Аптечный рынок Украины по итогам 2015 г.: Helicopter View

Подошло время подводить итоги 2015 г. Год выдался тяжелым для Украины, ключевые макроэкономические показатели снижались. По данным Государственной службы статистики Украины (далее — ГСС), снижение реального ВВП (в постоянных ценах 2010 г.) в I кв. 2015 г. составило –17,2%, во II кв. 2015 г. — –14,6%, в III кв. — –7,2%. Замедление темпов снижения этих показателей вселяет некий оптимизм на улучшение экономической ситуации. Так, на 2016 г. заложен показатель роста ВВП на 2%. Уровень инфляции в 2015 г., по данным ГСС, составляет 43,3%. К тому же стоит отметить значительное падение курса национальной валюты в начале года. Однако к концу года курс гривни несколько стабилизировался и колеблется в узком коридоре.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФАРМРЫНКА

По итогам 2015 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 1,5 млрд упаковок и 50,5 млрд грн., что в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) составляет 2,3 млрд дол. США. В гривневом выражении продажи увеличились на 23,7% по сравнению с 2014 г. В то же время в натуральном выражении отмечается снижение на 12,3%. В долларовом выражении объе­м продаж сократился на 33,5% (рис. 1).

Рис. 1
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

В общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» традиционно доминируют лекарственные средства и изделия медицинского назначения (ИМН). По итогам 2015 г., их доля в общем объеме аптечных продаж составляет 92,8% в денежном и 94,7% в натуральном выражении. В целом же для всех категорий товаров «аптечной корзины» характерны рыночные тенденции к увеличению объема продаж в денежном выражении и уменьшению — в натуральном. При этом их долевое соотношение изменяется незначительно (табл. 1).

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении за 2013–2015 гг.
Год Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение
2013 30423,7 12,6 84,9 2862,2 11,2 8,0 1445,2 11,2 4,0 1115,0 23,7 3,1 35846,1 12,7
2014 34778,1 14,3 85,2 3264,3 14,0 8,0 1540,6 6,6 3,8 1223,6 9,7 3,0 40806,5 13,8
2015 42581,3 22,4 84,3 4299,2 31,7 8,5 1922,5 24,8 3,8 1692,6 38,3 3,4 50495,6 23,7
Натуральное выражение
2013 1270,7 0,5 63,9 612,6 2,9 30,8 59,4 6,1 3,0 46,3 10,0 2,3 1989,0 1,6
2014 1117,2 –12,1 63,4 552,4 –9,8 31,3 52,0 –12,5 2,9 42,0 –9,3 2,4 1763,6 –11,3
2015 1001,8 –10,3 64,8 463,2 –16,1 29,9 43,6 –16,2 2,8 38,4 –8,5 2,5 1547,0 –12,3
Рис. 2
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» за 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» за 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам 2015 г. составила 32,6 грн. и повысилась на 41,1% по сравнению с 2014 г. (рис. 2). Самыми дорогостоящими категория­ми стали диетические добавки и косметика, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 44,1 грн., лекарственные средства — 42,5 грн., ИМН — 9,3 грн.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

По итогам 2015 г. объем продаж лекарственных средств составил 42,6 млрд грн. за 1,0 млрд упаковок и увеличился в денежном выражении на 22,4%. В то же время в натуральном выражении показатели динамики объема продаж остаются отрицательными и составляют –10,3%. В долларовом выражении также отмечается уменьшение объема продаж на 34,2% (рис. 3). При этом следует отметить, что по объему продаж в долларовом эквиваленте украинский рынок лекарственных средств отброшен на 5 лет назад.

Рис. 3
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2008–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2008–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Помесячная динамика объема продаж свидетельствует о сохраняющейся тенденции к его увеличению в гривневом и уменьшению — в натуральном и долларовом выражении. Однако стоит обратить внимание на то, что темпы уменьшения объема аптечных продаж в упаковках и долларовом выражении замедляются (рис. 4).

Рис. 4
Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) с января 2014 по декабрь 2015 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) с января 2014 по декабрь 2015 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Индикаторы динамики рынка лекарственных средств демонстрируют, что относительно показателей предыдущего года с апреля 2015 г. отмечается снижение влияния инфляционной составляющей на рост рынка. Индексы замещения и эластичности спроса, которые характеризуют перераспределение структуры потребления и отказ от покупки, остаются отрицательными, однако их негативное влияние на развитие рынка снижается (рис. 5).

Рис. 5
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2014 — декабря 2015 г. по сравнению с предыдущим годом
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2014 — декабря 2015 г. по сравнению с предыдущим годом

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее следуют группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и R «Cредства, действующие на респираторную систему» (рис. 6).

Рис. 6
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с предыдущим годом
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с предыдущим годом

По итогам 2015 г., рецептурные препараты демонстрируют более высокие показатели динамики продаж по сравнению с безрецептурными, что способствует смещению структуры потребления в сторону препаратов Rx-группы (рис. 7).

Рис. 7
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 2014–2015 гг. по сравнению с предыдущим годом
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 2014–2015 гг. по сравнению с предыдущим годом

Показатели динамики продаж отечественных лекарственных средств в 2015 г. значительно превышают аналогичные показатели зарубежных. Вследствие этого удельный вес украинских препаратов в структуре рынка существенно увеличился (рис. 8). Основным фактором увеличения потребления отечественных препаратов является более низкая их стоимость по сравнению с зарубежными конкурентами. Так, по итогам 2015 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного производства повысилась и составила 107,8 грн., в то время как для украинских препаратов этот показатель составляет 22,7 грн. (рис. 9).

Рис. 8
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 2014–2015 гг. по сравнению с предыдущим годом
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 2014–2015 гг. по сравнению с предыдущим годом
Рис. 9
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в сегменте аптечных продаж по итогам 2014–2015 гг.
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в сегменте аптечных продаж по итогам 2014–2015 гг.

Уменьшение доли препаратов высокостоимостной ниши является еще одним подтверждением важности цены на препараты для потребителя (рис. 10).

Рис. 10
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж за 2014–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж за 2014–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 11
Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ, за период с января 2014 по декабрь 2015 г.
Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ, за период с января 2014 по декабрь 2015 г.

С июля 2015 г. курс гривни по отношению к доллару США оставался относительно стабильным (рис. 11). Это способствовало снижению и стабилизации роста розничных цен на лекарственные средства. По итогам декабря 2015 г., средний индекс роста розничных цен на препараты по отношению к декабрю 2014 г. составил 21,2%. Значимое замедление темпов роста цен отмечается в сегменте препаратов, закупаемых непосредственно у зарубежных производителей за валюту, индекс цен для которых снизился с 39% в марте до 22% в сентябре 2015 г. (рис. 12). Также отмечается замедление темпов роста цен на препараты зарубежных компаний, имеющих локальные предприятия в Украине.

Рис. 12
Средний индекс розничных цен на лекарственные средства зарубежного производства в разрезе закупаемых за валюту и за гривню, а также отечественных препаратов за период с января по декабрь 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г.
Средний индекс розничных цен на лекарственные средства зарубежного производства в разрезе закупаемых за валюту и за гривню, а также отечественных препаратов за период с января по декабрь 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г.

В то же время следует отметить, что, по данным ГСС, инфляция за 2015 г. составила 43,3% по отношению к декабрю 2014 г. Индекс цен на продукты питания составил 40,1%, а на фармацевтическую продукцию, медицинские товары и оборудование — 34,6%.

По итогам 2015 г. рейтинг брэндов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении возглавляет АКТОВЕГИН. Значительно улучшили свои позиции по сравнению с 2014 г. 20 брэндов, а также в топ-30 попали такие брэнды, как ЦЕФТРИАКСОН, АУГМЕНТИН, ФАНИГАН, АРМАДИН, АМИКСИН и ЭНАП (табл. 2). В рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж в денежном выражении за 2015 г. украинские производители укрепили свои позиции. Тройку лидеров представляют «Фармак», «Berlin-Chemie/Menarini Group» и Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 3).

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за 2015 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Брэнд № п/п, год
2015 2014 2013
АКТОВЕГИН 1 1 1
НО-ШПА 2 2 4
НАТРИЯ ХЛОРИД 3 7 7
НУРОФЕН 4 10 15
НИМЕСИЛ 5 5 10
ЭССЕНЦИАЛЕ 6 3 5
ЦИТРАМОН 7 4 6
СПАЗМАЛГОН 8 9 9
НАЛБУФИН 9 13 28
ФАРМАЦИТРОН 10 8 18
ТИВОРТИН 11 16 30
КАРДИОМАГНИЛ 12 6 3
РЕОСОРБИЛАКТ 13 21 25
ЦЕФТРИАКСОН 14 50 46
ЛИНЕКС 15 11 8
КОДТЕРПИН 16 20 2
КАРСИЛ 17 18 14
СИНУПРЕТ 18 27 35
ДИКЛОБЕРЛ 19 25 38
КАПТОПРЕС 20 30 31
АУГМЕНТИН 21 31 20
КАНЕФРОН 22 23 23
АЦЦ 23 33 37
ПАНКРЕАТИН 24 66 86
ТИОТРИАЗОЛИН 25 15 13
ФАНИГАН 26 32 95
КЕТАНОВ 27 22 19
АРМАДИН 28 54 115
АМИКСИН 29 45 42
ЭНАП 30 52 41
*В общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении за 2015 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2015 2014 2013
Фармак (Украина) 1 1 1
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 2
Дарница (Украина) 3 3 4
Артериум Корпорация (Украина) 4 4 7
Здоровье Группа компаний
(Украина)
5 8 8
Sanofi (Франция) 6 6 5
Takeda (Япония) 7 5 3
KRKA (Словения) 8 10 11
Gedeon Richter (Венгрия) 9 7 9
Teva (Израиль) 10 9 6
Киевский витаминный завод (Украина) 11 15 17
Sandoz (Швейцария) 12 11 12
Юрия-Фарм (Украина) 13 19 22
Кусум Фарм (Украина) 14 17 23
GlaxoSmithKline (Великобритания) 15 16 14
Борщаговский ХФЗ (Украина) 16 20 16
Bayer Consumer Care (Швейцария) 17 14 13
Actavis Group (Ирландия) 18 13 15
Servier (Франция) 19 12 10
Stada (Германия) 20 22 20
Abbott Products GmbH (Германия) 21 18 18
Sopharma (Болгария) 22 26 27
Фарма Старт (Украина) 23 31 39
Alpen Pharma AG (Швейцария) 24 21 24
ИнтерХим (Украина) 25 27 19
Дельта Медикел (Украина) 26 23 21
Heel (Германия) 27 40 43
Bionorica (Германия) 28 30 31
Dr. Reddy’s (Индия) 29 39 29
Boehringer Ingelheim (Германия) 30 25 28

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения за 2015 г. составил 35,6 млрд грн. в ценах закупки аптечными учреждениями, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 27,3%. При этом в натуральном и долларовом выражении объем поставок сократился на 8,3% и 31,6 % соответственно (рис. 13).

Рис. 13
Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рейтинг дистрибьюторов традиционно возглавляет компания «БаДМ», также в тройку лидеров вошли «Оптима-Фарм» и «Вента» (табл. 4). При этом стоит отметить, что соотношение долей весьма динамично изменялось в течение года (рис. 14).

Рис. 14
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2014 по декабрь 2015 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2014 по декабрь 2015 г.
Таблица 4 Топ-5 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Дистрибьютор 2015 2014 2013
БаДМ (Днепропетровск) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Вента (Днепропетровск) 3 3 4
ФРАМ КО (Киев) 4
Фармпланета (Киев) 5 5 6

ИТОГИ

По итогам 2015 г., показатели динамики рынка лекарственных средств составили +22,4% в денежном, –10,3% в натуральном и –34,2% в долларовом выражении. Однако стоит учесть, что на развитие рынка в 2015 г. значительное влияние оказала потеря части территорий в 2014 г. Без учета этих территорий динамические показатели рынка составляют +36,7% в денежном, +0,02% в натуральном и –26,3% в долларовом выражении.

Стабилизация курса гривни по отношению к доллару США во втором полугодии 2015 г. способствовала стабилизации розничных цен на лекарственные средства.

В целом же в 2015 г. структура потребления смещается в сторону рецептурных препаратов и препаратов отечественного производства. Это способствовало укреплению позиций отечественных производителей в рейтинге по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Денис Кирсанов
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — более 100 грн./упаковка.

Комментарии

Владислав 03.04.2018 5:05
Доброго дня, Роз'ясніть, будь ласка, вашу статистику. Рис. 2 ріст ціни на ЛЗ у 2015 - 36,5% Рис. 9 ріст ціни на вітчизняні ЛЗ - 40,8% на іноземні ЛЗ - 56,0% Як так, що складові цілого виросли більше ніж саме ціле? З повагою, Владислав

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи