Проблемы фармацевтического рынка Украины обсудили в Торгово-промышленной палате

12 августа в Торгово-промышленной палате (ТПП) Украины состоялось расширенное заседание Комитета по вопросам здравоохранения и фармации ТПП (далее — Комитет). В мероприятии, которое посетил заместитель министра здравоохранения, глава тендерного комитета Министерства здравоохранения Виктор Шафранский, приняли участие представители около 70 фармацевтических предприятий и профильных ассоциаций. Во время заседания его участники обсудили с заместителем министра ключевые проблемы фармацевтического сектора. Также вниманию участников были представлены доклады о текущей ситуации на фармрынке, в том числе в контексте повышенного интереса к деятельности его операторов со стороны контролирующих органов — Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) и Государственной фискальной службы (ГФС).

Владислав Страшный, доктор фармацевтических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, глава Комитета, приветствовал участников заседания, отметив, что оно проходит в расширенном формате с участием заместителя министра здравоохранения и представителей фармацевтической индустрии. Он выразил надежду на то, что обсуждение вопросов, включенных в повестку дня заседания Комитета, и принятые решения найдут воплощение в нормативных документах, регулирующих фармацевтический рынок.

От имени ТПП В. Страшный поблагодарил заместителя министра здравоохранения за участие в заседании Комитета и конструктивную позицию в вопросе построения эффективного диалога между операторами фармацевтического рынка и Министерством.

Михаил Непран, первый вице-президент, генеральный секретарь ТПП, ознакомил присутствующих с целями и задачами этой организации. ТПП Украины создана в 1972 г. на базе украинского отделения ТПП СССР. В независимой Украине организация начала развиваться с 1992 г.

Сегодня ТПП в соответствии с Законом Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» — негосударственная неприбыльная самоуправляемая организация. Это одна из ведущих общественных организаций Украины, которая объединяет бизнес различных отраслей, налаживает экспортные возможности, содействует улучшению инвестиционного климата и расширению партнерского взаимодействия. В настоящее время членами ТПП являются почти 10 тыс. хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Будучи действительным членом международных организаций, таких как Eurochambers, Interantional Chamber of Commerce и World Chambers Federation, ТПП имеет широкий доступ к информационным каналам, благодаря чему создает условия для экспансии глобальных возможностей для украинского бизнеса.

ТПП Украины является членом Международной торговой палаты и Всемирной федерации палат, Ассоциации торгово-промышленных палат Европы, Делового совета Черноморского экономического сообщества, Ассоциации ТПП Центральной европейской инициативы. ТПП Украины представлена в 11 странах мира, поддерживает партнерские связи с аналогичными национальными и региональными структурами почти в 90 странах.

При ТПП Украины действуют Международный коммерческий арбитражный суд, получивший широкое признание в мире, Морская арбитражная комиссия, Третейский арбитражный суд.

ТПП Украины выполняет свои функции самостоятельно или через региональные торгово-промышленные палаты.

«На сегодня для нас актуальный вопрос — интеграция в европейский рынок и поиск новых рынков, поскольку присутствие украинских предприятий на российском рынке становится все более проблематичным» — сообщил М. Непран.

В течение 2015 г. президиумом и членами ТПП уже проведен ряд деловых встреч и бизнес-поездок с целью укрепления позиций украинского бизнеса на международной арене. Комитет по вопросам здравоохранения и фармации ТПП предлагает своим действительным и потенциальным членам рассмотреть возможность приобщиться к работе палаты и рассмотреть план мероприятий на ближайшее время:

  • 12–13 сентября проводится «Еврофорум» (Польша);
  • 14–16 сентября делегация украинских бизнесменов посетит Иран;
  • 28 октября состоится выставка «Шелковый путь» в г. Гуанчжоу (Китай);
  • 29 октября пройдет выставка «Шелковый путь» в Одессе;
  • 29 октября состоится поездка бизнес-делегации в Гонконг с участием президента ТПП Украины;
  • 29–30 октября состоится бизнес-форум «Свобода и развитие» (Польша);
  • до 30 октября проходит бизнес-выставка по всем отраслям в Италии;
  • в середине октября состоится бизнес-форум в Турции.

Виктор Шафранский, поблагодарив организаторов заседания за приглашение, рассказал об активностях профильного министерства в отношении фармацевтического рынка.

Заместитель министра сообщил, что Министерство здравоохранения Украины, несмотря на отпускной сезон, работает на полную мощность. Как известно, заседания рабочей группы по дерегуляции фармацевтического рынка проходят еженедельно, и в них принимают участие заместители министра, представители профильного управления, эксперты Государственного экспертного центра. На заседаниях этой рабочей группы рассматриваются актуальные вопросы отрасли. К их решению привлекают ряд специалистов, в том числе — экспертов фармацевтического рынка, юристов, экономистов и др.

Часть проектов документов, согласованных рабочей группой, пока не удалось принять, поскольку они находятся на согласовании в центральных органах исполнительной власти. Некоторые проекты находятся в стадии доработки. Тем не менее, работу экспертной группы по дерегуляции можно считать эффективной. Во всяком случае, так считают не только ее участники, но и представители фармацевтического бизнеса. В. Шафранский призвал экспертов рынка активнее вовлекаться в процесс разработки нормативной базы, которая в дальнейшем будет способствовать улучшению бизнес-климата на фармацевтическом рынке Украины.

На данный момент одним из основных направлений работы Министерства является разработка нормативных документов, касающихся импортозамещения. Эта тема обсуждалась с ведущими украинскими фармпроизводителями, которым предлагается принять участие в разработке соответствующей нормативной базы.

Такие нормативные документы должны позволить продвигать импортозамещение и предоставить возможность для широкого круга сознательных украинских производителей увеличить свою долю в рынке. Ожидается, что реализация программы импортозамещения позволит расширить спектр продуктов, которые будут доступны для пациентов, снизить их стоимость и увеличить объем государственных закупок отечественных препаратов.

«Мы общались с ведущими зарубежными производителями и просили их принять участие в разработке драфта документа, направленного на создание условий для локализации производств ведущих мировых фармкомпаний на территории Украины. Локализация производства — это импорт технологий, инвестиции в создание новых рабочих мест, снижение стоимости инновационных продуктов и повышение доступа к лекарственным средствам для конечного потребителя», — подчеркнул В. Шафранский.

Также заместитель министра проинформировал о ситуации в сфере государственных закупок. На сегодня Министерством здравоохранения Украины объявлены первые торги по 4 программам: рассеянный склероз, болезнь Гоше, мукополисахаридоз и детский церебральный паралич. Министерство стремится как можно быстрее провести торги, поскольку по некоторым программам лекарственное обеспечение пациентов находится на критическом уровне.

Касательно закупок через международные организации, В. Шафранский сообщил, что в настоящее время в Украине находятся делегации от Программы развития ООН (ПРООН) и ЮНИСЕФ, совместно с которыми Министерство работает над внедрением этого процесса. «В ближайшее время будут подписаны документы, которые позволят нам передать часть программ по закупкам международным организациям. Сегодня мы говорим о том, что передадим им закупки препаратов для лечения туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, онкологических заболеваний», — отметил замминистра. Однако в будущем список программ может быть расширен в том случае, если возникнут трудности с закупками по нацио­нальной процедуре, например, вследствие действий недобросовестных общественных организаций или поставщиков.

По поводу работы департамента организации медицинской помощи В. Шафранский сообщил, что сейчас это подразделение занято разработкой нормативной базы в сфере первичной и экстренной медицинской помощи. «В настоящее время в некоторых регионах Украины в первичном звене медицинской помощи наблюдается хаос — наряду с семейными врачами в поликлиниках работают участковые терапевты. Из-за этой неразберихи идея семейной медицины дискредитируется в обществе», — отметил заместитель министра.

Большая проблема для отрасли — низкая заработная плата врачей. Это привело к тому, что значительный объем средств украинские пациенты тратят на неформальные платежи врачам. Единственный выход из сложившейся ситуации — эффективная реформа системы здравоохранения. В. Шафранский напомнил, что Министерством здравоохранения разработан пакет законопроектов, направленных на реформирование медицинской отрасли Украины. Основная цель этих документов состоит в изменении системы финансирования отрасли, поскольку на сегодня освоение средств происходит крайне неэффективно. В настоящее время пакет законопроектов зарегистрирован в Парламенте и находится на рассмотрении в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения. Заместитель министра выразил надежду на то, что эти законопроекты будут рассмотрены Парламентом во время очередной сессии.

Анатолий Новик, президент научно-производственной компании (НПК) «Экофарм», отметил, что Министерство здравоохранения Украины занимается регуляторной политикой, но обходит вниманием фармацевтическую промышленность. По его словам, в фармацевтической отрасли отсутствует понятная промышленная политика, и профильное министерство должно взять инициативу по ее разработке на себя.

Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», напомнил, что более 20 лет в Украине развивается система стандартизации. Однако процесс разработки и внедрения стандартов происходит спорадически. Планирует ли Министерство систематизировать этот процесс? Также И. Крячок поинтересовался, каким образом можно внести изменения в утвержденную номенклатуру госзакупок.

В. Шафранский отметил, что в сфере стандартизации много уже сделано, но еще предстоит проделать большую работу. Например, на сегодня значительная часть протоколов и стандартов лечения либо не актуализированы, либо отсутствуют. «Не решив эту проблему, мы не сможем двигаться в направлении внедрения реимбурсации, обязательного медицинского страхования и оценки качества предоставления услуг», — подчеркнул заместитель министра. Поэтому Министерство намерено провести ревизию существующих стандартов и протоколов лечения. В начале сентября Министерство планирует провести расширенное совещание с региональными департаментами здравоохранения, где будет обсуждаться тема комплексного подхода к разработке стандартов и протоколов лечения. Также, по словам В. Шафранского, в ближайшее время планируется обсуждение вопроса о целесообразности существования в Украине института вне­штатных специалистов.

Касательно номенклатур госзакупок В. Шафранский пояснил, что процесс их согласования многоступенчатый, и один специалист эксперт­но-технической группы не мог принимать решения. Кроме того, глава комитета по конкурсным торгам не имел доступа к заседаниям этой группы. Заместитель министра отметил, что после того, как номенклатуры были утверждены, Министерство занялось определением потребности на основании заявок, полученных из регионов. В этом году регионы подготовили заявки в течение 10 дней. Работа по составлению номенклатур и определению потребности проводилась открыто и к ней привлекались все заинтересованные стороны. После утверждения номенклатур работа перешла на уровень постоянно действующих рабочих групп, которые обрабатывают номенклатуры, составленные эксперт­но-техническими группами, заявки из регионов и информацию о ценах, полученную от департамента ресурсно-технического обеспечения Министерства здравоохранения. И только составив полный пакет документов, рабочая группа выносит его в Комитет по конкурсным торгам, который, в свою очередь, по результатам рассмотрения может принять решение о возвращении пакета документов на доработку или об объявлении торгов. Таким образом, в процесс определения номенклатуры, потребности и процедуры закупки вовлечено множество специалистов, тем не менее, даже если процесс проходит максимально прозрачно, всегда есть компании, недовольные результатом. В дальнейшем они будут пытаться блокировать тендерный процесс, однако в этом случае проблемой займутся правоохранительные органы.

Доктор Менон, президент Ассоциации индийских фармацевтических производителей, поинтересовался, могут ли участвовать в госзакупках компании, которые не прошли преквалификацию ВОЗ, но при этом их препараты зарегистрированы в Украине.

В. Шафранский сообщил, что в этом году МЗ Украины просит принять участие в торгах все компании, которые этого хотят. Безусловно, Министерство заинтересовано в участии оте­чественных производителей. Приветствуется участие и зарубежных компаний, особенно тех, которые поставляют на украинский рынок препараты по доступной для государства цене. Более того, профильное министерство призывает производителей участвовать в закупках напрямую, а не через дистрибьюторов. Международные организации, которые вовлечены в процесс закупок, не ставят такое условие, как наличие преквалификации ВОЗ. Для всех компаний, которые осуществляют хозяйственную деятельность в Украине, будет открыт доступ к участию в торгах.

И. Крячок представил доклад о текущей ситуации на фармрынке Украины. По его словам, из-за принятых законов, освобождающих от налогообложения импортные медикаменты, которые будут закупаться через международные организации, отечественная промышленность оказалась в дискриминационных условиях. «Препараты, которые будут закупаться через международные организации, при ввозе на таможенную территорию Украины освобождаются от НДС и импортного сбора. При этом отечественные производители будут ощущать налоговую нагрузку в полной мере. Ни одна страна не позволяет себе дискриминировать локальных участников рынка и ставить их в неравные условия по сравнению с иностранными производителями», — подчеркнул эксперт. Он обратился к представителям ТПП с просьбой инициировать рассмотрение этой проблемы на уровне главы государства, правительства. «Если преквалификация ВОЗ для участия в госзакупках через международные организации не является обязательной, то кто будет гарантировать качество ввозимых в Украину препаратов?», — спросил докладчик.

Говоря об итогах первого полугодия текущего года, И. Крячок обратил внимание на то, что в долларовом выражении сокращение объема потребления составило 40%. Также рынок просел в упаковках на 16,7%, хотя в гривневом выражении ситуация выглядит более оптимистично — прирост составил 23,6%. «Следовательно, нам нужно подумать о том, насколько рентабелен этот бизнес», — резюмировал докладчик. Однако не все так плохо. В последние месяцы темпы убыли продаж в упаковках замедлились.

Фармацевтический бизнес по-прежнему социально ответственный. Повышение курса доллара относительно гривни происходит значительно быстрее, нежели рост цен на лекарственные средства.

Николай Орлов, партнер юридической фирмы «ОМП», рассказал о регуляторном поле, в котором сегодня работают операторы фармацевтического рынка. Среди контролирующих органов, которые на сегодня испытывают повышенный интерес к работе фармкомпаний, докладчик выделили АМКУ и ГФС. В частности, АМКУ занялся изучением маркетинговых договоров, а ГФС — деятельностью представительств зарубежных фармкомпаний. При этом Министерство здравоохранения ведет себя пассивно.

Что касается АМКУ, то он предпринимал попытки запретить операторам заключать маркетинговые договора. Но, к счастью, произошла смена руководства АМКУ и появился шанс «перезагрузить» отношения с отраслью. Так, в июле текущего года во время круглого стола, организованного Аптечной профессиональной ассоциацией Украины, представители АМКУ обещали начать взаимоотношения с операторами фармрынка с «чистого листа». В августе АМКУ предложил создать рабочую группу по обсуждению политики комитета в отношении маркетинговых договоров. В свою очередь, отрасль представила свои комментарии по поводу рекомендаций АМКУ относительно маркетинговых договоров. В настоящее время продолжается отраслевое обсуждение условий маркетинговых договоров.

Как добиться максимальной эффективности диалога с АМКУ? Во-первых, в этот процесс должно активно вовлечься Министерство здравоохранения. Оно должно разъяснить АМКУ реалии рынка. Кроме того, тематику диалога с АМКУ следует расширить. Есть несколько острых вопросов, в частности эксклюзивные договора с дистрибьюторами и свобода распространения информации на рынке, которые требуют участия АМКУ.

В отношении ГФС докладчик отметил, что, судя по недавним событиям, которые произошли на фармрынке, фискалы рассматривают его как курицу, которая несет золотые яйца. Так, с начала года ГФС демонстрирует планомерное наступление на все сегменты фармрынка. «Методика работы старая — берут нахрапом, игнорируя нормы законодательства. С каждым месяцем это наступление все сложнее сдерживать, поскольку ГФС игнорирует любые возражения», — отметил докладчик. По его мнению, фармация рассматривается фискалами как реальный претендент на наполнение бюджета 2015 г.

Н. Орлов подчеркнул, что на сегодня назрела острая необходимость привлечения внимания общественности к действиям ГФС. Только широкий диалог может быть эффективным рычагом давления на налоговиков. Ключевым аспектом диалога являются публичность и участие в нем как можно большего количества участников рынка. Также важна поддержка со стороны МЗ, Мин­экономики Украины и посольств.

Завершая выступление, Н. Орлов обратил внимание на такую насущную проблему фармрынка, как регулирование промоции. Как операторам рынка, так и регуляторам необходимы четкие правила игры. Они дадут возможность поставить точку в спорах о том, что «хорошо» и что «плохо». Для решения данной проблемы как можно быстрее следует внедрить европейскую практику в отношении статуса медицинских работников, возможности для осуществления визитов к профессионалам здравоохранения; границы маркетинга и рекламы, а также законности карточных проектов.

Подводя итог заседания, В. Страшный поблагодарил его участников за продуктивную работу и сообщил, что ключевые моменты обсуждения внесены в протокол, который будет направлен в Министерство здравоохранения для принятия соответствующих управленческих решений. Кроме того, Комитет ТПП подготовит письма в АМКУ и ГФС с целью снять напряжение, которое возникло между этими органами и операторами фармрынка. Следующее заседание Комитета состоится в 20-х числах сентября, на него будут приглашены представители этих ведомств.

Елена Приходько, фото автора

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті