Согласно данным компании «Evaluate Pharma», по итогам 2013 г. объем мирового рынка вакцин составил 25,6 млрд дол. США. При этом ожидается, что к 2020 г. данный показатель повысится до 41,3 млрд дол.
На мировом рынке вакцин в течение долгого времени доминировали 3 крупных фармацевтических компании — «Sanofi», «Merck&Co» и «GlaxoSmithKline». При этом «Pfizer» и «Novartis», хотя и демонстрировали хорошие результаты, но все же уступали тройке лидеров по объему доходов от продаж вакцин. Но время идет, все меняется, и лидеры тоже. Следуя логике «расширяйся или уходи» швейцарская компания «Novartis» в начале этого года продала права на большинство вакцин из своего продуктового портфеля «GlaxoSmithKline», таким образом компании удалось практически покинуть данный сегмент фармацевтического рынка.
В противовес этому компания «Pfizer» рассматривает потенциальные возможности для расширения своего направления по производству вакцин, в том числе и за счет поглощений и слияний, которые позволят пополнить продуктовый портфель новыми перспективными вакцинами или расширить платформы для разработки таковых. В данном ключе американская компания, по всей видимости, рассматривает возможности приобретения бизнеса по производству вакцин компании «AstraZeneca».
Однако по итогам 2013 г. претерпел изменения не только топ-лист компаний на рынке вакцин, но и в самом топ-10 наиболее продаваемых вакцин в денежном выражении произошли некоторые перестановки, оставив при этом лидера неизменным. Так, согласно данным аналитической компании «Evaluate Pharma», наиболее продаваемая вакцина в денежном выражении по итогам 2013 г. — Prevnar 13, принадлежащая компании «Pfizer», при этом лидирующий триумвират — «Sanofi», «Merck&Co» и «GlaxoSmithKline», — продолжает наступать на пятки: «в общем зачете» компании «Merck&Co» — целых 5 вакцин из списка топ-10 наиболее продаваемых вакцин в мире по итогам 2013 г., а «Sanofi», и «GlaxoSmithKline» — по 2 (табл. 1).
Таблица 1 | Топ-10 наиболее продаваемых вакцин в мире в 2013 г. |
№ п/п |
Торговое название продукта | Компания | Объем мировых продаж в 2013 г., млрд дол. | Предназначение |
1 | Prevnar 13 | «Pfizer» | 4,05 | Пневмококковая вакцина |
2 | Gardasil | «Merck&Co» | 2,17 | Вакцина против папилломавируса человека (Human papillomavirus, HPV) |
3 | Pentacel | «Sanofi» | 1,52 | Вакцина против дифтерии, столбняка, коклюша, Haemophilus influenzae type b (Hib) и полиомиелита |
4 | Fluzone/Vaxigrip | «Sanofi» | 1,4 | Вакцина для профилактики гриппа |
5 | Varivax | «Merck&Co» | 1,38 | Вакцина против вируса ветряной оспы |
6 | Pediarix | «GlaxoSmithKline» | 1,35 | Вакцина против дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита В и полиомиелита |
7 | Hepatitis vaccine franchise | «GlaxoSmithKline» | 0,98 | Вакцина против гепатита А и В |
8 | Zostavax | «Merck&Co» | 0,83 | Вакцина против опоясывающего лишая и герпеса |
9 | RotaTeq | «Merck&Co» | 0,69 | Вакцина против ротавирусного гастроэнтерита |
10 | Pneumovax | «Merck&Co» | 0,65 | Пневмококковая вакцина |
Следует отметить, что вакцина Prevnar 13, являющаяся неоспоримым блокбастером и лидером рынка вакцин, была одобрена в ЕС в 2009 г., в США в 2010 г. Она досталась компании «Pfizer» в результате приобретения «Wyeth». Высокие показатели продаж для вакцины Prevnar 13 закономерны, поскольку эта 13-валентная вакцина предлагает защиту от большего спектра инфекционных агентов по сравнению с более ранним продуктом «Wyeth» — Prevnar — 7-валентной вакциной, которая также была очень успешной.
Лучшие из лучших
Глобальному рынку вакцин пророчат бурное развитие в ближайшие годы. Тем не менее, ожидается, что к 2020 г. основные игроки на рынке практически не изменятся, а лишь поменяются местами (табл. 2).
Таблица 2 | Топ-10 компаний по объему продаж вакцин в денежном выражении в мире в 2020 г. с указанием объема продаж в 2013 |
№ п/п |
Компания | Объем мировых продаж, млрд дол. | Среднегодовой прирост объема продаж в 2013–2020 гг., % | Доля сегмента рынка по объему продаж в денежном выражении, % | Изменение позиции в рейтинге в 2020 г. по сравнению с 2013 г. | ||
2013 | 2020 | 2013 | 2020 | ||||
1 | «Sanofi» + 50% «Sanofi Pasteur MSD» | 5,518 | 8,805 | 7 | 21,6 | 21,3 | 1 |
2 | «Merck&Co» + 50% «Sanofi Pasteur MSD» | 5,766 | 8,167 | 5 | 22,6 | 19,8 | -1 |
3 | «Pfizer» | 3,974 | 7,808 | 10 | 15,5 | 18,9 | 1 |
4 | «GlaxoSmithKline» | 5,351 | 7,412 | 5 | 20,9 | 17,9 | -1 |
5 | «Novartis» | 1,416 | 2,363 | 8 | 5,5 | 5,7 | 0 |
6 | «Novavax» | – | 946 | – | – | 2,3 | Новая |
7 | «Johnson&Johnson» | 346 | 913 | 15 | 1,4 | 2,2 | 1 |
8 | «Emergent BioSolutions» | 247 | 639 | 15 | 1,0 | 1,5 | 4 |
9 | «CSL» | 434 | 464 | 1 | 1,7 | 1,1 | -3 |
10 | «Astellas Pharma» | 350 | 414 | 2 | 1,4 | 1,0 | -3 |
Так, согласно прогнозам «Evaluate Pharma» в 2020 г. по сравнению с 2013 г. компания «Sanofi» (с учетом 50% «Sanofi Pasteur MSD») вытеснит с позиции лидера «Merck&Co» (с учетом 50% «Sanofi Pasteur MSD»), а «Pfizer» улучшит свою позицию в рейтинге, обойдя «GlaxoSmithKline». «Novartis», как и в 2013 г., будет уверенно удерживать 5-ю позицию в рейтинге, а за ним разместится новичок данного рейтинга — биофармацевтическая компания «Novavax», специализирующаяся на разработке рекомбинантных вакцин для профилактики широкого спектра инфекционных заболеваний, в том числе вызванных вирусом гриппа, респираторным синцитиальным вирусом, вирусом бешенства. На одну ступеньку в данном рейтинге поднимется «Johnson&Johnson» и на целых 4 — «Emergent BioSolutions», американская фармкомпания специализирующаяся на разработке вакцин и других иммунобиологических продуктов. Потеряют по три ступеньки в рейтинге «CSL» и «Astellas Pharma».
Таким образом, можно отметить, что компании которым, как ожидается, удастся улучшить свои позиции на глобальном рынке вакцин, либо специализируются на иммунобиологических продуктах, в том числе вакцинах, или располагают хорошо развитыми подразделениями по их разработке, и при этом активно работают в направлении слияний и поглощений.
Дай пять! — самые успешные вакцины в 2020 г.
«Sanofi», включая ее долю в «Sanofi Pasteur MSD» в 2020 г., как ожидается, сможет возглавить топ-лист крупнейших компаний в сфере производства вакцин по объему продаж в денежном выражении (табл. 3). Согласно прогнозам «Evaluate Pharma» объем продаж вакцин компании «Sanofi» по итогам 2020 г. составит 8,8 млрд дол., на долю которого придется 21,3% всего мирового рынка вакцин. Также ожидается, что компания «Pfizer» продемонстрирует значительный рост в данном сегменте фармацевтического рынка (около 10% в год в 2013–2020 гг.), что будет обусловлено в основном уверенным увеличением объема продаж пневмококковой Prevnar 13, который в 2020 г., как ожидается, превысит 6 млрд дол. Таким образом, прогнозируется, что лидерские позиции Prevnar 13 компании «Pfizer» не пошатнутся в ближайшие 6 лет, при этом увеличение объема продаж данного продукта в течение более чем 5 лет к 2020 г. составит более 61%. Это позволит вакцине компании «Pfizer» обойти своего ближайшего конкурента — вакцину Pentacel компании «Sanofi», почти на 4 млрд дол. по итогам 2020 г.
Таблица 3 | Топ-5 вакцин по объему продаж в денежном выражении в мире в 2020 г. |
№ п/п |
Торговое название продукта | Предназначение | Компания | Объем мировых продаж, млрд дол. | Среднегодовой прирост объема продаж в 2013–2020 гг., % | Доля сегмента рынка по объему продаж в денежном выражении, % | Рыночный статус | ||
2013 | 2020 | 2013 | 2020 | ||||||
1 | Prevnar13 | Пневмококковая вакцина | «Pfizer» и «Daewoong» | 3,76 | 6,08 | 7 | 14,7 | 14,7 | Маркетируется |
2 | Pentacel | Вакцина против дифтерии, столбняка, коклюша, Haemophilus influenzae type b (Hib) и полиомиелита | «Sanofi» | 1,52 | 2,34 | 6 | 6,0 | 5,7 | Маркетируется |
3 | Gardasil | Вакцина против папилломавируса человека (Human papillomavirus, HPV) | «Merck&Co» | 1,83 | 2,05 | 2 | 7,2 | 5,0 | Маркетируется |
4 | Fluzone/Vaxigrip | Вакцина для профилактики гриппа | «Sanofi» | 1,23 | 1,82 | 6 | 4,8 | 4,4 | Маркетируется |
5 | Pediarix | Вакцина против дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита В и полиомиелита | «GlaxoSmithKline» | 1,35 | 1,73 | 4 | 5,3 | 4,2 | Маркетируется |
Что касается остальной части списка, то его участников также коснется некоторая перестановка. Так, Gardasil компании «Merck&Co», которому по итогам 2013 г. досталась 2-я позиция, переместится на 3-е место в рейтинге наиболее продаваемых вакцин в денежном выражении, пропустив, таким образом, вперед Pentacel. Также Pediarix компании «GlaxoSmithKline» сможет улучшить свое положение, поднявшись вверх — с 6-й на 3-ю позицию, вытеснив из топ-5 наиболее продаваемых в денежном выражении вакцин по итогам 2020 г. Varivax компании «Merck&Co».
В данном контексте с точки зрения увеличения объема продаж вакцин и оценки перспективности новых разработок в данном сегменте фармацевтического рынка будет интересно сопоставить схемы плановых вакцинаций на крупнейших рынках развитых стран. Так, следует отметить, что, например, в списке рекомендованных прививок (Recommended immunization schedule for persons aged 0 through 18 years — United States, 2014) представлены показания к применению практически всех вакцин из топ-10 наиболее продаваемых в 2013 г. в мире, в частности, рекомендуется проводить прививки против гепатита А и В, ротавирусной инфекции, дифтерии, столбняка, коклюша, Haemophilus influenzae type b, полиомиелита, ветряной оспы, а также иммунизацию пневмококковой вакциной.
Среди непредставленных в топ-10 наиболее продаваемых в 2013 г. в мире типов вакцин, однако рекомендованных для проведения иммунизации в США, можно отметить только лишь менингококковую вакцину и вакцину против кори, свинки и краснухи. Необходимо обратить внимание на отсутствие в данных рекомендациях прививки против туберкулеза в связи с низкой распространенностью этого заболевания в США. По этой причине Центр по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention — CDC) рекомендует проводить иммунизацию против туберкулеза только отдельным группам населения, подвергающимся повышенному риску заражения.
Что же касается стран — членов ЕС, то согласно данным Европейского центра по предотвращению и контролю заболеваний (European Centre for Disease Prevention and Control — ECDC) необходимо отметить значительное сходство рекомендаций по иммунизации этих стран с таковыми в США. Среди кардинальных отличий стоит выделить наличие в 4 странах ЕС рекомендаций относительно иммунизации против клещевого энцефалита и отсутствие в США общей профилактики туберкулеза (как уже упоминалось ранее), в противовес чему в 12 странах ЕС на общем основании проводят вакцинацию от данного заболевания.
Среди новых возможностей, которых могут ожидать фармацевтические компании на европейском рынке в контексте увеличения объема продаж, стоит отметить, что пока еще не нашли широкого распространения среди регуляторных органов стран — членов ЕС рекомендации относительно проведения иммунизации против ветряной оспы (9 стран), ротавирусной инфекции (9), опоясывающего лишая (4), гепатита А (2).
Кроме того, примечательным является тот факт, что во многих странах ЕС (24 государства — члена ЕС), как и в США, действуют рекомендации относительно общей вакцинации против папилломавируса человека. В этом контексте следует отметить, что согласно прогнозам исследовательской компании «Global Data» объем рынка вакцин против папилломавируса человека увеличиться до 2,2 млрд дол. по сравнению с 1,7 млрд дол. в 2012 г. Ожидается, что одним из драйверов увеличения дохода от продаж вакцин для профилактики заражения вирусом папилломы человека будет лонч вакцины V503 компании «Merck&Co», а также активизация вакцинации мужчин против данного инфекционного агента. Согласно прогнозам к 2020 г. объем продаж в США вакцины V503, призванной защитить от 9 типов вируса папилломы человека — 6, 11, 16, 18, 31, 33, 45, 52 и 58, может достичь 1,5 млрд дол., заняв 95% рынка. При этом, возможно, что этот продукт со временем вытеснит с рынка вакцину Gardasil, которая также является разработкой компании «Merck&Co».
Таким образом, необходимо отметить, что важным аспектом для развития успешного бизнеса на глобальном рынке вакцин является специализация в сфере иммунопрофилактики или хорошо развитое подразделение, работающее в этом направлении. Также перспективным является расширение продуктового портфеля путем активной работы в сфере слияний и поглощений.
Что же касается отдельных продуктов, то ведущими по объему продаж в денежном выражении являются в основном вакцины против тех инфекционных заболеваний, иммунопрофилактика которых рекомендована национальными графиками вакцинации развитых стран.
по материалам http://www.cdc.gov; http://www.who.int; http://www.info.evaluategroup.com; http://www.emergentbiosolutions.com;
http://www.fiercevaccines.com; http://www.vaccines.gov;
http://www.vaccine-schedule.ecdc.europa.eu; http://www.healthcare.globaldata.com; http://www.merck.com
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим