Ученые нашли способ, как контролировать сон

05 Вересня 2017 10:53 Поділитися

Исследователи из Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University), США, выявили нейроны, регулирующие процесс сна и препятствующие пробуждению, подавляя активность «пробуждающих» зон головного мозга. Результаты работы опубликованы в журнале «Nature».

Ученые выявили данные клетки в части гипоталамуса, называемой неопределенной зоной (лат. — zona incerta). Особенностью данной группы нейронов является высокая активность гена Lhx6, который принимает участие в развитии нейронов, выполняющих функции ингибитора работы других нервных клеток. Ранее ученые не могли выявить такие нейроны в гипоталамусе, однако в других зонах мозга эти клетки — не редкость. Нормальное функционирование Lhx6- активных нейронов защищает человека от многих психических заболеваний, в том числе и тяжелых форм эпилепсии.

Автор исследования Сет Блэкшоу (Seth Blackshaw) отметил, что специфические ингибирующие нейроны в zona incerta становятся более активными по мере увеличения потребности во сне. Также они препятствует активности нейронов, способствующих пробуждению и находящихся в латеральном гипоталамусе.

Как известно, нормальный сон состоит из двух частей: глубокого сна и фазы быстрого движения глаз (rapid eye movement — REM). Глубокий сон чаще связан со сниженной функцией головного мозга, но восстановлением жизненных функций всего организма. С другой стороны REM-сон крайне важен для нормального функционирования головного мозга, а также отличается появлением сновидений в этот момент.

Вначале ученые сравнивали структуру сна у 2 групп мышей, одной из которых повысили активность гена Lhx6 в гипоталамусе. Как оказалось, сон у испытуемой группы длился дольше, чем у группы контроля, однако фазы сна были увеличены равномерно.

Далее исследователи решили опробовать, как подавляющие нейроны будут реагировать на повышенную концентрацию гипокретина, вещества, вызывающего пробуждение и поддерживающего мозг в состоянии бодрствования. Выяснилось, что гипокретин фактически не влиял на длительность и структуру сна части мышей с Lhx6-активными нейронами, в то время как животные контрольной группы просыпались намного раньше и имели меньшую длительность фазы глубокого сна.

По мнению С. Блэкшоу, полученные данные могут помочь в разработке новых эффективных препаратов для терапии расстройств сна, таких как бессонница и нарколепсия (повышенная сонливость), вызванных дисфункцией нейронов, регулирующих сон. Однако перед проведением клинических исследований потребуются дополнительные эксперименты для лучшего понимания влияния Lhx6-активных нейронов на головной мозг.

По мнению www.sciencedaily.com