Около 20 лет назад, в эру так называемого раннего романтизма, на фармацевтическом рынке не были установлены четкие правила игры. Понятие комплаенса не существовало в принципе, а такие аспекты, как добросовестная конкуренция и антимонопольное законодательство, не ассоциировались с практической деятельностью. Фармацевтические компании, которые рискнули инвестировать в развитие бизнеса в Украине первыми, довольно быстро заняли лидирующие позиции и спровоцировали других производителей лекарственных средств на аналогичные действия.
В результате появились первые небольшие конкурентные «войны», первые препараты блокбастеры, набирающие обороты дистрибьюторы, активно развивающие свою сеть региональных филиалов, и небольшие, но активно развивающиеся частные аптечные сети.
«Ранний романтизм» закончился с финансовым кризисом 1998 г. — существенные финансовые потери охладили инвестиционный пыл желающих побороться «за место под солнцем» в фармацевтической отрасли и «выбросили» с рынка слабых игроков. С другой стороны, кризис позволил правильно расставить приоритеты как для бизнеса, так и для профессионального развития людей, работающих на рынке.
Если попробовать заглянуть в суть вопроса, то фармацевтический рынок — это, прежде всего, люди. Именно люди, вырастая профессионально, трансформировали и развивали украинский фармацевтический рынок. Люди, которые за последние 20 лет пережили минимум три экономических (и политических) кризиса общенационального масштаба, а также массу мелких, но все же болезненных корпоративных кризисов. Люди, которые делали первые самостоятельные шаги «в продажах» и маркетинге, первые робкие визиты к врачам и в аптеки, готовили первые проспекты и организовывали конференции для специалистов здравоохранения, получали параллельно экономическое образование и степень магистра делового администрирования (Master of Business Administration).
Многие мои коллеги, с которыми я начинал работать в фармацевтическом бизнесе медицинскими представителями, теперь возглавляют дочерние компании крупнейших транснациональных корпораций, крупные отечественные производственные и дистрибьюторские компании. Профессиональный уровень наших соотечественников позволяет им успешно конкурировать с матерыми иностранными топ-менеджерами. Многие мои коллеги работают в филиалах и штаб-квартирах различных зарубежных фармкомпаний от Сингапура до США.
Отрадно наблюдать за «метаморфозами» отечественных производителей лекарственных средств. Из простых «совковых» заводов отечественные производители лекарственных средств превратились в успешные фармацевтические компании, инвестирующие в стандарты надлежащей производственной практики, маркетинг, рекламу и исследовательские разработки, производя препараты с помощью сложных технологических процессов и «замахиваясь» на производство биосимиляров. Кроме того, я уверен, что первая пятерка отечественных производителей лекарственных средств уже весьма интересна для зарубежных инвесторов. Очередным доказательством серьезности намерений отечественных игроков фармацевтического рынка в ведении бизнеса является их мудрая коммерческая стратегия в течение последних полутора лет, которая позволила им завладеть большой долей фармрынка в натуральном выражении.
Что же касается дистрибьюторов, то сегодня произошла консолидация данного сегмента, сформировались крупные национальные игроки, ориентированные на мировые стандарты ведения бизнеса, то есть на качество логистического сервиса, долгосрочное стратегическое планирование и профессиональный менеджмент. Розничный сегмент также консолидируется, повышается влияние аптечных сетей на фармацевтический рынок в целом. При этом среди фармацевтических компаний идет за борьба за место на аптечной полке.
Безусловно, есть еще один участник фармрынка — это государство, которое транслирует свою непреклонную волю через Министерство здравоохранения Украины и подконтрольные ему учреждения. Мне сложно сосчитать, сколько сменилось министров и их команд за последнее время, но, к сожалению, ни одна команда не имела четкой долгосрочной стратегии развития отрасли. Сейчас мы имеем возможность наблюдать плоды этой практики — система окончательно деградировала и отрасль функционирует не благодаря, а вопреки. В данной ситуации крайне необходим системный подход к реформированию системы здравоохранения в целом для обеспечения населения надлежащей медицинской помощью.
Во многом своим развитием фармрынок обязан таким компаниям, как «Морион», «MDM», «SMD», «Comcon Ukraine». Аналитические агентства делают нашу деятельность более осмысленной: предоставляют возможность анализировать предыдущие периоды нашей деятельности и прогнозировать будущее. Особенно хочу выделить группу компаний «Морион» — одного из пионеров нашего фармацевтического рынка. Аналитические массивы информации, а также специальные коммуникационные каналы холдинга оказывают прямое и непрямое влияние на всех без исключения участников фармрынка, зачастую предопределяя многие управленческие решения и, тем самым, закладывая новые тенденции рынка.
От себя хочу сказать, что испытываю огромное уважение к вашей профессиональной команде и гордость от того, что качество и глубина аналитических отчетов украинского аналитического агентства получает высочайшие оценки топ-менеджмента штаб-квартир крупнейших фармацевтических компаний.
Читайте также: Александр Бойко об изменениях на фармацевтическом рынке за последние 20 лет
Украинский фармрынок имеет огромный потенциал для роста и развития — Cтанислав Дьяченко
«Щотижневик АПТЕКА» — поводир фармацевтичного ринку
Украинский рынок лекарств эпохи перемен
АПАУ вітає колектив «Щотижневика АПТЕКА» з 20-річним ювілеєм
Олег Клімов: екскурс у історію фармації
20 лет истории фармрынка на страницах «Еженедельника АПТЕКА»
«Еженедельник АПТЕКА» — 20 лет только актуальная информация!
20-летняя трансформация фармрынка: воспоминания Раджива Гупты
Фармацевтичний ринок і «Щотижневик АПТЕКА»: 20 років разом
«Щотижневик АПТЕКА» — моє улюблене видання
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим