Государственная программа по импортозамещению лекарственных средств — реальный путь эффективного реформирования фармации

Фармацевтическая отрасль занимает значительное место не только в системе здравоохранения, но и в экономике Украины в целом. Отечественная фармация исторически имела лидирующие позиции как в научной деятельности, так и на практике, прежде всего в фармацевтической сфере.

В первые годы независимости Украина экспортировала в страны СНГ значительные объемы лекарственных средств, однако этот приоритет в развитии отрасли практически утрачен. Сегодня ситуация существенно изменилась: состояние фармацевтической промышленности характеризуется ее отставанием от аналогичных отраслей развитых стран. Если сохранится такая тенденция, то здоровье наших граждан как важнейшая составляющая национальной безопасности Украины попадет в зависимость от внешней экономической конъюнктуры в отношении импорта жизненно необходимых лекарств.

Очевидно, что важнейшую государственную проблему повышения доступности для населения медикаментозной помощи невозможно решить только в рамках действующих рыночных механизмов. Сегодня нужны действенные инструменты государственной поддержки, координации и стимулирования отечественных фарм­производителей и это подтверждается опытом других стран, которые однозначно защищают внутренний рынок и своих производителей, даже в рамках членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Украина как государство с развитой фармацевтической промышленностью уже опаздывает с принятием Концепции государственной целевой программы «Развитие импортозаменяемых производств в Украине и замещение импортных лекарственных средств отечественными, в том числе биотехнологическими препаратами и вакцинами на 2011–2021 гг.» (далее — проект Концепции), учитывая, что в России, Беларуси и Казахстане аналогичные программы уже работают.

Кстати, российская программа предполагает расширение экспорта в страны СНГ, безусловно, и в Украину. Поэтому медлить с ее принятием нельзя, тем более что обсуждаемый проект Концепции, по мнению большинства профессионалов – патриотов украинской фармации, справедливо оценивается как положительный и после внесения соответствующих дополнений и изменений будет целесообразным его принятие.

Следует отметить, что выбор разработчиками программно-целевого метода, а главное — инвестиционно-инновационной модели развития фармацевтического сектора экономики Украины позволяет осуществить реальное реформирование отрасли. Это обеспечивает комплексный подход к сбалансированному и последовательному решению стратегических задач, стоящих перед отечественной фармацией и направленных на повышение уровня обеспечения населения эффективными, безопасными, качественными и доступными по цене лекарственными препаратами украинского производства. В дальнейшей доработке проекта Концепции, по нашему мнению, необходимо обратить особое внимание, прежде всего, на социальные задачи и соответствующие меры по их реализации. Именно такие программные действия должны быть направлены на преодоление негативных тенденций отечественной системы здравоохранения и фармации, которые вызваны следующим:

  • отсутствием обязательного медицинского страхования (Украина — единственная в Европе и одна из трех стран в СНГ, где нет данной формы социального страхования);
  • неэффективным механизмом государственных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • самыми низкими объемами потребления лекарственных средств на душу населения в стране в Европе (около 70 дол. США), при этом основную часть потребляемых лекарств население, имеющее низкую платежеспособность, приобретает самостоятельно;
  • в 2010 г. доля отечественных фармпроизводителей составила 66% общего объема аптечных продаж натуральном выражении, и только 27% — в денежном, что свидетельствует о более низких ценах на отечественные препараты;
  • несовпадением структуры и объема потреб­ления лекарств с реальными показателями заболеваемости и распространенности.

Сегодня практически все страны проводят сравнительный анализ фактических показателей обеспечения населения основными лекарствами по отношению к аналогичным индикативным показателям ВОЗ. Для реализации этой задачи необходимо разработать национальную систему мониторинга и анализа потребления населением Украины препаратов, входящих в Национальный перечень основных (жизненно необходимых) лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, которые включены в стандарты лечения, Государственный формуляр Украины и другие социально-экономические перечни.

Для решения тендерных проблем будет целесообразно разработать в рамках данной Программы по импортозамещению прозрачную и гласную процедуру обоснования, составления и внесения изменений в перечень препаратов, рекомендованных для государственных закупок, с ориентацией на препараты отечественного производства. В целом при составлении регулирующих перечней необходим системный анализ, который позволит минимизировать неоправданное дублирование широко востребованных препаратов на практике. К сожалению, таких дублируемых ассортиментных позиций немало и возникает закономерный вопрос, нужно ли врачам в медицинской практике такое большое их количество?

Решение социальных задач связано с повышением ценовой доступности, поэтому, с нашей точки зрения, необходимо совершенствование системы ценообразования лекарственных средств и введение реимбурсации, а именно: разработка мониторинга и анализа цен на препараты, которые закупаются за бюджетные средства с учетом механизма анализа мировых цен (Global price reporting mechanism) ВОЗ и цен на аналогичные лекарственные средства в странах СНГ;обоснование, разработка и внедрение эффективных механизмов государственного регулирования цен на основные лекарственные средства, а также возмещения их стоимости.

Очевидно, что сегодня большинство профессионалов в отрасли заинтересованы в скорейшем принятии проекта Концепции и в дальнейшем формировании Государственной программы, так как это даст возможность провести необходимые и эффективные реформы отечественной фармации. И в этом отношении Государственная программа должна пройти неформальное широкое обсуждение в профессиональных ассоциациях фармацевтических работников.

Михаил Пасечник,
президент Всеукраинской общественной организации
«Аптечная профессиональная ассоциация Украины», кандидат фармацевтических наук

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи