Разработка стандартов GPP в Украине: итоги исследования фармацевтической практики

19 июня 2013 г. в Государственной службе Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины) состоялся круглый стол под названием «Разработка стандартов Надлежащей аптечной практики в Украине», во время которого были представлены результаты совместного исследования Гослекслужбы Украины и Европейского директората по контролю качества лекарственных средств и здравоохранения Совета Европы (European Directorate for the Quality of Medicines — EDQM) относительно фармацевтической практики в нашей стране. В мероприятии приняли участие Инна Демченко, первый заместитель председателя Гослекслужбы Украины, представители общественных организаций по защите прав пациентов, профессиональных общественных объединений, руководители крупных аптечных сетей.

Как отметила Инна Демченко, при проведении исследования были использованы такие же механизмы, как и в странах ЕС. Она подчеркнула, что надлежащая аптечная практика (Good Pharmacy Practice — GPP) обеспечивает предоставление качественных фармацевтических услуг и направлена на защиту пациента.

Результаты вышеуказанного исследования представила Ольга Гринцова, эксперт рабочей группы при EDQM, преподаватель кафедры клинической фармакологии с фармацевтической опекой Национального фармацевтического университета. По ее словам, история GPP началась в 1993 г., когда специалистами Международной фармацевтической федерации (International Pharmaceutical Federation — FIP) были разработаны стандарты по розничной торговле и аптечной практике. Потребность в разработке соответствующих стандартов для профессионалов фармацевтического рынка была вызвана тем, что роль провизора в обществе существенно изменилась. В его обязанности, кроме традиционного отпуска препаратов, вошли контроль эффективности медикаментозной терапии и диагностические исследования.

Как отметил докладчик, от внедрения стандартов GPP выигрывают все стороны — государство, пациент, аптека. Сегодня в Украине провизор как ресурс системы здравоохранения используется недостаточно. Его привлечение к консультированию больных и участие в их лечении позволит улучшить состояние здоровья людей, сохранить трудовые ресурсы нации и снизить затраты государства на здравоохранение. В свою очередь, GPP для аптеки — это доказательство ее профессионализма и высокого качества услуг, а также возможность привлечения лояльных клиентов, что позволит получить положительный финансовый эффект. Это чрезвычайно важно в условиях высокой конкуренции в отрасли. О. Гринцова сообщила, что в последнее время в нашей стране преобладала конкуренция ценой, однако ситуация в странах Европы показывает, что такой метод изживает себя. На первый план выходят общение провизора с пациентом, оказание ему квалифицированной помощи. Естественно, от внедрения GPP выигрывает и потребитель, который получает гарантированную фармацевтическую помощь и качественные лекарственные средства.

Вопросами стандартов GPP занимается целый ряд международных организаций: ВОЗ, FIP, EDQM. Так, в 2012 г. EDQM изданы рекомендации относительно политики в здравоохранении, в которых отмечено, что необходимо разрабатывать и внедрять национальные стандарты GPP в тех странах, где таковые до сих пор отсутствуют. Следует отметить, что ключевым является слово «национальные», поскольку необходимо учитывать особенности каждого государства.

Согласно рекомендациям FIP существует стратегия внедрения национальных стандартов GPP. В первую очередь выделяются базовые фармацевтические услуги, для которых должна быть разработана нормативно-правовая база и соответствующие стандарты. После этого следует изменить систему среднего и высшего фармацевтического образования, поскольку провизору будут необходимы более обширные знания относительно фармакотерапии, фармопеки, а также коммуникативные навыки. Завершающий этап — предоставление более сложных профессиональных фармацевтических услуг.

В 2012 г. Гослекслужба Украины озвучила предложение относительно разработки национальных стандартов GPP. Однако для этого при помощи соответствующих опросов следует оценить структуру, процессы, предоставляемые аптеками услуги, а также исследовать мнение населения об услугах, которые должны предоставляться. После такой оценки выделяются основные фармацевтические услуги, роли и функции провизора, разрабатываются стандартные операционные процедуры (СОП) к этим услугам.

Исходя из данных рекомендаций, в нашей стране в нормативно-правовую базу необходимо ввести понятие «фармацевтические услуги»; разделить роли провизора и фармацевта; внедрить требования относительно основных фармацевтических услуг.

Исследование базовых процессов и услуг в аптеках Украины стартовало в марте. Всем субъектам хозяйственной деятельности, которые осуществляют розничную торговлю лекарственными средствами, были отправлены письма с приглашением принять участие в онлайн-опросе. При составлении опросника учтены рекомендации ВОЗ, FIP, а также опыт стран, которые разрабатывали национальные стандарты GPP в сотрудничестве с ВОЗ (Молдова, Румыния, Македония). О. Гринцова подчеркнула, что участие в опросе было анонимным и добровольным. Вопросы касались каждой из ролей провизора (фармацевта), описанных в базовом документе ВОЗ и FIP. В опросе приняло участие более 2000 аптек (около 10% всех аптечных учреждений страны). Наибольшее количество ответов пришло из аптек Донецкой (391), Луганской (252) областей, меньше всего — из Львовской обл. (19).

Большая часть респондентов — специалисты с высшим фармацевтическим образованием (около 70%) и средним стажем работы 15 лет. Около 85% аптек, принявших участи в опросе, находятся в городах.

По словам докладчика, к основным фармацевтическим услугам международные организации относят:

  • отпуск препаратов и консультирование;
  • консультирование относительно здорового образа жизни;
  • диагностические услуги (например измерение артериального давления).

Кроме того, FIP выделяет такие элементы GPP, которые свидетельствуют, что аптека предоставляет качественную помощь и работает в соответствии с высокими стандартами:

  • наличие провизора на смене;
  • доступность аптеки для людей с ограниченными физическими возможностями, пациентов пожилого возраста;
  • наличие комфортной зоны ожидания;
  • возможность приватной беседы провизора и пациента, в том числе с ограниченными физическими возможностями;
  • наличие в аптеке зоны с информацией о здоровом образе жизни.

Согласно результатам опроса у 80% респондентов в аптеке всегда присутствует провизор; у 97% есть доступ для людей с ограниченными физическими возможностями; у 86% имеется комфортная зона ожидания; у 63% — возможность приватной беседы; и у 52% — зона продвижения здорового образа жизни.

Также исследовалось наличие в аптеках специальных СОП (либо планов действий) как элементов системы качества. Так, план действий и ответственное лицо при выявлении фальсифицированных лекарственных средств, сообщении о помещении такого препарата в карантин в случае его отзыва с рынка есть у 98% респондентов; план действий в случае нехватки лекарственных средств и заказа при срочной необходимости — у 82%; раздельное хранение товара с похожими названиями, в похожей упаковке — у 71%; доступ к информации о препаратах, их безопасности для предоставления пациентам — у 72%; алгоритм сообщения о выявленном побочном действии лекарственных средств — у 62%.

Эксперт рекомендовала разработать следующие СОП:

  • обращение с лекарственными средствами, срок годности которых истек;
  • хранение препаратов с похожими названиями, в похожей упаковке;
  • план действий в случае нехватки препаратов;
  • алгоритм сообщения о выявленном побочном действии лекарственных средств;
  • доступ к информации о препарате и его безопасности на случай эпидемии или стихийного бедствия, а также для предоставления пациентам;
  • алгоритм направления пациента к врачу (перечень ближайших больниц, поликлиник, стоматологических кабинетов).

Согласно рекомендациям FIP роли провизора в обеспечении эффективной медикаментозной терапией таковы:

  • управление терапией;
  • мониторинг эффективности лечения;
  • предоставление информации о рациональном применении лекарственных средств.

Провизор должен оценивать состояние здоровья и потребности посетителя, учитывая его индивидуальные особенности. Согласно результатам исследования значительное количество провизоров, принявших участие в исследовании, могут адекватно оценить состояние пациента.

Важным аспектом GPP является профессиональное сотрудничество между провизором и врачом. Первый из них должен иметь необходимую медицинскую и фармацевтическую информацию (диагноз, данные лабораторных исследований) о каждом пациенте. И если человек выбирает какую-то одну аптеку, получение таких данных становится значительно проще. К сожалению, респонденты не могли определиться, какое количество постоянных клиентов у них есть. И это не удивительно, ведь медицинская/клиническая информация о пациенте не доступна провизорам (за исключением аптек в лечебно-профилактических учреждениях, сельской местности). Поэтому, по словам докладчика, сегодня реализация межпрофессионального сотрудничества в полной мере невозможна.

Что касается распространения достоверной информации о препаратах, то 89% респондентов ответили, что используют референтные источники относительно лекарственных средств; стандарты лечения — 35% опрошенных, фармацевтические издания — 82%.

Международные эксперты отметили, что аптекам необходим онлайн-доступ к базе данных препаратов, зарегистрированных в Украине; стандартам отпуска ОТС-препаратов; стандартам лечения самых распространенных заболеваний (артериальная гипертензия, бронхиальная астма, сахарный диабет).

Относительно повышения профессионального уровня провизора О. Гринцова отметила, что аптечное учреждение должно внедрять стратегии профессиональной подготовки для повышения уровня знаний и навыков своих сотрудников. Преимущество Украины перед странами Европы — наличие системы и учреждений последипломного образования. Однако курсов повышения квалификации, которые проводятся 1 раз в 5 лет, явно недостаточно в современных условиях.

И. Гринцова также осветила вопрос контроля соблюдения стандартов GPP. Он может быть внутренним и (или) внешним; обязательным или только с целью аккредитации/сертификации. Это позволит выявить недостатки при выполнения требований GPP, а также предоставить рекомендации относительно их устранения. Одним из простых методов контроля качества работы аптеки является оценка удовлетворенности клиентов сервисом. Согласно опросу только 28% аптек проводят такую оценку. Этот вид внутреннего контроля качества работы аптек широко используется в большинстве стран мира. Как правило, оценку удовлетворенности клиентов сервисом проводят 1 раз в год, после чего разрабатывается план действий по улучшению качества работы аптечного учреждения.

Докладчик подчеркнула, что стандарты GPP могут быть внедрены в Украине уже до конца 2013 г., однако будут ли они обязательными к исполнению — еще окончательно не решено.

Представители профессиональных ассоциаций, в свою очередь, сообщили, что сегодня провизоры консультируют посетителей аптек относительно особенностей применения препаратов, их эффективности, здорового образа жизни, предоставляют диагностические услуги. Также было отмечено, что стандарты GPP в европейских странах носят рекомендательный характер.

Субъекты розничного рынка неоднократно высказывали мнение относительно того, что отечественная система фармацевтического образования требует кардинальных изменений, поскольку качество подготовки специалистов оставляется желать лучшего. Кроме того, на эффективное сотрудничество врач — провизор — пациент не следует рассчитывать в условиях отсутствия эффективной системы рецептурного отпуска лекарственных средств.

Анна Бармина
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті