Рынок в целом
Для фармацевтического рынка Украины 1999 год оказался относительно спокойным, если не считать, что спокойствие сопровождалось постепенным «увяданием» (рис. 1).
|
Так, с 1998 по 1999 г. включительно объем продаж в розничном сегменте фармацевтического рынка уменьшился с 520 до 385 млн USD, или на 26% (прирост объема рынка (Growth Rate, GR) рассчитывается по формуле: GR = (SV1999/SV1998 –1) х 100%, где SV1999 — объем продаж лекарственных средств на отечественном рынке в 1999 г., SV1998 — объем продаж в 1998 г.), что обусловлено прежде всего постепенным снижением доходов, а следовательно, жизненного уровня населения Украины. Об этом же красноречиво свидетельствует динамика индекса доходов населения, который уменьшился более чем на 40 пунктов по сравнению с I кварталом 1998 г. В настоящее время его значения составляют 60% (в I квартале 1998 г. — 100%).
Плавное уменьшение квартальных объемов продаж чередовалось с подъемами, которые носили сезонный характер.
ИЛС и ОЛС: плюс-минус 11%
Попробуем проанализировать конкурентные процессы, происходившие в этот период. Их нельзя назвать простыми. Так, если в денежном выражении объем продаваемых импортных лекарственных средств (ИЛС) постепенно уменьшался (рис. 2),
|
то объем продаж препаратов отечественного производства (ОЛС) существенно не изменялся, варьируя на уровне 40 млн USD в квартал с небольшими колебаниями. Естественно, что эти процессы нашли отражение в изменении конкурентной структуры рынка. В классическом понимании конкурентной борьбы в течение 1999 г. действительно происходил передел рынка между отечественными и иностранными производителями. Причем с 1998 по 2000 г. последние уступили 11% рынка (рис. 3).
Как видим, начиная с 1998 г. доля рынка препаратов зарубежного производства постепенно уменьшалась. Если в 1998 г. она составляла почти 72%, то к началу 2000 г. снизилась почти до 60%. Соответственно доля рынка, занимаемая препаратами отечественного производства, увеличилась с 28% в начале 1998 г. до 39% к концу 1999 г. Несмотря на, казалось бы, успешные для отечественного производителя итоги конкурентной борьбы, ситуация заслуживает более детального анализа.
|
Борьба без победителей
Если взглянуть на проблему с философской точки зрения, то в конкурентной борьбе проиграли все. Как показано на рис. 2, в денежном выражении поквартальные объемы продаж отечественных лекарственных средств существенно не изменились. Объем же рынка препаратов отечественного производства в пересчете на проданные упаковки существенно увеличился (рис. 4),
что вполне объяснимо, поскольку в течение 1999 г. индекс долларовой стоимости одной упаковки постоянно снижался (рис. 5).
Эти явления были характерны не только для отечественных, но и для зарубежных препаратов. Однако снижение индекса долларовой стоимости одной упаковки ОЛС было более значительным — 35 пунктов по сравнению с уровнем цен в I квартале 1998 г. Снижение же индекса стоимости одной упаковки препаратов импортного производства составило 23 пункта. В денежном выражении стоимость ОЛС в I квартале 1998 г. составила 0,49 USD, а к IV кварталу 1999 г. — 0,32 USD. Стоимость одной упаковки ИЛС в I квартале 1998 г. составила 2,29 USD, а к IV кварталу 1999 г. — 1,77 USD.
|
Особенность ситуации заключается в том, что и отечественные и зарубежные производители к концу 1999 г. стали получать меньшее количество денег за единицу веса купленной или произведенной субстанции активного вещества. Причем отечественные производители за счет большего снижения индекса цены смогли продать большее количество упаковок, получив те же деньги, что и в начале 1998 г.
К чему это может привести — нетрудно догадаться. Снижение же индекса стоимости одной упаковки ИЛС, с одной стороны, было не столь значительным, с другой — на этот процесс оказали влияние цены на препараты российского и индийского производства, которые характеризовались не меньшей лабильностью, чем отечественные. Однако рассмотрение этих аспектов выходит за рамки настоящей статьи и заслуживает отдельного анализа.
Таким образом, в денежном выражении объем продаж продукции отечественных производителей сохранился на уровне 1998 г. Отечественные производители выиграли конкуренцию по количеству проданных упаковок, но проиграли в объеме полученной прибыли. Количество упаковок, проданных зарубежными производителями в 1999 г., осталось на уровне 1998 г. При этом иностранные компании недополучили прибыль в меньшем объеме, чем отечественые производители.
|
Снижение стоимости одной упаковки носило объективный характер. Во-первых, это явилось результатом конкурентного взаимодействия участников рынка. Во-вторых, процесс снижения розничных цен в долларовом эквиваленте не мог быть должным образом проконтролирован ни одним из звеньев цепочки «производитель — продавец».
Особенно остро эта ситуация проявилась в период быстрого снижения стоимости гривни. Поставщики продукции уже не могли изменить стоимости отгруженной партии товара. В наиболее тяжелом положении оказались те, кто заключил гривневые контракты с отсрочками платежей.
Как видно из рис. 6, в течение 1999 г. гривня «подешевела» на 32 пункта (в декабре ИГ достиг отметки 68 по сравнению с базовой отметкой в январе
1999 г. — 100). Иными словами, гривня дешевела в среднем на 2,7 пункта в месяц. Продукция, отгруженная в начале месяца, при условии отсрочки платежа 30 дней к концу месяца в среднем дешевела почти на 3% из-за снижения долларовой стоимости гривни. Таким образом, компании, которые пытались проводить агрессивную ценовую политику в 1999 г., снижая отпускные цены на свою продукцию, чтобы вытеснить с рынка конкурентов, вдвойне рисковали своей прибылью.
|
Прогноз-2000
Что же ожидает фармацевтический рынок в ближайшем будущем? Можно с определенной долей уверенности говорить о том, что в I квартале 2000 г. произойдет некоторое увеличение объемов продаж, по крайней мере, они стабилизируются на уровне, соответствующем IV кварталу 1999 г. Во-первых, этот период всегда являлся «пиковым» в плане сезонного колебания показателей заболеваемости населения. Во-вторых, о возможной положительной тенденции увеличения объема продаж в I квартале говорят данные за январь 2000 г., отражающие состояние рынка. Прогнозы на более продолжительный срок (2000 год в целом) пока делать очень сложно. Прежде всего, это связано с продолжающимся процессом снижения доходов населения (тренд «сползания» ИДН очень силен, см. рис. 1). Однако 2000 г. теоретически можно рассматривать как «поворотный», если действительно будет реализована программа правительства по оживлению экономики. Первые прогностические оценки развития рынка можно будет сделать уже в начале II квартала текущего года.
Сергей Еременко,
кандидат медицинских наук
Компания «Бизнес Кредит»
Тел.: (044) 235-63-02, факс: 212-08-66, e-mail [email protected]
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим