Аптека уже давно является краеугольным камнем систем здравоохранения во всем мире. Традиционно фармацевтическая услуга основана на прямых личных контактах с пациентами. Со временем отношения эволюционировали от приготовления лекарств отдельными фармацевтами до выдачи готовых лекарств (отпуска). В этом процессе изменилась и природа взаимоотношений между фармацевтами и пациентами.
Сегодня для поддержки процессов поставок и применения лекарственных средств имеется целый ряд систем и технологий. Тем не менее фармацевтам необходимо обеспечить правильное использование этих технологий. Развитие фармации зависит не только от систем здравоохранения, но и от новых поставщиков услуг и участников на рынке, а также от самих клиентов. Будет ли фармацевт будущего меньше участвовать в отпуске? Должны ли фармацевты больше ориентироваться на пациента и меньше — на лекарства? И где будущее? С фармацевтом или в аптеке?
На эти вопросы искал ответ профессор экономики Даррин Бейнс (Darrin Baines) из Университета Борнмута (Bournemouth University), Великобритания. По его мнению, технологии становятся базовым словом в фармации. Люди начинают говорить о digital-фармации, eHealth, mHealth, пишут о технологическом будущем отрасли. И через пару лет общество столкнется с тем, что технологии станут большим вызовом для Фармы.
«Технологии — это не что-то там вдалеке на горизонте. Технологии — это то, как мы работаем. Ручка, которую мы используем, вещи, которые мы носим, ковер на полу, то, как мы водим машину — это все технологии. Технологии — это способ существования, выполнения действий, движения и мышления. Технологии — это то, благодаря чему появилась фармация. Ведь именно определение того, как сочетаются различные ингредиенты, как взаимодействуют те или другие соединения, как их правильно скомпоновать — это основные задачи фармацевта с момента появления его как профессионала. Как следствие, фармацевт по своей сути — это технолог», — подчеркнул Д. Бейнс.
Как отметил эксперт, в последние годы фармацевтическая парадигма сильно изменилась. Фармация теперь рассматривается с точки зрения фармацевтической опеки. Однако фармацевтическая опека — это философия, это не действия.
«Почему врачи назначают лекарства? Потому что фармацевты их изобрели! И существование медицины и фармацевтической опеки — следствие того, что многие века фармацевты и изготовители лекарств внедряли новые технологии. Если мы ждем дальнейшего развития фармации, то мое ключевое сообщение: фармацевт — это технолог».
С приходом технологий задача фармацевта — продемонстрировать миллион возможных вариаций работы этих самых технологий. Так, если кто-то хочет внедрить какую-то технологию в фармации, она становится успешной инновацией только тогда, когда тысячи фармацевтов «поиграют с ней», поэкспериментируют и определят лучшие пути применения.
«Например, есть лекарство, кто-то придумал новую технологию его применения. Задача фармацевта в данном случае — опробовать, как работает эта система, что нужно изменить, работает ли она одинаково для разных возрастных групп или половой принадлежности, следует ли ее соединить с текстовыми инструкциями, видеоконсультациями или все вместе. Технологии — это комбинации решений, и фармацевты в технологиях здравоохранения играют важнейшую роль».
По мнению Д. Бейнса, отпуск лекарственных средств, под которым подразумевается механическая выдача упаковки с лекарствами по предписанию врача и который сейчас считается одной из основных ролей фармацевта, должен кануть в лету. «Отпуск — это неквалифицированный механический труд, который могут выполнять роботы. Если фармацевты видят себя теми, кто отпускает лекарства, их будущее предрешено. Им необходимо вспомнить о своей роли технолога и стать инструментом внедрения фармацевтических технологий, а не механических задач», — подчеркнул Д. Бейнс.
Дискуссия
Обсуждая выступление предыдущего оратора, Доминик Джордан (Dominique Jordan), президент FIP и фармацевтический практик из Швейцарии, отметил, что уже не один раз различные эксперты, особенно из других областей, предрекали «падение» профессии фармацевта. В том числе, когда появились первые фармацевтические заводы и приготовление лекарств перешло «в их руки», когда появились аптечные машины по фасовке и доставке лекарств. Тем не менее фармацевтическая профессия все еще жива и продолжает развиваться.
«Что нам готовит будущее и как будет выглядеть роль фармацевта через 100 лет? Никто из нас не знает. Однако сегодня мы можем решать, чего мы хотим в этом будущем. Либерализация сегмента, роботизация, AMAZON и интернет-торговля — пример того, что грядут новые технологии и новая эра в фармации. Их интеграцию в нашу рутинную практику и систему здравоохранения в целом нельзя предотвратить. Однако смогут ли технологии перенять роль фармацевта и заменить человека? Я уверен, что нет», — подчеркнул спикер.
Д. Джордан убежден, что каждый фармацевт — это уникальное сочетание знаний, навыков и умений, которые пополняются каждый день. Безусловно, создание «дополнительной ценности» фармацевтических услуг — крайне важно. Однако отпуск лекарств был и всегда будет основной задачей фармацевта. Измениться, по мнению эксперта, может только смысл, который мы вкладываем в это понятие.
Ева Терасалми (Eeva Teräsalmi), вице-президент FIP, а также представитель розничного аптечного сегмента Финляндии, на тему дискуссии ответила коротко и с первого же своего слайда, который гласил «Dispensing — the most important service in a community pharmacy» (Отпуск — основной сервис розничной аптеки). Согласно мнению эксперта технологии помогают в нашей работе и должны рассматриваться как инструмент, который сделает фармацевтов более эффективными и способными сосредоточиться на персонализированной помощи.
«Я не вижу в будущем аптеку, полностью обустроенную роботами, но я вижу аптеку, где о взаимодействии с клиентами/пациентами позаботится реальный фармацевт, а все остальное покроется робототехникой», — подчеркнула Е. Терасалми. В качестве примера спикер показала видео «нового поколения аптеки», которую они открыли в Финляндии с учетом доступных современных технологий (видео доступно в онлайн-версии публикации, предоставлено самим спикером и размещено с ее согласия).
Робот-консьерж, виртуальные полки с возможностью просмотра упаковки, детальная инструкция и видео о том, как правильно применять/использовать продукт, автоматическая выдача лекарств машинами-диспенсерами, онлайн-аптека, видеоконсультация пациентов, возможность получения своего заказа в удаленных ячейках — это и многое другое позволяют осуществить современные технологии.
«При этом личный контакт не потеряет значение в будущем, поскольку людям по-прежнему нужен кто-то, кто их поддержит. Всегда растет новое поколение, которое не знает достаточно о здоровье и лекарствах и не доверяет информации в интернете. Я думаю, что аптека будущего должна иметь выраженную ориентацию на клиента, и услуги будут адаптированы к его потребностям. Будет ли клиент физически находиться в аптеке или нет, не будет иметь значения, но контакт будет с фармацевтом — а не с роботом», — подчеркнула Е. Терасалми.
Представитель Австралии Пол Синклер (Paul Sinclair), член Совета фармацевтической практики (Board of pharmacy practice) FIP, считает, что розничный фармацевтический сегмент с развитием новых технологий сталкивается с большим количеством проблем, чем возможностей. Финансовое обеспечение, предоставляемое традиционными моделями вознаграждения аптеки (ренумерации), находится в шатком состоянии из-за сервисов «быстрее и дешевле», которые готовы предоставлять интернет-площадки.
«Должны ли фармацевты отказаться от участия в отпуске и сосредоточиться на том, чтобы быть частью группы первичной медико-санитарной помощи, предоставляющей только профессиональные услуги? Или мы должны использовать все наши профессиональные навыки, чтобы предоставить «дополнительную ценность», которая делает «фармацевта» ключевым специалистом в области медицины, медикаментозного лечения и контроля болезней?
Мой ответ состоит в том, что отпуск — наша ключевая задача, но не единственная. Однако именно он обеспечивает нам возможность взаимодействия с пациентом и оказания качественных фармацевтических услуг. Привлечение технологий к этому процессу является неотъемлемой частью маячащего на горизонте будущего. Однако сейчас мы еще в состоянии решать, на каких правах это «будущее» появится в нашей практике», — подвел итоги своего выступления П. Синклер.
В свою очередь, Эма Паулино (Ema Paulino), научный секретарь FIP, подчеркнула: «Первое изменение парадигмы роли фармацевта произошло с основанием фармацевтического промышленного производства. Роль фармацевта перестала основываться на изготовлении, а сосредоточилась на отпуске лекарств и пациенте. Однако в погоне за конкуренцией мы же не стали готовить лекарства быстрее, чем завод? Так почему сейчас мы пытаемся конкурировать за то, насколько быстро лекарство доставят домой пациенту? Сколько секунд/минут занимает доставка лекарств пациенту — это основной вопрос многих дискуссий фармацевтов, на которых я присутствую. Но почему? Отпуск в таком понимании должен уйти, оставив место фармацевтической опеке, которую может оказать только квалифицированный фармацевтический специалист».
Конечный знаменатель
Значительный интерес вызвало видео, продемонстрированное Е. Терасалми. Такой пример аптеки — прототип успешной интеграции технологий в фармацевтическую практику наряду с работой человеческого ресурса. Как отметил «главный скептик дискуссии» Д. Бейнс: «Если аптека будет выглядеть так, то у фармацевтов есть будущее. Однако если это модель фармацевта, сидящего вдалеке за столом с полками лекарств вокруг, а пациенту его препараты выдает техник, — то закат профессиональной цивилизации близок».
Конечно, пример Финляндии крайне далек от украинских реалий с нашими проблемами в сфере регулирования отрасли, оборота лекарств, профессиональной подготовки и прочего. Однако он демонстрирует, что правильный подход к организации рабочего процесса, отсутствие боязни при принятии новых технологий и внедрении их в свою работу, а также принятие социального значения фармации может дать и перспективы развития (в том числе финансового) для всех заинтересованных сторон. Ведь как говорил американский издатель Тим Орейли (Tim Oreili), «Деньги — как бензин во время путешествия. Никому не хотелось бы остаться без топлива, но путешествие — это же не тур по заправкам».
Прим. ред.: Подробнее об открытии Конгресса и работе FIP см. «Еженедельник АПТЕКА» № 35 (1156) от 10 сентября 2018 г. «Наши в Шотландии: что обсуждает мировая фармацевтическая общественность».
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим