Украинский фармрынок в окружении…

Часть 4. Мы завершаем цикл публикаций, посвященных X Ежегодному аналитическому форуму «Фармавзгляд—2015. Потребление ЛС в Украине. Такого еще не было…», который состоялся 5–6 февраля в Киеве. Организаторами мероприятия выступили компании «МОРИОН», «Proxima Research», «КОМКОН Фарма-Украина» и «УкрКомЭкспо». Второй день форума был посвящен вопросам государственного регулирования украинского фармрынка. Кроме того, участники форума попытались взглянуть за пределы украинского фармрынка. В частности, увидеть, какие глобальные тенденции превалируют в фармацевтической индустрии, а также нарисовать портрет современного потребителя товаров и услуг в целом, а не только фармацевтической продукции.

Владимир Игнатов, глава представительства компании «Ипсен Фарма» в Украине, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей в Украине (AIPM Ukraine), проанализировал изменение цен на лекарственные средства в 2014 г. Как и в прошлом году, накануне проведения форума произошел резкий скачек валютного курса, что стало одной из главных тем для обсуждения.

Рост цен на лекарственные средства в 2014 г. обусловили такие факторы, как девальвация национальной валюты, повышение стоимости заемного капитала, инфляция, введение НДС, военные действия. В результате это привело к снижению физической доступности лекарственных средств. Максимальное повышение цен отмечено для препаратов, закупаемых за валюту (импорт за валюту), поскольку они наиболее чувствительны к колебанию курса валют. Самое умеренное повышение цен характерно для оте­чественных препаратов.

Однако, по словам докладчика, фактический рост цен был намного меньше, чем потенциально мог бы быть, благодаря тому, что многие фармкомпании проводили политику сдерживания роста цен на лекарственные средства. Так, по итогам 2014 г. повышение цен на препараты, закупаемые за валюту, по сравнению с предыдущим годом фактически составляет 88%, а потенциально прирост мог бы быть на уровне 122%. Фактическое повышение стоимости препаратов, закупаемых за гривню (импорт за гривню), составило 58% (потенциальный рост — 122%). Цены на оте­чественные препараты повысились на 37%, потенциальный прирост мог составить 67%. Таким образом, существует большая разница между фактическим повышением стоимости, зафиксированным на рынке, и потенциальным ростом, который мог бы быть, если бы значительные инвестиции компаний не были направлены на его сдерживание.

Принимая во внимание изменение курса валют и возможность введения дополнительного импортного сбора, докладчик провел приблизительные расчеты потенциального повышения стоимости лекарственных средств в 2015 г. За расчетный курс принято: в феврале 2014 г. — 8,8 грн. за 1 дол. США, в феврале 2015 г. — 25 грн. за 1 дол. Тогда 1 упаковка импортного препарата ценой 10 дол., которая в феврале 2014 г. стоила 88 грн., в феврале 2015 г. будет стоить 280 грн. (учитывая 7% НДС и 5% дополнительного импортного сбора). То есть потенциально цены могут повыситься в 3 раза. Возможны такие последствия, как ценовой шок у потребителя, значительное снижение экономической доступности лекарственных средств, в некоторых случаях — отказ от терапии лекарственными средствами.

Андрей Разумный, директор компании «Валартин Фарма», напомнил участникам, что за 20 последних лет Украина пережила 4 серьезных изменения политического курса, которые сопровождались двумя глубокими экономическими кризисами, затронувшими в том числе и фармсектор. Застарелые проблемы только усугубились, несмотря на смену политики регулирования и самих политиков, что заставляет думать об общих ошибках при реализации перемен в отрасли. Часто хаотичная и бессистемная политика изменений, проводимая регулятором, подтверждает древнюю китайскую мудрость: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен».

По мнению А. Разумного, весь опыт отношения регулятора к фармсектору строится на одном доминирующем представлении — своего рода парадигме регулятора — «лекарства должны подешеветь». Причем так считали демократы и автократы, сторонники евразийской интеграции и евроинтеграции: несмотря на повышение требований к качеству лекарств и связанное с этим повышение затрат, инфляцию, девальвацию национальной валюты, введение новых налогов и сборов. Докладчик напомнил аудитории официальные высказывания украинских политиков на этот счет, начиная с 2008 г. Каждый раз, когда происходило резкое повышение валютного курса и фармрынок реагировал неизбежным повышением цен, власть заявляла о наличии спекулятивных процессов и обещала, что цены на лекарственные средства будут снижены. Однако, несмотря на политические заявления и адресные санкции, цены упрямо «не слушались» политиков и продолжали реагировать на макроэкономические факторы — прежде всего на курс национальной валюты.

По мнению докладчика, эта парадигма регулятора не изменилась и сегодня. В условиях трехкратной девальвации гривни, введения 7% НДС и дополнительного импортного сбора уже из уст нового министра дается обещание о снижении цен на 30% (за счет упрощенной регистрации импортных препаратов) и о том, что украинцы получат доступ к «лучшим мировым брэндам». Хотя трудно ожидать от европейской компании снижения цены на свой препарат на 30%, если ее освободят от оплаты расходов на регистрацию, которые на сегодня составляют максимально 164 тыс. грн. согласно официальным действующим расценкам ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины».

Что касается доступа к препаратам «лучших мировых брэндов», докладчик отметил, что доступность должна означать возможность купить, а не созерцать в витрине. В нынешних условиях это можно сделать только за счет внедрения генерической замены, как и во всем мире. Сегодня для Украины крайне актуальна стратегия импортозамещения за счет локального фармпроизводства. Но профильное министерство делает все наоборот и дает обещания, которые просто не могут быть реализованы.

Докладчик проанализировал План мероприятий МЗ Украины по реализации программы правительства на 2015 г. в части регулирования фармрынка. По мнению А. Разумного, стратегию дерегуляции Министерство реализует в основном в виде упрощения доступа на украинский рынок импортных препаратов. Такая «избирательная дерегуляция» ставит в неравные условия отечественных и зарубежных фармпроизводителей и неизбежно приведет, с его точки зрения, к созданию необоснованных рыночных преференций для импорта, вытеснению украинских препаратов импортными генериками, блокированию развития отечественных фармпроизводителей, росту цен на препараты и снижению их доступности. Подобная инициатива была бы объяснимой в условиях дефицита лекарств, слабой локальной промышленности и монополизации рынка. Но ни один из этих факторов не свойственен украинскому фармрынку, в отличие, например, от Грузии в 2000-е годы. Поэтому докладчик считает такой шаг прямым лоббизмом интересов представителей зарубежной Фармы и дискриминацией украинских производителей.

Критично отнесся докладчик и к намерениям отраслевого министерства передать централизованные закупки препаратов по целевым программам международным организациям под предлогом борьбы с коррупцией. Много лет борясь с посредниками, которые взвинчивают цены, теперь МЗ Украины само себе «нанимает» посредника в лице ВООЗ, ЮНИСЕФ и других международных организаций. Причем международные закупщики, например, ЮНИСЕФ, будут закупать у поставщиков препараты по своим внутренним (не украинским!) процедурам и регламентам. Исчезнет ли коррупция? Маловероятно, так как теперь «борьба» будет идти за то, чтобы попасть в заявку МЗ Украины. Спецификация предмета закупки по-прежнему остается в руках МЗ Украины, а это и был основной источник коррупции. Также весьма сомнительна возможность контроля за этим процессом со стороны общественности, Антимонопольного комитета Украины и правоохранительных органов. Есть большой риск, что для украинских фармпроизводителей доступ к госзакупкам будет вообще закрыт, так как препараты будут закупаться международными организациями за рубежом.

Что касается планов МЗ Украины по внедрению механизма электронных торгов, то, по мнению А. Разумного, это даст положительный эффект, если будет правильно реализовано. Процедура электронного реверсивного аукциона является инструментом биржевых торгов, где торгуют стандартизированными товарами. В таком случае МЗ Украины должно признать единственным критерием такой стандартизации наличие государственной регистрации препарата в Украине. Следовательно, при квалификации предмета закупки необходимо уйти от всевозможных «рабочих групп», рекомендаций главных специалистов и «мнений общественности» и исходить из единственного объективного условия допуска препарата к торгам — наличия регистрационного свидетельства. Никакой электронный реверсивный аукцион не поможет, если более выгодное предложение будет отклоняться тендерным комитетом на этапе квалификационной оценки. Поэтому если сохранится старый подход, электронные торги будут просто камуфляжем прежних коррупционных схем.

Среди серьезных проблем в сфере регулирования фармсектора докладчик также затронул проблему недобросовестного использования пациентских организаций в конкурентной борьбе с целью создания необоснованных рыночных преимуществ, снижения уровня профессионального диалога между регулятором и бизнесом, недостаточного уровня экспертизы и ответственности регулятора за принимаемые решения. Особую остроту проявления перечисленных проблем спикер продемонстрировал на примере неправомерного устранения с рынка первого и единственного отечественного препарата для лечения вирусного гепатита С — Альфапег (пегинтерферон альфа-2b). В результате безответственных и незаконных, по мнению докладчика, действий МЗ Украины оставшиеся без препарата пациенты вынуждены платить в 2–4 раза больше за дорогостоящие импортные аналоги или вовсе отказаться от продолжения терапии.

Георгий Викторов, глава Комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), глава представительства компании «Abbott Laboratories GmbH» в Украине, озвучил наиболее злободневные, с точки зрения ЕБА, вопросы операторов фармрынка.

Г. Викторов отметил, что профессиональные ассоциации, представляющие интересы отечес­твенного и международного фармбизнеса, активно принимают участие в процессах государственного регулирования. Однако в отношении некоторых вопросов существенных подвижек нет, и взаимодействие с государством по их решению напоминает движение по кругу.

По словам докладчика, доступность современных эффективных и безопасных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ИМН) для населения Украины и их бесперебойное наличие в аптеках на сегодня является ключевым вопросом.

В сегодняшних реалиях доступность во многом определяется ценой, напрямую зависящей от стоимости национальной валюты, однако есть еще ряд факторов влияния.

С позиции ЕБА в сфере упрощения доступа лекарственных средств на украинский фармрынок одной из приоритетных задач, требующих принятия соответствующих изменений в законодательстве, является отмена процедуры перерегистрации лекарственных средств. Принят Закон Украины от 20 октября 2014 г. № 1707-VII «О внесении изменений в Закон Украины «О лекарственных средствах» относительно обращения лекарственных средств и государственного контроля качества ввозимых на таможенную территорию Украины лекарственных средств», однако он по какой-то причине не работает. Также необходимо внесение изменений в Закон Украины «О лекарственных средствах» в части упрощения процедуры регистрации для инновационных препаратов, предназначенных для лечения орфанных заболеваний, зарегистрированных Европейским агентством по лекарственным средствам (European Medicines Agency), по централизованной процедуре. Кроме того, упрощению доступа лекарственных средств на рынок, с точки зрения ЕБА, будет способствовать признание европейских сертификатов надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP).

В сфере регулирования рынка ИМН докладчик выделил такие проблемы. С 1 июля 2015 г. стали обязательными требования технических регламентов, но при этом отсутствуют стандарты, по которым ИМН должны регистрировать. В связи с этим Г. Викторов видит 2 сценария развития. Оптимистичный сценарий предполагает, что как минимум будут признаны сертификаты ЕС, вследствие чего процедура регистрации будет более быстрой, понятной и прозрачной. В пессимистичном (отсутствие признания сертификатов ЕС) — возможны сокращение и перерывы в поставках ИМН, а также полное исчезновение некоторых видов продукции.

По мнению докладчика, операторам фармрынка необходимо работать сообща, объединить усилия по взаимодействию с регулятором в контексте создания прозрачного правового поля. С его точки зрения, законодательная база должна позволять участникам фармрынка работать в одинаковых условиях и конкурировать по качеству товара/услуги и принятых управленческих решений.

Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», напомнил, какое место занимает Украина на мировой фармацевтической арене. Он представил основные тенденции мирового фармрынка.

По прогнозам аналитической компании «IMS Health», объем продаж мирового фармацевтического рынка к 2018 г. достигнет 1,3 трлн дол. Среднегодовые темпы прироста в 2015–2018 гг. составят 4–7%. Львиная доля мирового объема продаж обеспечивается крупными развитыми фармрынками — США, Японией, Канадой и крупнейшими странами — членами ЕС. Тем не менее, в 2015–2018 гг. среднегодовые темпы прироста объема продаж фармпродукции на развитых рынках в денежном выражении по прогнозам составят 3–6%, в то время как для развивающихся рынков (к которым относят и Украину) этот показатель будет находиться на уровне 8–11%. Стоит отметить, что фармрынки некоторых развитых стран, таких как США и Великобритания, благодаря изменениям в системе здравоохранения в этот период, как ожидается, продемонстрируют высокие темпы прироста объема продаж в денежном выражении — на уровне 5–8% и 4–7% соответственно.

И. Крячок отметил, что Украина по-прежнему входит в группу высокопотенциальных развивающихся фармрынков, и важно приложить все усилия для того, чтобы сохранить этот статус, поскольку развивающиеся рынки представляют большой интерес для инвесторов.

Основной вклад в прирост мирового фармрынка обеспечивают специальные лекарственные средства и биопрепараты. По прогнозам компании «IMS Health», в ближайшие годы данная тенденция сохранится. На развитых фармрынках к 2017 г. объем расходов на специальные лекарственные средства может увеличиться на 30% по сравнению с 2012 г. В то же время в сегменте препаратов, применяемых при оказании первичной медицинской помощи, изменения ожидаются незначительные (прирост на уровне 5%). На развивающихся фармрынках ситуация будет несколько иной, поскольку оба сегмента, как ожидается, продемонстрируют высокие темпы прироста. Так, к 2017 г. в сегменте специальных препаратов объем расходов увеличится на 90% по сравнению с 2012 г., в сегменте препаратов, применяемых при оказании первичной медицинской помощи, — на 69%.

Ключевые тренды и проблемы, преобладающие на российском фармрынке, озвучил Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research». Россия, как и Украина, входит в число развивающихся фармрынков. По прогнозам компании «IMS Health», до 2018 г. драйверами роста фармрынка Восточной Европы будут Россия и Украина со среднегодовыми темпами прироста объема продаж фармпродукции на уровне 7–10% и 6–9% соответственно.

Докладчик озвучил ключевые проблемы, оказывающие сегодня значительное влияние на развитие российского фармрынка. Прежде всего — это девальвация национальной валюты и рост инфляции. С такой же проблемой Украина столкнулась год назад. Особенность российского рынка заключается в том, что в большинстве случаев расчеты по контрактам между производителями и дистрибьюторами происходят в рублях, в связи с чем девальвационные риски ложатся на плечи производителя.

Еще одна проблема — это невозможность изменить цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Цены на препараты, входящие в перечень ЖНВЛС, зафиксированы в рублях на момент их регистрации в стране и подлежат изменению не более чем на величину инфляции. При этом доля сегмента ЖНВЛС в объеме российского фармрынка в денежном выражении составляет более 50%. В связи с этим возрастает привлекательность нерегулируемого розничного сегмента.

Инфляционные процессы становятся все более значимыми факторами роста российского фармрынка. Импортные препараты теряют маржу, поскольку реализуются в рублях. Проблемой фармпроизводителя на российском фармрынке также является повышение уровня его расходов на фоне неоднозначных прогнозов относительно темпов роста рынка.

Докладчик отметил, что прогнозы компании «IMS Health» относительно развития российского фармрынка несколько раз пересматривались в течение 2014 г. В сентябре в рамках прогноза мирового фармрынка компания прогнозировала увеличение объема продаж российского фармрынка в денежном выражении (рубли) на уровне 8–10% ежегодно до 2018 г. В рамках локальной оценки, также в сентябре, данный прогноз был пересмотрен — ожидаемый среднегодовой прирост рынка прогнозировался на уровне 6–10%. Согласно третьему прогнозу, сделанному в декабре 2014 г., данный показатель прогнозируется на уровне 0–15%.

По словам С. Ищенко, структура российского фармрынка несколько отличается от украинского. В частности, доля государства в общем объеме расходов на лекарственные средства существенно больше. Так, в общей структуре российского фармрынка в денежном выражении более 30% занимают госпитальный сегмент и сегмент реимбурсации (программа дополнительного лекарственного обеспечения).

Украинский фармрынок в окружении… Часть 4. Мы завершаем цикл публикаций, посвященных X Ежегодному аналитическому форуму «Фармавзгляд—2015. Потребление ЛС в Украине. Такого еще не было…», который состоялся 5–6 февраля в Киеве. Организаторами мероприятия выступили компании «МОРИОН», «Proxima Research», «КОМКОН Фарма-Украина» и «УкрКомЭкспо». Второй день форума был посвящен вопросам государственного регулирования украинского фармрынка. Кроме того, участники форума попытались взглянуть за пределы украинского фармрынка. В частности, увидеть, какие глобальные тенденции превалируют в фармацевтической индустрии, а также нарисовать портрет современного потребителя товаров и услуг в целом, а не только фармацевтической продукции.

По итогам 11 мес 2014 г. общий объем российского фармрынка составил 465 млрд руб. за 4,48 млрд упаковок. Темпы прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в денежном выражении составили 12%, в натуральном — 1%.

Следует понимать, что российский фармрынок находится только на пороге кризиса, поэтому, вероятно, России еще предстоит столкнуться с трудностями, которые сегодня переживает Украина.

По словам докладчика, предстоящий кризис в разной степени повлияет на участников российского фармрынка. В зоне низкого риска могут оказаться компании, имеющие в портфеле препараты, не входящие в список ЖНВЛС, а также генеричес­кие генерики, поскольку в 2015 г. произойдет переключение потребителя на более дешевые препараты в связи с общим ростом цен. Относительно стабильными будут компании с диверсифицированным продуктовым портфелем с низкой эластичностью по цене, содержащим высокомаржинальные инновационные препараты и локальные брэндированные генерики. В зоне высокого риска могут оказаться компании с высокой долей препаратов из перечня ЖНВЛС в продуктовом портфеле, а также имеющие низкомаржинальные инновационные препараты, участвующие в госзакупках, и недавно выведенные на рынок препараты.

Светлана Жахалова, ру­ководитель отдела исследований медицинского и фармацевтического рынков компании «GfК Ukraine», представила данные исследования потребительского поведения.

По словам докладчика, текущая ситуация начинает негативно отражаться на благосостоянии потребителей, но резких изменений пока не произошло. Потребители понимают необходимость экономить. Спикер отметила, что в большинстве случаев экономят на покупке одежды, развлечениях, отпуске. При этом украинцы по-прежнему мало экономят на детских развлечениях и игрушках.

В структуре затрат среднестатистической украинской семьи в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась доля затрат на продукты питания и товары первой необходимости, а также на коммунальные услуги. При этом доля расходов семейного бюджета на медицинское обслуживание и лекарственные средства не изменилась.

Согласно опросу, проведенному компанией «GfК Ukraine» в январе 2015 г., на тему «Как изменилось состояние медицинской помощи в Украине по сравнению с предыдущим годом» большинство респондентов ответили, что изменений не произошло. Также значительная доля опрошенных отметили ухудшение. Среди причин такой ситуации они указывали повышение цен на препараты, стоимости медицинских услуг в лечебно-профилактичес­ких учреждениях, недостаточный объем финансирования системы здравоохранения, снижение доступности лекарственных средств.

По словам С. Жахаловой, состояние дел в стране влияет на поведение потребителя. Он более тщательно делает свой выбор, быстрее реагирует на изменения, следит за своими расходами и в случае необходимости может отказаться от лишних затрат. С точки зрения маркетинга, с потребителем стало сложнее работать. Стратегические приоритеты по работе с торговыми марками, по мнению докладчика, останутся неизменными и будут заключаться, прежде всего, в обеспечении благоприятного имиджа брэнда. Также в текущей ситуации как никогда важно поддержание лояльности потребителей к торговой марке. С точки зрения спикера, ценовая политика как инструмент достижения тактических целей должна быть комплексной и продуманной.

Вадим Волков, глава представительства компании «Омега Фарма» в Украине и Казахстане, заглянул в далекое будущее и смоделировал эволюцию подходов к ведению фармацевтического бизнеса, которая включает 7 шагов.

Шаг первый — не делать лишних действий. Не следует улучшать то, что и так работает хорошо и приносит прибыль. Это касается высокомаржинальных продуктов, эффективных сотрудников, рентабельных инвестиций. В то же время, все то, что не приносит прибыли (продукты, активности), необходимо убрать. Это лишние детали, которые будут тянуть компанию вниз.

Шаг второй — избавление от привязанностей (зависимость от валюты). Сегодня удорожание лекарственных средств связано с валютным курсом. Если модель реализации товара через дистрибьютора за валюту не устраивает (поскольку сложно купить валюту, цены слишком высокие для потребителей и пр.), необходимо изменить подход. Например, можно перейти на продажи в гривне. Если валютный прайс-лист приводит к неконтролируе­мым колебаниям цены в гривне в рознице, необходимо создать прайс-лист в гривне. Еще один способ, как «избавится от привязанностей» (валютной составляющей в структуре себестоимости) — локализовать производство.

Шаг третий — слияния и поглощения. Это еще один способ развития бизнеса. В результате слияний и поглощений актив одной компании переходит в собственность другой. По мнению спикера, купить активы или продать — это, по сути, одно и то же с точки зрения капитала и сотрудников.

Шаг четвертый — введение системы реимбурсации. По словам докладчика, рано или поздно система реимбурсации будет введена в Украине. Когда это произойдет, объем потребления рецептурных препаратов стремительно увеличится, а их стоимость — снизится. Чем более развита система реимбурсации в стране, тем ниже становится прибыльность рецептурного бизнеса. Поэтому в такой ситуации рецептурный бизнес будет переходить в безрецептурный.

Шаг пятый — переключение Rx на OTC. По мнению спикера, это судьба любой молекулы, которая в начале своего жизненного цикла позиционировалась как Rx. В конце жизненного цикла рецептурный препарат может или уйти с рынка, или переродиться в безрецептурном сегменте.

Шаг шестой — уход пациентов из аптек (а за ними — производителей). Предпосылкой к этому будет разрешение реализовывать безрецептурные препараты в сегменте масс-маркета, в результате чего аптеки утратят монополию на продажу лекарственных средств. Для этого, безусловно, потребуется соответствующее решение регулятора. В противостоянии этих 2 сегментов, вероятнее всего, победит масс-маркет, который имеет больше пространства и возможностей для привлечения потребителей. В некоторых развитых странах уже разрешена продажа не только безрецептурных, но и рецептурных препаратов в режиме online. Есть технологии, позволяющие сканировать рецепт и определять его подлинность. Поскольку online-продажи дешевле, вполне возможно, что через какое-то время аптеки (по крайней мере, в их нынешнем виде) перестанут существовать, не выдержав конкуренции.

Шаг седьмой — конец классической Фармы. Аптеки в традиционном понимании перестанут быть нужными. Малые молекулы широкого спектра утратят свою полезность. По мнению докладчика, к 2020 г. топ-20 препаратов по объему мировых продаж в денежном выражении будут формировать только большие молекулы (биопрепараты). Настанет время персонализированной терапии, что сегодня кажется фантастикой. Тем не менее, «конец Фармы» не означает конец фармбизнеса, а лишь то, что наступит новая эра, непосредственно связанная с цифровыми технологиями. Поэтому игроки, которые смогут переключиться на новые правила игры, будут определять лидерство на мировом и локальном рынке.

Позитивным моментом является тот факт, что Украина по-прежнему входит в группу развивающихся фармрынков, которые попадают под пристальное внимание инвесторов, поскольку обладают значительным потенциалом для роста. Что принесет 2015 г. и как изменится ситуация на рынке — прогнозировать сложно. Рынок находится в ожидании продолжения девальвационных процессов, старта реформы здравоохранения, децентрализации финансирования системы здравоохранения, окончания военного конфликта на востоке страны и стабилизации экономической ситуации.

С докладами форума можно ознакомиться на сайтах
http://www.apteka.ua и http://www.morion.ua.

Экспертная дискуссия

В рамках второго дня работы форума состоя­лось две дискуссии. Приглашенные эксперты обсуждали, какие проблемы отрасли требуют первоочередного решения, а также какие меры необходимо принимать для того, чтобы подготовиться к грядущим переменам.

Михаил Пасечник, председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины), сообщил, что одной из главных проблем на сегодня является низкая доступность лекарственных средств для населения ( прим. ред. : 4 марта 2015 г. Правительство приняло решение об увольнении М. Пасечника с должности председателя Гослекслужбы Украины. Соответствующее распоряжение № 149-р размещено на правительственном портале). Причинами такой ситуации, с одной стороны, являются действия регуляторов, а с другой — рост курса доллара по отношению к гривне.

Также спикер поблагодарил профессиональные организации за активное участие в процессах государственного регулирования. Он сообщил о том, что Министерство юстиции Украины зарегистрировало приказ МЗ Украины от 22.12.2014 г. № 990, которым вносятся изменения в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами, предусматривающие возможность ответственного хранения лекарственных средств. Данный приказ вступил в силу 20 февраля 2015 г.

Анатолий Редер, генеральный директор компании «ИнтерХим», отметил, что уже сегодня компании, проводя политику сдерживания роста цен на лекарственные средства, смогли добиться существенной разницы между фактическим и потенциально возможным ростом цен на фармрынке. Поэтому на данный момент важный вопрос — будут ли у фармкомпаний в 2015 г. ресурсы, чтобы и дальше сдерживать повышение стоимости препаратов.

По мнению Татьяны Котляр, эксперта фармацевтического рынка, для поддержания позитивного имиджа Фармы необходимо информировать общество с помощью всех ресурсов медиа о  том, что на повышение цен на лекарственные средства влияют объективные факторы (курс валют), а вовсе не спекуляции аптек. Учитывая возможность дальнейшего повышения цен на препараты, аптекам, как принимающим первый удар на себя, следует быть готовым к негативной реакции населения.

По словам Владислава Страшного, директора по PR компании «Фармак», председателя Комитета по вопросам здравоохранения и фармации Торгово-промышленной палаты Украины, сегодня представителям фармбизнеса особенно важно объединить усилия и активно включиться в процесс выработки правил игры при помощи диалога с регулятором.

Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», директор компании «Калина медицинская производственная компания», обратил внимание на необходимость применения разных подходов к регулированию лекарственных средств и ИМН. По мнению спикера, наличие жесткого ценового регулирования является проблемой как для лекарственных средств, так и для ИМН. С его точки зрения, решением может стать создание общего национального перечня лекарственных средств, которые будут подпадать под ценовое регулирование.

По мнению Николая Орлова, управляющего парт­нера юридической фирмы «ОМП», сегодня необходима полная перезагрузка системы здравоохранения. Частичное реформирование, скорее всего, не даст устойчивого результата. Поэтому, возможно, имеет смысл полностью дерегулировать систему и с нуля вновь начать процесс регулирования.

Андрей Гук,эксперт системы здравоохранения, рассказал о целях работы Стратегической консультативной группы по вопросам реформирования системы здравоохранения. Проект Национальной стратегии построения новой системы здравоохранения Украины представляет собой набор идей относительно необходимых изменений в системе здравоохранения, которые будут предлагаться к имплементации. По мнению спикера, говорить о введении всеобщего медицинского страхования пока рано, поскольку с экономической точки зрения это будет заведомо дефицитная статья расходов, которая не сможет покрыть все риски и обеспечить эффективное функционирование системы медицинского страхования согласно современным протоколам.

Александра Сологуб, исполнительный директор компании «Лектравы», отметила, что на фоне других отраслей экономики фармацевтическая отрасль оказалась более устойчивой к кризису. Несмотря на все трудности, в гривневом выражении фармрынок демонстрирует прирост. Важно не расслабляться, стремиться улучшить имидж отрасли в глазах потребителя, расширять горизонты за рамки фармбизнеса (следить за развитием других отраслей экономики).

Ирина Каракай, заместитель главы представительства компании «Ядран-Галенская Лаборатория д.д.» в Украине, отметила, что текущее состояние окружающей среды фармрынка требует от компаний совершенно иной скорости принятия решений, гораздо большей гибкости, новых подходов к работе с клиентами и персоналом. С точки зрения спикера, для того, чтобы подготовиться к грядущим переменам, необходима постоянная готовность организации как единого целого к практически перманентному анализу и прогнозированию, возрастающей роли кризис-мене­джмента на всех уровнях, синхронизации активности отделов компании для своевременной реакции на негативные бизнес-факторы. Мотивация сотрудников имеет особенно большое значение для результативной работы, выживания в трудные времена и подготовки к будущим победам.

Екатерина Дмитрик,
фото Сергея Бека

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті