Выдача разрешений на маркетинг лекарственных препаратов с акцентом на многоисточниковые (генерические) препараты

II. Положения и предпосылки регулирования (окончание)

Экспертный совет

В любой стране — независимо от того, насколько значительными ресурсами располагает ОРЛС, — следует максимально использовать собственный экспертный потенциал, которым располагают университеты, научно-исследовательские институты, клиники, учебные базы медицинских институтов и факультетов, учреждения по оказанию первичной медико-санитарной помощи. Обычно этого можно достичь путем создания экспертного совета (комитета), который проводит регулярные совещания и готовит рекомендации для ОРЛС. В состав таких советов следует включать лиц, обладающих наиболее глубокими научными знаниями и опытом, с тем чтобы их рекомендации рассматривались населением, работниками здравоохранения и правительством как авторитетные и заслуживающие доверия. Необходимые знания и опыт определяются в зависимости от масштаба и характера обсуждаемых вопросов, однако обычно в совет должны входить специалисты в области фармацевтической химии, технологии, фармакокинетики/биодоступности, фармакологии, клинической фармакологии и клинической медицины. Если ОРЛС намерен проводить оценку токсикологических данных, потребуются эксперты и в этой области. В состав экспертных советов следует включать как специалистов, владеющих самыми современными теоретическими знаниями, так и тех, кто располагает практическим опытом, особенно в области контроля качества, клинической медицины и проведения исследований биодоступности/биоэквивалентности. В целях предоставления практических рекомендаций в экспертный совет следует включать аптечных работников с опытом сбыта фармацевтической продукции, а также врачей первичного звена медико-санитарной помощи.

Ограничение срока полномочий члена экспертного совета снижает вероятность влияния политических соображений на его мнение.

Практическая роль экспертных советов бывает разной. Некоторые ОРЛС обращаются за экспертизой только по поводу заявок о разрешении на маркетинг новых химических соединений. С другой стороны, недавно созданный или небольшой ОРЛС может направлять для экспертизы совету все взаимозаменяемые препараты, подлежащие полной оценке, — по крайней мере до тех пор, пока не будет накоплен достаточный опыт, который сможет служить прецедентом и ориентиром на будущее. Таким же образом ОРЛС может обратиться к экспертному совету с просьбой предоставить широкий технический регламент, в рамках которого экспертизе будут подлежать лишь сложные заявки. Совет может быть сформирован в таком составе, чтобы предоставлять не только технические консультации, но и самую свежую информацию о местной медико-санитарной ситуации, например в отношении микробной резистентности или распространенности эндемических заболеваний. Экспертный совет может также давать консультации по вопросу, является ли то или иное лекарственное средство основным (жизненно важным) применительно к рассматриваемой ситуации (см. ниже — G. «Рациональный выбор препаратов»), однако если позволяют ресурсы, лучше поручить выполнение этой функции отдельному органу или комитету.

Вопрос о том, на кого в конечном итоге возлагается ответственность за решения о допуске к маркетингу — на экспертный совет или на ОРЛС с учетом мнения экспертного совета, — зависит от местного законодательства. В любом случае, правовой статус должен быть прояснен для всех сторон.

Решения экспертного совета должны быть открытыми — на практике это означает, что должны указываться основания для всех принимаемых решений.

Если экспертному совету предстоит изучить заявки о новых разрешениях на маркетинг или о внесении изменений в действующие, не следует назначать в его состав лиц, которые в то же время работают в фармацевтической промышленности, поскольку это может привести к конфликту интересов. В любом случае, перед принятием участия в работе экспертного совета его члены должны подписать декларацию об отсутствии конфликта интересов. В Приложении 4 будет представлена типовая форма такого документа вместе с разъяснением (как для экспертов, так и для ОРЛС) того, что такое конфликт интересов.

Следует отметить, что пункт 2 этого типового документа, среди прочего, позволяет члену совета объявить, что у него (у нее) имеется конфликт интересов в отношении какого-либо конкретного пункта повестки дня. ОРЛС (или председатель комитета) может разрешить этому лицу устраниться от рассмотрения данного пункта, однако сохранить свое право голоса в отношении других вопросов. Такие заявления следует соответствующим образом регистрировать — например, в протоколах заседаний.

Финансирование ОРЛС должно включать ассигнования для поддержки деятельности экспертного совета. Расходы могут включать, в случае необходимости, возмещение транспортных расходов и оплату за проживание экспертов. Размеры вознаграждения экспертов (в качестве компенсации снижения их доходов от основного вида деятельности) не должны быть чрезмерными и не должны соотноситься с результатом оценки.

Е. Сборы и возмещение затрат

Некоторые страны облагают сборами оценку заявок на новые разрешения на маркетинг, другие помимо этого устанавливают оплату за продление (обычно ежегодную) после выдачи разрешения. Установление таких сборов не только способствует возмещению затрат, а значит, укреплению регулирования лекарственных средств, но и служит «тормозом» для заявок, которые не имеют шансов на получение разрешения (заявки типа «пробного шара»). Сборы должны поступать в ОРЛС и направляться на финансирование регуляторной деятельности.

Поступления от таких сборов дают возможность организовать работу персонала сообразно с объемами предстоящих задач. При увеличении количества поступающих заявок доходы от сборов повышаются, что позволяет пригласить в штат ОРЛС больше сотрудников. Для подготовки большего числа специалистов по оценке требуется время и ресурсы. Поэтому в периоды, когда число заявок невелико, целесообразно не увольнять штатных сотрудников, а поручать им выполнение других видов работ (например, в качестве инспекторов), а затем, в более напряженные периоды снова привлекать их к основной работе.

Если принято решение о взимании сборов, то они должны быть достаточно высокими, чтобы ощутимо способствовать эффективной работе ОРЛС. Средства от сборов за оценку заявки направляются на затраты системы выдачи разрешений, тогда как отчисления за продление разрешений используется для финансирования других функций ОРЛС, например постмаркетинговых мероприятий. Вопрос об уровне сборов — должны ли с их помощью расходы ОРЛС возмещаться полностью или частично, — решается правительством. Если возмещается лишь часть расходов, остальная доля обычно ассигнуется из общих поступлений в государственный бюджет.

Некоторым ОРЛС предлагалась возможность получать прибыль, осуществляя самостоятельную коммерческую деятельность (обычно в виде предоставления консультаций). Примером консультативных услуг в целях получения прибыли может послужить деятельность в качестве коммерческой контрольно-аналитической лаборатории, предоставление консультаций другим правительствам и учреждениям и предоставление консультаций в ходе юридических процедур. Подобная деятельность в целях получения прибыли противоречит задачам и этике регуляторного учреждения, отвлекает его сотрудников от выполнения функций по контролю, поэтому допускать этого не следует. Впрочем, оказание подобных услуг в целях возмещения расходов приемлемо, например, в отношении мероприятий по подготовке персонала и публикации соответствующих изданий.

Размеры сборов обычно устанавливают в зависимости от объема работы, которой потребует заявка, то есть соотносятся с характером и объемом данных, подлежащих аналитической оценке. Сборы с заявок, касающихся генерических препаратов, обычно ниже, поскольку они требуют меньше работы по оценке. Иногда сборы корректируют для достижения национальных целей — например, можно предусмотреть сокращение или отмену сборов в отношении приоритетных для здравоохранения лекарственных средств, пользующихся ограниченным спросом, и/или установить ежегодные выплаты пропорционально годовому объему их реализации. В принципе, сборы за подачу заявок и продление разрешений в отношении импортируемых и выпускаемых местной промышленностью препаратов отличаться не должны. Однако некоторые страны с развивающейся экономикой устанавливают сниженные суммы сборов для местных компаний в целях стимулирования внутреннего производства.

Размеры сборов необходимо публиковать (включая любые льготы для местной продукции); структура сборов должна быть прозрачной и не допускать разночтений для различных случаев.

F. Перечень препаратов, представленных на рынке

Оценка новых препаратов до их реализации чрезвычайно важна, однако процесс выдачи разрешений на маркетинг, а также контроль качества, безопасности и эффективности не будут полноценными, если ОРЛС не удастся выявить препараты, которые уже находятся в обороте без предварительного разрешения. Было бы несправедливо по отношению к заявителям, которые подготовили научную документацию и представили свою продукцию для получения разрешения на маркетинг, если они понесут убытки в связи с задержкой выхода на рынок, расходом ресурсов и обложением какими-либо сборами по сравнению с производителями, которые не обращались за допуском для выведения на рынок своей продукции.

Список представленной на рынке продукции следует составлять лишь единожды, сразу после учреждения системы выдачи разрешений на маркетинг: обычно выдается временное разрешение и в кратчайшие сроки проводится оценка (или скрининг) такой продукции. Всех производителей и импортеров следует заблаговременно уведомить на страницах официальных изданий (например, специальных бюллетеней), отраслевой прессы и других средств информации об их обязанности не позднее указанной даты проинформировать регуляторный орган обо всех лекарственных препаратах, которые они в настоящее время распространяют в рамках юрисдикции этого органа, а также о тех средствах, поставки которых они намерены продолжить после четкого установления даты вступления в силу лицензионных требований.

После окончательной доработки перечень выпускается в виде печатного текста и/или электронной базы данных (информация, которая должна в нем содержаться, и последующие пересмотры препаратов, получивших временные разрешения, будут рассмотрены в Приложении 1). Как правило, набор данных включает информацию фармацевтического, клинического и административного характера в отношении препарата. В «Типовой системе компьютеризированной регистрации лекарственных средств» (см. выше) приведены основные характеристики такого перечня.

Информация о том, какие продукты уже имеются на рынке, приносит немалую пользу для общественного здравоохранения, поскольку предоставляет:

· Возможность составления списка препаратов, выпускаемых на предприятиях, признанных инспекторами GMP не отвечающими требованиям последней;

· Беспрепятственный и быстрый доступ к списку препаратов, содержащих определенное(ные) вещество(а), в случае выявления опасности такого (таких) вещества (веществ);

· Данные о препаратах-конкурентах, используемые для ценообразования.

Составление полного «инвентарного списка» ранее нерегулируемого рынка представляет собой сложную задачу, которую большинство стран решают поэтапно. Такая работа должна осуществляться параллельно с введением домаркетинговых оценок и разрешений; таким образом небольшая задержка начала работ по составлению подобного списка зачастую становится длительной отсрочкой.

Одним из первых шагов в составлении списка является определение количества препаратов, которым может потребоваться временное разрешение на маркетинг. Порой даже трудно определить относительно точное число таких продуктов, а общее их количество может оказаться огромным. Впрочем, опыт свидетельствует, что с каждым шагом, предпринимаемым ОРЛС для составления списка присутствующих на рынке препаратов, и накоплением данных для последующих рассмотрений значительное число препаратов отзывается с рынка добровольно (Winship K, Hepburn D, Lawson DH. The review of medicines in the UK. British Journal of Clinical Pharmacology, 1992, 33 (6): 583-7). Обычно это препараты сомнительной ценности, которые не оправдывают расходов, которые компания несет при подготовке необходимой документации и данных, например, в отношении их стабильности. Некоторые из препаратов могли и не поступать на рынок, а были поданы для внесения в список в качестве «возможного варианта» на будущее.

G. Рациональный выбор препаратов

Потребности общественного здравоохранения

В русле своей политики в области здравоохранения каждая страна должна в первую очередь решить: намерена ли она разрешить маркетинг большого числа лекарственных препаратов или, наоборот, сконцентрировать свои финансовые ресурсы и возможности распределения на меньшем числе лекарственных средств, которые она, с учетом нужд общественного здравоохранения, рассматривает как основные. В первом случае компании могут представлять заявки о разрешении на маркетинг любого нового препарата с подтвержденным качеством, безопасностью и эффективностью, не учитывая вопроса о том, является ли он основным с точки зрения общественного здравоохранения. Во втором случае разрешения на маркетинг не выдаются для лекарственных средств, которые не считаются основными, например, в свете Примерного перечня основных лекарственных средств ВОЗ, а также местных требований и потребностей общественного здравоохранения, в частности в отношении эндемических заболеваний. (The use of essential drugs. Seventh report of the WHO Expert Committee. Geneva, World Health Organization, 1997 (WHO Technical Report Series, No. 867). В обоих случаях новые препараты должны быть предметом запроса о разрешении на маркетинг и пройти обязательную процедуру, в ходе которой принимается решение о том, отвечают ли они требованиям соответствующих стандартов качества, безопасности, эффективности, адекватности информации о препарате и, при необходимости, терапевтической эквивалентности.

В странах с ограниченными финансовыми ресурсами приоритетными должны быть лекарственные средства, имеющие большое значение для общественного здравоохранения. Наличие в продаже основных лекарственных средств, потенциальный рынок которых ограничен, можно поощрять, например, отказавшись от взимания сбора за подачу первичной заявки и платы за продление разрешения.

Такие решения определяют дальнейшее функционирование ОРЛС. Какой бы подход ни избрало правительство, он должен быть отражен как в законодательстве, так и в документах, определяющих принципы деятельности ОРЛС.

Количество взаимозаменяемых препаратов

В отдельном рассмотрении нуждается вопрос о возможности выдачи разрешения на маркетинг одного и того же АФИ неограниченному числу производителей/поставщиков или их лимитирования. Такое решение в каждой стране принимается с учетом сложившейся в ней ситуации. Ниже приведен ряд факторов, влияющих на принятие решения по этому вопросу.

В пользу ограничения числа владельцев разрешения на маркетинг

· Для проведения домаркетинговой оценки многочисленных владельцев лицензии, инспекции GMP и последующих лабораторных исследований контроля качества для определения субстандартных или поддельных препаратов потребуется больше ресурсов.

· Для распределения и хранения запасов продукции нескольких владельцев лицензии потребуется больше ресурсов, чем для работы с более узким кругом таковых, особенно с точки зрения административного документирования.

· Большее число владельцев лицензии стимулирует конкурентное продвижение продукции на рынок, что, тем самым, способствует усилению давления на работников аптек и врачей и может увеличить количество неоправданных назначений.

Против ограничения числа владельцев разрешения на маркетинг:

· В отсутствие контроля за ценами среди множества владельцев разрешения на маркетинг возможно усиление ценовой конкуренции, что (в зависимости от местных условий) может приводить к снижению цен.

· Существование многочисленных владельцев разрешения может стимулировать рост местной экономики и увеличение занятости населения.

· Кроме возможного снижения цен, конкуренция способствует повышению эффективности производства, а возможно даже и качества — если систематически применяются меры регуляторного контроля.

· Трудно обеспечить выполнение регуляторных предписаний, если имеется разрешение на маркетинг лишь одной торговой марки (то есть монополия), а лекарственное средство является основным. В таком случае ОРЛС должен решить: оставлять на рынке субстандартные серии или прервать поставки основного лекарственного средства.

· Если имеется разрешение лишь на одну торговую марку, прекращение снабжения (например, из-за форс-мажорных обстоятельств на предприятии по производству или решения прекратить реализацию) приведет к тому, что лекарственное средство станет недоступным для потребителя.

Если будет решено ограничить число владельцев разрешения на маркетинг, то в соответствии с принципом открытости следует опубликовать критерии их выдачи и объяснять причины любого отрицательного решения.

Цена

Установление цен является комплексным и политическим вопросом, по которому ВОЗ опубликовала целый ряд документов (например, Antezana FS, Velasquez G. Drugs and health sector reform. Geneva, World Health Organization, 1997 (WHO/TFHE/97.1); Sarmiento AZ. Alternative drug pricing policies in the Americas. Geneva, World Health Organization, 1997 (WHO/DAP/95.6)); Drug pricing systems in Europe. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1994.). В некоторых ОРЛС определение цены все еще является частью процедуры выдачи разрешения на маркетинг, однако в других — это отдельный процесс, курируемый ведомствами, занятых возмещением расходов, или страховыми компаниями (фондами) — как государственными, так и частными. В настоящем документе вопросы цен подробно не рассматриваются, однако следует учитывать следующее:

· Низкая цена не оправдывает допуска поставок лекарственных средств, не соответствующих установленным требованиям качества, безопасности и эффективности.

· Хотя некоторые правительства и учитывают цену, тем не менее большинство рассматривает ее отдельно от оценки качества, безопасности и эффективности.

Н. Системы специального доступа

В особых или экстренных ситуациях законодательство должно предусматривать возможность доступа к незарегистрированным лекарственным средствам. Обычно это относится к случаям, когда у пациента обнаружено тяжелое или угрожающее жизни заболевание, а имеющиеся лекарственные средства не эффективны или болезнь является настолько редкой, что специфические средства для лечения таких пациентов не рассматривались для допуска на локальный рынок. Во многих случаях такие лекарства все еще находятся на стадии разработки или, по крайней мере, не прошли окончательной оценки, и государство не обязано финансировать их поставки. При использовании таких систем доступа необходимо принимать меры во избежание возможности реализации де-факто.

I. Постмаркетинговая деятельность

Убедившись в наличии надежной системы домаркетинговой оценки, ОРЛС должен обеспечить поддержание требуемых стандартов в дальнейшем. В той мере, в которой позволяют ресурсы, постмаркетинговая деятельность должна включать:

· Рассмотрение заявок об изменениях в зарегистрированных препаратах;

· Выборочные проверки изменений, о которых специально уведомлялось (будет рассмотрено в Приложении 10);

· Инспекции в целях проверки соблюдения требований GMP на местных предприятиях;

· Лабораторный контроль качества произвольно отобранных образцов;

· Лабораторный контроль качества образцов, вызывающих подозрение серий;

· Наблюдение за побочными реакциями на лекарственные средства;

· Контроль всех видов рекламы;

· Содействие рациональному использованию лекарственных средств;

· Контроль осуществления регуляторного компонента национальной лекарственной политики;

· Изучение потребления лекарственных средств.

В разных странах указанные мероприятия ранжируются по разной шкале приоритетов.

III. ОПЕРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

А. Открытость

Открытость (Transparency)

Термин открытость означает (1) изложение политики, процедур в письменном виде и публикацию печатной документации, а также (2) объяснение заинтересованной стороне причин принятия решения. ОРЛС должен принять политику открытости, поскольку это самый простой и наиболее эффективный метод ведения дел. Некоторые документы подлежат ограниченному распространению (например в процессе разработки политики), но большинство созданных письменных документов (особенно касающихся политики и административных процедур) должны быть доступны для сотрудников ОРЛС, представителей фармацевтической промышленности, парламента и широкой общественности. В случае недостатка ресурсов можно не публиковать, а размещать эти документы в Интернете.

Открытость имеет следующие преимущества:

· Заявители и ОРЛС не тратят время, пытаясь выяснить политические устремления и позиции друг друга.

· Сотрудники ОРЛС не тратят время на выяснение политики своего собственного учреждения (то есть, «не занимаются изобретением колеса»).

· Общение становится конструктивнее на всех уровнях, если в ходе дискуссии каждая сторона понимает исходную позицию другой.

· Поскольку в политических документах определяется терминология, стороны получают возможность согласованного использования терминов.

Открытость также означает объяснение причин того или иного решения. Например, в письмах с отказами в регистрации заявок должны быть указаны причины принятого решения.

В. Политика

Общая политика должна быть документально оформлена и опубликована. В этих документах могут быть оговорены, например:

· Случаи, в которых необходимо предоставлять данные по биоэквивалентности;

· Будут ли приниматься (и если да, то при каких обстоятельствах) отчеты об оценке, подготовленные другими ОРЛС;

· Какие комбинации лекарственных средств с установленной дозой (фиксированные комбинации) считаются рациональными, безопасными и эффективными.

Определение подобных «политических принципов» облегчает принятие решений по каждой конкретной заявке и сокращает время на их рассмотрение.

С. Административные процедуры

Административные процедуры должны быть документально оформлены и опубликованы. Если разработаны четкие процедуры, вероятность того, что корреспонденция и данные могут затеряться, снижается. Очень важно, чтобы все сотрудники ОРЛС имели на руках экземпляры административной документации и понимали свою роль в осуществлении процедур.

Если фармацевтические компании имеют доступ к письменным административным процедурам, им будет понятнее, как представлять заявки, вести переписку, к кому обращаться за ответом на возникающие вопросы и как формулировать их более четко и обоснованно. Представители промышленности и сотрудники ОРЛС должны быть проинформированы о соответствующих каналах связи.

D. Руководства для заявителей

В соответствии с политикой открытости ОРЛС должен опубликовать руководства о том, какие данные необходимо предоставлять с различными типами заявок. Нет необходимости создавать совершенно новый документ, если в мире уже разработан ряд подобных документов. Проще всего воспользоваться содержанием и формой уже существующих руководств, например подготовленных Канадой, Европейским Союзом, Японией, Южной Африкой, Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США (United States Foods and Drug Administration — FDA) или Международной конференцией по гармонизации (International Conference on Harmonization — ICH; см. блок) и при необходимости внести изменения с учетом особенностей местной ситуации. Можно принять несколько руководств, и в этом случае заявители могут пользоваться любым из них. Может оказаться целесообразным добавление технических требований, соответствующих местным условиям, например, требования предоставить данные о стабильности лекарственного средства при более высокой температуре и/или влажности (при соответствующем климате), или данные о взаимозаменяемости. Большинство технических требований в отношении генерических лекарственных препаратов нашли отражение в соответствующих руководствах, опубликованных ВОЗ.

Гармонизация технических руководств является важной по следующим причинам:

· Компаниям достаточно сформировать единое досье для всех регионов, что позволит сократить количество исследований с участием животных и людей;

· Сокращается стоимость разработки новых лекарственных средств, что предполагает возможность снижения цен на них;

· Повышается возможность экспорта продукции местного производства в другие страны;

C учетом местных условий могут потребоваться дополнительные исследования, например:

· Исследование взаимозаменяемости с представленными на рынке страны препаратами;

· Исследование стабильности лекарственного средства в условиях более высокой температуры и/или влажности (будет рассмотрено в Приложении 11), чтобы гарантировать пригодность в местных условиях;

· Клинические и/или токсикологические исследования как основание для использования при эндемических заболеваниях;

· Специальные исследования в этнических группах.

Такие исследования могут проводиться и в какой-либо другой стране при условии, что они непосредственно направлены на решение специфических для данной местности проблем и проводятся на высоком научном уровне.

Международная конференция по гармонизации (ICH) — это инициатива, осуществляемая при поддержке регуляторных органов и ассоциаций промышленных предприятий из трех крупнейших мировых экономических зон: США, Европейского Союза и Японии. Другие стороны, например ВОЗ и Европейская ассоциация свободной торговли (European Free Trade Association — EFTA), участвуют в ней в качестве наблюдателей. ICH выпускает руководства, содержащие требования к данным, необходимым для выдачи разрешений на маркетинг новых химических соединений и биологических препаратов для использования в регионах членов ICH. В целях гармонизации эти руководства зачастую принимают и другие страны.

Аналогичным образом ведут процесс создания согласованных руководств другие региональные объединения, например, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of South-East Asian Nations —АSЕАN) и Конвенция Иполито Унануэ (Conventio Hipolito Unanue — соглашение между группой стран Южной Америки).

Руководства в отношении предоставления данных следует интерпретировать универсально. Могут иметься способы определения качества, безопасности и эффективности, отличающиеся от указанных в руководстве. Положения общего руководства не всегда применимы к конкретному препарату. Заявителям следует дать возможность представлять данные, не соответствующие руководству, однако в этом случае они должны отстоять приемлемость предлагаемой альтернативы с помощью научно-обоснованных аргументов. ОРЛС не обязан работать с неудовлетворительными данными. Он должен иметь возможность отвергать не соответствующие руководствам заявки, если аргументы в пользу предложенной альтернативы не обоснованы.

Как правило, целесообразно объединять руководства по техническим данным и административным требованиями в рамках одного издания, которое после опубликования будет доступно потенциальным заявителям (за соответствующую плату, если это предусмотрено государственной политикой).

Е. Типовая форма заявки

В Приложении 6 будет представлена типовая форма заявки на выдачу разрешения на маркетинг с пояснениями для заявителя.

F. Связь между подразделениями в рамках ОРЛС

Для максимальной эффективности, различные подразделения ОРЛС должны функционировать как единое целое, или команда. Регулярные совещания руководителей разных отделов, в ходе которых они кратко докладывают о ходе работ и поднимают новые вопросы, позволяют всем подразделениям узнать о текущей деятельности друг друга. Новые мероприятия должны согласовываться отделом в качестве групповой задачи, а не по отдельным областям изолированно. Это касается и установления приоритетов, например из числа тех, которые были определены как минимальные для выполнения функции выдачи разрешений на маркетинг в разделе II-D «Определение сфер ответственности».

Ниже приводятся примеры видов оперативного взаимодействия, которые могут оказаться полезными.

G. Взаимодействие специалистов по оценке с инспекторами GMP

GMP признается исключительно важным компонентом контроля фармацевтической продукции. Все подразделения предприятий по производству препаратов, в отношении которых впервые запрашиваются разрешения на маркетинг, и новые мощности для производства существующих препаратов должны соответствовать требованиям GMP, что должно быть подтверждено либо национальной GMP инспекцией ОРЛС, либо сертификатом установленного ВОЗ образца на продукцию страны-производителя. Проводится ли общая инспекция производственных предприятий или отдельная инспекция при каждом новом запросе о выдаче разрешения на маркетинг, зависит от положений местного законодательства или политики. Сертифицированы на соответствие требованиям GMP должны быть, как минимум, все линии по производству готовых лекарственных препаратов. В настоящее время разрабатывается система сертификации ВОЗ для производств, выпускающих АФИ.

ОРЛС должны поощрять общение между специалистами по оценке и инспекторами GMP. Специалист по оценке, изучающий досье, должен в конечном итоге принимать на веру большинство из утверждений компании, например в отношении того, какое именно используется оборудование и каким образом. Опытный специалист нередко может выявить расхождения в данных, которые свидетельствуют об искажениях в представлении сведений или о прямом обмане. В этих случаях инспектор GMP может и должен проверить возникшие у специалиста по оценке вопросы. Инспектор и специалист по оценке должны вместе обсудить вопрос о том, является ли расхождение достаточно существенным и дает ли оно основания для проведения инспекции производства до выдачи разрешения на маркетинг, либо можно дождаться следующей плановой инспекции предприятия.

Даже если расхождений не выявлено, инспекторы GMP должны проводить выборочные проверки в ходе плановых инспекций в целях подтверждения правильности информации, сопровождающей заявки.

Н. Взаимодействие специалистов по оценке с лабораториями по контролю качества

В ходе домаркетинговой оценки необходимо иметь возможность для проведения анализов в лаборатории по контролю качества. Особенно важно проводить испытания образцов, если ОРЛС по каким-либо причинам не смог произвести полную оценку самостоятельно. Обеспечить возможность проведения испытаний в лабораториях контроля качества необходимо также в тех случаях, когда специалист по оценке имеет основания усомниться в представленной информации, например проверить, применим ли вообще указанный метод испытаний.

Представляемый для исследования образец должен во всех отношениях соответствовать информации, представленной для домаркетинговой оценки, включая состав, технологию и место производства, контроль качества и т. д.

Если в стране нет национальной лаборатории по контролю качества или нет оборудования для исследования препарата (например, когда требуется специальное оборудование), можно проводить испытания по контрактам с лабораториями ОЛРС других стран или с межрегиональными или региональными лабораториями ВОЗ. Там, где существуют национальные лаборатории по контролю качества, охватить большую территорию помогут установленные в ходе работы связи с региональными лабораториями (как государственными, так и частными).

Анализ качества препаратов, которые уже представлены на рынке, и принятие решительных мер в случае обнаружения продукции низкого качества побуждают производителя поддерживать надлежащее качество выпускаемых препаратов.

I. Функциональные отношения специалистов по оценке с экспертным советом

Функции экспертного совета (см. выше, раздел D) и типы заявок, которые ему передаются, должны быть определены и задокументированы. ОРЛС обычно предоставляет необходимый для работы совета секретариат и ведет регистрацию обсуждаемых вопросов и рекомендаций. Чтобы обеспечить максимально эффективную работу экспертного совета нужно предоставить его членам возможность свободно высказывать независимое мнение.

J. Отношения специалистов по оценке с фармацевтической промышленностью и конфиденциальность данных

Общие положения

Необходимо достичь баланса в отношениях с фармацевтической промышленностью. Хотя индустрия и может помочь ОРЛС, предоставляя полезные замечания в отношении руководств и административных процедур, конечная ответственность за принятие решений лежит на самом ОРЛС. С ассоциациями производителей и отдельными компаниями следует придерживаться сотруднических и дружеских отношений, однако ОРЛС должен восприниматься в качестве беспристрастного ведомства и тщательно оберегать свою независимость. Следует избегать малейшего намека на предпочтительное отношение к одной или нескольким компаниям.

Натянутые отношения между промышленностью и ОРЛС, несомненно, мешают делу и противоречат интересам общества, но иногда это случается, и следует принимать усилия для того, чтобы избежать такой ситуации.

Когда приходит время обсуждать проекты актов, регулирующих политику в отношении лекарственных средств, лучше, если есть одна ассоциация производителей, к которой принадлежит большинство компаний. В некоторых странах существует ассоциация местных производителей и другая, в которую входят представительства зарубежных компаний. Проведение консультаций с каждой из ассоциаций позволит избежать впечатления, что предпочтение отдается какой-либо одной компании или группе компаний.

Неформальное общение с заявителем на заключительном этапе оценки может сэкономить время и избавить от необходимости переводить решение вопросов в юридическую плоскость.?n

Продолжение в следующих номерах
«Еженедельника АПТЕКА»

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи