ВИЧ/СПИД — кто саботирует госзакупки?

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных срыву централизованных государственных закупок лекарственных средств в Украине. В предыдущих номерах «Еженедельника АПТЕКА» мы представили вниманию наших читателей анализ несостоявшихся закупок пегинтерферонов, которые применяются в лечении вирусных гепатитов. Текущая публикация посвящена тендерным торгам по лекарственным средствам, применяющимся в антиретровирусной терапии инфекции ВИЧ/СПИД. Что стало камнем преткновения, помешавшим закупке этой жизненно необходимой категории препаратов?

В 2014 г. в рамках государственных программ лечения инфекции ВИЧ/СПИД планировалось закупить 23 лекарственных средства с учетом дозировок и форм выпуска (2 объявления).

На текущий момент объявление, содержащее 10 лотов, раскрыто: акцептированы 3 лота, 7 торгов признаны несостоявшимися. В объявлении, содержащем 13 лотов, ни один из них не акцептирован.

При раскрытии тендерных предложений большая их часть отклонена в соответс­твии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» в связи с тем, что предложения конкурсных торгов не соответствуют условиям документации.
Всего 3 предложения отклонены по причине того, что сумма ожидаемой сделки превышает объем выделенных средств.

Стоит отметить, что в протоколе раскрытия конкурсных торгов (квалификационные и ценовые предложения) у подавляющего большинства заявителей указано наличие всех документов, предусмотренных документацией конкурсных торгов с примечанием, что правильность оформления и соответствие предоставленных документов условиям документации конкурсных торгов будет проверяться на этапе рассмотрения и оценки.

Возникает вопрос: почему наличие документов проверяется при подаче предложения, а правильность оформления и соответствие требованиям только после раскрытия?

Таким образом, большая часть препаратов, применяемых для проведения антиретровирусной терапии, не закуплены Министерством здравоохранения Украины не по причине роста цен, а вследствие того, что комитет по конкурсным торгам профильного министерства выявил несоответствие документации потенциальных поставщиков требованиям действующего законодательства в сфере проведения государственных закупок.

Поведение заказчика абсолютно не поддается пониманию, особенно ввиду высокого уровня распространенности ВИЧ/СПИДа в Украине.

Так, по данным Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), в Украине наблюдается одна из наиболее серьезных эпидемий ВИЧ/СПИД в Европейском регионе: в 2010 г. показатель новых диагностированных случаев ВИЧ-инфекции составил 36,4 на 100 тыс. населения, уступая первенство лишь Российской Федерации. Соответственно, обеспечение инфицированных лиц необходимыми лекарственными средствами — вопрос чрезвычайной важности.

Рассмотрим некоторые примеры отклонения конкурсных предложений. В табл. 1 представлен перечень препаратов, которые Министерство здравоохранения Украины планировало закупить для проведения антиретровирусной терапии.

Таблица 1 Лекарственные средства для проведения антиретровирусной терапии, включенные в объявления о проведении конкурсных торгов 2014 г. и 2013 г., с указанием изменения объема закупки
МНН, форма выпуска, дозировка Количество ед. 2014 г. Количество ед. 2013 г. Объем обеспечения, грн. Предположительная сумма сделки, тыс. грн.* Сумма сделки, 2013 г. Изменение объема закупок, натуральное выражение Изменение объема закупок, денежное выражение Текущее состояние
1 Абакавир, табл., капс., драже, 300 мг 1442380 2 984 730 280 398 9337253,40 19341050,40 — 52 — 51,72 Отмена
2 Абакавир, раствор для пер. прим., 20мг/мл 1912150 2 043 539 105 550 3514815,00 3760111,76 — 6 — 6,52 Отмена
3 Абакавир/Ламивудин, табл., капс., драже, 600мг/300 мг 423510 177 874 5923204,20 0 Отмена
4 Дарунавир, табл., капс., драже, 600 мг 119220 179 519 268 245 8932558,50 6731962,50 — 34 32,69 Отмена
5 Диданозин, табл., капс., драже, 400 мг 14880 36 660 3 303 109989,90 271284,00 — 59 — 59,46 Отмена
6 Зидовудин, табл., капс., драже, 100 мг 338800 9 045 301198,50 Отмена
7 Зидовудин, раствор для пер. прим., 10 мг/мл 4598817 3 585 600 35 870 1194471,00 932256,00 28 28,13 Отмена
8 Зидовудин/Ламивудин, табл., капс., драже, 300мг/150 мг 17895949 18 366 110 665 729 22168775,70 22773976,40 — 3 — 2,66 Отмена
9 Ламивудин**, табл., капс., драже, 150 мг 8234104 9 925 220 108 690 3619377,00 4367096,80 — 17 — 17,12 Отмена
10 Ламивудин, раствор для пер. прим., 10 мг/мл 3888215 4 543 600 31 494 1048750,20 1226772,00 — 14 — 14,51 Отмена
11 Лопинавир/Ритонавир, табл., капс., драже, 200 мг/50 мг 24212072 28 238 466 2 985 348 99412088,40 116060095,26 — 14 — 14,34 Отмена
12 Лопинавир/Ритонавир, табл., капс., драже, 100 мг/25 мг 1245000 1 199 220 75 447 2512385,10 2422424,40 4 3,71 Отмена
13 Лопинавир/Ритонавир, раствор для пер. прим., 80 мг/20 мг — 1 мл 1263260 1 298 755 61 773 2057040,90 2116970,65 — 3 — 2,83 Отмена
14 Невирапин, табл., капс., драже, 200 мг 1584123 1 819 020 33 741 1123575,30 1291504,20 — 13 — 13,00 Акцептировано
15 Невирапин, суспензия для перорального применения, 10мг/мл 729307 245 000 4 813 160272,90 53900,00 198 197,35 Отмена
16 Ралтегравир, табл., капс., драже, 400 мг 42900 14 940 96 525 3214282,50 1120500,00 187 186,86 Отмена
17 Ритонавир, табл., капс., драже, 100 мг 110190 89 970 28 759 957674,70 782739,00 22 22,35 Акцептировано
18 Тенофовир, табл., капс., драже, 300 мг 3467701 3 817 788 260 077 8660564,10 13635165,38 — 9 — 36,48 Отмена
19 Тенофовир + Емтрицитабин, табл., капс., драже, 300 мг/200 мг 2055960 2 091 329 239 313 7969122,90 10768630,26 — 2 — 26,00 Отмена
20 Тенофовир + Емтрицитабин + Ефавиренз, табл., капс., драже, 300 мг/200 мг/600 мг 471030 591 170 193 452 6441951,60 10618123,10 — 20 — 39,33 Отмена
21 Ефавиренз, табл., капс., драже, 200 мг 606700 868 582 22 751 757608,30 1085727,50 — 30 — 30,22 Акцептировано
22 Ефавиренз, табл., капс., драже, 600 мг 7295248 1 208 682 431 149 14357261,70 2443716,34 504 487,52 Отмена
23 Етравирин, табл., капс., драже, 100 мг 39600 29 280 41 580 1384614,00 1024800,00 35 35,11 Отмена
*при предположении, что объем обеспечения составляет 2,99% от суммы конечной сделки
**В 2014 г. не планировалось закупить ламивудин 100 мг, хотя в 2013 г. закупили — 76 082 единиц на сумму 1 379 670 грн., ламивудин, амп., фл., шпр., 5 мг/мл — 394 единиц на сумм2у — 111 699 грн.

Абакавир + Абакавир/Ламивудин

Заявку на участие в розыгрыше лота № 1 (Абакавир, талб., капс., драже, 300 мг), лота № 2 (Абакавир, раствор для перорального применения, 20 мг/мл), лота № 3 (Абакавир/Ламивудин, табл., капс., драже, 600 мг/300 мг) подала компания «ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украина». В протоколе указаны 3 причины отклонения заявки:

1) не все страницы предложения конкурсных торгов участника пронумерованы и содержат подпись уполномоченного им лица, а также отпечатки печати (не соответствует требованиям п. 1 раздела 3 документации конкурсных торгов);

2) участником документально не подтвержден опыт выполнения аналогичных договоров в полном объеме, а именно: по договору про закупку от 26.11.2009 г. № 1/112 (не соответствует п. 6 раздела 3 документации конкурсных торгов).

( Прим. ред.  — договором от 26.11.2009 г. № 1/112 МЗ Украины закупило у компании «ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украина» препарат Аугментин (антибиотик) в форме порошка для приготовления раствора для инъекций);

3) отсутствует гарантийное письмо от участника, предусмотренное п. 1-7 ч. 1 ст. 17 Закона Украины «О проведении государственных закупок», а именно: не предоставлена информация об отсутствии судимости.

Лекарственные средства, включенные в лоты № 1–3, — препараты первой линии антиретровирусной терапии.

Зидовудин

Заявки на участие в розыгрыше лота № 7 (Зиновудин, раствор для перорального применения, 10 мг/мл) подали 2 компании: «Укропт­постач» и «Медицинский Центр М.Т.К.».

Предложения обеих компаний были отклонены в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона Украины «О проведении государственных закупок» в связи с тем, что предложения конкурсных торгов не соответствуют условиям документации конкурсных торгов.

Основания для отклонения предложений содержат формально-бюрократические причины.

В частности, в пакете документов отсутствует приложение № 1 (выдержка из плана домохозяйства), гарантийное письмо относительно отсутствия судимости уполномоченного лица, оформление и сведения о торговом наименовании не соответствуют форме, определенной приложением № 1 документации конкурсных торгов.

Лапинавир/Ритонавир

Заявку на участие в конкурсных торгах на поставку лота № 11 (Лапинавир/Ритонавир, табл., капс., драже, 200 мг/50 мг) подало ЧАО «По производству инсулинов «Индар». Предложение отклонено комитетом по конкурсным торгам МЗ Украины по следующей причине: согласно уставу ЧАО «Индар» в компетенцию общего собрания входит принятие решения об осуществлении крупных сделок, предмет которых превышает 25% стоимости активов по данным последнего финансового отчета.

Сумма предложений конкурсных торгов превышает 25% стоимости активов ЧАО «Индар». Согласно протоколу отклонения предложений заявителем не подан документ, который свидетельствует о предоставлении полномочий для подписания договора.

Лапинавир/Ритонавир — основная схема антиретровирусной терапии второго ряда, которая применяется при неэффективности терапии первого ряда.

Помимо того, что данный лот не акцептирован в конкурсных торгах в текущем году, потребность в этих препаратах снижена на 15% по сравнению с 2013 г.

Что акцептировано?

В 2014 г. в конкурсных торгах выиграла 1 компания — «Людмила-Фарм», которая будет поставлять 3 позиции: Невирапин (капс., табл., драже 200 мг), Ритонавир (табл., капс., драже, 100 мг) и Эфавиренз (табл., капс., драже, 200 мг).

Исходя из данных, представленных в таблице, в текущем году некоторые препараты Министерство здравоохранения Украины планировало закупить в меньшем объеме (по сравнению с 2013 г.). К этим лекарственным средствам относятся абакавир, дарунавир, ламивудин. При этом другие позиции (например эфавиренз, ралтегравир) Министерство здравоохранения Украины планировало закупить в гораздо большем объеме по сравнению с предыдущим годом.

С чем связано изменение структуры закупок? Насколько нам известно, в 2013 и 2014 г. не было существенных изменений в клинических протоколах лечения ВИЧ/СПИД-инфекции ВОЗ. Возможно, Министерство здравоохранения Украины при установлении объема потребности в 2014 г. ориентировалось на внутренние данные, которые свидетельствуют об изменении структуры заболеваемости ВИЧ/СПИД-инфекцией в Украине?

Еще один важный аспект, на который необходимо обратить внимание: согласно клиническим протоколам ВОЗ основой первой линии антиретровирусной терапии ВИЧ/СПИД должно быть МНН ламивудин. В текущем году Министерство здравоохранения Украины вообще не закупило лекарственные средства, содержащие ламивудин (как в форме моно-, так и комбинированных препаратов).

Как государственный орган, главной задачей которого является обеспечение услугами здравоохранения населения, предлагает специа­листам формировать схемы лечения без основополагающей составляющей?

Ценовая политика в данной группе

Как известно, фармацевтическая отрасль Украины регулярно сталкивается с обвинением в специальном необоснованном повышении цен на лекарственные средства. Со стороны представителей общественности порой выдвигается тезис о том, что в странах Европы, цены на лекарственные средства ниже чем в Украине. Для того, чтобы ответить на этот вопрос в контексте данных лекарственных средств, мы проанализировали цены на эти препараты в референтных странах (табл. 2).

Таблица 2 Референтные цены на лекарственные средства, применяемые при антиретровирусной терапии, которые МЗ Украины планировало закупить в 2014 г.
МНН Торговое наименование Производитель Форма выпуска Дозировка Упаковка Курс НБУ на 01.08.2014 г.
Цена в Украине, грн. Цена реферирования, грн.
Абакавир ЗИАГЕН™ Глаксо Оперейшнс ЮК Лимитед, Великобритания; ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалз С.А., Польша таблетки, покрытые оболочкой 300 мг № 60 852,64 2 975,94
ЗИАГЕН™ ГлаксоСмитКляйн инк., Канада раствор оральный 20 мг/мл 240 мл в флаконе; по 1 флакону с дозирующим шприцем и адаптером 487,39 744,51
Абакавир (в форме абакавира сульфата), ламивудин КИВЕКСА™ Глаксо Оперейшнс ЮК Лимитед, Великобритания; Глаксо Вел­лком С.А., Испания таблетки, покрытые оболочкой 600 мг/300 мг № 30 2613,15 5 025,53
Дарунавир этанолат ПРЕЗИСТА Янссен-Силаг С.п.А., Италия; Янссен Орто ЛЛС, США таблетки, покрытые пленочной оболочкой 600 мг № 60 8748,09 9 111,45
Лопинавир/Ритонавир АЛУВИА Еббви Дойчленд ГмбХ и Ко.КГ, Германия таблетки, покрытые пленочной оболочкой 200 мг/50 мг №120 705,51 786,22
КАЛЕТРА Аесика Квинборо Лтд, Великобритания раствор для перорального применения 80 мг/20 мг Фл. 60 мл, № 5 705,51 4 825,93
АЛУВИА Еббви Дойчленд ГмбХ и Ко.КГ, Германия таблетки, покрытые пленочной оболочкой 100 мг/25 мг № 60 174,44 378,94
Ралтегравир ИСЕНТРЕСС производитель нерасфасованной продукции: МСД интернешнл ГмбХ (филиал Сингапур), Сингапур. Первичная и вторичная упаковка, разрешение и выпуск серии: Мерк Шарп и Доум Б.В., Нидерланды таблетки, покрытые пленочной оболочкой 400 мг № 60 7036,86 9 440,75
Ритонавир НОРВИР Еббви Дойчленд ГмбХ и Ко.КГ, Германия таблетки, покрытые пленочной оболочкой 100 мг № 30 381,41 414,87
Эфавиренц СТОКРИН® Мерк Шарп и Доум (Австралия) Пти Лтд., Австралия, вторичная упаковка и выпуск серии: Мерк Шарп и Доум Б.В., Нидерланды таблетки, покрытые пленочной оболочкой 600 мг № 30 260,18 1 987,72
Этравирин ИНТЕЛЕНС® Янссен-Силаг С.п.А., Италия таблетки 100 мг № 120 6910,23 6 225,21

Согласно проведенному анализу референтные цены на большую часть препаратов группы находятся на уровне, превышающем зарегистрированные оптово-отпускные цены в Украине.

Другими словами, в контексте лекарственных средств для антиретровирусной терапии ВИЧ/СПИД-инфекции, можно говорить об опровержении мифа о якобы имеющем место завышении цен со стороны маркетирующих организаций. При этом стоимость ряда препаратов этой группы в Украине существенно ниже, чем в странах сравнения.

Послесловие

Ввиду высокого уровня заболеваемости ВИЧ/СПИД-инфекцией в Украине, а также угрозы для жизни, которую несет данная патология, обеспечение потребности пациентов в необходимом лечении должно быть приоритетной задачей Министерства здравоохранения Украины.

Однако вместо того чтобы закупить препараты для проведения антиретровирусной терапии, комитет по конкурсным торгам профильного министерства отказывает заявителям по сугубо бюрократическим причинам.

При этом заявленные потребности изменены по сравнению с предыдущим годом, что, насколько нам известно, не коррелирует с реальными эпидемиологическими показателями.

Из 23 лотов, которые планировали закупить в 2014 г., акцептированы 3, которые не содержат основных препаратов для проведения антиретровирусной терапии (согласно рекомендациям ВОЗ).

Исходя из всего вышеперечисленного, напрашивается один вопрос: может ли быть причина срыва государственных закупок связана с тем, что тендерный комитет МЗ Украины не осознает серьезность ситуации, и работающие там специалисты считают, что украинцы, больные ВИЧ/СПИД, могут спокойно подождать начала или продолжения лечения до следующего года?

Галина Галковская,
Денис Кирсанов, список использованной
литературы находится в редакции

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*