Бактерии кишечника способны омолодить организм

30 Серпня 2017 11:34 Поділитися

Бактерии в кишечнике помогают организму не только переваривать еду, но и поддерживать здоровый обмен веществ. Кроме того, преобладание полезных популяций кишечных микробов обеспечивает человека крепким иммунитетом, мало восприимчивым к болезням и аллергиям. С другой стороны, проблемы с микрофлорой могут приводить к различным нарушениям здоровья, например к повышенному риску развития сахарного диабета и аутоиммунных заболеваний.

Исследователи из Университета Эмори (Emory University), США, установили, что определенные кишечные бактерии выделяют вещество, которое может обеспечивать здоровую старость, хотя и не увеличивает продолжительность жизни. Результаты исследования опубликованы в журнале «PNAS».

Американские ученые выявили, что индол и родственные ему молекулы, которые появляются в кишечнике в результате деятельности бактерий, делают мышей и круглых червей (нематод) более устойчивыми к инфекциям и другим стрессовым воздействиям.

Индол — это вещество, которое образуется при расщеплении аминокислоты триптофана и обладает свойством пахнуть по-разному в зависимости от концентрации (в низких концентрациях он имеет аромат жасмина и используется в парфюмерной промышленности, однако в высоких пахнет неприятно). Хорошим источником индола является зелень салата, артишок, брокколи и капуста.

По словам одного из авторов исследования Дэниэла Калмана (Daniel Kalman), введение большого количества кишечной палочки (Escherichia coli), производящей индол, в пищеварительную систему старых нематод делало животных вновь активными, устойчивыми к перегреву и возвращало им хороший аппетит. Более того, такие черви даже дольше размножались: если обычно нематоды прекращают половую деятельность на 5-й день жизни, то с кишечной палочкой они могли размножаться до 12-го дня.

Похожие результаты экспериментов были получены и у грызунов. Очень старые мыши, которым исполнилось 28 мес, при наличии в кишечнике большой популяции кишечных палочек, оставались подвижными и активными, а также сохраняли здоровую массу тела. Более того, индол также хорошо влиял и на молодых животных, которые с его помощью лучше переносили внешние стрессовые факторы, например, высокие дозы радиоактивного излучения.

Однако, несмотря на оздоровляющее действие, длительность жизни индол не увеличивал, животные погибали в соответствующий для вида срок. Согласно генетическому анализу «омоложенных» нематод, индол действительно способен повышать активность ряда генов, однако не тех, которые могут увеличивать продолжительность жизни.

Ученые считают, что нужны дополнительные исследования свойств индола, и, возможно, в будущем будет разработан препарат, который позволит лицам пожилого возраста не испытывать неприятные симптомы возрастных болезней.