Фармация Европы. Принципы ценообразования

По эффективности расходования средств на приобретение лекарственных средств Великобританию уже почти традиционно называют в числе лучших. Важная роль в этом принадлежит практически не имеющей равных аналогов экспертной организации — Национальному институту здоровья и качества медицинской помощи (National Institute for Health and Clinical Excellence — NICE). Кроме того, только в Туманном Альбионе в системе ценообразования применяют такую меру, как контроль прибыльности операций, связанных с поставками лекарственных средств; и лишь британцы и немцы не ограничивают цены на инновационные препараты при лонче — так называемое свободное ценообразование. И что же? Отсутствие необходимости тратить время на утверждение цен (розничных, референтных и прочих) позволяет быстро выводить продукты на рынок. Так, только Великобритания, Германия и США могут похвастать отсутствием задержки с лончем после получения разрешения на маркетинг (см. ниже).

Очевидно, что ЕС — очень разнородное образование, где Люксембург, Швейцария и Норвегия тратят на здравоохранение около 6 тыс. дол. США в год на одного жителя, а пять других стран — менее 600 дол. Значительные отличия существуют и в доле расходов на здравоохранение от ВВП: Швейцария, Германия, Франция — около 11%, а Польша, Эстония, Словакия, Чехия — 6–7% (OECD Health Data, 2007). Для сравнения: в  Украине в течение последних 11 лет этот показатель варьирует в пределах 2,9–3,7% номинального ВВП (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 25 596) от 25.06.2007 г.). В нашей стране, а особенно в более бедных странах, где не действует принцип солидаризации расходов, оплата медицинских услуг является тяжелым бременем для малообеспеченных слоев населения: например, 20% общего количества жителей Сьерра-Лионе, имеющие высокий доход, расходуют на здравоохранение 4% своих доходов, а беднейшие 20% — четверть (Momeni A., 2004).

Расходы на здравоохранение как в абсолютных числах, так и в виде доли ВВП постоянно растут, политики ищут способы сдерживания этого роста, причем во многих странах контролирование цен на лекарственные средства предпочитают вмешательству в подходы к оплате труда специалистов или рационализации расходов на те же препараты или другие способы лечения (Mrazek M., Mossialos E., 2004).

Ничего удивительного в том, что доля расходов на лекарственные средства среди всех расходов на здравоохранение в странах ЕС также значительно отличается. В Словакии — 32%, Польше — 28%, Чехии — 25%, тогда как в Люксембурге — 8%, Дании, Норвегии — 9%, Швейцарии — 10%, Ирландии — 11% (OECD Health Data, 2007).

Вообще, фармацевтический рынок отличается от других потребительских рынков настолько, что во многих отношениях его можно считать уникальным. Особенности есть как на этапе предложения (патенты, разрешение на маркетинг, регулирование цен), так и спроса (четырехкомпонентная структура, где врач назначает, фармацевт отпускает (вместе с врачом участвуя в назначении), пациент принимает (делая осознанный выбор), а третья сторона (через страховой фонд) платит). Сектор здравоохранения Европейский Парламент не спешит регламентировать вместе с  другими сферами здравоохранения. Так, сравнительно недавно было отклонено предложение включить услуги здравоохранения в сферу действия Директивы об услугах (Directive on Services), и в новой редакции директивы специально оговорено такое исключение (www.epha.org).

Регулирование цен на лекарственные средства реализуется на уровне и предложения, и спроса (табл. 1).

Таблица 1

Различные способы регулирования цен на фармацевтическом рынке (Business Insight. Pharmaceuticals Pricing Strategies, 2000)

Цена x количество = затраты
Контроль цен Контроль объемов потребления Контроль затрат
Контроль поставок Ценообразование по:



  • средней цене


  • референтной цене


  • ценам на зарубежных рынках


    Замораживание

    Снижение

  • Ограничение объемов поставок Контроль прибыльности
    Контроль потребления Генерическая замена



    Терапевтическая замена

    Негативный список



    Позитивный список

    Соплатеж пациентов

    Ограничение бюджета врача общей практики



    Предел затрат на препараты

    Что касается первого, то основными способами являются:

    • непосредственное ограничение (фиксирование) цен;
    • контроль прибыли;
    • референтное ценообразование.

    Ограничение верхнего уровня цен применяют, чтобы сделать их приемлемыми для определенной системы здравоохранения. Допустимый максимум определяют, исходя из среднеоптовых или средних цен производителей, цен на рынках других стран, референтных цен, которые возмещаются (табл. 2).

    Таблица 2

    Различные способы контроля цен (по Laux P., 2007)

    Определения
    Установление плательщиком максимальной цены, которую может назначить производитель, при этом ориентируются на:
  • результаты сравнения цен в разных странах


  • среднеоптовые или средние цены нескольких производителей


  • замораживание существующих цен или снижение их на определенную величину
  • Референтное ценнобразование для возмещения стоимости
  • плательщик устанавливает предельный уровень выплат из своего фонда за принадлежащие к определенной группе аналогичные или идентичные препараты


  • производитель волен назначать цены, превышающие референтную, но при этом разницу будет доплачивать пациент
  • Контроль прибыльности операций с лекарственными средствами
  • производители свободно устанавливают цену, но при этом не должен быть превышен приемлемый диапазон уровня доходности за год
  • Соглашения плательщиков с поставщиками
  • Правительство (или другой плательщик) подписывает отраслевые и/или индивидуальные соглашения с поставщиками, учитывая общие объемы и суммы поставок


  • В противном случае при помощи соглашений устанавливают размеры скидок
  • В некоторых странах (и это самый непрозрачный механизм) производители и государство (или другой плательщик) непосредственно договариваются о ценах, используя субъективные критерии на усмотрение плательщика. Некоторый прогресс в прояснении этих критериев был достигнут после принятия Директивы ЕС о прозрачности (компаний) (EU Transparency Directive, 1989), однако редкая страна обеспечивает доступность данных о ценах в результате реализации этих схем или представляет соответствующие годовые отчеты (European Observatory on Health Systems and Policies — EOHSP, 2004).

    Как уже отмечалось, только в Великобритании применяют контроль прибыльности операций фармацевтических компаний. Для этого с 1957 г. действует Свод правил, регулирующих цены на препараты (Pharmaceutical Price Regulation Scheme — PPRS), который косвенно регулирует цены инновационных препаратов, закупаемых Национальной службой здравоохранения (National Health Service — NHS), путем ограничения прибыльности операций, связанных с поставками лекарственных средств в  NHS. PPRS является результатом периодически обновляемых договоренностей между Департаментом здравоохранения (Department of Health) и Ассоциацией фармацевтических производителей Великобритании (Association of the British Pharmaceutical Industry — ABPI). Целью ее применения является достижение баланса между обеспечением NHS лекарственными средствами по доступным ценам и стимулирование вложения прибыли от продаж в создание новых препаратов.

    Схему применяют ко всем инновационным препаратам и брэндированным генерикам, но не к традиционным генерическим и безрецептурным. На закупаемые в рамках схемы препараты приходится 80% средств, расходуемых NHS на медикаменты.

    Компании, которые поставляют в систему NHS препаратов на 5–25 млн фунтов стерлингов и больше, должны ежегодно предоставлять копию документа об аудите своих бухгалтерских документов и сертификат, подписанный управляющим или исполнительным директором, с информацией об объемах продаж препаратов. Компании с объемом продаж лекарственных средств для NHS меньшим, чем 5 млн фунтов, освобождены от подачи финансовой информации. Однако Департамент здравоохранения может запросить годовой финансовый отчет, если этого потребуют обстоятельства. В частности, это может понадобиться, если компания обратилась с заявкой о повышении цены на свой препарат.

    Цену препаратов с новыми действующими веществами компании устанавливают по собственному усмотрению. В рамках схемы, действующей в 2005–2010 гг., целевой уровень прибыли на инвестированный капитал (return on capital — ROC) установлен на уровне 21% в год. Приемлемый диапазон (margin of tolerance — MOT) колебаний этого показателя установлен на уровне 40–140% ROC. Компания не может претендовать на повышение цены своего препарата, если ее прогнозируемая прибыль не опустилась ниже 40% ROC. Если при рассмотрении годового финансового отчета Департаментом здравоохранения выявлено, что прибыль превысила 140% ROC, по согласованию применяют либо возврат NHS средств, которые создали излишек прибыли, либо снижение цен. В соответствующем документе (PPRS 2005–2010) описаны также режимы дозволенных расходов на исследования и  разработки (R&D), информирование и маркетинг. Кроме того, с января 2005 г. участники схемы должны были снизить цены своих продуктов на  7% (www.dh.gov.uk).

    Эффективность PPRS в обеспечении низкого уровня цен для NHS не определена. Некоторые авторы считают, что схема дает сравнительно мало для контроля за ценами на лекарственные средства, поскольку расходы на них постоянно растут, и цены на препараты в Великобритании довольно высоки. Считается, тем не менее, что PPRS стимулирует инвестиции путем создания стабильного и предсказуемого регуляторного окружения. Действительно, в Великобритании открывают и разрабатывают больше препаратов, содержащих новые активные фармацевтические ингредиенты, чем в какой-либо другой стране, кроме США, и почти столько же, сколько в остальной Европе. Примерно 15 из мирового топ-75 наиболее продаваемых препаратов ведут свое происхождение из Великобритании. Среди всех секторов экономики фармацевтический лидирует по объему инвестиций в R&D, с  долей в  25% из всего объема инвестиций бизнеса, вкладывая в науку 9 млн фунтов в день (в  2005 г., www.berr.gov.uk). Кроме того, компаниям еще и удается выводить препараты на рынок быстро, без задержки (рисунок).

    Средний период задержки между выдачей разрешения на маркетинг и выведением на рынок (розничный и госпитальный) инновационных препаратов, получивших разрешение на маркетинг в период с  1  января  2003  г. по 31  декабря 2006  г. («Patients W.A.I.T. Indicator» Phase 8 Report. November 2007).

    Рисунок. Средний период задержки между выдачей разрешения на маркетинг и выведением на рынок (розничный и госпитальный) инновационных препаратов, получивших разрешение на маркетинг в период с  1 января 2003 г. по 31 декабря 2006 г. («Patients W.A.I.T. Indicator» Phase 8 Report. November 2007).

    Основной недостаток PPRS не является редкостью и для других схем регулирования цен — это недостаточная стимуляция эффективности деятельности компаний, поскольку инвестиции в предприятие могут окупаться повышением цен. В таких условиях предприятия могут слишком много вкладывать в основные фонды. Применение в качестве определяющего цену такого показателя, как ROC, может побуждать компании переводить производственные расходы на  подразделения, производящие продукцию для NHS. Кроме того, поскольку определение размера целевой прибыли является результатом договоренностей, PPRS иногда пеняют за излишнюю сложность и непрозрачность. Поэтому Управление добросовестной конкуренции Великобритании (Office of Fair Trading — OFT) рекомендует, чтобы теперешний вариант схемы, в рамках которого компании сами устанавливают цены, исходя из уровней доходности, был замещен пациенториентированным вариантом, при котором цены препаратов стали бы отражением пользы, которую они приносят больным (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 8 (579) от 26.02.2007 г.).

    Сейчас цены на лекарственные средства в  Великобритании ненамного, но выше, чем во  многих других европейских странах, и много ниже, чем в США. Но свободное ценообразование при лонче является для производителей стимулом создавать и быстро выводить на рынок новые препараты. n

    Продолжение следует

    Дарья Полякова


    Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
    Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

    Коментарі

    Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

    Добавить свой

    Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

    *

    Останні новини та статті