референтная цена возмещения за 1 лекарственную форму с различной дозировкой и количество потребленных DDD по итогам 2012 г. для препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта

Таким образом, дифференциация уровня возмещения стоимости по дозировкам противоречит справедливому распределению государственных ресурсов и не поощряет конкуренцию, которая лежит в основе повышения доступности лекарственных средств для населения.

На примере препаратов лизиноприла с дозировкой 10 мг (так как именно эта дозировка соответствует DDD, рекомендованному ВОЗ) мы рассмотрели, как старт системы возмещения повлиял на рыночную ситуацию в этом сегменте в декабре 2012 г. В данной конкурентной группе все препараты были ранжированы по цене в разрезе участия государства и пациента с указанием объема потребления и динамики по этому показателю по сравнению с декабрем 2011 г.

Результаты такого исследования показали, что в условиях действия системы возмещения структура потребления не изменилась, продолжилась конкурентная борьба внутри анализируемой группы — объем продаж увеличился для большинства препаратов, причем позиции сильных игроков укрепились. При этом для препаратов с идентичной дозировкой и номером в упаковке государство компенсирует одинаковую сумму. То есть, для всех участников Пилотного проекта были созданы одинаковые условия в рамках системы частичного возмещения стоимости лекарственных средств для лечения лиц с артериальной гипертензией. Например, для продукта с ценой 11 грн. уровень компенсации превышает 80%, а при цене 38 грн. это лишь 25%. В результате выигрывают препараты, которые активно промотируются. Аналогичная ситуация характерна также для других препаратов, участвующих в Пилотном проекте (рис. 8–11).

Рис. 8
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов лизиноприла в дозировке 10 мг с указанием доли государственного возмещения, объем потребления DDD по итогам декабря 2012 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с декабрем 2011 г.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов лизиноприла в дозировке 10 мг с указанием доли государственного возмещения, объем потребления DDD по итогам декабря 2012 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с декабрем 2011 г.
Рис. 9
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов эналаприла в дозировке 10 мг с указанием доли государственного возмещения, а также объем потребления DDD по итогам декабря 2012 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с декабрем 2011 г.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов эналаприла в дозировке 10 мг с указанием доли государственного возмещения, а также объем потребления DDD по итогам декабря 2012 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с декабрем 2011 г.
Рис. 10
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов небиволола в дозировке 10 мг с указанием доли государственного возмещения, а также объем потреб­ления DDD по итогам декабря 2012 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с декабрем 2011 г.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов небиволола в дозировке 10 мг с указанием доли государственного возмещения, а также объем потреб­ления DDD по итогам декабря 2012 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с декабрем 2011 г.
Рис. 11
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов нифедипина в дозировке 10 мг с указанием доли государственного возмещения, а также объем потребления DDD по итогам декабря 2012 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с декабрем 2011 г.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов нифедипина в дозировке 10 мг с указанием доли государственного возмещения, а также объем потребления DDD по итогам декабря 2012 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с декабрем 2011 г.

А ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ…

Как уже было отмечено, при существующих подходах к возмещению, уровню и структуре потребления по состоянию на 2012 г. государству понадобилось бы 138 млн грн., чтобы покрыть 27% общих расходов на препараты, подпадающие под действие Пилотного проекта.

Однако если применить другой подход к возмещению стоимости лекарственных средств со стороны государства, то для покрытия реальной годовой потребности Украины в размере 530 млн DDD из расчета уровня 2012 г. государству хватило бы 167 млн грн., чтобы обеспечить всю страну бесплатными антигипертензивными препаратами. Напомним, что на 2013 г. в бюджете на эти цели выделено 191 млн грн., на которые государство могло бы приобрести 596 млн DDD, что на 12% больше, чем реально было потреблено в 2012 г.

В чем же заключается такой подход?

Прежде всего, уровень компенсации должен быть идентичен в рамках молекулы для всех лекарственных форм (дозировок) и определяться путем поиска препарата с минимальной стоимостью 1 DDD в рамках группы с дозировкой, эквивалентной DDD, рекомендованной ВОЗ (табл. 2). Определив минимальную цену 1 DDD, государство может обратиться к производителям, которые предлагают продукцию с этой ценой, или провести тендер на производство необходимого количества доз. Производители, предложившие оптимальную цену, заключают контракт с государством на выпуск необходимого объема препаратов, соответственно, включенных в перечень возмещаемых. Производитель низкий уровень цен компенсирует гарантированным объемом продаж в натуральном выражении, а государство обеспечивает население доступными лекарственными средствами. Причем заключение подобного контракта может предусматривать прямой расчет между государством и заводом, а расходы на логистику (движение уже оплаченного из бюджета товара от производителя через дистрибьютора в аптеки) оплачивает потребитель непосредственно в аптеке, приобретая упаковку препарата, например, стоящего 10 грн., лишь за 1,5 грн.

Как известно, в настоящее время аптечные сети в условиях ограниченных оборотных средств опасаются участвовать в Пилотном проекте, так как сумма, подлежащая возмещению со стороны государства, возвращается им не в момент реализации товара, а через какое-то время. В случае применения вышеописанного подхода данная проблема была бы снята с повестки дня, что могло бы позитивно отразиться на пенетрации препаратов, включенных в Пилотный проект, и их доступности для населения.

В свою очередь, препараты, не включенные в перечень возмещаемых, могут находиться в свободном обращении на аптечном рынке Украины вне ценового регулирования, так как в борьбе за потребителя конкурентная среда будет способствовать поддержанию оптимального уровня цен. Это избавит государство от трудоемкого процесса регулирования цен на огромное количество товарных позиций на аптечных полках и позволит высвободить дополнительные ресурсы.

Таблица 2 Расчет суммарного объема государственных расходов на возмещение стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект, на основании реального годового объема потребления в 2012 г. при применении возмещения на уровне минимальной стоимости 1 DDD для препаратов, сгруппированных по МНН
МНН Минимальная средневзвешенная стоимость 1 DDD, грн. Количество потребленных DDD в 2012 г., млн DDD Суммарный объем возмещения для покрытия полной стоимости государством препаратов Пилотного проекта, млн грн.
АМЛОДИПИН 0,323 100,4 32,4
БИСОПРОЛОЛ 0,628 52,1 32,8
ЛИЗИНОПРИЛ 0,388 79,1 30,7
МЕТОПРОЛОЛ 0,528 17,8 9,4
НЕБИВОЛОЛ 1,026 16,4 16,8
НИФЕДИПИН 0,175 26,9 4,7
ЭНАЛАПРИЛ 0,170 237,8 40,5
Всего 530,5 167,3

При возмещении только препаратов с минимальной ценой годовую потребность в антигипертензивных препаратах из расчета DDD можно было бы обеспечить за 167 млн грн., при этом в 2012 г. на то же количество DDD было потрачено населением 517 млн грн.
При таком подходе с учетом выделенных из бюджета 191,6 млн грн. на 2013 г. можно было бы бесплатно обеспечить для пациентов почти 600 млн доз антигипертензивных препаратов, что на 66 млн доз больше по сравнению с фактическим объемом потребления в 2012 г.

Анна Шибаева
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Владислав 11.02.2013 1:02
Концовка гениальна. Аптека в добавок ко всему перелопачивает достаточно большой объем товара за спасибо.Почему никто не хочет думать что для выполнения своих функций аптека несет большие затраты? А почему бы не установить скидку в %выражении и тогда бы не пришлось писать спецпрограмы, задействовать пол штата для приема-отпуска-расчета данной групы препаратов?
Олександр 13.02.2013 9:49
Цей проект запроваджено виключно для імітації турботи про населення, імітації своєї бурхливої роботи та спалювання бюджетних грошей. Сам проект нікому не потрібний і в першу чергу пацієнтам!!!Щоб отримати знижку на препарат, пацієнт повинен більше грошей витратити на дорогу до лікарні, висидіти черги. При величезному дифіциті бюджету витрачати мільйони на ПП - верх марнотратства. На лікування онкохворих-грошей нема, на гемодіаліз потрібно 10 млн.грн -теж нема, а на популістський пілотпроет 200млн. не шкода нашим чиновникам. Та й сам проект рекламується як реімбурсація, але нічого спільного з нею не має. Реімбурсація здійснюється за рахунок страхових компаній, а не за рахунок куцого бюджету України. Іде повна імітація роботи: лікарям довели плаен виписки рецептів - вони виписують всім підряд, а потім по поштовим скринькам розкидають або продають аптекам по 1 грн за штуку. Аптеки отримують додаткову реалізацію та компенсацію(але не всі вчасно і в повному обсязі). Через півроку прийде КРУ і все повернуть з наваром у вигляді штрафів до бюджету. ОСЬ чим закінчиться проект Азарова.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті