ИМЕТ® и его потенциал работают на вас!

Головная боль является одной из самых распространенных жалоб и наиболее частых причин обращения пациентов за медицинской помощью (ВОЗ, 2002). У большинства из них отмечают первичную головную боль, к которой относят головную боль напряжения и мигрень. Причем из наиболее часто выявляемых видов мигрень, пожалуй, самый неблагоприятный в плане эффективности профилактических мероприятий, тяжести течения, осложнений и сохранения работоспособности пациента. Естественно, препаратов для лечения приступов мигрени на отечественном фармрынке довольно много. Учитывая, что все они отличаются по фармакотерапевтическим характеристикам, компетентность фармацевта в этих вопросах принципиально важна. Немаловажный фактор успеха в работе аптечных учреждений — правильное формирование товарного запаса лекарственных средств (ЛС), применяемых при головной боли. Для этого необходимо знать рыночные тенденции и позиции различных препаратов. Действовать интуитивно в этом вопросе — дела давно минувших дней. При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Мигрень — одно из наиболее распространенных заболеваний. Головная боль при мигрени приступообразная, имеет интенсивный, пульсирующий характер и локализуется преимущественно в глазнично-лобно-височной области. Часто приступы сопровождаются свето- и звукобоязнью, тошнотой, рвотой.

Мигрень является хроническим заболеванием с эпизодическими обострениями. Частота обострений может быть от 1 раза в год до 6 — в течение месяца. К сожалению, современная медицина еще не разработала препарат, терапия которым помогла бы людям полностью избавиться от этого недуга. Тем не менее, она выработала определенные меры профилактики, не устраняющие полностью угрозу возникновения приступов, но позволяющие быстро избавиться от головной боли и увеличить межприступный период. Таким образом, сегодня основная задача терапии — купирование приступа головной боли.

Во многих странах принята определенная этапность в лечении острого приступа мигрени. Ее суть заключается в том, что при достижении удовлетворительного результата от назначения ЛС первой линии (обычные простые анальгетики), терапия этими препаратами продолжается (www.painstudy.ru). При отсутствии эффекта назначается терапия второй линии (комбинация анальгетиков). В случае ее неэффективности врач прибегает к назначению препаратов третьей линии (средства, применяемые при мигрени, — алкалоиды спорыньи, триптаны).

Спектр препаратов, позиционируемых для лечения приступов мигрени и других типов головной боли, на отечественном фармрынке достаточно широк. Максимальные объемы выручки среди них аптечным учреждениям приносят парацетамол, ацетилсалициловая кислота и ибупрофен (табл. 1).

Таблица 1

Топ-лист препаратов, позиционируемых для лечения приступов мигрени и других типов головной боли (таблетки/капсулы), по объемам аптечных продаж в денежном выражении в 2007 г.

№ п/п

Препарат

1

Парацетамол, монопрепараты и комбинации

2

Ацетилсалициловая кислота, монопрепараты и комбинации

3

Ибупрофен, монопрепараты и комбинации

4

Эрготамин, комбинации

5

Суматриптан

6

Напроксен

7

Золмитриптан

8

Пропифеназон, комбинации

Отметим, что рынок аптечных продаж в Украине сегодня находится в фазе активного развития. Объемы реализации ЛС в денежном выражении ежегодно демонстрируют двузначные приросты (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 7 (628) от 18 февраля 2008 г.). При этом отмечается устойчивая тенденция к изменению структуры потребления в сторону более современных и качественных препаратов. Эта закономерность характерна и для аптечных продаж ЛС, позиционируемых для лечения приступов мигрени и других типов головной боли. Так, на протяжении 2007 г. для большинства из них фиксировали стабильную положительную динамику роста в денежном выражении (рис. 1). Отметим, что золмитриптан и пропифеназон — новички на отечественном фармрынке. Соответственно, отследить для них годовую динамику прироста не представляется возможным.

Динамика прироста/убыли объемов аптечных продаж препаратов, позиционируемых для лечения мигрени и других типов головной боли (таблетки/капсулы) в денежном выражении в январе 2007 – январе 2008 г. по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

Рис. 1. Динамика прироста/убыли объемов аптечных продаж препаратов, позиционируемых для лечения мигрени и других типов головной боли (таблетки/капсулы) в денежном выражении в январе 2007 – январе 2008 г. по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

 

Среди препаратов, позиционируемых для лечения мигрени и других типов головной боли, которые давно представлены в Украине, максимальные темпы прироста с начала 2007 г. демонстрирует ибупрофен. Увеличивается и его доля в общем объеме продаж таких ЛС.

В чем же заключается успех ибупрофена? В первую очередь — в его фармакотерапевтических преимуществах и безопасности. Результаты исследования PAIN (Рaracetamol, Аspirin and Ibuprofen New tolerability (PAIN) study, 1999, 2003), в котором сравнивали безопасность ацетилсалициловой кислоты, парацетамола (оба в дозе до 3 г в сутки) и ибупрофена (до 1,2 г в сутки ежедневно), стали одним из аргументов в пользу рекомендации врачам общей практики использовать ибупрофен в качестве анальгетика первой линии. Результаты этого многоцентрового рандомизированного слепого исследования, в котором приняли участие 8677 пациентов в возрасте 18–75 лет, свидетельствуют, что ибупрофен и парацетамол переносятся лучше, чем ацетилсалициловая кислота, в статистически значимой степени. Частота побочных явлений со стороны пищеварительного тракта у ибупрофена была наименьшей. По мнению авторов исследования (Франция), у ибупрофена есть еще одно преимущество по сравнению с парацетамолом: более низкий риск тяжелых последствий передозировки (Moore N. et al., 1999).

Известно еще одно сравнительное исследование ибупрофена и парацетамола у пациентов с мигренью. Согласно его результатам ибупрофен (400 мг каждые 4–6 ч) значительно превосходит парацетамол (900 мг каждые 4–6 ч) в отношении уменьшения тяжести и длительности приступов (Pearce I., et al., 1983). По сравнению с плацебо ибупрофен оказывал в статистически значимой степени более выраженный анальгезирующий эффект при мигрени в 4 клинических испытаниях из 5 (Havanka-Kanniainen H. et al., 1989; Kloster R. et al., 1992; Ellis G.L., 1993; Sandrini G. et al., 1998; Kellstein DE. et al., 2000).

Таким образом, данные доказательной медицины свидетельствуют в пользу применения ибупрофена при мигрени (BMJ Publishing Group Ltd, 2007):

  • ибупрофен уменьшает выраженность не только боли, но и других симптомов мигрени, в частности повышенной чувствительности к звукам или свету;
  • результаты исследования свидетельствуют, что выраженность боли при приеме ибупрофена уменьшается у ? пациентов с мигренью, тогда как при использовании плацебо — только у половины (Havanka-Kanniainen H. et al., 1989);
  • ибупрофен также может улучшить состояние больных с мигренью, оцениваемое по интегральному показателю (головная боль + другие симптомы); так, результаты одного небольшого исследования свидетельствуют, что уменьшение величины индекса мигрени у пациентов, принимавших препарат, было на 50% больше, чем у принимавших плацебо (Kloster R. et al., 1992).

В купировании приступов мигрени один из главных критериев эффективности — скорость развития анальгезирующего эффекта. Она непосредственно зависит от распадаемости таблетки в желудке и скорости высвобождения действующего вещества. Согласно требованиям аналитически-нормативной документации различных препаратов ибупрофена, представленных на отечественном фармрынке, период распадаемости таблеток/капсул в желудке должен составлять менее 30 мин. Показатели, указанные в сертификатах качества четырех произвольно выбранных препаратов, — 4; 6; 15; менее 30 мин (табл. 2). В сертификате еще одного препарата этот показатель попросту отсутствует.

Только у препарата ИМЕТ® компании «Berlin-Chemie/Menarini Group» распадаемость составляет 1 мин. Такое быстрое высвобождение действующего вещества достигается благодаря особому составу и структуре лекарственной формы. Уже через 1 мин таблетка полностью распадается в желудке, через 5 мин высвобождается 100% действующего вещества, после чего оно становится доступным для всасывания. А уже через 10 мин достигается эффективная концентрация препарата в плазме крови, которая сохраняется в течение 5 ч.

Таблица 2

Периоды распадаемости 1 таблетки/капсулы различных препаратов ибупрофена, применяемых для лечения головной боли

Препарат Распадаемость, мин
ИМЕТ 1
Ибупрофен 1 4
Ибупрофен 2 6
Ибупрофен 3 15
Ибупрофен 4 <30
Ибупрофен 5 не указано

Достижение быстрого анальгезирующего эффекта, бесспорно, является важным свойством ИМЕТА. Ведь для пациента с головной болью — это один из наиболее значимых критериев выбора препарата.

Удобна и лекарственная форма, в которой выпускается ИМЕТ®, — таблетки с содержанием действующего вещества 400 мг. Дозирование препарата ИМЕТ® зависит от возраста и массы тела. Разовая доза у детей в возрасте 13–14 лет (масса тела около 44–52 кг) — 200–400 мг ибупрофена; суточная доза — 600–1000 мг ибупрофена. Разовая доза для детей старше 15 лет и взрослых — 200-400 мг ибупрофена; суточная доза — 800–1200 мг ибупрофена. Рекомендуемая суточная доза для взрослых составляет 20–30 мг/ кг массы тела. ИМЕТ® принимают во время или после еды, не разжевывая. Пациентам с заболеваниями желудка рекомендуется принимать ИМЕТ® во время еды.

Итак, ибупрофен имеет значимые фармакотерапевтические преимущества перед другими препаратами, применяемыми для лечения мигрени и других типов головной боли, что находит отражение и в опережающих темпах роста объема аптечных продаж. ИМЕТ®, являясь одним из лидеров этого сегмента, также оказывает значительный вклад в динамику роста объема продаж ибупрофена. Все большее количество врачей и пациентов доверяют ИМЕТУ. О том, чтобы их число увеличивалось, постоянно заботится компания-производитель. С момента появления ИМЕТА на отечественном фармрынке осуществляется его непрерывная промоционная поддержка посредством регулярных визитов медпредставителей к врачам и фармацевтам. Активная рекламная кампания ИМЕТА, в том числе, особое внимание к поддержке на ТВ с января 2008 г., обеспечивают повышение уровня узнаваемости брэнда и лояльности к нему конечных потребителей.

Такие меры, безусловно, являются мощным импульсом для повышения спроса на ИМЕТ® и увеличения объемов его продаж в каждой аптеке. Так, по итогам января 2008 г. аптечными учреждениями было реализовано 79,7 тыс. упаковок ИМЕТА, что в 8 раз превышает показатель за аналогичный период 2007 г. Уже сегодня этот препарат успешно реализуют практически в 65% аптечных учреждений Украины.

С момента выведения ИМЕТА на отечественный фармрынок прошло меньше, чем полтора года, а розничные продажи препарата в ценах конечного потребителя уже превышают таковые многих его старожилов. Учитывая потенциал сегмента и активную промоцию ИМЕТА, позволим себе предположить, что объемы продаж этого препарата и дальше будут стремительно увеличиваться. Так почему бы аптекам, которые хотят увеличить объемы продаж, этим не воспользоваться ! Тем более, что для большинства аптечных учреждений возможности ИМЕТА далеко не исчерпаны.

Для того чтобы оценить потенциал ИМЕТА, мы использовали репрезентативную выборку аптечных учреждений, где в январе 2008 г. зафиксированы продажи этого препарата. Далее мы сгруппировали эти торговые точки (ТТ) по финансовым характеристикам в 5 классов: ТТ с объемом выручки в январе 2008 г. — до 50 тыс. грн., 50–100 тыс. грн., 100–200 тыс. грн., 200–500 тыс. грн. и более 500 тыс. грн.

Так, среднее количество продаваемых упаковок ИМЕТА увеличивается в аптечных учреждениях с большим объемом ежемесячной выручки (рис. 2). В среднем на 1 аптечное учреждение в различных группах ТТ продажи ИМЕТА в январе 2008 г. составили от 5 (в ТТ с выручкой менее 50 тыс. грн.) до 24 (в ТТ с выручкой более 500 тыс. грн.) упаковок. Причем подобное распределение характерно для аптечных учреждений как крупных, так и небольших населенных пунктов.

Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок ИМЕТА в аптечных учреждениях, сгруппированных по объемам выручки, в январе 2008 г.

Рис. 2. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок ИМЕТА в аптечных учреждениях, сгруппированных по объемам выручки, в январе 2008 г.

Отличия между максимальным и средним количеством проданных упаковок препарата ИМЕТ® на одну ТТ в группах аптечных учреждений с различным объемом ежемесячной выручки позволяют оценить его потенциал. Так, например, в группе ТТ с объемом выручки 100–200 тыс. грн. в месяц среднее количество проданных одним аптечным учреждением упаковок этого препарата составляет 11, а максимальное — 80.

Исходя из утверждения, что результаты продаж определенного препарата определенной ТТ с небольшой погрешностью могут быть реализованы любой из ТТ конкретного класса, следует, что при достаточном товарном запасе каждое аптечное учреждение с объемом месячной выручки 100–200 тыс. грн. без труда смогло бы продать от 11 до 80 упаковок препарата ИМЕТ®.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в этой же группе ТТ одной аптекой была продана всего 1 упаковка ИМЕТА. Очевидная причина этого кроется в недостаточно продуманном формировании товарного запаса. Результат — упущенная выгода.

Для того чтобы помочь специалистам отделов закупок, приводим наши рекомендации по величине минимального месячного товарного запаса ИМЕТА в аптечных учреждениях различного типа (аптека, аптечный киоск, пункт) с различным объемом месячной выручки (табл. 3). Следует помнить также, что промоционная кампания ИМЕТА продолжается. Его продажи будут расти. И не только за счет увеличения количества аптек, где он представлен на полке, но и за счет увеличения числа продаваемых упаковок одним аптечным учреждением. Соответственно, объем товарного запаса этого препарата необходимо будет увеличивать.

Таблица 3

Рекомендации по объему минимального месячного товарного запаса ИМЕТА (упаковок) в различных типах аптечных учреждений с различными финансовыми характеристиками

Аптечные учреждения с ежемесячной выручкой Аптека Аптечный киоск Аптечный пункт
до 50 тыс. грн. 6–8 7–9 5–7
от 50 до 100 тыс. грн. 9–11 10–12 8–10
от 100 до 200 тыс. грн. 12–14 12–14 10–12
от 200 до 500 тыс. грн. 15–20 15–20 12–15
более 500 тыс. грн. 25–30

Потенциал ИМЕТА настолько велик, что в перспективе мы можем прогнозировать дальнейший стремительный рост объемов его продаж. В пользу этого свидетельствуют его фармакотерапевтические характеристики и искусная промоционная поддержка компании-производителя. С его помощью и у вашей аптеки есть потрясающая возможность увеличить объемы продаж! o

Екатерина Кармалита, Дарья Полякова

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Ліки від Компанії «Монфарм»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті