Таможенное оформление лекарств: с чем сталкиваются импортеры?

30 Жовтня 2015 10:32 Поділитися
Сергей КульбакаЕкатерина Гупало23 октября состоялся брифинг на тему «Импорт лекарственных средств, БАДов, изделий медицинского назначения и его особенности», организатором которого выступило ООО «Юниверсал Лоджистик». В мероприятии приняли участие представители Государственной фискальной службы Украины (ГФС), Киевской таможни ГФС и Адвокатского объединения Arzinger. Во время мероприятия обсуждались вопросы таможенного оформления товаров, их классификации по Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (далее — УКТВЭД), определения таможенной стоимости товара и др.

О таможенном оформлении грузов рассказал Сергей Кульбако, главный государственный инспектор отдела таможенного оформления № 2 таможенного поста “Восточный терминал” Киевской таможни ГФС. Он отметил что, Таможенный кодекс Украины (далее — ТКУ) предоставляет импортерам возможность оформления в любом таможенном органе Украины. Также начиная с 2017 г. таможенная служба будет оформлять товары только с помощью электронного декларирования.

Сейчас же оформление товарных партий осуществляется по 2 процедурам. Во-первых, с помощью составления предварительного сообщения, то есть документа, в котором декларант уведомляет орган доходов и сборов, в зоне деятельности которого товары будут предъявлены для таможенного оформления, о намерении их ввезти. Во-вторых, путем подачи предварительной декларации — документа, который включает в себя сведения о товарах, которые будут ввезены на таможенную территорию Украина. Выбор того или иного способа ввоза зависит от того, по какому коду УКТВЭД будет классифицирован товар.

Само оформление грузов по месту прибытия имеет 2 варианта. Во-первых, груз может быть размещен на таможенных складах, где возможно его хранение в течение 3 лет, если срок реализации препаратов больше данного срока. Если же он составляет менее 3 лет, то вместе с собственником таможенного склада будет определяться срок их хранения на таможенном складе.

Во-вторых, можно сразу же оформить груз в свободное обращение без необходимости размещения на таможенных складах, но это касается только зарегистрированных в Украине лекарственных средств.

Кроме того, хранящиеся на таможенном складе препараты, которые являются собственностью нерезидента, по заявлению представительства компании-нерезидента могут быть признаны гуманитарной помощью. Для этого необходимо обратиться к получателю такой помощи и предоставить ему дарственное письмо, в котором указывается название, количество продукции, строки поставки и т.д. После этого, представительство вместе с получателем гуманитарной помощи обращается в МЗ Украины о признании груза гуманитарным. Профильное министерство, рассмотрев данное обращение, направляет соответственное письмо в Министерство социальной политики Украины, которое в свою очередь рассматривает данный вопрос на протяжении 10 дней. После чего издается соответственный приказ Министерства социальной политики Украины и в течение суток со дня его принятия груз в первоочередном порядке проходит процедуру таможенного оформления. При этом он полностью освобождается от налогообложения.

С. Кульбака также обратил внимание, что 1 июля 2014 г. Парламентом были приняты Законы Украины № 1560-VII и № 1561-VII, которыми были внесены изменения в Налоговый кодекс Украины. Согласно данным изменениям на период проведения антитеррористической операции и/или введения военного положения освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной лекарственные средства и медицинские изделия, предназначенные для использования учреждениями здравоохранения и участниками антитеррористической операции для оказания медицинской помощи физическим лицам, которые в период проведения антитеррористической операции и/или введения военного положения получили ранения, контузии или иные повреждения здоровья, по перечню и в объемах, установленных КМУ. Но по состоянию на сегодня данный перечень так и не был утвержден. Поэтому таможенных оформлений такой фармацевтичес­кой продукции еще не производилось.

С. Кульбака также подчеркнул, что согласно ст. 69 ТКУ таможенная служба имеет исключительное право кодировки товаров. Поэтому желательно в таможенной декларации в ее графе «Описание товара» указывать действующее вещество препарата. Это позволит таможенной службе быстрее квалифицировать препарат по коду УКТВЭД.

Основная масса препаратов классифицируется по коду УКТВЭД 300490 — терапевтические препараты, 300420 — антибиотики, 300440 — алкалоиды и гормоны — 300432 или 300439. Однако существует ряд препаратов, которые классифицируются таможенной службой по другим кодам, несмотря на наличие регистрационного свидетельства, выданного МЗ Украины. Нередко такая переквалификация вызывает недовольство импортеров. Это связано с тем, что препараты в позициях кода УКТЗЭД 3004 облагаются 0% ставкой ввозной пошлины. Но если таможенная служба классифицирует товары по коду 2106 — другие пищевые продукты (диетические добавки), то к таким товарам может быть применена ставка пошлины от 0 до 10%. Также часть диетических добавок переквалифицируются в позицию 1517 — товары, в состав которых входят масла растительного или животного происхождения. Пошлинная ставка по данной позиции составляет 15%.

На сегодня было 2 прецедента, когда специализированное подразделение — отдел номенклатуры, в которое отправляются запросы при возникновении трудностей с квалификацией товаров, начало менять коды УКТВЭД на спиртовые экстракты, и они не были поставлены в Украину. Это связано с новыми положениями Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», согласно которым с 01.07.2015 г. товары, квалифицированные по коду УКТВЭД 2106, при превышении 8,5% об. ед. содержания спирта считаются алкогольными напитками. Поэтому в случае переквалификации спиртовых экстрактов по данному коду необходимы наличие лицензии на продажу алкоголя, уплата акцизных сборов и т.д. Это уже вторая попытка переквалификации кодов таких товаров, в 2012 г. в ходе нескольких судебных дел эта проблема уже была решена.

Касательно таможенной стоимости товаров спикер отметил, что согласно ст. 49 ТКУ, это стоимость товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, используется для таможенных целей и равняется цене, которая фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары. Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, определяется декларантом. А сведения о таможенной стоимости товаров могут использоваться для начисления таможенных платежей, расчета налогового обязательства, определенного по результатам документальной проверки и т.д.

16 сентября 2015 г. Правительство приняло постановление № 724, которым предусматривается ввести использование органами доходов и сборов в системе управления рисками единых ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины. Данный документ был неоднозначно воспринят импортерами. Однако спикер отметил, что у фармацевтических компаний, которые оформляются в Киевском подразделении таможенной службы, проблем, связанных с принятием данного постановления, не возникло. Так как в большинстве случаев таможенные органы опираются как на постановления Правительства, так и на положения ТКУ.

На сегодня существует проблема с определением таможенной стоимости, когда компания-поставщик принимает решение давать скидку на препарат. Это связано с тем, что таможенная служба использует единую систему анализа и управления рисками, которая анализирует каждую конкретную декларацию, и она может указать инспектору, что по такой-то декларации необходимо применить определенные дополнительные формы таможенного контроля. На сегодня таких форм контроля 8, в частности, к ним относится вытребование дополнительной документации по грузу, проведение частичного таможенного осмотра и др. Сама система работает по методу случайных чисел. То есть даже в случае, когда компанией были уже ранее проведены какие-то таможенные оформления, то во время очередного оформления данная программа может запросить дополнительные формы таможенного контроля.

Поэтому если компания захочет поставить партию препаратов со скидкой, но ранее эти лекарства уже проходили таможенное оформление, то автоматическая система анализа и управления рисками покажет, что по данному предприятию в другом территориальном органе таможенной службы относительно этих товаров уже вынесено решение по определению таможенной стоимости. В связи с этим инспектор таможенной службы будет оформлять такую партию препаратов по таможенной стоимости, которая была определена ранее. Но в то же время таможенная служба готова в индивидуальном порядке вести диалог с компаниями, которые хотят ввезти в Украину лекарственные средства со скидкой. Для этого таким компаниям необходимо будет обосновать, в рамках какой программы данные препараты ввозятся со скидкой, предоставить для анализа контракт поставки и т.д.

Информацию относительно обжалования таможенной стоимости представила Екатерина Гупало, эксперт по таможенным вопросам Arzinger. Она отметила, что это длительный процесс, особенно сейчас, в связи с загруженностью судей делами, а также процессом их переаттестации. Поэтому она рекомендовала сначала воспользоваться процедурой консультации с таможенной службой, чтобы предоставить документы и убедить данный орган, что таможенная стоимость продукции является обоснованной. Даже если она ниже стоимости, по которой товар проходил такую процедуру ранее.

Во время консультаций можно узнать, что именно не устраивает таможенную службу в предложенной таможенной стоимости. Например, на практике был случай, когда данный орган не принимал от компании контракты, спе­цификации и инвойсы, потому что они якобы были подписаны разными лицами в связи с тем, что подписи немного отличались. Эта ситуация разрешилась после того, как таможенной службе было предоставлено письмо от директора компании-поставщика, в котором он подтвердил, что именно он подписывал вышеуказанные документы. Поэтому каждый случай необходимо решать в индивидуальном порядке. В случае если после проведения консультаций, таможенную стоимость все-таки оставили такой же высокой, какой она и была, то можно ее обжаловать в судебном порядке.

Спикер отметила, что для определения таможенной стоимости товаров могут использоваться 6 методов, среди которых: определение по цене договора (контракта) в отношении импортируемых товаров (стоимость операции); по цене договора относительно идентичных товаров; на основании вычитания стоимости и др. И если раньше при таможенном оформлении происходили резкие переходы от 1-го до 6-го метода, то сейчас таможенная служба все же обращает внимание на судебную практику, особенно на уровне Высшего административного суда Украины, который неоднократно обращал внимание на то, что переход от одного метода к другому должен быть постепенным и только при условии обоснованного его использования.

На сегодня суды обращают внимание на то, что ссылка на внутренние информационные базы таможенной службы является недостаточным аргументом для повышения таможенной стоимости, необходимо указывать и другие основания. В связи с этим нередко таможенная служба направляет запрос импортеру, в котором указывает перечень необходимой дополнительной документации по товару. Чаще всего в нем содержатся документы, которые находятся в распоряжении импортера. Однако бывают случаи, когда в данном перечне указываются документы, которые импортер не может предоставить. Например, запрос на расчет цены (калькуляция) производителя по данному товару. Обычно такая информация является конфиденциальной и поэтому импортер не может ее предоставить таможенной службе. Также существуют случаи, когда в данном перечне указывались документы, которых в принципе не может быть. Например, договор об уплате на декларируемый товар в пользу третьих лиц. Однако если импортер такие документы не предоставляет, то в качестве оснований для повышения таможенной стоимости таможенная служба отмечает, что ей не были предоставлены все необходимые документы, после чего повышает таможенную стоимость товара. Однако суд со своей стороны отмечает, что импортер не обязан предоставлять полный перечень документов, и это не является основанием для повышения таможенной стоимости товара. В связи с этим спикер посоветовала, что в случае отсутствия у импортера каких-либо документов из вышеупомянутого перечня целесообразно подать письменные пояснения с указанием причин невозможности предоставить документы. Например, предоставить письмо от производителя, в котором бы говорилось, что его калькуляция цены товара является конфиденциальной информацией, поэтому она не может быть предоставлена ​​импортеру.

Также существуют случаи, когда нарушения сроков оплаты товара по договору поставки становятся для таможенной службы основанием для повышения таможенной стоимости. Но в то же время суды настаивают на том, что это является лишь нарушением хозяйственного договора и к таможенной стоимости не имеет никакого отношения.

Относительно обжалования изменения кода УКТВЭД спикер обратила внимание, что если у таможенной службы есть сомнения, то сначала она должна предупредить импортера, чтобы он смог обосновать свою позицию по этому вопросу.

Непринятие кода УКТВЭД, указанного импортером, должно иметь не только нормативное обоснование, но и техническое. На сегодня в судах требуют, чтобы в каждом таком случае привлекался специальный таможенный орган по вопросам экспертного обеспечения, который бы предоставил экспертное заключение. Кроме того, не каждое экспертное заключение будет подходящим для суда. Например, если в нем эксперт не предоставил четких ответов на поставленные ему судом вопросы. Такое заключение суд не считает основанием для того, чтобы назначить код УКТВЭД, предложенный таможенной службой.

В целом же на сегодня судебная практика по отношению к импортерам очень позитивная, поэтому спикер рекомендовала также не отказываться от данного способа обжалования.

Евгений Прохоренко,
фото Сергея Бечко

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті