Вторую сессию, посвященную рыночному развитию сегментов диетических добавок и лечебно-профилактических косметических средств, открыл Олег Добранчук, руководитель аналитической службы компании «Проксима рисерч». До экономического кризиса 2008–2009 гг. сегменты аптечного рынка диетических добавок и косметики активно развивались. Так, в 2005–2008 гг. доля диетических добавок в структуре аптечных продаж увеличилась с 1,94 до 3,32%, а для косметики этот показатель возрос с 2,69 до 6,0%. Переломный 2009 г. сломал этот тренд, однако уже в 2010–2011 гг. наметилось восстановление показателей развития сегментов аптечной парафармацевтики до докризисного уровня. По итогам I полугодия 2011 г. удельный вес диетических добавок и косметики превысил уровень 5-летней давности и составил 3 и 4,5% соответственно.
Традиционно на аптечном рынке средневзвешенная стоимость 1 упаковки максимальная в сегменте косметики (21 грн.), в сегментах диетических добавок и лекарственных средств этот показатель несколько ниже — 20 и 19 грн. соответственно. При этом для лекарственных средств характерна опережающая динамика прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки — +16,5% по итогам 8 мес 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в то время как для диетических добавок и косметики этот показатель значительно ниже — +7,4 и 4,2% соответственно. Можно предположить, что на современном этапе развития аптечного рынка потенциал сегмента парафармацевтической продукции недооценен.
Топ-лист компаний, маркетирующих диетические добавки на аптечном рынке Украины, представлен как компаниями узкоспециализированными в сегменте диетических добавок, так и лидерами рынка лекарственных средств. Наметилась тенденция к увеличению доли парафармацевтической продукции в объеме продаж компаний, ранее специализирующихся только на лекарственных средствах, а также компаний, в продуктовом портфеле которых незначительно была представлена продукция из нелекарственных сегментов рынка. По итогам I полугодия 2011 г. топ-5 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж диетических добавок в денежном выражении сформировали компании «Эвалар», «ПРО-фарма», «Омега Фарма Украина», «Дельта Медикел» и «Bayer Consumer Care».
Среди диетических добавок по объему аптечных продаж в денежном выражении лидируют витамины и минералы, за ними расположились диетические добавки, способствующие нормализации и поддержанию нормальной микрофлоры кишечника (до недавнего времени считалось, что это прерогатива лекарственных средств), и диетические добавки общеукрепляющего действия.
Лидерами среди брэндов диетических добавок в самой крупной по объему продаж группе витаминов и минералов на украинском аптечном рынке выступают БИОВИТАЛЬ, КАЛЬЦЕМИН, ЧЕРНИКА-ФОРТЕ, НАТУРИНО ПАСТИЛКИ и ДУОВИТ. Обращает внимание тот факт, что 3 брэнда в рамках приведенной топ-5 ранее имели статус лекарственного средства.
В сегменте лечебно-профилактических косметических средств по объему аптечных продаж по итогам I полугодия 2011 г. ведущие позиции занимают компании «Vichy», «GlaxoSmithKline Consumer Healthcare», «Биокон», «Натурпродукт-Вега» и «Эльфа». Следует также отметить, что и в этом сегменте рынка активно представлены компании из лекарственного сегмента.
Максимальный объем аптечной выручки от реализации косметики аккумулируют средства по уходу за полостью рта. Также топ-5 групп аптечной косметики по объему аптечных продаж в денежном выражении формируют косметические средства для здоровья, детская косметика, другие средства по уходу за кожей лица, шеи и декольте и антивозрастная косметика.
Если проанализировать рыночное развитие топ-50 компаний по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении, то следует отметить, что в период 2005–2011 гг. доля косметики в их продуктовом портфеле увеличилась в 1,6 раза, а диетических добавок — в 10 раз. Зачастую специфика работы в сегменте диетических добавок предопределяет переход лекарственных средств в сегмент диетических добавок.
На чем базируется развитие сегментов аптечной парафармацевтики? На тех же китах, что и сегмент лекарственных средств, — коммуникации со специалистами здравоохранения и конечными потребителями. За последние 5–6 лет коммуникации маркетирующих диетические добавки и косметику компаний с целевой аудиторией значительно активизировались, что соответствующим образом отразилось на развитии этих сегментов аптечного рынка. Для наглядной иллюстрации корреляции маркетинговой активности компаний и объема продаж докладчик сформировал несколько практических кейсов, подтверждающих постулат относительно того, что чем больше вклад в продвижении, тем больше отдача на рынке. Приведенные примеры продемонстрировали ценность промоции брэнда в целом, что является оптимальным инструментом продвижения продукта, представленного на рынке и в статусе лекарственного средства, и диетической добавки. Также были приведены интересные примеры продвижения брэндов, которые ранее относились к сегменту лекарственных средств, а затем переведены в группу диетических добавок.
Сергей Гулый, генеральный директор компании «Нутримед», рассказал об актуальных тенденциях на рынке контрактного производства диетических добавок в Украине.
До 2005 г. требования к производству диетических добавок (ранее биологически активные добавки — БАД) не были четко регламентированы. В таких условиях при отсутствии должного контроля этой сферы деятельности со стороны государства было отмечено увеличение количества мелких производственных компаний и продуктов-«однодневок», на фоне неконтролируемого расширения ассортимента качество продукции также оставляло желать лучшего. В результате пострадал имидж сегмента биологически-активных добавок в целом.
6 сентября 2005 г. в новой редакции Закона Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на законодательном уровне был введен международный стандарт НАССР (в Украине ДСТУ ISO 22000:2007) при производстве диетических добавок. Такой шаг сопоставим с введением стандарта GMP при производстве лекарственных средств. Согласно требованиям нового законодательства производители диетических добавок обязаны иметь эксплуатационное разрешение, которое выдается на основании Акта введения в эксплуатацию объекта строительства. Ужесточение требований к производству диетических добавок способствовало развитию процессов консолидации производственных площадок по выпуску этой продукции, а также созданию предпосылок для контрактного производства (выпуск продукции на мощностях независимого производителя и получение у него ряда дополнительных сервисов).
Итак, среди ключевых предпосылок развития контрактного производства диетических добавок в Украине стало ужесточение требований к их производству, повышение интереса к данному сегмента рынка со стороны маркетирующих компаний, участников фармрынка и финансовых инвесторов. Кроме того, в нашей стране лишь небольшое количество производственных площадок отвечает современным требованиям.
С. Гулый также отметил, что компания «Нутримед» предоставляет полный комплекс услуг по контрактному производству диетических добавок в Украине, включая разработку, регистрацию, производство, отгрузку продукции на склад дистрибьютору. В частности, в 2007 г. компанией «Нутримед» был реализован проект по введению в эксплуатацию собственного производственного комплекса с учетом требований ISO/HACCP/GMP.
Каковы основные целевые группы, на которых ориентированы услуги по контрактному производству? Прежде всего, маркетирующие компании, которые заинтересованы в получении готового продукта с фиксированной себестоимостью при отсутствии капитальных затрат в строительство и оборудование. При этом ресурсы концентрируются на маркетинговом продвижении продукции. Следующая целевая группа – это розничные сети (аптечные или специализирующиеся на диетических добавках), которые могут быть заинтересованы в создании и развитии собственной торговой марки (CTM/Private Label). Также услуги контрактного производства могут быть полезными для международных производителей диетических добавок в рамках стратегии по локализации производства с целью расширения своего присутствия на локальном рынке и снижения себестоимости продукции за счет сокращения транспортных, таможенных и налоговых издержек. Еще одним потенциальным потребителем услуг контрактного производства диетических добавок могут выступать финансовые инвесторы. Их интерес к продвижению диетических добавок может быть представлен как разумная альтернатива фондовым и финансовым рынкам в условиях нестабильной глобальной экономической ситуации.
Итак, украинский рынок диетических добавок обладает неисчерпаемым потенциалом. Согласно экспертной оценке в Украине в среднем потребление диетических добавок в расчете на душу населения (включая розничные и аптечные сети, по состоянию на 2007 г.) составляет около 3 дол. США в год. При этом, по данным «Nutrition Business Journal», в развитых странах этот показатель на порядок больше, в частности, по состоянию на 2007 г. в США — 250 дол. на душу населения в год, в Германии — 204 дол., в Японии — 189 дол., в Канаде — 121 дол.
Владимир Собецкий, заведующий отделением рефлексотерапии Главного военно-медицинского клинического центра Министерства обороны Украины, выступил с докладом «БАД — не лекарство, а диетическая добавка — средство комплементарной терапии».
По информации ВОЗ и Национального института рака, Украина занимает в Европе 2-е место по количеству больных раком и 2-е по смертности от этой болезни. Каждый год в нашей стране регистрируется порядка 160 тыс. заболеваний раком. Каждый год рак забирает жизнь у около 100 тыс. наших соотечественников.
Статистика выживаемости больных раком в Украине значительно ниже, чем, например, в США. Чем же это обусловлено? Ведь лекарства и протоколы лечения одни и те же… Как известно, классическое лечение опухолей базируется на их оперативном удалении, а также лучевой и химиотерапии. Получившая в последние годы развитие так называемая комплементарная, или дополнительная терапия на биологической основе, сравнительно быстро зарекомендовала себя как высокоэффективный и перспективный способ лечения практически всех онкологических заболеваний.
Комплементарная медицина очень активно развивается в настоящее время за рубежом. Исследованиями в этой области занимается целый ряд очень крупных научных центров, включая Национальный Институт Рака (США), Национальный Центр комплементарной и альтернативной медицины (США), Центр противораковой и интегративной медицины MD Anderson (США), Институт комплементарной медицины (Великобритания) и ряд других.
В целом ряде наиболее крупных научно-практических и научно-исследовательских центров мира комплементарная медицина уже давно стала повседневной практикой, которая успешно дополняет традиционные подходы и эффективно используется в профилактике, сопровождении, восстановлении и медицинской реабилитации. В нашей же стране пока комплементарную терапию используют крайне редко и отношение к ней со стороны официальной медицины негативное.
В рамках презентации докладчик также познакомил присутствующих с диетической добавкой «Доновит-ВС2», зарегистрированной в Украине в 2003 г., позиционирование которой базируется на ее рекомендации в качестве комплементарной терапии онкозаболеваний в сочетании с химио- и/или лучевой терапией.
Константин Селезнев, докт. мед. наук, профессор, зав кафедрой оторинолярингологии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, в своем докладе обратил внимание на различия между лекарственными средствами и диетическими добавками. К лекарственным средствам относятся вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных форм. При этом фармакологическая активность подразумевает совокупность эффектов, вызываемых введением данного вещества (или смеси веществ) в организм, используемых при лечении, профилактике заболеваний или для поддержания необходимого уровня жизнедеятельности. Регистрация лекарственных средств производится только фармакологическими комитетами.
По горячим следам конференции в редакцию «Еженедельника АПТЕКА» поступила резолюция, призывающая участников рынка и представителей власти к конструктивному диалогу.
Межгосударственный совет Европейского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 11 декабря 2009 г. № 28 так охарактеризовал в единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, лекарства и диетические добавки. Так, диетические добавки — природные (идентичные природным) биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления в пищу и/или одновременно с пищей.
Основные требования, предъявляемые к диетическим добавкам, — отсутствие опасности для жизни и здоровья людей нынешнего и будущих поколений. Поэтому во всех странах регистрация и сертификация диетических добавок, как и других пищевых продуктов, осуществляется только органами госсанэпиднадзора Минздрава страны.
В характеристиках диетических добавок и лекарственных средств есть существенные отличия. Диетические добавки имеют широкий (гораздо больше, чем у лекарств) диапазон используемых доз, оказывающих нормализующее и корректирующее действие на функции отдельных органов и систем организма человека при отсутствии токсических и побочных эффектов. В то время как лекарственные средства имеют точную дозировку!
Диетическую добавку может употреблять любой человек, предварительно прочитавший инструкцию и ознакомившийся с противопоказаниями; более того, даже если просто здоровый человек будет употреблять эту диетическую добавку, то вряд ли возможно развитие тех или иных осложнений. Лекарственное средство имеет точное назначение для применения и вредно при их использовании просто здоровым человеком.
Эффект диетических добавок реализуется путем инициации физиологических механизмов адаптационно-приспособительных реакций организма на воздействие раздражителей самой различной природы. Диетические добавки восстанавливают количественные изменения параметров функционирования систем и органов человека, что оказывает как лечебное, так и профилактическое действие при различных заболеваниях. Лекарственные средства в большинстве своем не используют в целом адаптационно-приспособительные реакции организма, действуя только на отдельно взятые звенья патологического процесса.
Диетические добавки в большинстве случаев являются источниками природных компонентов пищи, обладающих питательной ценностью, относящихся к незаменимым факторам питания — органическим компонентам пищевых и лекарственных растений, продуктов моря и компонентов животных тканей. Лекарственные средства — в основном искусственно синтезированные вещества. Таким образом, диетические добавки и лекарственные препараты имеют однонаправленное действие, но разную его интенсивность и самое главное — разные механизмы.
Что касается вопроса рекламы диетических добавок, то зачастую производитель этой категории товаров в погоне за выгодой начинает рекламировать свой продукт как единственно возможное лекарственное «чудо», и пациент своевременно не начинает необходимое ему лечение, не обращается своевременно к врачу. Эти тенденции необходимо пресекать на корню. Другими словами, дело не в том, как сертифицировать пищевой продукт. Это известно. Важно, как ограничить недобросовестную рекламу. В различных странах это сделано по-разному. Да и мы тоже не отстаем в этом вопросе.
По мнению докладчика, возможно создание при Антимонопольном комитете Украины группы экспертов, которые контролируют рекламу как лекарственных препаратов, так и диетических добавок с соответствующим, известным всем, регламентом действий и адекватными полномочиями.
Марина Костромина, ведущий менеджер департамента постоянных и медиаисследований компании «TNS», представила результаты исследовательского проекта «ММІ Украина», который ведет свою историю с 1998 г. и охватывает 5 тыс. респондентов ежеквартально.
Начиная с 2009 г., население Украины пребывает в состоянии пессимизма в отношении потребительской ситуации в стране. Люди весьма чутко реагируют на макроэкономические и политические факторы, поэтому неудивительно, что в условиях нестабильной ситуации в нашей стране они пребывают в состоянии растерянности. Средний класс для Украины — явление крайне редкое, основная масса населения весьма бережно относится к своим финансам и расходам ввиду неуверенности в завтрашнем дне. Сегодня доход в месяц на 1 члена семьи в Украине в среднем составляет 3075 грн. (для городского населения в населенных пунктах, в которых проживает более 50 тыс. человек). При этом затраты на питание «съедают» 54–56% семейного дохода. А динамика цен на продовольственные продукты не отстает от повышения доходов.
На чем сегодня готовы экономить украинцы? Результаты исследования показали, что это преимущественно такие статьи расходов, как покупка бытовой техники и отпуск/путешествия. При этом лекарства — это именно та категория затрат, которая в наименьшей степени подлежит экономии.
Собственная оценка украинцами состояния своего здоровья показала, что четверть населения нашей страны ощущают себя абсолютно здоровыми, 43% иногда испытывают недомогания, но в целом ощущают себя здоровыми. И треть опрошенных не удовлетворены состоянием здоровья.
Результаты исследования также показали, что чем меньше членов семьи, тем чаще люди болеют, а также состояние здоровья находится в прямой зависимости от возраста и благосостояния. Спортом в равной степени занимаются и здоровые, и больные. А витамины начинают пить преимущественно больные. Затраты на лекарства существенно различаются среди здоровых и больных, во втором случае они на порядок выше, по итогам последних 3 мес. затраты на лекарства регулярных посетителей аптек составили 624 грн
Согласно опросу среди факторов, оказывающих влияние на выбор лекарственных средств, лидируют рекомендации врача. Многие потребители также руководствуются собственным предыдущим опытом при приобретении лекарств. Также значительно влияет на выбор цена препаратов. При этом лишь 3% населения декларирует, что реклама стала для них стимулом к приобретению лекарств.
Еженедельно 29% городского населения Украины посещают аптеки и проводят в них в среднем 11 мин. Каков портрет наиболее активного посетителя аптек? Преимущественно это женщины старшего возраста с не очень высоким уровнем благосостояния. При этом они тратят на лекарства значимую часть своих доходов. Как правило, им присущи консервативные взгляды. Они очень осторожны, привязаны к семье, коллективу, не гонятся за престижем. Большинство респондентов среди наиболее активных посетителей аптек значительную часть своего досуга проводят за просмотром телевизора, приготовлением пищи, заботой о доме, работая на приусадебном участке. Кроме того, значимая роль в их времяпрепровождении отводится книгам и прессе.
Подводя итоги второй сессии, можно отметить, что после кризисной рецессии, послужившей переломным моментом в истории аптечного рынка, развитие сегментов диетических добавок и косметики замедлилось, однако сейчас происходит их восстановление. Потребительские настроения по-прежнему носят пессимистический оттенок, однако негативные тенденции ослабевают. Хотя в условиях макроэкономической и политической нестабильности в нашей стране трудно спрогнозировать, какой курс развития в этом направлении будет характерен для потребительского рынка в ближайшем будущем. При этом уже сегодня четко прослеживается тенденция к повышению внимания потребителей к своему здоровью и внешнему виду, что позволяет оптимистично смотреть в сторону развития сегмента аптечной парафармацевтики.
В ближайших номерах «Еженедельника АПТЕКА» мы познакомим наших читателей с основными докладами, озвученными в ходе заключительной сессии.
С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.
По горячим следам конференции в редакцию «Еженедельника АПТЕКА» поступила резолюция, призывающая участников рынка и представителей власти к конструктивному диалогу.
РЕЗОЛЮЦИЯ
по итогам 1-й Ежегодной специализированной конференции
«PARAPHARMACEUTICALS in UA — 2011 »
Участники 1-й Ежегодной специализированной конференции «PARAPHARMACEUTICALS in UA — 2011» (далее — Конференция) — ученые, представители здравоохранения и фармации, врачи и провизоры, производители лекарственных средств и специальных продуктов питания — единодушно отмечают своевременность и актуальность диалога между представителями государственных органов и операторами рынка специальных пищевых продуктов.
- Специальные продукты питания и в частности диетические добавки — активно развивающийся сектор рынка. Поэтому развитие и совершенствование законодательно-нормативной базы, регулирующей оборот диетических добавок, является исключительно актуальной задачей.
- Участники конференции признают актуальным и необходимым реализацию предложения о создании единого банка данных диетических добавок, а также о выработке единого системного подхода к разработке программ по образованию и обучению населения принципам оптимального питания.
- Учитывая высокую биологическую активность такого рода пищевой продукции, а также необходимость специальных знаний для правильного и эффективного ее применения, исключительно важной является работа по информированию специалистов и населения в целом в этой области как через специальное образование, так и через все доступные средства массовой информации.
- Принимая во внимание то, что сейчас на рассмотрении в профильных комитетах находится проект закона Украины «Про внесення змін до Закону України «Про безпечність та якість харчових продуктів», обратиться к Министерству охраны здоровья внести в части «Определения и понятия» более корректные определения, относящиеся к специальным пищевым продуктам, которые были предложены ведущими специалистами в области гигиены питания.
- Учитывая неоднократные попытки со стороны контролирующих органов запретить рекламу диетических добавок, от имени конференции написать письмо в Минздрав, в Кабинет Министров Украины и профильные комитеты Верховного Совета Украины о том, что запрещение рекламы на диетические добавки противоречит нормам международного и украинского законодательства и ущемляет права операторов рынка. В свою очередь, в целях доведения достоверной информации до потребителя и принимая во внимание международный опыт маркетинга и маркировки специальных продуктов питания, инициировать разработку методических указаний по продвижению и рекламе диетических добавок и процедуру регистрации рекламы на специальные продукты питания (согласно ст. 38 и ст. 39 Закона Украины 2809-IV от 06.08. 2005 г. «Про безпечність та якість харчових продуктів»).
- Учитывая то, что при получении заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы на специальные продукты питания в документах часто допускаются ошибки, обратиться в Минздрав Украины с предложением разработать и утвердить процедуру и порядок повторной выдачи документов (с указанием четких сроков, процедуры оплат и т.д.)
- Участники конференции заявили о готовности принять активное участие в разработке санитарных норм и правил, которые будут регулировать оборот и производство, безопасность и качество специальных пищевых продуктов.
- Учитывая то, что при получении заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы на специальные продукты питания в документах часто допускаются ошибки, обратиться в Минздрав Украины с предложением разработать и утвердить процедуру и порядок повторной выдачи документов (с указанием четких сроков, процедуры оплат и т.д.)
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим