Введение НДС: практические аспекты новых правил налогообложения

15 апреля 2014 г. фирма PwC Украина провела бизнес-завтрак, темой которого стало введение с 1 апреля 2014 г. налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Спикерами этого мероприятия выступили Светлана Билык, директор налоговой и юридической практики, Виктория Тимошенко, старший менеджер отдела налоговых и юридических услуг, руководитель практики косвенных налогов, Денис Шендрик, менеджер таможенной группы, Александр Марков, юрист, адвокат, а также Олег Шмаль, старший менеджер отдела корпоративных налогов. Во время бизнес-завтрака обсуждался ряд вопросов, в частности разъяснения государственных органов в связи с нововведениями в налогообложении; таможенные вопросы, касающиеся импорта препаратов и изделий медицинского назначения, и т.д.

Виктория ТимошенкоВ своем выступлении Виктория Тимошенко напомнила, что с 1 апреля 2014 г. Законом Украины от 27.03.2014 г. № 1166-VI «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» были внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ). В частности, была введена норма, согласно которой поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения подлежат налогообложению по ставке 7%. При этом в принятом законе не были прописаны отдельные правила обложения НДС операций по ввозу лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Поэтому на практике таможенные органы требовали уплаты 20% НДС, подтверждением чему служит письмо Министерства доходов и сборов Украины (далее — Миндоходов Украины) от 04.04.2014 г. Это привело к тому, что импортеры перестали ввозить лекарственные средства и изделия медицинского назначения до прояснения ситуации с налогообложением.

Чтобы решить возникшие проблемы, Верховная Рада Украины 10.04.2014 г. приняла за основу законопроект № 4645 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства» (далее — законопроект № 4645). Предусматривается, что со следующего дня после официальной публикации данного закона импорт лекарственных средств и изделий медицинского назначения должен облагаться НДС по ставке 7% ( прим. ред.: Закон Украины от 10.04.2014 г. № 1200-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства» официально опубликован в газете «Голос Украины» 18 апреля 2014 г. и вступил в силу с 19 апреля 2014 г.) Кроме того, документом предусмотрено введение 7% НДС на операции по поставке на территории Украины и ввозу в Украину лекарственных средств, медицинских изделий и оборудования, которые будут использоваться в клинических исследованиях.

Некоторое время существовала неопределенность в отношении ставки, которая должна применяться к изделиям медицинского назначения. Согласно новой редакции п. 193.1 ст. 193 НКУ 7% НДС применяется только к изделиям медицинского назначения, внесенным в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины. Учитывая, что такой перечень не был утвержден, непонятно, к каким изделиям необходимо применять ставку 7%, а к каким — 20%. Однако Миндоходов Украины в письме от 04.04.2014 г. разъяснило, что до принятия соответствующего перечня 7% НДС применяется к изделиям медицинского назначения, указанным в перечне, утвержденном постановлением КМУ от 08.08.2011 г. № 867 «Вопрос освобождения изделий медицинского назначения от обложения налогом на добавленную стоимость» ( прим. ред.: с 25 апреля 2014 г. — постановление КМУ от 23.04.2014 г. № 118 «Об утверждении перечня медицинских изделий, операции по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины которых подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 7 процентов»). Таким образом, этот вопрос на данный момент более-менее урегулирован.

Кроме того, введение 7% НДС в очень сжатые сроки вызвало проблему с отражением суммы НДС в кассовом чеке, поскольку на момент вступления в силу новых правил налогообложения НДС кассовые аппараты не были перепрограммированы на выдачу чеков с 7% ставкой НДС. Законопроект № 4645 решает этот вопрос, устанавливая переходный период для этого процесса (с 1 апреля до 1 июня 2014 г.). Он также разрешает не указывать в кассовом чеке информацию о ставке и сумме НДС в отношении операций, облагаемых по ставке 7%, на протяжении данного периода.

Также у некоторых налогоплательщиков могут возникать вопросы по поводу налогообложения операций по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения в случае, когда первое событие (то есть оплата или поставка товара) произошло до 01.04.2014 г. (в период освобождения от НДС), а второе событие — после 01.04.2014 г. По мнению докладчика, в таком случае операции по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения должны считаться освобожденными от НДС.

В. Тимошенко отметила, что похожая ситуация сложилась в 2012 г. с налогообложением консультационных услуг. Тогда в течение некоторого периода данный вид услуг был освобожден от НДС, но вскоре снова стал налогооблагаемым. В отношении этой ситуации налоговый орган дал разъяснение, согласно которому, если первое событие произошло в период освобождения от НДС, а второе — в период налогообложения по ставке 20%, то к таким услугам должно применяться освобождение от НДС. То есть, если, например, предоплата за лекарственные средства или изделия медицинского назначения была осуществлена до 01.04.2014 г., но поставка этой продукции осуществлена после этой даты, НДС начисляться не должен.

В вышеуказанном письме Миндоходов Украины от 04.04.2014 г. также было подтверждено, что фармацевтические компании, осуществляющие поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, при приобретении товаров и услуг как с применением ставки НДС 7%, так и 20% (например при оплате коммунальных услуг, приобретении канцтоваров, мебели и др. НДС уплачивается покупателем по ставке 20%), имеют право включать суммы уплаченного НДС в состав налогового кредита в общем порядке. Это касается налоговых накладных, составленных, начиная с 1 апреля текущего года, и включенных в реестр выданных и полученных налоговых накладных в апреле 2014 г., и последующих отчетных периодов. Суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров/услуг и оставшиеся неиспользованными по состоянию на 01.04.2014 г., которые в дальнейшем будут использоваться при осуществлении операций по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения (облагаемых 7%), также могут быть включены в состав налогового кредита.

В. Тимошенко отметила, что поскольку часть закупок, возможно, будет осуществляться и по ставке НДС в размере 20%, в зависимости от структуры закупок конкретной компании и ее вида деятельности, по результатам отчетного периода может возникнуть отрицательная разница между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом. Если такое происходит в течение двух последующих отчетных периодов, то согласно ст. 200 НКУ такие компании имеют право получить возмещение подобной разницы (бюджетное возмещение) из государственного бюджета. Однако, учитывая сложную ситуацию в Украине, получить данное возмещение, скорее всего, будет проблематично. В таком случае отрицательное значение может быть использовано в счет будущих налоговых обязательств по НДС.

Докладчик также обратила внимание на то, что зачастую таможенные органы завышают таможенную стоимость товара. По ее словам, учитывая, что НДС при импорте уплачивается именно исходя из таможенной стоимости, возникает вопрос: а имеет ли налогоплательщик право включить в налоговый кредит сумму НДС, рассчитанную на основании таможенной стоимости товара? Ответ неоднозначен, ведь согласно абзацу 1 п. 198.3 ст. 198 НКУ кредит для обычных операций должен рассчитываться исходя из контрактной стоимости, а для контролируемых операций — из обычной цены. То есть, НДС необходимо включать в налоговый кредит не из таможенной стоимости, а из контрактной. Налоговые органы по данному вопросу опубликовали ряд писем с разъяснениями, согласно которым они разрешают отражать налоговый кредит по НДС в полном объеме. Существует судебная практика, подтверждающая наличие случаев, когда налоговые органы опровергают свои разъяснения и пытаются применить абзац 1 п. 198.3 ст. 198 НКУ. Однако, как правило, суды принимают решения в пользу налогоплательщиков, руководствуясь абзацем 2 п. 198.3 ст. 198 НКУ, согласно которому налоговый кредит состоит из уплаченных сумм НДС.

В. Тимошенко также обратила внимание на разъяснение Миндоходов Украины, определяющее порядок заполнения налоговой накладной и реестра выданных и полученных налоговых накладных в случае осуществления операций по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Докладчик отметила, что действующая форма декларации по НДС не предусматривает отражения операций по поставке товаров, облагаемых по ставке НДС 7%. Поэтому следует помнить о том, что НКУ в таких случаях разрешает налогоплательщикам подать приложение к налоговой декларации в удобной для него форме, чтобы корректно отобразить осуществленные операции по поставке со ставкой 7%.

Нюансы таможенного оформления операций по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения осветил Денис Шендрик. Он отметил, что главной проблемой, с которой могут столк­нуться компании, занимающиеся импортом этих товаров, является их таможенная стоимость. Ранее, когда импорт лекарственных средств и изделий медицинского назначения был освобожден от НДС, таможенные органы не обращали внимания на их таможенную стоимость, однако после введения НДС этому вопросу будет уделяться особое внимание.

Зачастую таможенные органы при контроле за определением таможенной стоимости товаров сравнивают стоимость импортируемого товара с ценой идентичных или аналогичных товаров. В этом случае проблема заключается в том, что каждое лекарственное средство уникально по своим характеристикам. Однако лекарственные средства, классифицируемые в одинаковых товарных позициях, во многих случаях имеют схожие названия, активные компоненты. Исходя из этого, таможенные органы могут завышать таможенную стоимость, сравнивая цену с аналогичными товарами, имеющими более высокую цену.

Д. Шендрик также дал несколько рекомендаций по действиям в случае завышения таможенным органом таможенной стоимости. По его словам, самое главное — готовиться к обжалованию действий и решений таможни уже при первой попытке завышения таможенной стоимости. Если согласиться с завышением таможенной стоимости (даже незначительным) хотя бы раз, то в дальнейшем позиция компании будет ослаблена как для целей административного, так и для судебного обжалования. В случае дальнейших попыток опровергнуть такое завышение на второй или третьей поставках одним из главных аргументов таможенных органов будет то, что импортер в прошлом согласился с таможенной стоимостью, определенной таможней. Таким образом, отстоять свою позицию при последующих поставках будет проблематично.

Докладчик обратил внимание на то, что таможенный орган имеет исключительное право на ведение классификатора украинского таможенного тарифа и вынесение решения о классификации товаров. На практике нередко случалось, что таможня пыталась классифицировать лекарственные средства и изделия медицинского назначения в категории других товаров, облагаемых по большей ставке пошлины и НДС (например в категорию пищевых добавок).

Во многих спорах с таможней касательно стоимости товаров, их классификации, а также в случаях доначисления таможенных платежей может понадобиться внесение изменений в таможенную декларацию. Некоторые компании забывают или пренебрегают обязанностью вносить изменения в таможенную декларацию, тем самым оставляя налоговым органам возможность признать ее оформленной ненадлежащим образом и на этом основании оспорить право компании на налоговый кредит.

Также Д. Шендрик отметил, что с 23 апреля 2014 г. Европейский Союз в одностороннем порядке уменьшил импортные пошлины для товаров украинского происхождения. Это может послужить стимулом для фармацевтической отрасли Украины увеличить объем экспорта лекарственных средств и изделий медицинского назначения украинского происхождения в страны ЕС. По данным статистики, за 2013 г. в Украину было импортировано более 80% лекарственных средств из стран ЕС и около 4% — из стран Таможенного союза (далее — ТС), в то же время экспорт данных товаров составил около 5% в страны ЕС и около 40% — в страны ТС. То есть, отмена таможенных пошлин в ЕС может положительно повлиять на экспорт лекарственных средств и изделий медицинского назначения в страны ЕС.

Александр МарковО судебной практике в спорах с налоговыми и таможенными органами рассказал Александр Марков. Он отметил, что около 80% налоговых споров касаются хозяйственных операций, которые, по мнению налоговых органов, не направлены на наступление реальных правовых последствий. Часто такие споры основываются на информации от других контролирующих органов или на невозможности проверки контрагента в связи с его отсутствием по официальному адресу. В таких случаях компаниям, приобретшим по цепочке поставки товары или услуги от такого поставщика, налоговый орган отказывает в праве на налоговый кредит по НДС и на включение в расходы уплаченных в пользу таких контрагентов сумм. В связи с введением НДС это становится актуальным и для фармацевтической отрасли. Ведь существует риск, что налоговые органы будут исследовать компании по всей цепочке поставки, особенно в случае декларирования ими бюджетного возмещения.

Также около 80% таможенных споров связаны с корректировкой таможенной стоимости товаров, еще около 15% — с изменением кодов Украинского классификатора товаров внешне­экономической деятельности (далее — УКТВЭД). Докладчик отметил, что во избежание переквалификации по УКТВЭД лекарственные средства, включаемые в товарную позицию 3004 (лекарственные средства, расфасованные для розничной торговли), должны четко отвечать признакам указанной позиции и быть представлены в виде дозированных лекарственных форм (таблеток, ампул, капсул и т.д.) или расфасованы для розничной торговли.

Светлана БилыкО вопросах, связанных с трансфертным ценообразованием, рассказала Светлана Билык. Она обратила внимание присутствующих на изменение таможенной стоимости в договорах поставки. По ее словам, такие изменения могут быть обусловлены введением НДС и девальвацией гривни, так как поставщики и производители, возможно, будут пересматривать закупочную цену лекарственных средств и изделий медицинского назначения, что повлечет за собой изменение их таможенной стоимости. Чтобы избежать каких-либо споров по таким изменениям, важно, чтобы договор поставки предполагал возможность изменения стоимости после осуществления операции по поставке.

Олег ШмальО некоторых аспектах изменения бизнес-модели рассказал Олег Шмаль. Он отметил, что для иностранных компаний введение НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения повышает интерес к переходу на торговую модель компании. Кроме того, интерес к модели торговой компании повышает и экономический кризис в Украине. В условиях кризиса следует либо минимизировать присутствие в стране (необлагаемое представительство), либо принимать активное участие в изменениях (торговая компания). Однако такая бизнес-модель, как торговая компания, будет интересна лишь в том случае, если у компании достаточно большой удельный вес лекарственных средств имеют нерегулируемую наценку. Это связано с тем, что в фармкомпаниях, в которых преобладает доля продаж по регулируе­мым лекарственным средствам, будут возникать проблемы с финансированием.

Евгений Прохоренко,
фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи