ІІ Аптечный саммит Украины: экспертный взгляд на фармрынок

6–8 декабря 2011 г. в Донецке состоялся ІІ Аптечный саммит Украины, организатором которого выступила Всеукраинская общественная организация «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» (АПАУ), соорганизатором — «Производственная компания Здорово» при поддержке МЗ Украины и Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины). Подобные мероприя­тия уже традиционно стали площадкой для обсуждения важных проблем отрасли, в которых принимают активное участие не только представители бизнеса, но и органов власти.

Работа саммита началась с панельной дискуссии «Регуляторная политика и аптечный сектор». В этом году в диалоге с представителями фармацевтического рынка приняли участие Алексей Соловьев, глава Гослекслужбы Украины, Михаил Русинский, заместитель главы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), а также Анжела Изотова, начальник отделения продовольственных рынков Департамента исследования рынков АМКУ.

А. Соловьев заявил, что регуляторный орган активно работает над внедрением европейских подходов в сфере контроля качества препаратов. В частности, регуляторным органом рассматривается возможность внедрения в Украине опыта Франции, где на законодательном уровне предусмотрено, что собственником аптеки может быть исключительно лицо с фармацевтическим образованием.

Однако глава Гослекслужбы Украины пообещал, что такое решение будет приниматься взвешенно, с учетом мнения профессиональной общественности. Однако к этому вопросу можно будет вернуться только в случае решения проблемы физической доступности лекарственных средств в сельской местности. Немаловажную роль в решении проблемы сыграют и новые Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, которыми предусмотрено, что аптечные киоски продолжат свою работу в селах.

Во время первой сессии рассматривали и вопрос запрета рекламы лекарственных средств. В поддержку такого шага уже неоднократно высказывался А. Соловьев. Михаил Пасечник, президент АПАУ, также поддержал такую инициативу, отметив, что реклама препаратов определенным образом зомбирует пациентов и приводит к тому, что они не обращаются к врачу, а занимаются самолечением.

Представители АМКУ ответили на вопросы, касающиеся исследования фармацевтического рынка, которые начато этой организацией. М. Русинский отметил, что до недавнего времени внимание АМКУ было уделено, прежде всего, вопросам недобросовестной конкуренции, в частности, предоставлению информации, вводящей в заблуждение. Однако в последние месяцы особую обеспокоенность вызвало повышение стоимости некоторых лекарственных средств на 10–85%, несмотря на низкий уровень инфляции и стабильный курс иностранных валют. АМКУ начал комплексное изучение рынка лекарственных средств и деятельности его участников. АМКУ направил запросы субъектам хозяйствования, действующим на фармрынке, с требованием предоставить информацию о своей деятельности. Но при этом М. Русинский успокоил участников саммита, заверив, что деятельность АМКУ не будет оказывать негативного влияния на отрасль. Те данные, которые запросил от аптечных учреждений Комитет, необходимы для детального и объективного изучения рынка и процессов, которые на нем происходят, а полученная информация разглашаться не будет.

Его поддержала и А. Изотова: «АМКУ хочет изучить рынок не для того, чтобы в дальнейшем наказать кого-либо из его участников. Мы направили запросы не для того, чтобы на их основании потом наложить штрафы, а для того, чтобы в дальнейшем предупредить нарушения законодательства, а также выяснить, на каком из этапов происходит необоснованный рост цен».Оживленная дискуссия, возникшая вокруг данного исследования, показала, что этот вопрос является чрезвычайно животрепещущим для большинства участников саммита.Чрезвычайно интересной стала вторая сессия саммита, посвященная основным тенденциям отечественного фармацевтического рынка и перспективам его развития.

Сергей Ходос, директор компании «Фра-М», представил результаты исследования розничного сегмента украинского рынка лекарств, про­анализировал рентабельность аптечного бизнеса, развеяв миф о его сверхприбылях. Он представил данные анализа финансовых показателей по итогам 2010 г. 2,5 тыс. организаций, занимающихся розничной реализацией препаратов, свидетельствующий о том, что средний показатель рентабельности аптечного бизнеса в целом по Украине в 2010 г. составил лишь 1,02%. Такой низкий уровень рентабельности частично обусловлен наличием на рынке убыточных организаций, удельный вес которых в общем объеме аптечного рынка составил 19%.

Важной характеристикой предприятия являе­тся также показатель ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности — это соотношение оборотных средств и краткосрочных обязательств. Значение коэффициента ниже 1 указывает на неудовлетворительную структуру баланса предприятия, однако, как отметил докладчик, 29% компаний на рынке имеют такой показатель ликвидности. «Для нас, оптовиков, это деньги, которые никогда не вернутся. Таким образом, на рынке растет пузырь, который рано или поздно лопнет», — заявил С. Ходос.

Еще одна проблема — зависимость отечественного рынка от заемного капитала. В структуре баланса исследуемых компаний удельный вес заемных средств составляет более 60%. По мнению эксперта, повышение рентабельности аптечного бизнеса возможно путем увеличения затрат населения на товары «аптечной корзины» и внедрения системы реимбурсации, а также вследствие сокращения количества операторов аптечного рынка.

Ирина Ступакова, директор ООО «Система аптек« Линда-Фарм», также представила данные компании «SMD», свидетельствующие, что большинство аптечных учреждений являются глубоко убыточными: в 2010 г. средняя маржа аптек составила 20%, а за 9 мес 2011 г. — 16,7%.

Докладчик отметила, что для выполнения всех налоговых обязательств при марже 20% ежемесячный оборот одной точки должен составлять 440 тыс. грн., а при 16,7% — 558 тыс. грн. Таким образом, остается загадкой, как же выживает большинство аптек, ежемесячный оборот которых весьма далек от таких цифр? И. Ступакова высказала предположение, что, возможно, заработная плата выдается в «конвертах»; не соблюдаются лицензионные условия касательно площади учреждения; выискиваются возможности удешевления закупок; не соблюдае­тся санитарный режим; к работе привлекаются неквалифицированные специалисты. По ее мнению, бизнес будет рентабельным, если одна аптека будет обслуживать не менее 6 тыс. населения.

Александр Партышев, коммерческий директор корпорации «Артериум», рассказал о вопросах ценообразования с точки зрения отечественного производителя лекарственных средств. Он отметил, что 2011 г. ознаменовался значительным укреплением позиций украинских производителей на рынке, а также пристальным вниманием первых лиц государства к деятельности отечественной фармацевтической промышленности. Однако в то же время в текущем году план предприятия по госпитальным закупкам не выполнен даже на 50%.

По словам А. Партышева, исследования и разработки новых препаратов требуют значительных капиталовложений. Кроме того, увеличиваются затраты на регистрацию и перерегистрацию лекарственных средств, которые по сравнению с 2009 г. возросли почти в 2,5 раза, а на определение биоэквивалентности для одного препарата необходимо 1 млн грн. Учитывая, что к 2013 г. компания планирует выпускать 54 новых лекарственных средства, можно только предполагать, какие колоссальные затраты понесет производитель.

С каждым годом увеличиваются затраты компании на сбыт продукции. Несмотря на многолетний опыт применения препаратов, украинским производителям приходится непрерывно завоевывать доверие специалистов здравоохранения, информируя их относительно биоэквивалентности своих продуктов зарубежным аналогам.

Повышается и стоимость фармацевтического сырья — за последние годы оно подорожало на 70%. Зарплаты сотрудников предприятия также не стоят на месте. Еще одной немаловажной составляющей в структуре цены являются затраты на модернизацию производственных участков для проведения их сертификации на соответствие требованиям надлежащей производственной практики (GMP).

Подводя итоги, выступающий заметил, что для дальнейшего развития отечественной фармацевтической промышленности, выхода украинских препаратов на внешние рынки, выполнения компаниями образовательных функций необходимы значительные средства, которые включены в цену препарата.

Станислав Шайко, генеральный директор ООО «Волыньфарм», рассмотрел аспекты взаимодействия аптечных сетей и оптовых компаний. По его мнению, многие функции дистрибьюторских компаний уже готовы взять на себя аптечные сети, имеющие собственный склад, и в перспективе оптовые компании станут выполнять исключительно логистические функции. Кроме того, производитель, возможно, станет напрямую сотрудничать с крупными аптечными сетями.

В своем докладе С. Шайко коснулся также актуальной темы лекарственного обеспечения в сельской местности. Сегодня розничная реализация препаратов при отсутствии аптеки может осуществляться фельдшерс­ко-акушерским пунктом (ФАП) и сельской врачебной амбулаторией (СВА) на основании договоров, заключенных между медицинским работником указанных лечебных учреждений и аптекой на условиях реализации товара. Однако отпускать товар под реализацию для поставщика нерентабельно. Поэтому в сельские населенные пункты лекарственные средства поставляются в недостаточном количестве и ассортименте.

Докладчик предложил внести изменения в нормативно-правовую базу, позволяющие медицинским работникам ФАП и СВА регистрироваться в качестве субъектов хозяйственной деятельности и реализовывать в ФАП и СВА препараты.

Проблемным вопросам деятельности сельских аптек и реализации лекарственных средств через ФАП и СВА также было посвящено выступление Михаила Пивнюка, директора Государственного производственно-промышленного предприятия «Волыньфармпостач». На сегодня предприятие заключило 312 договоров с работниками ФАП и СВА. Общий выторг за месяц составляет в среднем 359 тыс. грн. (выторг одного сельского лечебного учреждения составил от 100 до 5000 грн. в месяц). Показатель валовой прибыли — 67,2 тыс. грн. в месяц. Ежемесячные расходы на транспортировку продукции, оплату труда реализаторов, расчетно-­кассовое обслуживание, прямые затраты аптеки на обслуживание сельских учреждений составляют 67,5 тыс. грн. Расчеты свидетельствуют, что финансовый результат такого сотрудничества отрицательный (-0,3 тыс. грн.), поэтому носит исключительно социальный характер.

Заключительная сессия саммита была посвящена экспертной оценке состояния фармацевтического рынка. Тимур Бондарев, управляющий партнер «Arzinger», рассказал о юридических аспектах предпродажной реструктуризации бизнеса. Несмотря на то что аптечный ритейл привлекателен для стратегических инвесторов, на практике многие сделки не завершаются успехом. В том случае, если собственник планирует продажу своего бизнеса стратегическому инвестору, желает сократить расходы и оптимизировать бизнес-процессы или привлечь партнеров, Т. Бондарев порекомендовал провести реструктуризацию бизнеса, подробно рассмотрев каждый из этапов данного процесса.

Интерес участников саммита вызвал доклад Алексея Ярошенко, руководителя регионального отдела «Proxima Research», в котором были про­анализированы перспективы развития аптечного рынка в 2012 г. К сожалению, большинство экономических факторов указывает на возникновение негативных тенденций в следующем году, и повлиять на них не представляется возможным. Это ограниченная доступность к рынкам внешнего и внутреннего заимствования, низкая инвестиционная привлекательность, сокращение спроса на украинский экспорт на внешних рынках, возможное снижение темпов роста покупательной способности потребителей, высокая вероятность удержания курса национальной валюты по отношению к доллару США.

Вследствие вероятной значимой девальвации национальной валюты и высокого уровня инфляции, снижения покупательной способности в 2012 г. прогнозируется угроза сокращения объема рынка в натуральном выражении, что может стать началом второй волны кризиса на украинском розничном рынке лекарственных средств. Эксперт напомнил о последствиях кризиса 2008 г. для отечественной розницы: гиперинфляция из-за резкой девальвации национальной валюты более чем на 60%; снижение рынка в долларах США на 15% и в упаковках на 8% по отношению к 2008 г.; перераспределение потребления в сторону более низкостоимостных препаратов; уменьшение периода отсрочки платежей и переход на работу по предоплате во взаимо­отношениях субъектов рынка; снижение прибыльности ритейла.

По оценкам эксперта, возможность второй волны рецессии в 2012 г. велика, и в кризисных условиях работы важнейшим фактором успеха являе­тся сохранение рентабельности бизнеса. При незначительном росте товарооборота удержать рентабельность возможно только путем сокращения расходов и оптимизации бизнес-процессов, важным направлением которого является номенклатурная политика. Это оптимизация товарных запасов посредством управления объемом заказов; оптимизация номенклатуры исходя из наиболее оборачиваемых и маржинальных продуктов; взаимодействие с производителем посредством маркетинговых договоров.

По мнению А. Ярошенко, в будущем для компаний — производителей лекарственных средств одним из ключевых факторов успешности станет взаимодействие с аптечными сетями. Однако производители в условиях приближающейся рецессии будут работать только с прозрачными для него аптечными структурами. Сбор и обработку информационных потоков им предоставляют специализированные агентства. Таким образом, информацион­ная прозрачность рыночных взаимоотношений положительно влияет на увеличение объема продаж: производитель, оценивая потенциал аптеки по доле в конкурентной среде, оптимально распределяет маркетинговые усилия; аптека, мониторируя изменение своей доли в регионе, своевременно реагирует на изменение внешних рыночных условий.

В заключение следует отметить, что в саммите приняли участие более 150 специалистов, что свидетельствует о неизменном интересе к проблемам фармацевтической отрасли, а также о желании ее представителей участвовать в дискуссиях и обсуждении проблем.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

зона 17.12.2011 9:51
А ви не обратілі вніманіє,что за рубєжом нєт такой агрєсівной і нахальной рєклами мєдікамєнтов?Там за випісаний рєцепт отвєчяєт врач. Там страховая мєдіцина обєспєчіваєт бєсилатнимі лєкарствамі.Соціальная служба слєдіт за рєабілітацієй пацієнта. У нас ми слушаєм как одні наживаются на госзакупках,а другіє на продаже услуг. Когда ми доб ьомся от ніх отчьота і отвєтствєнності пєрєд намі?!!!

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті