Как ученые создают лекарства из бактерий

05 Вересня 2017 2:17 Поділитися

Исследователи из Университета Рокфеллера (Rockefeller University), США, установили, каким образом микрофлора кишечника взаимодействует с остальным организмом. Результаты работы опубликованы в журнале «Nature».

По мнению руководителя исследования Луи Коэна (Louis Cohen), кишечные бактерии и человеческие клетки общаются между собой с помощью специальных химических соединений — лигандов. Наиболее активные из этих молекул могут довольно сильно влиять на организм человека и имеют сходный с гормонами механизм действия.

Исходя из этого, ученые разработали метод генетического проектирования бактерий для производства лигандов, которые могут лечить определенные нарушения, влияя на метаболизм человека. Метод основан на связывании данных молекул с рецепторами человеческих клеток для получения конкретных биологических эффектов.

В своей работе Л. Коэн использовал специальные лиганды, N-ациламиды, которые связываются с конкретным рецептором на человеческой клетке, GPR 119, участвующим в регуляции глюкозы. Воздействие на этот рецептор потенциально может снизить риск развития сахарного диабета и ожирения у человека.

При проведении эксперимента на мышах введение модифицированных кишечных бактерий приводило к снижению уровня глюкозы в крови и другим положительным метаболическим изменениям у животных.

По мнению Л. Коэна, преимущество развития данного метода терапии заключается в том, что гены кишечных бактерий проще и ими легче манипулировать. Сейчас группа американских ученых продолжает активно собирать данные о синтезируемых лигандах микрофлоры для создания потенциальных методов лечения других нарушений метаболических процессов у человека.