20 лет истории фармрынка на страницах «Еженедельника АПТЕКА»

О том, как развивался украинский фармрынок в течение 20 лет, рассказывает Владимир Игнатов, глава представительства компании «IPSEN Pharma» в Украине, Беларуси и Молдове, исполнительный директор «AIPM Ukraine».
Владимир Игнатов,
исполнительный директор «AIPM Ukraine»

Я начал работать в украинской фармотрасли с 1993 г. с позиции главы представительства компании «Рон-Пуленк Рорер» в Украине.

Практически все представительства западных фармкомпаний, которые были представлены на советском рынке, к моменту распада СССР базировались в Москве. С 1992–1993 гг. компании начали активно осваивать рынки молодых независимых государств, в том числе и украинский, причем этот рынок был и остается одним из самых привлекательных среди постсоветских стран. Мы помним, что на момент распада СССР численность населения Украины составляла около 52 млн жителей.

В то время на украинский фармрынок зашло много зарубежных фармкомпаний. Это было время становления системы регистрации лекарственных средств в Украине. Когда возникла необходимость оформлять документы, связанные с таможней, и заниматься конвертацией средств, в Украине появились компании, которые занялись импортом лекарств. Кстати, хочу вам напомнить, что мы все тогда были миллионерами, а некоторые — миллиардерами, ведь в 1996 г. 1 дол. США стоил 176 тыс. купоно-карбованцев. Именно в это время в оборот была введена гривня.

Такой денежной единицы, как евро тогда не было. Доллары США, немецкие марки, французские франки активно использовались дистрибьюторами при расчетах с поставщиками. Это время можно считать началом рыночных отношений в фармацевтической отрасли. Мы помним, что при плановой экономике у населения страны были деньги, но тратить их было не на что, а при переходе к рыночной экономике произошло быстрое насыщение рынка товарами.

Тем не менее, импортировать лекарства было не так уж просто, потому что в начале 1990-х в Украине фактически не было системы аптечной дистрибуции. В этот же период началась активная приватизация аптечного сегмента. В ритейл вошел частный бизнес, и это способствовало насыщению рынка импортными товарами, потому что приватный сектор в плане внешнеэкономической деятельности оказался значительно более эффективным, чем государственный.

Фактически началось становление современной системы дистрибуции — с одной стороны, появились импортеры, которые занялись внешнеэкономической деятельностью и логистикой, а с другой — частные аптеки. Интересный факт — в 90-ые годы прошлого века в Киеве работали и «валютные» аптеки (самой известной была аптека на ул. Прорезной).

На середину 1990-х годов пришлись активный рост и развитие представительств зарубежных компаний в Украине. В эти годы появились автомобили представительств зарубежных компаний с «желтыми» номерами, на которых передвигались медицинские представители. Так было положено начало развитию региональной службы. Особой популярностью в эти годы у специалистов пользовались всевозможные выставки и семинары, где врачи могли услышать новую информацию о препаратах и технологиях лечения, а также заполучить всевозможные брошюры, ручки, мелкие сувениры и т.п.

В эти годы открылось множество региональных дистрибьюторских компаний, которые поставляли в аптеки и больницы фармацевтическую продукцию, а для обеспечения бесперебойных поставок был открыт первый таможенно-лицензионный склад «Биокон».

Однако, не все было гладко в нашей истории — летом 1998 г. товарооборот в аптечных учреждениях существенно уменьшился, а возникший в августе–сентябре 1998 г. первый экономический кризис привел к серьезным проблемам в сфере поставок и платежей в фармацевтической отрасли.

Первый кризис не был очень долгим, в 2000 г. рынок стабилизировался и в 2001 г. начал расти вновь. Этот рост продолжался вплоть до второго кризиса — политического в 2004 г. В этот период произошли изменения и в моей работе — объединение фармацевтических бизнесов «Рон-Пуленк» и «Хехст» в конце 1999 г. привело к созданию компании «Авентис Фарма».

В конце 1990-х — начале нулевых годов у дистрибуции появилась новая модель развития бизнеса — вертикальная интеграция оптового оператора и аптечной сети («Фалби», «Биокон», «ВВС» и т.д.).

В 2008–2009 гг. в Украину пришел третий, на этот раз экономический, кризис. Значительная девальвация национальной валюты и обеднение части населения страны негативно сказалось и на нашем рынке — спад продаж, банкротства компаний. К сожалению, процесс выхода из кризиса был недолгим — нас настиг последний кризис 2013–2014 гг., в котором мы пребываем и сейчас. Тем не менее, рынок демонстрирует способность к адаптации. Система дистрибуции работает, ритейл обеспечивает население необходимыми медикаментами, а отечественные производители в условиях кризиса наращивают свою долю на рынке.

Если посмотреть на структуру рынка за 20 лет, то мы увидим, что рейтинги изменяются как в разрезе препаратов, так и в разрезе игроков рынка. А это значит, что мы не топчемся на месте, а конкуренция активно изменяет рынок.

Если раньше наблюдался процесс консолидации в сегменте оптовиков, то сейчас происходит активный процесс консолидации аптечного сегмента рынка. Что касается производителей, то на протяжении 20 лет они активно расширяли свой ассортимент на украинском рынке. Повышенный спрос на импортные препараты привел к нескольким волнам интереса к Украине со стороны американских и европейских фармкомпаний. Еще относительно недавно индийские производители активно стремились расширить свою нишу на рынке, используя ценовую конкуренцию. Сейчас пришло время для наращивания доли локальных производителей, значительно изменивших свой ассортимент и качество выпускаемой продукции.

За эти годы в Украине сложилась национальная система допуска препаратов на рынок, весьма приближенная к европейской модели. Кроме того, в стране действует адекватная система контроля качества и, что очень важно, Украина стала членом PIC/S. В настоящее время качество и ассортимент препаратов, представленных на рынке Украины, мало чем отличаются от таковых в странах Восточной Европы.

В контексте развития фармрынка Украины нельзя обойти вниманием и Закон Украины «О лекарственных средствах». Напомню, что документ, действующий в настоящее время, был принят в 1996 г. Но уже в начале нулевых специалисты высказали мнение о том, что украинский фармрынок нуждается в новом законе. С тех пор законопроекты о лекарственных средствах разрабатывались несколько раз, и один из них, зарегистрированный в середине двухтысячных Петром Порошенко (на то время народным депутатом Украины), был даже проголосован в первом чтении в Верховной Раде Украины. Однако дальше дело так и не пошло.

После Революции Достоинства Украина окончательно определилась с европейским вектором дальнейшего развития страны. На сегодня необходимость гармонизации законодательства в сфере обращения лекарственных средств с европейскими требованиями — это серьезный вызов для системы здравоохранения.

История украинского фармацевтического рынка интересна и самобытна, а Украина идет по нему своим путем. Вот уже 20 лет вся эта история подробно отражается на страницах «Еженедельника АПТЕКА», который трансформировался вместе с рынком, чутко реагируя на его потребность в информации. За эти годы главный информационный ресурс украинского фармрынка пополнился новыми возможностями — это и мощный аналитический блок, и площадка для диалога в рамках конференций и семинаров, это и CRM-система, и много других информационных сервисов. За 20 лет мы привыкли к тому, что каждую неделю «Еженедельник АПТЕКА» сообщает актуальную информацию и дает объективную оценку ситуации на фармацевтическом рынке. Желаю изданию дальнейших успехов в развитии и, как всегда, жду выхода нового номера.

Читайте также: Александр Бойко об изменениях на фармацевтическом рынке за последние 20 лет

Украинский фармрынок имеет огромный потенциал для роста и развития — Cтанислав Дьяченко

«Щотижневик АПТЕКА» — поводир фармацевтичного ринку

Дмитрий Спицын: правила работы на фармацевтическом рынке за последние 20 лет существенно изменились

АПАУ вітає колектив «Щотижневика АПТЕКА» з 20-річним ювілеєм

Олег Клімов: екскурс у історію фармації

Украинский рынок лекарств эпохи перемен

«Еженедельник АПТЕКА» — 20 лет только актуальная информация!

20-летняя трансформация фармрынка: воспоминания Раджива Гупты

Фармацевтичний ринок і «Щотижневик АПТЕКА»: 20 років разом

«Щотижневик АПТЕКА» — моє улюб­лене видання

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті