Чей возраст в большей степени влияет на мутацию ДНК ребенка — отца или матери?

27 Вересня 2017 1:42 Поділитися

Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале «Nature», отцы пожилого возраста в большей степени ответственны за новые генетические мутации у детей по сравнению с матерями аналогичного возраста.

Новые мутации — это генетические изменения, которые появляются в роду впервые, а не передаются в течение нескольких поколений. Они являются ключевыми движущими силами эволюции, но некоторые из таких мутаций могут быть вредными. По словам ученых, чрезвычайно большой процент редких заболеваний у детей обусловлен мутациями, которые не встречаются у их родителей. Поэтому столь важно выяснить, почему они возникают. С этой целью ученые секвенировали геномы 14 688 добровольцев из Исландии. Команда исследователей использовала 2 различных подхода, которые включали сравнение последовательностей геномов индивидов с их родителями, детьми, братьями и сестрами. Так, если у родителей не было выявлено определенной последовательности в ДНК, но она присутствовала у ребенка, мутация считалась новой.

В ходе исследования ученые установили, что 80% новых мутаций зависели от ДНК отцов, и количество этих мутаций у детей увеличивалось пропорционально возрасту родителей. Исследователи также определили «горячие точки» в геноме, где появлялись новые мутации, хотя последствия этого открытия еще не ясны.

Ученые отмечают, что полученные результаты указывают на то, что возраст больше влияет на половые клетки мужчин, чем женщин. Считается, что женщины рождаются с полным набором яйцеклеток. Хотя эти клетки «стареют», они не делятся. Мужчины же, с другой стороны, постоянно производят сперму и каждое деление клеток несет риск создания новой генетической мутации. Часто эти мутации не являются «вредными». Люди, как правило, рождаются по меньшей мере с 70 новыми мутациями, и большинство из них не влияют на работу органов или функционирование мозга, отмечают исследователи. Подавляющее большинство мутаций не имеет значения. Тем не менее могут также происходить случайные мутации, которые вредны, или чрезвычайно редкие мутации, которые будут полезны.

Другие исследования показали, что у мужчин в возрасте выше риск рождения детей с аутизмом и шизофренией, однако ученые пока не знают, связаны ли новые мутации с данными расстройствами.

По материалам www.newscientist.com