Реформирование системы здравоохранения в Украине: реалии и перспективы

Нынешние реалии системы здравоохранения Украины можно назвать эпохой перемен. Станет ли этот период ренессансом украинской медицинской и фармацевтической отрасли? Это во многом зависит от того, каким образом мы этот путь будем проходить. Плацдармом для обсуждения многих острых вопросов, связанных с нынешним состоянием дел в отрасли, и тех вызовов, которые возникают при движении вперед, стал Украинский саммит здравоохранения и фармацевтики, проведенный в рамках ХХII Международной выставки «Здравоохранение–2013». Организатором мероприятия выступила компания «Euro Convention Conferences» (Брюссель) при участии представителей системы здравоохранения Европейской комиссии и государств, недавно присоединившихся к ЕС.

Радмила Гревцова, директор Института медицинского и фармацевтического права и био­этики Академии адвокатуры УкраиныПервая панельная сессия 2-дневного форума посвящена реформированию индустрии здравоохранения в Украине. На повестке дня — вопросы, связанные с правовыми аспектами реформирования системы здравоохранения, ролью и местом в этом частной медицины, международных организаций и их опытом. Модератором и первым докладчиком выступила Радмила Гревцова, кандидат юридических наук, управляющий партнер консалтинговой компании «Yurkraft Medical», директор Института медицинского и фармацевтического права и био­этики Академии адвокатуры Украины.

Р. Гревцова осветила вопросы законодательного обеспечения развития системы здравоохранения Украины в контексте евроинтеграционных процессов. Согласно исследованию «The future of healthcare in Europe», проведенному «The Economist Intelligence Unit», существует 5 возможных сценариев развития европейских систем здравоохранения к 2030 г., а именно: триумф технологий и излечивание большинства хронических заболеваний при определяющей роли Е-здоровья (электронное здравоохранение); доминирование профилактической медицины над лечением заболеваний; фокусирование системы здравоохранения на оказании медицинской помощи социально незащищенным слоям населения; приватизация системы здравоохранения (этот сценарий развития в Украине не может быть реализован в силу ст. 49 Конституции Украины); создание общеевропейской системы здравоохранения. Каждый из представленных вариантов развития событий станет вызовом для Украины и должен быть учтен при определении стратегии дальнейшего развития отечественной системы здравоохранения.

Докладчик обозначила приоритетные направления работы в контексте ожидаемого подписания соглашения об ассоциации Украины и ЕС, а именно: укрепление системы здравоохранения Украины и ее потенциала путем проведения реформ, в частности, дальнейшего развития первичной медико-санитарной помощи, предотвращение и контроль инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также обеспечение качества и безопасности субстанций человеческого происхождения. Она подчеркнула, что одна из главных задач сегодня — установить, насколько предпринимаемые шаги по реформированию системы здравоохранения отвечают потребностям украинского общества и учитывают опыт зарубежных стран, где были проведены необходимые преобразования.

Немаловажным является и определение того, какие законодательные изменения нужны для успешного проведения реформ. В правовом поле системы здравоохранения существует целый ряд проблем, одна из которых — слишком большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в этой сфере: на сегодня их насчитывается более 5,5 тыс. при сохранении противоречий и пробелов в правовом регулировании. В качестве примера Р. Гревцова привела альтернативную медицинскую экспертизу, возможность которой предусмотрена законодательством, но основания и порядок до сих пор должным образом не определены.

В то же время нельзя не отметить, что есть и примеры успешного регулирования отношений в сфере здравоохранения. Таковым является введение системы управления качеством медицинской помощи, что стало возможным благодаря принятию целого ряда нормативно-правовых актов в 2011–2013 гг. Еще одним положительным примером стало утверждение приказа МЗ Украины от 12.07.2012 г. № 523 «О внесении изменении в приказ МЗ Украины от 23.09.2009 г. № 690», касающегося проведения клинических исследований лекарственных средств.

Однако, несмотря на существующие позитивные тенденции, в целом говорить о надлежащем нормативно-правовом обеспечении системы здравоохранения пока не приходится. В первую очередь это обусловлено отсутствием на протяжении многих лет четко сформулированной государственной политики в сфере здравоохранения, стратегии развития системы здравоохранения и концепции усовершенствования законодательства в этой отрасли. Поэтому разработка проекта закона «Об утверждении Общегосударственной программы «Здоровье–2020: украинское измерение» вселяет надежду на достижение успехов в будущем.

В заключение Р. Гревцова поделилась видением того, какие законодательные акты должны быть приняты для дальнейшего успешного развития системы здравоохранения Украины. Во-первых, необходимо законодательное определение правового статуса пациента по причине того, что несмотря на задекларированные права, реальные механизмы их соблюдения не прописаны. Требуется принятие закона об учреждениях здравоохранения и медицинском обслуживании. Это создаст предпосылки для развития самоуправления в отрасли здравоохранения. Существует потребность во внедрении обязательного медицинского страхования. В контексте данного вопроса первоочередной является разработка общегосударственной программы, в которой шаг за шагом были бы прописаны пути внедрения обязательного медицинского страхования. Немаловажным является и усовершенствование законодательного регулирования фармацевтической деятельности, в частности, принятие новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах» и принятие Закона Украины «Об изделиях медицинского назначения». Р. Гревцова выразила надежду на то, что скорейшему решению проблем в здравоохранении будет способствовать наметившееся укрепление сотрудничества между государственными структурами, общественными организациями, бизнес-сообществом и специалистами системы здравоохранения.

Паоло Белли (Paolo Belli), руководителя сектора развития человеческих ресурсов в Украине, Белоруси, Молдове (Всемирный банк)Вызовам и возможным реформам системы здравоохранения Украины посвящен доклад Паоло Белли (Paolo Belli), руководителя сектора развития человеческих ресурсов в Украине, Белоруси, Молдове (Всемирный банк).

Сегодня в Украине отмечают высокий уровень смертности взрослого населения от неинфекционных заболеваний. Этот показатель составляет 384 случая на 100 тыс. населения, что сопоставимо с бедными африканскими странами. Для сравнения, в странах ЕС этот показатель составляет 100–110 случаев на 100 тыс. населения. Уровень смертности от неинфекционных заболеваний может быть существенно снижен путем инвестирования средств в развитие превентивной медицины. Однако, несмотря на столь вопиющее состояние проблемы, львиная доля бюджета, выделяемого на нужды системы здравоохранения, направляется в гос­питальный сектор (до 85%).

Помимо этого, докладчик привел данные относительно того, к чему приводит нерациональное использование финансовых средств. Так, согласно данным исследования «Efficiency of social expenditures in Russian Federation and other CIS countries» (IMF, 2007) в странах, которые тратят на здравоохранение столько же, сколько и Украина, уровень смертности на 30–40% ниже.

Затраты на здравоохранение в Украине сегодня составляют 7,5% от уровня ВВП, что считается нормальным для социально-экономического состояния государства. В данном контексте стоит отметить, что реальное положение дел таково: в структуре этих расходов на долю государства приходится до 4%, а все остальное ложится на плечи граждан и в большинстве случаев относится к «неофициальным» услугам. П. Белли подчеркнул, что на такую ситуацию ни в коем случае нельзя закрывать глаза. Реформирование системы здравоохранения должно учитывать этот факт.

Докладчик также привел пример модели реформирования системы здравоохранения Украины. По его словам, на уровне областных управлений здравоохранения ресурсы должны быть направлены на укрепление вторичного и третичного звена медицинской помощи. Областные управления здравоохранения должны способствовать интеграции и координационному взаимодействию между лечебно-профилактическими учреждениями, усилению первичного звена системы здравоохранения, созданию автономных медицинских центров с филиалами в маленьких населенных пунктах (селах). В урбанизированных районах должны функционировать поликлинические учреждения здравоохранения. Важным аспектом также является предоставление руководящему звену больниц больших полномочий по распределению ресурсов. Это важно, поскольку сегодня зачастую отмечается нерацио­нальное использование ресурсов, что негативно сказывается на эффективности функционирования системы здравоохранения в целом.

В то же время необходимо определить приоритетные направления, которые требуют повышенного внимания со стороны государственных структур и дополнительного финансирования. А со временем, если экономическое состояние государства и отрасли будет позволять, — развивать механизмы медицинского страхования.

В заключение П. Белли отметил, что реформирование системы здравоохранения должно быть закреплено в государственной политике на самом высоком уровне, и только тогда станет возможным движение в направлении создания эффективной системы здравоохранения.

Сергей Полюк, координатор секторов здравоохранения и социальной защиты Представительства Евросоюза в УкраинеНа саммите также присутствовал Сергей Полюк, координатор секторов здравоохранения и социальной защиты Представительства Евросоюза в Украине, который охарактеризовал процесс реформирования системы здравоохранения в Украине. Он отметил, что в силу ряда причин, таких как недостаточное финансирование отрасли, низкая политическая воля, реформы, внедрение которых осуществлялось в пилотных регионах, были малоэффективными. Таким образом, несмотря на то что было приложено много усилий, мы находимся на том же этапе, что и до начала пилотной программы. Он подчеркнул, что сегодня важно понять, идет ли речь о настоящей реформе, или происходит простой «эволюционный процесс» укрепления тех или иных сфер деятельности.

С. Полюк выразил надежду, что меры, предпринимаемые сегодня правительством для реформирования системы здравоохранения, будут более эффективными и позволят достичь качественных изменений в отрасли. Для этого крайне важно обозначить конкретные цели и задачи и понимать, с помощью каких механизмов мы можем их достичь.

Зоряна Черненко, глава комиссии по вопросам реформирования системы здравоохранения УкраиныЗоряна Черненко, глава комиссии по вопросам реформирования системы здравоохранения Украины в составе Общественного совета при МЗ Украины, член Всеукраинской молодежной общественной организации «Всеукраинская ассоциация защиты здоровья молодежи», изложила присутствующим на мероприятии докладчикам и участникам свое видение того, почему сегодня меры, направленные на реформирование системы здравоохранения, показывают себя малоэффективными. Во многом значимую роль в этом играет низкий уровень осведомленности о проводимых реформах населения и, к сожалению, нередко специалистов системы здравоохранения. На этот аспект важно обратить внимание, поскольку без должного информационного обеспечения достичь стратегических целей будет крайне сложно.

К тому же реформирование системы здравоохранения не может происходить в односекторальном режиме, а требует вовлечения систем и специалистов на междисциплинарном уровне. Именно комплексный подход позволит действительно проводить качественное реформирование медицинской отрасли в Украине. Реформа системы здравоохранения — это не только внед­рение новых протоколов и стандартов лечения, но и их правильное, качественное и систематическое выполнение.

После доклада З. Черненко состоялась дискуссия, в которой приняли участие руководители учреждений здравоохранения, выразившие свое мнение по поводу успешного реформирования системы здравоохранения. В частности, они проявили желание принимать участие в работе общественных советов.

Елена Волошина, руководитель деятельности Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation — IFC)В рамках второй панельной сессии Украинского саммита здравоохранения и фармацевтики, посвященной инвестициям в госпитальный сектор и развитию инфраструктуры системы здравоохранения, выступила Елена Волошина, руководитель деятельности Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation — IFC), являющейся одной из организаций Группы Всемирного банка (World Bank Group), главная цель которого — развитие частного сектора путем предоставления инвестиций и оказания консультационной помощи. Она сообщила, что нередко клиентом организации выступает государство. IFC в основном финансирует 2 направления деятельности в сфере здравоохранения: услуги здравоохранения (портфель — более 1 млрд дол. США) и биологические науки — развитие биотехнологий, разработка и производство лекарственных средств (портфель — 442 млн дол.).

Е. Волошина обозначила тренды, характеризующие актуальное состояние развивающихся рынков, отметив повышение покупательной способности населения, увеличение затрат на услуги здравоохранения. В контексте украинского фармацевтического рынка значимыми являются государственная политика импортозамещения, консолидация в секторе дистрибуции и розницы, направленная на повышение маржинального дохода на фоне усиливающегося регулирования ценовой политики со стороны государства.

К глобальным трендам здравоохранения относится старение населения: 2/3 населения планеты достигли возраста 60 лет, а к 2015 г. население в возрасте старше 65 лет будет составлять 20% жителей развитых стран. Вследствие этого также изменяется структура заболеваемости — сегодня остро стоит проблема повышения распространенности неинфекционных нозологий, что указывает на потребность в разработке новых технологий и методов лечения.

В заключение Е. Волошина сообщила, что IFC сотрудничает с широким спектром участников рынка, предоставляя финансовые решения в сфере здравоохранения, привела несколько примеров успешного сотрудничества с различными компаниями стран СНГ, прокомментировав роль IFC в налаживании успешных бизнес-процессов, и выразила надежду на дальнейшую успешную работу организации в сфере здравоохранения Украины.

Олеся Гульчий, профессор, начальник научно-координационного управления НАМН УкраиныОлеся Гульчий, профессор, начальник научно-координационного управления Национальной академии медицинских наук (НАМН) Украины, представила доклад, посвященный вопросам охраны материнства и детства в нашей стране. Она отметила, что в контекс­те снижения уровня нео­натальной смертности есть позитивные тенденции, но в настоящее время этот показатель по-прежнему в 3–4 раза превышает таковой в странах ЕС. Приведя структуру причин неонатальной смертности, она констатировала, что печальными лидерами являются перинатальные причины, аккумулируя около 50% всех случаев, и врожденные пороки (более 30%). В частности, для Украины характерна тенденция, связанная с увеличением количества детей с врожденными пороками.

О. Гульчий также проинформировала об исследовании «Children of 90-th ELSPAC» (European Longitudinal Study of Parenthood and Childhood), начатом НАМН Украины в 1993 г. совместно с Иллинойским университетом (Чикаго, США). Его цель — долгосрочный мониторинг группы детей для получения достоверных данных относительно показателей их здоровья, начиная с внутриутробного развития до пубертатного возраста, выявление нарушений здоровья в процессе их роста и установление причин, которые к этому приводят. Исследование проводится в 4 регионах Украины. На основании полученных на сегодня данных, полностью здоровым является каждый 10-й рожденный ребенок, наихудшие показатели здоровья продемонстрированы в Киеве.

Основными факторами, которые негативно влияют на развитие и состояние здоровья детей — комплекс неблагоприятных социально-экономических и экологических причин, а также психо­эмоциональные проблемы, которые сопровождают женщину и ее семью в период беременности, при родах и воспитании ребенка. Для улучшения ситуации необходима реализация конкретных мер, а именно: реорганизация системы оказания перинатальной помощи, вовлечение дополнительных источников финансирования, повышение доступности медицинской помощи, развитие кадровых ресурсов.

Это определило то, что 3 года назад по инициативе Президента Украины Виктора Януковича начата реализация проекта «Новая жизнь», главной целью которого стало снижение уровня смертности детей и улучшение здоровья матерей путем повышения доступности качественной высококвалифицированной медицинской помощи. Его реализация включает развитие системы перинатальных центров 3-го уровня, организацию на высоком уровне медицинской помощи матерям и детям в первый год жизни.

В рамках этого проекта уделяется должное внимание усовершенствованию подготовки медицинских кадров, что включает также проведение в 2012 г. стажировки специалистов в зарубежных центрах, а также прохождение циклов тематического усовершенствования в академиях последипломного образования.

Докладчик подробно охарактеризовала структурные изменения, рассказала об ожидаемых результатах реализации проекта, в частности демографических, экономических и социальных.

В заключение О. Гульчий сообщила о промежуточных результатах, процитировав слова Президента Украины: «…На Кировоградщине, где был открыт один из первых перинатальных центров, материнская смертность снизилась на 25%, а детская — на 32%. На сегодня перинатальные центры построены в 18 регионах, и еще в 9 регионах ведется строительство таких медицинских учреждений».

Том Лори (Tom Lawry), директор «Worldwide Health» (компания «Microsoft»)Том Лори (Tom Lawry), директор «Worldwide Health» (компания «Microsoft»), остановился на будущем системы здравоохранения Украины. В первую очередь он отметил, что здоровье граждан является залогом успешного развития всего украинского социума. Внедрение новых технологий и девайсов — неотъемлемая часть усовершенствования сферы здравоохранения, однако такие шаги, как правило, воспринимаются поначалу с определенной долей скептицизма. И примеров этому в истории достаточно много: один из них — это стетоскоп, пользу от применения которого хоть и понимали, но веры в то, что он войдет в рутинную медицинскую практику, не было.

Что может дать сегодня внедрение электронных и информационных технологий? Например, при установлении такого диагноза, как рак молочной железы, на основании современных технологий врачи могут использовать максимальное количество данных для определения наилучших методов лечения для конкретного пациента. Помимо этого, открываются новые возможности при выявлении пациентов с факторами риска, а также ведется поиск наиболее эффективных методов лечения и профилактики.

Т. Лори отметил возможности, которые от­крываются перед отраслью при использовании информационных подходов, а именно эффективное использование клинических, фармацевтических и научных данных, а также информации, касающейся затрат, прибыли и структуры предоставления медицинских услуг. Докладчик рассказал о внедрении мобильных технологий в сфере здравоохранения, продемонстрировав преимущества использования различных устройств и девайсов, что, несомненно, будет способствовать более оперативному и эффективному функционированию системы здравоохранения в целом.

Тимур Коган, директор по корпоративным финансам компании «Capital Times»Тимур Коган, директор по корпоративным финансам инвестиционной компании «Capital Times», представил доклад о практике привлечения инвестиций в сектор частной медицины Украины. Он привел анализ сделок M&A в сфере частной медицины стран Центральной и Восточной Европы, так, в Украине за последние 3 года зафиксировано 2 подобные сделки с участием институциональных инвесторов, в то время как в Польше, например, 12. Докладчик отметил, что наибольшая инвестиционная активность наблюдается в сегменте общих медицинских, лабораторных и диагностических услуг, а наиболее активными покупателями выступали фонды прямых инвестиций.

Даниил Федорчук, старший юрист компании «Beiten Вurkhradt»Даниил Федорчук, старший юрист компании «Beiten Вurkhradt», представил доклад, посвященный государственно-частному парт­нерству в контексте украинского правового поля. Он отметил, что делегирование государством функций в сфере здравоохранения частному сектору хоть и принципиально возможно, но в существующих реалиях неправильно: большинство украинцев не смогут оплачивать услуги по оказанию медицинской помощи из собственных средств.

Для повышения эффективности государственно-частного партнерства частному сектору в отрасли здравоохранения должны предоставляться конкретные данные об ожидаемой прибыли и поставленных целях. Он также сообщил, что в первой половине 2013 г. в Украине было имплементировано 166 проектов государственно-частного партнерства, из них 3 — в сфере здравоохранения.

Докладчик подчеркнул, что для эффективного функционирования государственно-частного партнерства необходимо реформирование системы здравоохранения, что также подразумевает усовершенствование регуляторного поля.

Марина Шевченко, магистр государственного управления, ГУ «Украинский институт стратегических исследований МЗ Украины»Марина Шевченко, магистр государственного управления, ГУ «Украинский институт стратегических исследований МЗ Украины», представила доклад, посвященный новым механизмам финансирования отрасли здравоохранения в Украине для достижения конечной цели — обеспечение эффективного использования ресурсов.

Сегодня средства, выделяемые из государственного бюджета, являются основным источником финансирования отрасли здравоохранения, они составляют 3,3% от уровня ВВП, в то время как с учетом всех источников финансирования отрасли затраты составляют 7,35% от уровня ВВП.

Среди существующих в настоящее время проблем в этой сфере выделяются законодательные барьеры, иерархический контроль и система финансирования, которые обусловливают сохранение экономически нестабильной системы здравоохранения. В частности, используются устаревшие методы планирования и финансирования учреждений здравоохранения. А анализ данных о конечном использовании финансовых ресурсов свидетельствует о преимущественном финансировании предоставления стационарной медицинской помощи. При этом экономическая структура расходов деформирована, финансируются в основном оплата труда и содержание учреждений здравоохранения.

Докладчик подчеркнула, что существующая система финансирования системы здравоохранения не отображает фактической потребности населения в медицинских услугах. Что подразумевает под собой новая система финансирования? Предыдущая схема предполагала финансирование учреждений здравоохранения из районных бюджетов и бюджетов городов республиканского и областного значения. В настоящее время в пилотных регионах финансирование учреждений здравоохранения базируется на уровне оказываемой медицинской помощи.

Таким образом, происходит разграничение расходов местных бюджетов по видам оказания медицинской помощи на основании элементов программно-целевого метода в бюджетном процессе. Реализуется это путем заключения договоров о медицинском обслуживании населения, в которых в обязательном порядке указывается объем медицинской помощи, оказание которой должно обеспечить лечебно-профилактическое учреждение, индикаторы качества медицинской помощи, объем расходов на обеспечение медицинской помощи, а также права и обязанности сторон. Помимо этого, такая система финансирования отрасли здравоохранения подразумевает внедрение новых методов планирования и оплаты медицинской помощи.

М. Шевченко также сообщила, что проектом Закона Украины «Об учреждениях здравоохранения и медицинском обслуживании» предполагается на законодательном уровне урегулировать вопросы дефиниции понятия «медицинская услуга», что позволит урегулировать взаимоотношения в сфере здравоохранения при организации хозяйственной деятельности. Позитивным моментом является то, что согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 05.03.2012 г. № 209 медицинские сотрудники учреждений здравоохранения, которые оказывают первичную медицинскую помощь и являются участниками пилотного проекта по реформированию системы здравоохранения, получили право на установление надбавок за объем и качество проделанной работы.

Сергей Куцевляк, директор компании «Medstar Clinik Ltd.»Сергей Куцевляк, директор компании «Medstar Clinik Ltd.», рассказал об инвестиционных перспективах сферы частного сектора системы здравоохранения Украины, а также о государственно-частном партнерстве в Украине. Он отметил, что рынок частных медицинских услуг в Украине развивается и считается привлекательным для ведения бизнеса. Связано это с тем, что предоставление медицинских услуг в нашей стране не облагается налогом на добавленную стоимость, лицензии на ведение медицинской деятельности не ограничены сроком действия.

В заключение С. Куцевляк обозначил наиболее перспективные, по его мнению, направления для инвестиций, существующие на данный момент в сфере частной медицины Украины.

Продолжение следует

Галина Галковская,
фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи