Национальная стратегия построения новой системы здравоохранения Украины — видение фармотрасли

В профессиональных кругах продолжается активное обсуждение проекта Национальной стратегии построения новой системы здравоохранения Украины на период 2015–2025 гг. (далее — проект стратегии), который разрабатывался на протяжении 3 мес созданной по поручению МЗ Украины Стратегической консультативной группой по вопросам реформирования системы здравоохранения. 15 декабря в помещении Европейской Бизнес Ассоциации (далее — ЕБА) с участием экспертов и участников фармацевтического рынка, юристов и представителей профильных ассоциаций состоялось отраслевое обсуждение проекта стратегии.

Национальная стратегия построения новой системы здравоохранения Украины — видение фармотрасли

Со вступительным словом к участникам пуб­личного обсуждения обратился министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили, который возглавляет Координационный совет Стратегической консультативной группы. Он призвал собравшихся активно участвовать в обсуждении проекта стратегии для создания максимально эффективного и прозрачного документа, который станет дорожной картой в реформе системы здравоохранения на следующие 10 лет. В который раз министр подчеркнул, что проект стратегии предполагает не отмену регистрации лекарственных средств, лицензированных в странах с жесткими регуляторными органами (США, Швейцария, Япония, Австралия, Канада или ЕС), а упрощенный доступ их на рынок Украины.

Одним из ключевых факторов проведения эффективной реформы является кадровая политика. В целом изменения в структуре Минис­терства здравоохранения А. Квиташвили видит в изменении функций. «Министерство должно заниматься стратегией развития, а не быть регулятором и тендерным комитетом», — считает он. К тому же министр убежден, что простая смена лиц не приведет к качественным изменениям в работе.

Пользуясь случаем, присутствующие указали А. Квиташвили на ряд существующих на сегодня проблем. В частности, по мнению операторов рынка медицинских изделий, неприемлемым является избирательный принцип применения 7% ставки НДС для операций по поставкам и ввозу на территорию Украины отдельных медицинских изделий. Прим. ред.: на сегодня действует утвержденный постановлением КМУ от 03.09.2014 г. № 410 перечень медицинских изделий, операции по поставке и ввозе на таможенную территорию Украины которых подлежат обложению НДС по ставке 7%. Операции по поставке не входящих в данный перечень медицинских изделий облагаются по 20% ставке НДС.

В рамках стратегии, безусловно, надо подумать о том, чтобы оптимизировать работу тех структур, которые занимались регулированием допуска лекарственных средств на рынок Украи­ны. «К сожалению, за период безвременья произошел фактически рейдерский захват центрального экспертного органа, который принадлежит МЗ Украины, и мы хотим обратить ваше внимание как министра на ситуацию, в которой это было сделано буквально блицкригом», — отметила Анна Погодаева, член комитета здравоохранения Американской торговой палаты.

Виктор Чумак, член правления Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологичес­кой промышленности Украины, обратил внимание министра на то, что на протяжении последнего десятка лет не удается принять новую редакцию Закона Украины «О лекарственных средствах». Сегодня в МЗ Украины лежит 2 проекта этого закона. Один из них разработан объединенной рабочей группой комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения и МЗ Украины, и рассматривает оборот лекарств в отрыве от лечебного процесса. Второй законопроект, который без движения лежит в МЗ Украины, предусматривает, что фармация является неотъем­лемой частью здравоохранения и рассматривается как составная часть самого распространенного вида медицинской помощи — фармакотерапии.

«Пока обсуждается проект стратегии, а потом тактика или дорожная карта, в это время в здравоохранении практически реанимированы старые схемы коррупции», — считает В. Чумак. По словам спикера, через проект новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах» делаются попытки закрепить практику, что лекарства — это предмет торговли, и государство не должно вмешиваться в этот процесс, пока не будет страховой медицины. «То есть пусть и дальше процветают самолечение и обман пациентов, которые тратят большинство своих средств на ненужные им лекарства, поскольку в проекте новой редакции Закона Украи­ны «О лекарственных средствах», который спешно передан народному депутату Андрею Шипко, вообще не идет речь о том, что аптеки должны не только торговать и навязывать дорогие лекарства, но и обеспечивать качество фармакотерапии», — прокомментировал спикер. Именно по­этому, по его словам, аптечный склад не может быть «учреждением здравоохранения». Кроме того, в пику коалиционному соглашению, проект новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах» предусматривает усиление бюрократических регуляций в виде «разрешений органов центральной власти». Кстати, проект закрепляет за МЗ Украины только функции обеспечения реализации государственной политики. «А кто будет ее реализовывать? Сегодняшние «теневики» и торговцы?», — интересуется В. Чумак. Вопрос о том, на каком этапе находится законопроект «О лекарственных средствах», разработанный специалистами, интересует и Татьяну Думенко, члена рабочей группы по разработке стратегии, директора департамента рациональной фармакотерапии Государственного предприятия «Государственный экспертный центр МЗ Украи­ны» (далее — ГЭЦ). По ее словам, представителей данного органа отодвинули от совместной работы над данным законопроектом.

Владимир Курпита, председатель Стратегичес­кой консультативной группы, презентовал участникам обсуждения проект стратегии. Он более детально остановился на ключевых положениях, которые непосредственно касаются фармацевтического сектора.

Среди основных проблем фармацевтической отрасли докладчик выделил следующие:

  • низкий процент обращений за медицинской помощью (≈50%);
  • хроническое недофинансирование системы здравоохранения;
  • высокий процент оплат за лекарства из карманов граждан (≈85–90%);
  • отсутствие данных для расчета объективных потребностей в лекарственных средствах;
  • несовершенное государственное регулирование обращения лекарств;
  • непривлекательные условия для инвестиций в фармацевтический бизнес и другое.

Цели, достигнуть которых хотят авторы проекта стратегии, заключаются в следующем:

  • создать конкуренцию на рынке услуг;
  • дать пациенту право выбора — «деньги ходят за пациентом» в контексте внедрениях медицинского страхования в Украине;
  • поддержать развитие фармрынка;
  • обеспечить предоставление базовой медицинской помощи незащищенным слоям населения.

«До того времени, пока Конституция Украины не будет изменена, реформы должны начаться, но они будут малоэффективными. Первоочередное решение должно быть определено относительно ст. 49 Конституции Украины, которая декларативно говорит о бесплатности медицинской помощи», — отметил В. Курпита.

В целом в проекте стратегии отражены 6 основных направлений — реформирование сферы предоставления услуг; финансирование сферы здравоохранения; управление сферы здравоохранения; вопросы подготовки кадров; информатизация отрасли; реформирование фармсектора.

Что касается непосредственно фармацевтического сектора, то реформировать его предлагается по 4 направлениям:

  • дерегуляция фармацевтического рынка путем снижения регуляторного давления (сокращение видов деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензий и документов разрешительного характера); механизм признания регистрации лекарственных средств и сертификата GMP;
  • ценообразование — именно рынок должен регулировать цены. Новые правила реферирования цен, которые требуют согласования с процедурой ЕС. В этом контексте необходимо четко определять разницу между внешним и внутренним реферированием цен. Внедрение механизма реимбурсации как одного из вариантов управления ценами и ценообразования прежде всего для гос­питального сегмента препаратов;
  • вынесение функции государственных закупок лекарств за пределы МЗ Украины;
  • поддержка национального производителя. В данном контексте требует анализа и пересмотра Концепция развития фармацевтического сектора отрасли здравоохранения Украины на 2011–2020 годы, утвержденная в 2010 г.

Среди ожидаемых результатов реализации стратегии В. Курпита выделил следующие:

1. Разграничение обязанностей между государством, обществом и гражданином.

2. Оптимизация финансовых ресурсов государства.

3. Оптимизация сети медицинских учреждений и работников.

4. Снижение уровня коррупции.

«Мы не ставим вопрос полного преодоления коррупции. Это априори невозможно. Нам необходимо существенно ее понизить», — резюмировал В. Курпита.

Наталья Сергиенко, исполнительный директор комитета по здравоохранению ЕБА, остановилась на положениях проекта стратегии, направленных на дерегуляцию фармотрасли.

Так, в проекте стратегии речь идет о введении механизма признания результатов экспертизы регистрационных материалов лекарственных средств, прошедших процедуру регистрации в США, Швейцарии, Японии, Австралии, Канаде или странах Европейского Союза. В связи с этим возникают следующие вопросы, ответы на которые необходимо получить до того, как будут внесены соответствующие изменения в действующее законодательство Украины.

Во-первых, регистрация каких именно лекарств будет признаваться? Необходимо помнить, что в данном случае могут рассматриваться препараты, зарегистрированные Европейским агентством по лекарственным средствам (European Medicines Agency — EMA) по централизованной процедуре, среди которых как инновационные, так и генерические лекарства. «Мы должны понимать, для каких именно лекарственных средств следует обеспечить упрощенный доступ на рынок Украины, чтобы пользу получало именно население страны», — прокомментировала Н. Сергиенко.

Также могут рассматриваться лекарственные средства, зарегистрированные в странах ЕС и со строгой регуляторной системой (среди них есть как инновационные, так и генерические), а также некоторые прошли процедуру «mutual recognition» (взаимное признание), и в результате ее прохождения также, как и в результате централизованной процедуры EMA, имеют возможность обращения в других странах.

Не менее важным является вопрос относительно того, каким способом будет внедрено такое признание, чтобы обеспечить надлежащий контроль. «Нужно понимать, что при регистрации лекарственного средства критичным является предоставление минимального пакета регистрационных документов. Это не должен быть автоматический допуск лекарственного средства на рынок Украины абсолютно бесконтрольно», — отметила докладчик.

По ее мнению, украинский экспертный орган должен утверждать инструкцию, методы контроля качества и маркировку препарата, чтобы производителю были действительно даны объективные основания нести ответственность в Украине за ввезенный препарат. «Такой ситуации, чтобы лекарственное средство было допущено на рынок Украины и при этом производитель не будет знать об этом и не сможет отследить ни субъекта, ни конкретный препарат, который ввозится им, допустить нельзя», — резюмировала Н. Сергиенко.

Также в проекте стратегии упомянута необходимость упрощения процедуры подтверждения соответствия стандартам GMP в Украине. Н. Сергиенко сделала акцент на необходимости именно признания оригинальных сертификатов GMP на выпуск серии, осуществленный в странах ЕС и со строгой регуляторной системой. «На этой стадии обработки данного вопроса абсолютно очевидно, что дальнейшие точечные упрощения в рамках процедуры подтверждения в части процедуры получения заключения по GMP, утвержденной приказом МЗ Украины от 27.12.2012 г. № 1130, нецелесообразны. Если мы хотим получить эффективное упрощение в этой части и экономию ресурсов всех задействованных сторон, необходимо признать оригинальные сертификаты GMP, выданные в странах ЕС, — для них не должно быть «процедуры подтверждения в Украине». Следует признать, что в странах ЕС и со строгой регуляторной системой конечный производитель, который осуществляет выпуск серии препарата, несет ответственность за все предыдущие этапы производственного цикла. Это изменения, которые должны быть внесены в Закон Украины «О лекарственных средствах»», — подытожила Н. Сергиенко.

Еще один недостаток проекта стратегии заключается в том, что в нем не уделено внимания медицинским изделиям и медицинской технике. На сегодня рынок медицинских изделий в Украине на 80% импортозависим. Большинство высокотехнологических медицинских изделий не производится в Украине. Остальные, в основном, импортируются для внутреннего производства.

«Скоро произойдет полный переход к процедуре оценки соответствия, которая станет обязательной согласно техническим регламентам относительно медицинских изделий. Стандарты на медицинские изделия при этом устарели, некоторые отсутствуют, при этом возможно требование подтверждения продукции устаревшим стандартам, и эти условия могут привести к тому, что производители посчитают невыгодным бороться за небольшую долю рынка в Украине, если условия для разрешения выхода их продукции на рынок останутся настолько усложненными. Такая ситуация уже была летом 2014 г. до момента повторного переноса обязательного действия технических регламентов до 01.07.2015 г. Если не будет решен вопрос признания стандартов, сертификатов соответствия на медицинские изделия, уже выданные нотифицированными органами, в частности, стран ЕС, — об улучшенном уровне медицинского обслуживания нечего и мечтать. Пострадают пациенты, так как от наличия того или иного медицинского изделия могут зависеть не только качество жизни, но и ее продолжительность», — заявила Н. Сергиенко.

Отдельный вопрос — это показатели госпитальной инфекции в Украине, которые оставляют желать лучшего по причине устаревших стандартов, в частности, строительства больничных помещений и их оснащения современным медицинским оборудованием, что непосредственно влияет на данный показатель, который, в свою очередь, оказывает влияние на показатель смертности именно от госпитальной инфекции.

Н. Сергиенко выражает поддержку проекта стратегии только в случае внесения в него существенных изменений, а именно:

  • четкое определение сути упрощений при доступе лекарственных средств международных производителей на рынок Украины (регистрация, GMP);
  • включение необходимых шагов с целью улучшения условий в сфере медицинских изделий;
  • включение сферы клинических исследований как приоритетной.

Отдельное внимание участников дискуссии Н. Сергиенко обратила на ситуацию с переменами в ГЭЦ, которая тревожит членские компании ЕБА и оценивается ими как тенденция к непрозрачности процессов, которая существовала в прошлом.

Сергей Михайлов, председатель подкомитета по клиническим испытаниям ЕБА, обратил внимание на принципиально важный момент, который отсутствует в проекте стратегии — сфера клинических исследований как необходимая составляющая фармацевтической отрасли и сферы здравоохранения Украины в целом. В частности, проект стратегии не содержит плана развития научного сотрудничества с международными разработчиками инновационных медицинских технологий, клинических исследований лекарственных средств, основанных на принципах доказательной медицины.

Поэтому конкретные предложения подкомитета состоят в следующем:

  • включить в проект стратегии новый блок «Развитие отрасли клинических исследований» в раздел III «Построение системы здравоохранения. Стратегические возможности для Украины»;
  • назначить ответственное лицо за сферу клинических исследований на уровне заместителя министра здравоохранения.

«Без отсутствия надлежащего контроля со стороны государства за развитием и содействием инвестиционной привлекательности в отрасли очень сложно», — отметил С. Михайлов. По его мнению, в Министерстве должен быть человек, который бы знал ответы на вопросы «Сколько клинических исследований проведено за последний год?», «Сколько пациентов прошло лечение в рамках клинических исследований?», «Сколько средств поступило в государственный бюджет за счет привлечения инвестиций в клинические исследования?».

В понимании подкомитета по клиническим испытаниям ЕБА под созданием условий для расширения научного сотрудничества с международными разработчиками инновационных медицинских технологий, клинических исследований лекарственных средств, основанных на принципах доказательной медицины, имеется в виду следующее:

  • гармонизация сроков и процедуры утверждения клинических исследований с Регламентом (ЕС) от 16 апреля 2014 года № 536/2014 Европейского парламента и Совета по клиническим исследованиям лекарственных средств, применяемых у человека. Вступление в силу этого документа ожидается в 2016 году;
  • в одностороннем порядке признавать положительное решение о проведении клиничес­ких исследований стран — членов ЕС;
  • упрощение процедуры ввоза исследуемых препаратов и препаратов сравнения;
  • применение определенной законодательством таможенной ставки НДС 7% для импорта препаратов с целью клинических исследований. Хотя, по словам докладчика, целесообразнее говорить о 0% ставке НДС, которая применяется во всем мире и соответствует идее передвижения научных технологий;
  • проведение просветительской работы среди специалистов здравоохранения и пациентских организаций.

Дмитрий Алешко, партнер юридической компании «Правовой Альянс», провел параллель между обсуждаемым проектом стратегии и нормотворческой работой, которая проводится на протяжении последних 8 мес в составе объединенной рабочей группы профильного парламентского комитета и МЗ Украины по подготовке новой редакции проекта Закона Украины «О лекарственных средствах».

«Если оценивать проект стратегии в части внедрения надлежащих практик, то хотелось бы проинформировать вас, что применение и соблюдение их на территории Украины в различных сферах отражено в новой редакции проекта Закона Украины «О лекарственных средствах»», — поделился наработками Д. Алешко.

Что касается признания результатов экспертизы регистрационных материалов лекарственных средств, которые уже зарегистрированы в ЕС, США, Канаде, Японии, Австралии, Канаде (упрощенная регистрация), то соответствующие положения также нашли отражение в данном законопроекте.

Д. Алешко поддержал идею дополнительного урегулирования в проекте стратегии вопроса ценообразования на лекарственные средства, поскольку, на его взгляд, действующий сегодня механизм декларирования цен на лекарства не оправдал себя и требует доработки.

В части вопроса государственных закупок лекарств докладчик провел параллель с идеей, заложенной в Программе деятельности Правительства относительно электронных торгов. «На мой взгляд, такая новация без изменения подходов к подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) не будет эффективной, поскольку ни для кого не секрет, что закупки формируются на стадии подготовки ТЭО», — отметил Д. Алешко. По его мнению, сфера государственных закупок лекарственных средств требует принятия отдельного специального закона.

Докладчик озвучил несколько предложений к проекту стратегии, которые уже отражены в новой редакции проекта Закона Украины «О лекарственных средствах», а именно:

1. Европейская модель процедуры введения лекарственных средств на рынок Украины (вместо процедуры государственной регистрации):

  • процедура оценки материалов досье и составления соответствующего отчета по безопасности, эффективности и качеству, на основании которого будет приниматься решение о выдаче разрешения на выведение на рынок;
  • европейская модель продления разрешения на выведение на рынок на неопределенный срок;
  • европейская модель защиты эксклюзивности данных при получении разрешения на введение на рынок генерических лекарственных средств по схеме «8 лет + 2 год + 1 год».

2. Признание сертификатов GMP на производственные участки, на которые уполномоченным органом страны с жесткими регуляторными органами, или страны, с которой Украиной заключен договор о взаимном признании результатов инспектирования производств, без проведения повторной инспекции.

3. Упрощение процедуры контроля качества лекарственных средств, произведенных в указанных странах, при импорте.

4. Дерегуляция в сфере оптовой и розничной торговли — возможность передачи полномочий по выдаче лицензий территориальным органам Государственной службы Украины по лекарственным средствам.

5. Определение на законодательном уровне положений о фармаконадзоре.

6. Введение европейского подхода к рекламе и продвижению лекарственных средств.

По словам Д. Алешко, указанные нововведения позволят приблизить украинское законодательство к таковому ЕС; снизить административное давление на операторов фармрынка; повысить уровень прозрачности при выведении лекарственных средств на рынок Украины и их дальнейшем обороте; заложить основу для нормальной конкуренции среди субъектов хозяйствования; содействовать доступности высококачественных лекарственных средств на рынок Украины; снизить стоимость препаратов.

К обсуждению проекта стратегии присоединился Леонид Чернявский, юрист практики здравоохранения и фармацевтики Адвокатского объединения Arzinger. Он остановился на 3 основных направлениях, по которым можно доработать проект стратегии.

В проекте документа прослеживается сосредоточенность на сфере медицинских услуг. При этом, по мнению Л. Чернявского, недостаточно уделено внимания фармацевтическому сектору — разработке, производству, дистрибуции лекарственных средств. Кроме того, меры, определенные проектом стратегии, не соответствуют всем целям реформы системы здравоохранения. Также недостаточное внимание уделено дерегуляции и преодолению лишних препятствий, хотя от этого зависит вопрос эффективности привлечения частных, в том числе иностранных, инвестиций.

В контексте проекта стратегии источниками финансирования системы определены налоги на табак и алкоголь. По мнению докладчика, стоит подумать и о других источниках финансирования. В частности, в рамках реформирования налоговой системы, о которой в последнее время идет речь, можно было бы привлечь часть единого социального взноса на финансирование системы здравоохранения. Введенный в этом году НДС по операциям с поставки и ввозу на территорию Украины лекарственных средств и медицинских изделий также мог бы целевым образом быть направлен на данную сферу, в частности на закупку лекарственных средств.

Подход к формулировке конкретных мер, с точки зрения докладчика, мог бы быть эффективнее, поскольку в проекте стратегии не определены ближайшие результаты, которые планируется достичь. «В любой реформе будут непопулярные меры, однако население должно видеть конкретные результаты буквально в ближайшие полгода, год», — отметил Л. Чернявский.

Относительно трех направлений, по которым необходимо доработать проект стратегии, то они касаются введения планов в сфере дерегуляции и борьбы с коррупционными факторами, предоставления должного внимания фармацевтическому сектору, переформатирования подхода к изложению мероприятий по принципу: цель – действие – результат.

Реформирование фармацевтического сектора и, в частности, обеспечения лекарствами населения должно сопровождаться следующим:

  • благоприятные условия для разработки инновационного лечения, клинических исследований в Украине;
  • свободное ценообразование. Административные меры влияния на цены на препараты должны быть только в тех сферах, где государство обеспечивает определенный объем закупок лекарств;
  • источники финансирования — прямые налоги и сборы;
  • эффективные лекарственные формуляры и протоколы лечения.

В рамках дерегуляции и борьбы с коррупционными факторами, по мнению Л. Чернявского, необходимо:

  • отменить или унифицировать дублирующие процедуры (лицензирование импорта/контроль качества при ввозе лекарств; лицензирование медицинской практики/аккредитация медицинских учреждений);
  • наложить запрет на безосновательное усложнение разрешительных процедур, начиная с вопросов проведения клинических исследований и заканчивая процедурой регистрации лекарств;
  • содействовать государственно-частному партнерству в сфере информатизации, создания электронных систем управления и учета.

В целом Л. Чернявский выразил поддержку проекту стратегии при условии доработки минимум по трем озвученным им направлениям.

Читатели нашего издания уже имели возможность ознакомиться с комментарием В. Чумака относительно проекта стратегии. Он обратил внимание на ряд концептуальных вещей, которые не отражены в проекте стратегии, в частности:

  • необходимость направленности стратегии на оздоровление подавляющего большинства населения, а не решение проблемы отдельных групп населения в пределах одного заболевания;
  • пути решения проблемы самолечения;
  • регуляторная политика в отношении доступности, качества, эффективности лекарственных средств и их целевого назначения;
  • гармонизация вектора фармацевтического бизнеса с вектором здравоохранения по доступности лекарственных средств, которая в соответствии с ВОЗ определяет доступность здравоохранения;
  • исполнительные механизмы и структуры.

В. Чумак выразил поддержку проекта стратегии только в случае внесения в него основных положений, которые приведены в действующих нормативно-правовых актах, в частности в:

Уанита Фолмсби (Juanita Folmsbee), директор проекта MSH/SIAPS в Украине, также в целом поддержала идею разработки проекта стратегии, однако указала на ряд незначительных корректировок, которые, по ее мнению, должны быть осуществлены для эффективности реализации стратегии. В частности, возникла необходимость пересмотра и изменения Концепции развития фармацевтического сектора отрасли здравоохранения Украины на 2011–2020 годы.

В проекте стратегии поставлен акцент на задачах и механизмах в области фармацевтического менеджмента. Однако, по словам У. Фолмсби, хотелось бы видеть четкую направленность и ожидаемый в конечном итоге результат.

По словам докладчика, регулирование фармацевтического рынка в пределах Гослекслужбы Украины и ГЭЦ является фрагментированным, что ведет к неясности для производителей, импортеров и других участников рынка.

В проекте стратегии должны быть предусмотрены рекомендации относительно упорядочения этих структур для оптимизации их функций и обязанностей. В таком случае цель реформы фармацевтического сектора будет достигнута.

Также в проекте документа несколько раз упоминается рациональное использование ресурсов в отношении услуг, инфраструктуры, финансирования и прочее. Однако не указано о рациональном применении лекарственных средств, что, в свою очередь, имеет решающее значение для повышения эффективности и долгосрочной устойчивости системы, учитывая ограниченность ресурсов.

Анна Яблучанская, директор консалтинговой компании ASAP Group, в свое время проработала в Грузии около 7 лет и имела возможность лично наблюдать внедрение реформ и первые их результаты в этой стране. По ее словам, предлагае­мые реформы в Украине в очень многом схожи с проведенными в Грузии.

Чего ожидает фармацевтическая отрасль вследствие проведения реформы в фармсекторе? В первую очередь, снижения порога входа на рынок следующим образом:

  • упрощение процедуры регистрации лекарственных средств, диетических добавок и медицинских изделий;
  • отмена или максимальное упрощение лицензирования импорта, дистрибуции, ритейла. Для рынка важно появление новых мелких более мобильных игроков, быстрее реагирующих на новые условия и эффективнее влия­ющих на цены;
  • упрощение/отмена процедуры признания сертификатов GMP для лекарственных средств, сертифицированных в странах PIC/S (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — Система сотрудничества по фармацевтическим инспекциям).

По мнению А. Яблучанской, необходимо урегулировать вопросы упрощения регистрации медицинских изделий и удешевления процедуры регистрации фармпродукции.

После завершения выступлений в формате «вопрос-ответ» состоялось непосредственно обсуждение проекта стратегии с участием членов Стратегической консультативной группы — В. Курпиты, Павла Ковтонюка, главного редактора журнала «PRO менеджмент в здравоохранении», Т. Думенко, и Андрея Гука, нейрохирурга, консультанта и руководителя проектов международной технической помощи в области здравоохранения, председателя правления Общественной организации «Инициативы в общественном здравоохранении».

В частности, поднимались такие вопросы, как введение медицинского страхования в Украи­не, необходимость поддержки оте­чественных производителей лекарственных средств, отражение в проекте стратегии концептуальных положений о медицинских изделиях, развитие государственно-частного партнерства и другое.

В. Курпита согласился с рядом высказанных предложений, в частности относительно отражения в проекте стратегии положений, которые касаются клинических исследований, медицинских изделий. Относительно доступности инновационных лекарств для населения, по словам выступающего, в мире используются так называемые пакетные программы: если компания выходит на рынок с инновационным препаратом, государство может сделать преференции в том случае, если она снижает цены на препараты, которые уже есть на рынке. За счет этого повышается доступность лекарственных средств для населения.

А. Гук затронул проблемные вопросы полипрагмазии, назначения лекарственных средств с недоказанной эффективностью. «Я бы хотел, чтобы это наконец прекратилось. Хотя бы снижение должно начаться путем внедрения жесткой формулярной системы», — отметил он.

«К сожалению, должен констатировать, что мы наблюдаем низкую эффективность генериков, по крайней мере, в нейрохирургии», — подтвердил А. Гук. В экономическом аспекте эксперт видит потенциал отечественного рынка лекарственных средств.

В контексте ценовой политики Т. Думенко отметила, что нецелесообразно говорить об ограничении цен на лекарственные средства, в закупках которых не участвует государство. Что касается Национального перечня основных лекарственных средств, чиновник отметила следующее: «Давайте примем для себя аксиому, что будем двигаться от рекомендаций ВОЗ в сторону расширения перечня через призму результатов анализа «стоимость = эффективность».

В целом участники обсуждения положительно высказались о необходимости разработки такого рамочного документа, который бы определял содержание, видение, принципы, приоритеты, задачи и основные мероприятия для отечественной отрасли здравоохранения и фармацевтического сектора в частности. Однако проект стратегии требует существенной доработки. Именно с этой целью продолжается его активное публичное обсуждение, в ходе которого профессиональное сообщество может предоставить свои предложения.

Екатерина Горбунова,
фото автора
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті