 Открыла мероприятие Ксения Ляпина, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики. Она обратила внимание, что принятый парламентом Закон Украины от 10.04.2014 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон № 1197) имеет много положений, которые делают государственные закупки более прозрачными, — это и обнародования на сайте уполномоченного органа информации о внесении изменений в договор о закупке, и возможность представителей средств массовой информации и общественных объединений фиксировать с помощью технических средств проведение процедуры раскрытия предложений конкурсных торгов и т.д. Но помимо этого необходимо и увеличивать эффективность данной системы для того, чтобы привлечь больше потенциальных участников торгов и тем самым уменьшить стоимость предмета закупки, что, в свою очередь, будет способствовать  экономии бюджетных средств.
Открыла мероприятие Ксения Ляпина, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики. Она обратила внимание, что принятый парламентом Закон Украины от 10.04.2014 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон № 1197) имеет много положений, которые делают государственные закупки более прозрачными, — это и обнародования на сайте уполномоченного органа информации о внесении изменений в договор о закупке, и возможность представителей средств массовой информации и общественных объединений фиксировать с помощью технических средств проведение процедуры раскрытия предложений конкурсных торгов и т.д. Но помимо этого необходимо и увеличивать эффективность данной системы для того, чтобы привлечь больше потенциальных участников торгов и тем самым уменьшить стоимость предмета закупки, что, в свою очередь, будет способствовать  экономии бюджетных средств.
Поэтому 14.08.2014 г. К. Ляпиной в парламенте был зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок»» (далее — законопроект), которым предлагается внедрить в сферу государственных закупок систему электронных закупок, за основу создания которой взята грузинская модель таковой.
В частности, законопроектом предлагается наделить значительными полномочиями в сфере государственных закупок Кабинет Министров Украины (КМУ): порядок и сроки проведения электронного реверсивного аукциона, порядок осуществления расчетов будут устанавливаться КМУ.
К. Ляпина отметила, что предоставление значительных полномочий КМУ даст возможность более динамично проводить реформу в сфере государственных закупок в связи с тем, что, возможно, в дальнейшем необходимо будет вносить изменения в процедуру электронных закупок, а это намного легче сделать, если многие нюансы определены постановлениями КМУ, чем если они были бы прописаны в законе.
 Заместитель Главы Администрации Президента Украины, директор Исполнительного комитета реформ Дмитрий Шимкив в ходе своего выступления отметил, что в странах, которые используют электронные закупки, электронные площадки для проведения государственных закупок обслуживают коммерческие компании и предоставляют их государству на платной или безоплатной основе. То есть в таком случае нет финансовых нагрузок на содержание электронных площадок.
Заместитель Главы Администрации Президента Украины, директор Исполнительного комитета реформ Дмитрий Шимкив в ходе своего выступления отметил, что в странах, которые используют электронные закупки, электронные площадки для проведения государственных закупок обслуживают коммерческие компании и предоставляют их государству на платной или безоплатной основе. То есть в таком случае нет финансовых нагрузок на содержание электронных площадок.
Также Д. Шимкив обратил внимание, что вопрос организации и проведения государственных закупок важен и тем, что он прописан отдельным пунктом в Соглашении об ассоциации Украины с Европейским Союзом, а также указан в Копенгагенских критериях Европейского Союза (критерии вступления стран в Европейский союз). То есть для того чтобы стать полноправным членом ЕС, Украине обязательно необходимо провести реформу в сфере государственных закупок.
 Джаба Эбаноидзе, в прошлом заместитель министра юстиции Грузии, руководитель Национального исполнительного бюро, руководитель Службы доходов Грузии, рассказал о реформе в сфере государственных закупок, которая была успешно осуществлена в Грузии. Он обратил внимание, что в Грузии сфера государственных закупок была очень коррумпирована и попытки каких-либо преобразований в данной сфере при условии сохранения бумажного документооборота положительных результатов не давали. Из-за этого было принято решение использовать только электронную процедуру закупки. И за первый год работы после внедрения этой системы Грузии удалось сэкономить около 250 млн лари (около 1.7 млрд грн.) от общего бюджета государственных закупок страны.
Джаба Эбаноидзе, в прошлом заместитель министра юстиции Грузии, руководитель Национального исполнительного бюро, руководитель Службы доходов Грузии, рассказал о реформе в сфере государственных закупок, которая была успешно осуществлена в Грузии. Он обратил внимание, что в Грузии сфера государственных закупок была очень коррумпирована и попытки каких-либо преобразований в данной сфере при условии сохранения бумажного документооборота положительных результатов не давали. Из-за этого было принято решение использовать только электронную процедуру закупки. И за первый год работы после внедрения этой системы Грузии удалось сэкономить около 250 млн лари (около 1.7 млрд грн.) от общего бюджета государственных закупок страны.
В Грузии был сделан главный акцент на то, чтобы создать такую систему государственных закупок, согласно которой можно будет выбрать победителя, предложившего самую низкую цену. Поначалу такой принцип вызвал много споров из-за того, что приоритетной была стоимость, а не качество товара. Это было связано с тем, что на момент реформы в Грузии не было профессиональных кадров, из-за чего поначалу нечетко формулировался предмет закупки, что в конечном итоге приводило к закупке менее качественной продукции. Но в дальнейшем менеджеры по закупкам прошли специальное обучение, в результате чего более детально стали описывать предмет закупки, и, как следствие, приобретать более качественный товар.

Кроме того, в новой системе государственных закупок Грузии предусмотрено, что документацию по закупке предоставляет только победитель торгов, а не все участники, как это, например, происходит в Украине. В случае если продукция не соответствует требованиям к предмету закупки, то комитет по конкурсным торгам рассматривает предложение участника, который занял второе место.
Большое значение в вопросе эффективности электронных закупок имеет их прозрачность. Система государственных закупок в Грузии построена таким образом, что тендерная документация, процесс проведения закупки, решения, принятые по тендерам, отрыты для общества. С помощью такой публичности, с одной стороны, участники аукциона могут контролировать друг друга, тем самым исключая любые коррупционные риски, а с другой — данный процесс находится под контролем гражданского общества и государственных органов. Система государственных закупок Грузии открыта для всех, в ней не используются электронные подписи и могут участвовать, в том числе и зарубежные компании. Таким образом, к участию привлекается большее количество предложений, повышается конкуренция и, соответственно, снижается цена на предмет закупки.
Д. Эбаноидзе обратил внимание, что в Грузии существует только государственная электронная платформа для проведения государственных торгов, а в связи с тем, что в Украине развит бизнес-сектор, то систему государственных закупок необходимо построить таким образом, чтобы в дальнейшем возможно было создать несколько электронных платформ, в том числе и частных.
 Экс-председатель Агентства конкуренции и государственных закупок Грузии Тото Урджумелашвили в ходе своего выступления обратил внимание, что, по его подсчетам, Украина ежедневно теряет на государственных закупках около 100 млн грн. Опыт стран, которые используют электронные закупки, показывает, что минимум 10% от бюджета государственных закупок удается сэкономить только за счет введения электронной системы и усовершенствования процедуры закупок. Поэтому Украине нужно как можно скорее реформировать эту сферу, ее главными принципами должны стать открытость и доступность информации обо всех этапах закупки, а также переход на электронную платформу.
Экс-председатель Агентства конкуренции и государственных закупок Грузии Тото Урджумелашвили в ходе своего выступления обратил внимание, что, по его подсчетам, Украина ежедневно теряет на государственных закупках около 100 млн грн. Опыт стран, которые используют электронные закупки, показывает, что минимум 10% от бюджета государственных закупок удается сэкономить только за счет введения электронной системы и усовершенствования процедуры закупок. Поэтому Украине нужно как можно скорее реформировать эту сферу, ее главными принципами должны стать открытость и доступность информации обо всех этапах закупки, а также переход на электронную платформу.
В Грузии уже несколько лет все государственные закупки осуществляются с помощью электронной системы, при этом 60% торгов выигрывают представители малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что суммы в данных тендерах составляют менее 10 тыс. дол. США, поэтому крупные компании не заинтересованны в участии в них.
Т. Урджумелашвили обратил внимание, что система электронных закупок не является панацей в борьбе с коррупцией в данной сфере. Поскольку она связана и с другими областями функционирования государства, если участнику торгов необходимо будет давать взятки на таможне, в налоговой и т.д., то бороться с коррупцией в сфере государственных закупок не имеет смысла, нужно бороться с коррупцией в целом.
 В ходе дискуссии выступила Наталия Шимко, начальник отдела анализа государственных закупок и государственного заказа Департамента государственных закупок и государственного заказа Министерства экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития). Она отметила, что несмотря на то что некоторые страны уже предлагали свои модели системы проведения электронных закупок (Южная Корея, Грузия), Украина должна построить собственную, которая, с одной стороны, будет учитывать особенности украинского законодательства, а с другой — не будет противоречить европейскому законодательству.
В ходе дискуссии выступила Наталия Шимко, начальник отдела анализа государственных закупок и государственного заказа Департамента государственных закупок и государственного заказа Министерства экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития). Она отметила, что несмотря на то что некоторые страны уже предлагали свои модели системы проведения электронных закупок (Южная Корея, Грузия), Украина должна построить собственную, которая, с одной стороны, будет учитывать особенности украинского законодательства, а с другой — не будет противоречить европейскому законодательству.
 Валентин Деревянкин, руководитель проекта ЕС «Гармонизация системы государственных закупок в Украине со стандартами ЕС», поднял вопрос международных обязательств Украины в сфере гармонизации системы государственных закупок. Он отметил, что электронные торги — это не вся система государственных закупок, а лишь способ организации торговой площадки. Для ее внедрения необязательно вносить изменения в закон № 1197, достаточно будет на основании решения КМУ создать централизованную закупочную организацию, которая будет работать исключительно в электронной форме, и обязать некоторые государственные органы осуществлять закупки только через эту организацию. А реформировать закон № 1197 необходимо параллельно этому процессу и в соответствии с планом, разработанным в рамках Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Потому что при его разработке были выявлены несоответствия Конституции Украины некоторым европейским подходам и до их ликвидации не имеет смысла вносить какие-либо изменения в данный закон.
Валентин Деревянкин, руководитель проекта ЕС «Гармонизация системы государственных закупок в Украине со стандартами ЕС», поднял вопрос международных обязательств Украины в сфере гармонизации системы государственных закупок. Он отметил, что электронные торги — это не вся система государственных закупок, а лишь способ организации торговой площадки. Для ее внедрения необязательно вносить изменения в закон № 1197, достаточно будет на основании решения КМУ создать централизованную закупочную организацию, которая будет работать исключительно в электронной форме, и обязать некоторые государственные органы осуществлять закупки только через эту организацию. А реформировать закон № 1197 необходимо параллельно этому процессу и в соответствии с планом, разработанным в рамках Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Потому что при его разработке были выявлены несоответствия Конституции Украины некоторым европейским подходам и до их ликвидации не имеет смысла вносить какие-либо изменения в данный закон.
Таким образом, проведенный круглый стол послужил площадкой для совместного поиска вариантов для искоренения коррупции в сфере государственных закупок. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что внедрение такой же системы электронных закупок, как в Грузии, может положительно сказаться на данной сфере. В связи с тем, что будут уменьшены расходы бюджета, государственные закупки станут более прозрачными, но при разработке такой системы нужно учитывать как особенности украинского законодательства, так и европейского.
фото Сергея Бека
 
						
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим