Украинский фармрынок имеет огромный потенциал для роста и развития — Cтанислав Дьяченко

По случаю выхода юбилейного, 1000-го номера «Еженедельника АПТЕКА» о 20-летней истории украинской фармации нашим читателям поведал региональный директор группы компаний «STADA» в Украине и Румынии Станислав Дьяченко.
Станислав Дьяченко,
региональный директор группы компаний «STADA»
в Украине и Румынии

Еще можно припомнить, как рождался независимый украинский фармацевтический рынок. Экономическая ситуация в середине 90-х годов прошлого века была сложной — наблюдался спад почти во всех сферах экономики, медицина и фармация находились в катастрофическом положении. Именно в девяностые мы наблюдали массовый приход иностранных производителей на украинский рынок. Это были своеобразные «лихие 90-е» в развитии фармбизнеса нашей страны, но, по факту, и самые динамичные.

Не было жестких критериев регулирования рынка лекарств со стороны государства. Для фармацевтических компаний открылось множество возможностей для развития бизнеса в Украине. Врачи тогда испытывали острую потребность в информации о новых лекарствах и современных подходах к лечению заболеваний. Именно фармкомпании были в тот период основным источником знаний о новинках в области фармации и медицины. Медицинские представители в то время были своего рода «экспертами по вопросам фармакологии». Маркетинг в Украине того времени был ограничен только широтой полета фантазии. Большинство фармкомпаний не скупились на бюджеты для продвижения препаратов. Как результат — быстрый рост и высокие результаты для многих присутствующих сегодня на рынке компаний-производителей за сравнительно умеренные инвестиции.

В течение 20 лет фармрынок Украины претерпевал эволюционные изменения. Сформировались мощные дистрибьюторские компании, обеспечивающие сегодня быструю доставку лекарств во все уголки страны. Открылись тысячи новых аптек, которые постепенно объединяются в крупные аптечные сети, и процесс этот далеко не закончен. Начала крепнуть и обновляться отечественная фармацевтическая индустрия. Обострилась конкуренция в сегменте генериков.

Существенно ужесточилось регулирование фармрынка: вступил в силу ряд законов, которые регулируют деятельность фармкомпаний в ценообразовании, рекламе и продвижении препаратов. Все больше игроки фармбизнеса начали задумываться об оптимизации бюджетов, сокращении издержек, повышении эффективности работы. Ключевым стал вопрос не «как больше продать», а «как быть прибыльным».

Среди наиболее значимых законопроектов, принятых украинскими органами здравоохранения, — повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные препараты, ограничение наценки на наиболее социально значимые препараты, пилотный проект по артериальной гипертензии, при реализации которого выявлено и отработано множество ошибок и накоплен опыт для дальнейшего старта аналогичных проектов. Существенно повлиял на рынок закон об обязательном соответствии качества лекарств стандартам надлежащей производственной практики (GMP).

24Изменился сам пациент. Сегодня он получает больше информации, общается в социальных сетях, становится более практичным и требует к себе индивидуального подхода.

Ключевые характеристики украинского фармацевтического рынка сегодня — это крайне низкий уровень потребления лекарственных средств на душу населения, высокий уровень конкуренции при относительно небольшом объеме рынка, снижение темпов роста рынка, низкая доля инновационных препаратов, развитие кластера генериков, низкая маржинальность бизнеса, а также практически отсутствие государственного финансирования.

Новые реалии начали требовать пересмотра стратегий продвижения препаратов, изменения подходов к работе производителей лекарств.

В условиях кризиса, который сейчас переживает наша страна, все больше ценится нелинейность подхода к проблеме. Ведь даже значительные инвестиции сегодня не гарантируют успеха. В цене сегодня качество, скорость, своевременность и эффективность принимаемых мер.

На повестке дня и ясное финансово-аналитическое мышление. В прошлом хороший маркетолог мог быть просто хорошим креативщиком. Сейчас он обязан быть также и хорошим финансовым аналитиком. Потому что ресурсов стало меньше, а цена ошибки возросла.

Изменились требования и к подбору персонала. Сейчас компании не склонны брать молодых сотрудников и обучать с нуля. Растить кадры стало «дорого». Сейчас более востребованы люди, имеющие опыт. Многие фармкомпании стали заниматься продвижением своего брэнда как работодателя.

Украинский фармацевтический рынок имеет огромный потенциал для роста и развития. Но это произойдет лишь при условии, что в ближайшее время будут четко определены основные векторы его развития, будет продолжено реформирование системы здравоохранения и продумана регуляторная политика. Пока в этом направлении государством сделано недопустимо мало. Немедленные реформы, учитывающие, прежде всего, интересы пациента — вот главная задача на ближайшее будущее для руководителей здравоохранения Украины.

За 13 лет присутствия на украинском рынке компания STADA прошла немалый путь. Мы начали свою деятельность на территории Украины в период становления современной фармацевтической отрасли. Развивались, наращивали обороты, пробовали и учились. И, конечно же, менялись! Менялись вместе с рынком. Неизменным все это время оставался только основной приоритет STADA — это бескомпромиссное качество наших препаратов по доступным для пациента ценам. И наш надежный партнер — издательство «МОРИОН». С особым чувством поздравляем «Еженедельник АПТЕКА» с юбилейным 1000-м номером. Желаем новых читателей (и рекламодателей!) и еще много новых номеров!

Читайте также: Александр Бойко об изменениях на фармацевтическом рынке за последние 20 лет

Украинский рынок лекарств эпохи перемен

«Щотижневик АПТЕКА» — поводир фармацевтичного ринку

Дмитрий Спицын: правила работы на фармацевтическом рынке за последние 20 лет существенно изменились

АПАУ вітає колектив «Щотижневика АПТЕКА» з 20-річним ювілеєм

Олег Клімов: екскурс у історію фармації

20 лет истории фармрынка на страницах «Еженедельника АПТЕКА»

«Еженедельник АПТЕКА» — 20 лет только актуальная информация!

20-летняя трансформация фармрынка: воспоминания Раджива Гупты

Фармацевтичний ринок і «Щотижневик АПТЕКА»: 20 років разом

«Щотижневик АПТЕКА» — моє улюб­лене видання

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті