«PARAPHARMACEUTICALS in UA — 2011» 1-я ежегодная специализированная конференция. Часть 2

Напомним, что 21 сентября 2011 г. в Киеве в отеле «Русь» состоялась 1-я Ежегодная специализированная конференция «PARAPHARMACEUTICALS in UA — 2011», организаторами которой выступили компании «МОРИОН» и «Укркомэкспо» в партнерстве с международной общественной организацией «Ассоциация производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых продуктов и лечебно-профилактических косметических средств». Основные тезисы, озвученные докладчиками в ходе первой сессии конференции, посвященной регуляторным аспектам ведения бизнеса на рынке диетических добавок и лечебно-профилактических косметических средств, были представлены в «Еженедельнике АПТЕКА» №38 (809) от 03.10.2011 г. В рамках данной публикации мы познакомим наших читателей с ключевыми тенденциями развития аптечного рынка вышеупомянутых сегментов.

Вторую сессию, посвященную рыночному развитию сегментов диетических добавок и лечебно-профилактических косметических средств, открыл Олег Добранчук, руководитель аналитической службы компании «Проксима рисерч». До экономического кризиса 2008–2009 гг. сегменты аптечного рынка диетических добавок и косметики активно развивались. Так, в 2005–2008 гг. доля дие­тических добавок в структуре аптечных продаж увеличилась с 1,94 до 3,32%, а для косметики этот показатель возрос с 2,69 до 6,0%. Переломный 2009 г. сломал этот тренд, однако уже в 2010–2011 гг. наметилось восстановление показателей развития сегментов аптечной парафармацевтики до докризисного уровня. По итогам I полугодия 2011 г. удельный вес диетических добавок и косметики превысил уровень 5-летней давности и составил 3 и 4,5% соответственно.

Традиционно на аптечном рынке средневзвешенная стоимость 1 упаковки максимальная в сегменте косметики (21 грн.), в сегментах диетических добавок и лекарственных средств этот показатель несколько ниже — 20 и 19 грн. соответственно. При этом для лекарственных средств характерна опережающая динамика прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки — +16,5% по итогам 8 мес 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в то время как для диетических добавок и косметики этот показатель значительно ниже — +7,4 и 4,2% соответственно. Можно предположить, что на современном этапе развития аптечного рынка потенциал сегмента парафармацевтической продукции недооценен.

«PARAPHARMACEUTICALS in UA — 2011» 1-я ежегодная специализированная конференция. Часть 2

Топ-лист компаний, маркетирующих дие­тические добавки на аптечном рынке Украины, представлен как компаниями узкоспециализированными в сегменте диетических добавок, так и лидерами рынка лекарственных средств. Наметилась тенденция к увеличению доли парафармацевтической продукции в объеме продаж компаний, ранее специализирующихся только на лекарственных средствах, а также компаний, в продуктовом портфеле которых незначительно была представлена продукция из нелекарственных сегментов рынка. По итогам I полугодия 2011 г. топ-5 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж диетических добавок в денежном выражении сформировали компании «Эвалар», «ПРО-фарма», «Омега Фарма Украина», «Дельта Медикел» и «Bayer Consumer Care».

Среди диетических добавок по объему аптечных продаж в денежном выражении лидируют витамины и минералы, за ними расположились диетические добавки, способствующие нормализации и поддержанию нормальной микрофлоры кишечника (до недавнего времени считалось, что это прерогатива лекарственных средств), и диетические добавки общеукрепляющего действия.

Лидерами среди брэндов диетических добавок в самой крупной по объему продаж группе витаминов и минералов на украинском аптечном рынке выступают БИОВИТАЛЬ, КАЛЬЦЕМИН, ЧЕРНИКА-ФОРТЕ, НАТУРИНО ПАСТИЛКИ и ДУОВИТ. Обращает внимание тот факт, что 3 брэнда в рамках приведенной топ-5 ранее имели статус лекарственного средства.

В сегменте лечебно-профилактических косметических средств по объему аптечных продаж по итогам I полугодия 2011 г. ведущие позиции занимают компании «Vichy», «GlaxoSmithKline Consumer Healthcare», «Биокон», «Натурпродукт-Вега» и «Эльфа». Следует также отметить, что и в этом сегменте рынка активно представлены компании из лекарственного сегмента.

Максимальный объем аптечной выручки от реализации косметики аккумулируют средства по уходу за полостью рта. Также топ-5 групп аптечной косметики по объему аптечных продаж в денежном выражении формируют косметические средства для здоровья, детская косметика, другие средства по уходу за кожей лица, шеи и декольте и антивозрастная косметика.

Если проанализировать рыночное развитие топ-50 компаний по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении, то следует отметить, что в период 2005–2011 гг. доля косметики в их продуктовом портфеле увеличилась в 1,6 раза, а диетических добавок — в 10 раз. Зачастую специфика работы в сегменте диетических добавок предопределяет переход лекарственных средств в сегмент диетических добавок.

«PARAPHARMACEUTICALS in UA — 2011» 1-я ежегодная специализированная конференция. Часть 2На чем базируется развитие сегментов аптечной парафармацевтики? На тех же китах, что и сегмент лекарственных средств, — коммуникации со специалистами здравоохранения и конечными потребителями. За последние 5–6 лет коммуникации маркетирующих диетические добавки и косметику компаний с целевой аудиторией значительно активизировались, что соответствую­щим образом отразилось на развитии этих сегментов аптечного рынка. Для наглядной иллюстрации корреляции маркетинговой активности компаний и объема продаж докладчик сформировал несколько практических кейсов, подтверждающих постулат относительно того, что чем больше вклад в продвижении, тем больше отдача на рынке. Приведенные примеры продемонстрировали ценность промоции брэнда в целом, что являе­тся оптимальным инструментом продвижения продукта, представленного на рынке и в статусе лекарственного средства, и диетической добавки. Также были приведены интересные примеры продвижения брэндов, которые ранее относились к сегменту лекарственных средств, а затем переведены в группу диетических добавок.

Сергей Гулый, генеральный директор компании «Нутримед», рассказал об актуальных тенденциях на рынке контрактного производства диетических добавок в Украине.

До 2005 г. требования к производству диетических добавок (ранее биологически активные добавки — БАД) не были четко регламентированы. В таких условиях при отсутствии должного контроля этой сферы деятельности со стороны государства было отмечено увеличение количества мелких производственных компаний и продуктов-«однодневок», на фоне неконтролируемого расширения ассортимента качество продукции также оставляло желать лучшего. В результате пострадал имидж сегмента биологически-активных добавок в целом.

6 сентября 2005 г. в новой редакции Закона Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на законодательном уровне был введен международный стандарт НАССР (в Украине ДСТУ ISO 22000:2007) при производстве диетических добавок. Такой шаг сопоставим с введением стандарта GMP при производстве лекарственных средств. Согласно требованиям нового законодательства производители диетических добавок обязаны иметь эксплуатационное разрешение, которое выдается на основании Акта введения в эксплуатацию объекта строительства. Ужесточение требований к производству диетических добавок способствовало развитию процессов консолидации производственных площадок по выпуску этой продукции, а также созданию предпосылок для контрактного производства (выпуск продукции на мощностях независимого производителя и получение у него ряда дополнительных сервисов).

Итак, среди ключевых предпосылок развития контрактного производства диетических добавок в Украине стало ужесточение требований к их производству, повышение интереса к данному сегмента рынка со стороны маркетирующих компаний, участников фармрынка и финансовых инвесторов. Кроме того, в нашей стране лишь небольшое количество производственных площадок отвечает современным требованиям.

С. Гулый также отметил, что компания «Нутримед» предоставляет полный комплекс услуг по контрактному производству диетических добавок в Украине, включая разработку, регистрацию, производство, отгрузку продукции на склад дистрибьютору. В частности, в 2007 г. компанией «Нутримед» был реализован проект по введению в эксплуатацию собственного производственного комплекса с учетом требований ISO/HACCP/GMP.

Каковы основные целевые группы, на которых ориентированы услуги по контрактному производству? Прежде всего, маркетирующие компании, которые заинтересованы в получении готового продукта с фиксированной себестоимостью при отсутствии капитальных затрат в строительство и оборудование. При этом ресурсы концентрируются на маркетинговом продвижении продукции. Следующая целевая группа – это розничные сети (аптечные или специализирующиеся на диетических добавках), которые могут быть заинтересованы в создании и развитии собственной торговой марки (CTM/Private Label). Также услуги контрактного производства могут быть полезными для международных производителей диетических добавок в рамках стратегии по локализации производства с целью расширения своего присутствия на локальном рынке и снижения себестоимости продукции за счет сокращения транспортных, таможенных и налоговых издержек. Еще одним потенциальным потребителем услуг контрактного производства диетических добавок могут выступать финансовые инвес­торы. Их интерес к продвижению диетических добавок может быть представлен как разумная альтернатива фондовым и финансовым рынкам в условиях нестабильной глобальной экономической ситуации.

Итак, украинский рынок диетических добавок обладает неисчерпаемым потенциалом. Согласно экспертной оценке в Украине в среднем потребление дие­тических добавок в расчете на душу населения (включая розничные и аптечные сети, по состоя­нию на 2007 г.) составляет около 3 дол. США в год. При этом, по данным «Nutrition Business Journal», в развитых странах этот показатель на порядок больше, в частности, по состоянию на 2007 г. в США — 250 дол. на душу населения в год, в Германии — 204 дол., в Японии — 189 дол., в Канаде — 121 дол.

Владимир Собецкий, заведующий отделением рефлексотерапии Главного военно-медицинского клинического центра Министерства обороны Украины, выступил с докладом «БАД — не лекарство, а диетическая добавка — средство комплементарной терапии».

По информации ВОЗ и Национального института рака, Украина занимает в Европе 2-е место по количеству больных раком и 2-е по смертности от этой болезни. Каждый год в нашей стране регистрируется порядка 160 тыс. заболеваний раком. Каждый год рак забирает жизнь у около 100 тыс. наших соотечественников.

Статистика выживаемости больных раком в Украине значительно ниже, чем, например, в США. Чем же это обусловлено? Ведь лекарства и протоколы лечения одни и те же… Как известно, классическое лечение опухолей базируется на их оперативном удалении, а также лучевой и химиотерапии. Получившая в последние годы развитие так называемая комплементарная, или дополнительная терапия на биологической основе, сравнительно быстро зарекомендовала себя как высокоэффективный и перспективный способ лечения практически всех онкологических заболеваний.

Комплементарная медицина очень активно развивается в настоящее время за рубежом. Исследованиями в этой области занимается целый ряд очень крупных научных центров, включая Национальный Институт Рака (США), Нацио­нальный Центр комплементарной и альтернативной медицины (США), Центр противораковой и интегративной медицины MD Anderson (США), Институт комплементарной медицины (Великобритания) и ряд других.

В целом ряде наиболее крупных научно-практических и научно-исследовательских центров мира комплементарная медицина уже давно стала повседневной практикой, которая успешно дополняет традиционные подходы и эффективно используется в профилактике, сопровождении, восстановлении и медицинской реабилитации. В нашей же стране пока комплементарную терапию используют крайне редко и отношение к ней со стороны официальной медицины негативное.

В рамках презентации докладчик также познакомил присутствующих с диетической добавкой «Доновит-ВС2», зарегистрированной в Украине в 2003 г., позиционирование которой базируется на ее рекомендации в качестве комплементарной терапии онкозаболеваний в сочетании с химио- и/или лучевой терапией.

Константин Селезнев, докт. мед. наук, профессор, зав кафедрой оторинолярингологии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, в своем докладе обратил внимание на различия между лекарственными средствами и диетическими добавками. К лекарственным средствам относятся вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных форм. При этом фармакологическая активность подразумевает совокупность эффектов, вызываемых введением данного вещества (или смеси веществ) в организм, используемых при лечении, профилактике заболеваний или для поддержания необходимого уровня жизнедеятельности. Регистрация лекарственных средств производится только фармакологическими комитетами.

По горячим следам конференции в редакцию «Еженедельника АПТЕКА» поступила резолюция, призывающая участников рынка и представителей власти к конструктивному диалогу.

Межгосударственный совет Европейского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 11 декабря 2009 г. № 28 так охарактеризовал в единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, лекарства и диетические добавки. Так, диетические добавки — природные (идентичные природным) биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления в пищу и/или одновременно с пищей.

Основные требования, предъявляемые к диетическим добавкам, — отсутствие опасности для жизни и здоровья людей нынешнего и будущих поколений. Поэтому во всех странах регистрация и сертификация диетических добавок, как и других пищевых продуктов, осуществляется только органами госсанэпиднадзора Минздрава страны.

В характеристиках диетических добавок и лекарственных средств есть существенные отличия. Диетические добавки имеют широкий (гораздо больше, чем у лекарств) диапазон используемых доз, оказывающих нормализующее и корректирующее действие на функции отдельных органов и систем организма человека при отсутствии токсических и побочных эффектов. В то время как лекарственные средства имеют точную дозировку!

Диетическую добавку может употреблять любой человек, предварительно прочитавший инструкцию и ознакомившийся с противопоказаниями; более того, даже если просто здоровый человек будет употреблять эту диетическую добавку, то вряд ли возможно развитие тех или иных осложнений. Лекарственное средство имеет точное назначение для применения и вредно при их использовании просто здоровым человеком.

Эффект диетических добавок реализуется путем инициации физиологических механизмов адаптационно-приспособительных реакций организма на воздействие раздражителей самой различной природы. Диетические добавки восстанавливают количественные изменения параметров функционирования систем и органов человека, что оказывает как лечебное, так и профилактическое действие при различных заболеваниях. Лекарственные средства в большинстве своем не используют в целом адаптационно-приспособительные реакции организма, действуя только на отдельно взятые звенья патологического процесса.

Диетические добавки в большинстве случае­в являются источниками природных компонентов пищи, обладающих питательной ценностью, относящихся к незаменимым факторам питания — органическим компонентам пищевых и лекарственных растений, продуктов моря и компонентов животных тканей. Лекарственные средства — в основном искусственно синтезированные вещества. Таким образом, диетические добавки и лекарственные препараты имеют однонаправленное действие, но разную его интенсивность и самое главное — разные механизмы.

Что касается вопроса рекламы диетических добавок, то зачастую производитель этой категории товаров в погоне за выгодой начинает рекламировать свой продукт как единственно возможное лекарственное «чудо», и пациент своевременно не начинает необходимое ему лечение, не обращается свое­временно к врачу. Эти тенденции необходимо пресекать на корню. Другими словами, дело не в том, как сертифицировать пищевой продукт. Это известно. Важно, как ограничить недобросовестную рекламу. В различных странах это сделано по-разному. Да и мы тоже не отстаем в этом вопросе.

По мнению докладчика, возможно создание при Антимонопольном комитете Украины группы экспертов, которые контролируют рекламу как лекарственных препаратов, так и диетических добавок с соответствующим, известным всем, регламентом действий и адекватными полномочиями.

Марина Костромина, ведущий менеджер департамента постоянных и медиаисследований компании «TNS», представила результаты исследовательского проекта «ММІ Украина», который ведет свою историю с 1998 г. и охватывает 5 тыс. респондентов ежеквартально.

Начиная с 2009 г., население Украины пребывает в состоянии пессимизма в отношении потребительской ситуации в стране. Люди весьма чутко реагируют на макроэкономические и политические факторы, поэтому неудивительно, что в условиях нестабильной ситуации в нашей стране они пребывают в состоянии растерянности. Средний класс для Украины — явление крайне редкое, основная масса населения весьма бережно относится к своим финансам и расходам ввиду неуверенности в завтрашнем дне. Сегодня доход в месяц на 1 члена семьи в Украине в среднем составляет 3075 грн. (для городского населения в населенных пунктах, в которых проживает более 50 тыс. человек). При этом затраты на питание «съедают» 54–56% семейного дохода. А динамика цен на продовольственные продукты не отстает от повышения доходов.

«PARAPHARMACEUTICALS in UA — 2011» 1-я ежегодная специализированная конференция. Часть 2

На чем сегодня готовы экономить украинцы? Результаты исследования показали, что это преимущественно такие статьи расходов, как покупка бытовой техники и отпуск/путешествия. При этом лекарства — это именно та категория затрат, которая в наименьшей степени подлежит экономии.

Собственная оценка украинцами состояния своего здоровья показала, что четверть населения нашей страны ощущают себя абсолютно здоровыми, 43% иногда испытывают недомогания, но в целом ощущают себя здоровыми. И треть опрошенных не удовлетворены состоянием здоровья.

Результаты исследования также показали, что чем меньше членов семьи, тем чаще люди болеют, а также состояние здоровья находится в прямой зависимости от возраста и благосостояния. Спортом в равной степени занимаются и здоровые, и больные. А витамины начинают пить преимущественно больные. Затраты на лекарства существенно различаются среди здоровых и больных, во втором случае они на порядок выше, по итогам последних 3 мес. затраты на лекарства регулярных посетителей аптек составили 624 грн

Согласно опросу среди факторов, оказываю­щих влияние на выбор лекарственных средств, лидируют рекомендации врача. Многие потребители также руководствуются собственным предыдущим опытом при приобретении лекарств. Также значительно влияет на выбор цена препаратов. При этом лишь 3% населения декларирует, что реклама стала для них стимулом к приобретению лекарств.

Еженедельно 29% городского населения Украи­ны посещают аптеки и проводят в них в среднем 11 мин. Каков портрет наиболее активного посетителя аптек? Преимущественно это женщины старшего возраста с не очень высоким уровнем благосостояния. При этом они тратят на лекарства значимую часть своих доходов. Как правило, им присущи консервативные взгляды. Они очень осторожны, привязаны к семье, коллективу, не гонятся за престижем. Большинство респондентов среди наиболее активных посетителей аптек значительную часть своего досуга проводят за просмотром телевизора, приготовлением пищи, заботой о доме, работая на приусадебном участке. Кроме того, значимая роль в их времяпрепровождении отводится книгам и прессе.

Подводя итоги второй сессии, можно отметить, что после кризисной рецессии, послужившей переломным моментом в истории аптечного рынка, развитие сегментов диетических добавок и косметики замедлилось, однако сейчас происходит их восстановление. Потребительские настроения по-прежнему носят пессимистический оттенок, однако негативные тенденции ослабевают. Хотя в условиях макроэкономичес­кой и политической нестабильности в нашей стране трудно спрогнозировать, какой курс развития в этом направлении будет характерен для потребительского рынка в ближайшем будущем. При этом уже сегодня четко прослеживается тенденция к повышению внимания потребителей к своему здоровью и внешнему виду, что позволяет оптимистично смотреть в сторону развития сегмента аптечной парафармацевтики.

В ближайших номерах «Еженедельника АПТЕКА» мы познакомим наших читателей с основными докладами, озвученными в ходе заключительной сессии.

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.

Анна Шибаева

По горячим следам конференции в редакцию «Еженедельника АПТЕКА» поступила резолюция, призывающая участников рынка и представителей власти к конструктивному диалогу.

РЕЗОЛЮЦИЯ
по итогам 1-й Ежегодной специализированной конференции

«PARAPHARMACEUTICALS in UA — 2011 »

Участники 1-й Ежегодной специализированной конференции «PARAPHARMACEUTICALS in UA — 2011» (далее — Конференция) — ученые, представители здравоохранения и фармации, врачи и провизоры, производители лекарственных средств и специальных продуктов питания — единодушно отмечают своевременность и актуальность диалога между представителями государственных органов и операторами рынка специальных пищевых продуктов.

  • Специальные продукты питания и в частности диетические добавки — активно развивающийся сектор рынка. Поэтому развитие и совершенствование законодательно-нормативной базы, регулирующей оборот диетических добавок, является исключительно актуальной задачей.
  • Участники конференции признают актуальным и необходимым реализацию предложения о создании единого банка данных диетических добавок, а также о выработке единого системного подхода к разработке программ по  образованию и обучению населения принципам оптимального питания.
  • Учитывая высокую биологическую активность такого рода пищевой продукции, а также необходимость специальных знаний для правильного и  эффективного ее применения, исключительно важной является работа по  информированию специалистов и населения в целом в этой области как через специальное образование, так и через все доступные средства массовой информации.
  • Принимая во внимание то, что сейчас на рассмотрении в профильных комитетах находится проект закона Украины «Про внесення змін до Закону України «Про безпечність та якість харчових продуктів», обратиться к  Министерству охраны здоровья внести в части «Определения и понятия» более корректные определения, относящиеся к специальным пищевым продуктам, которые были предложены ведущими специалистами в области гигиены питания.
  • Учитывая неоднократные попытки со стороны контролирующих органов запретить рекламу диетических добавок, от имени конференции написать письмо в Минздрав, в Кабинет Министров Украины и профильные комитеты Верховного Совета Украины о том, что запрещение рекламы на диетические добавки противоречит нормам международного и украинского законодательства и ущемляет права операторов рынка. В свою очередь, в  целях доведения достоверной информации до потребителя и принимая во  внимание международный опыт маркетинга и маркировки специальных продуктов питания, инициировать разработку методических указаний по  продвижению и рекламе диетических добавок и процедуру регистрации рекламы на специальные продукты питания (согласно ст. 38 и ст. 39 Закона Украины 2809-IV от 06.08. 2005 г. «Про безпечність та якість харчових продуктів»).
  • Учитывая то, что при получении заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы на специальные продукты питания в  документах часто допускаются ошибки, обратиться в Минздрав Украины с  предложением разработать и утвердить процедуру и порядок повторной выдачи документов (с указанием четких сроков, процедуры оплат и т.д.)
  • Участники конференции заявили о готовности принять активное участие в  разработке санитарных норм и правил, которые будут регулировать оборот и  производство, безопасность и качество специальных пищевых продуктов.
  • Учитывая то, что при получении заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы на специальные продукты питания в  документах часто допускаются ошибки, обратиться в Минздрав Украины с  предложением разработать и утвердить процедуру и порядок повторной выдачи документов (с указанием четких сроков, процедуры оплат и т.д.)
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті