ІІІ Аптечный саммит Украины: диалог бизнеса и власти

6–7 декабря 2012 г. в отеле «Русь» состоялся ІІІ Аптечный саммит Украины (далее — саммит), собравший более 200 специалистов фармацевтической отрасли — представителей Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (далее — Комитет), МЗ Украины, Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины), Антимонопольного комитета Украины (далее — АМКУ), Государственной таможенной службы Украины, Государственного экспертного центра МЗ Украины (далее — ГЭЦ), Государственной инспекции Украины по контролю за ценам, а также руководителей всех звеньев фармацевтического рынка, аналитиков, юристов, маркетологов. Организатором мероприятия, которое уже традиционно стало площадкой для обсуждения проблем отрасли, выступила Аптечная профессиональная ассоциация Украины (далее — АПАУ) при официальной поддержке МЗ и Гослекслужбы Украины.

Участников саммита поприветствовал Михаил Пасечник, президент АПАУ, отметив, что в этом году проведение мероприятия совпало со знаменательной датой — 5-летием со дня создания АПАУ. Он также отметил, что основной целью саммита стало предоставление возможности бизнесу напрямую пообщаться с регуляторами рынка и задать им все интересующие вопросы.

Алексей Соловьев, председатель Гослекслужбы Украины, проинформировал о современном состоянии организации государственного контроля качества лекарственных средств. На сегодня политика Гослекслужбы Украины в обеспечении качественных и безопасных препаратов заключается в имплементации лучших европейских норм и правил.

Докладчик кратко отметил события, произошедшие на фармацевтическом рынке на протяжении 2011–2012 гг. Это, в частности, закрепление на законодательном уровне такого понятия, как надлежащая производственная практика (Good Manufacturing Practice — GMP), надлежащая дистрибьюторская практика (Good Distribution Practice — GDP), имплементированные в действующие Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговле лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия). В ближайшей перспективе (в 2013 г.) — внедрение надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice — GPP).

А. Соловьев напомнил, что с 2011 г. при регистрации в Украине лекарственного средства зарубежного производства стало обязательным наличие документа о соответствии производства требованиям GMP согласно Постановлению КМУ от 14 ноября 2011 г. № 1165 «О внесении изменений в Порядок государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств». Также внесены изменения в Порядок осуществления государственного контроля качества лекарственных средств, ввозимых в Украину, в частности, с 1 января 2013 г. станет обязательным при ввозе препарата в Украину предоставление документов, подтверждающих, что он произведен с соблюдением требований GMP. В своем выступлении глава Гослекслужбы Украины также коснулся вопросов деятельности рынка розничной реализации лекарственных средств. На 1 декабря 2012 г. в Украине насчитывалось 14 863 аптеки, 1015 аптечных киосков и 5261 аптечный пункт. После внесения изменений в Лицензионные условия в 2011 г. структура аптечных учреждений претерпела изменения: с 2012 г. уменьшается количество аптечных киосков, которые либо полностью ликвидируются, либо переформатируются в аптеки там, где это возможно.

В Украине в течение последнего года наблюдается динамика увеличения количества лицензиатов физических лиц-предпринимателей. Однако, как отметил руководитель Гослекслужбы Украины, последние события, связанные со «львовским фальсификатом», свидетельствуют, что учреждения именно такой формы собственности преимущественно реализовали фальсифицированные препараты. При проверке таких предпринимателей невозможно отследить пути поступления лекарственных средств, поскольку для этого вида деятельности не предусмотрено никакой отчетной документации. В связи с этим Гослекслужбой Украины разработан проект изменений в Налоговый кодекс Украины о неприменении упрощенной системы налогообложения в отношении субъектов розничной и оптовой торговли лекарственными средствами, который сегодня направлен на согласование в Государственную службу Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства.

Отвечая на вопрос: возможно ли отстрочить дату, с которой наличие сертификата GMP при ввозе лекарственных средств является обязательным, А. Соловьев заявил, что позиция Гослекслужбы Украины по данному вопросу остается неизменной и принципиальной. Сегодня в зоне риска находятся лишь 68 торговых наименований лекарственных средств (из них 40 препаратов производятся на территории стран PIC/S), на которые не поданы заявления относительно подтверждения соответствия/выдачи сертификата соответствия требованиям GMP. Среди них нет препаратов, отсутствие которых имело бы критические последствия для украинского потребителя. Поэтому с 1 января 2013 г. наличие сертификата GMP станет обязательным. Что касается лицензирования импорта, то в связи с отсутствием необходимых подзаконных актов провести лицензирование всех субъектов до 1 марта 2013 г. практически невозможно. Поэтому Гослекслужба Украины поддерживает предложение профильного министерства о том, чтобы наличие данной лицензии стало обязательным с 1 сентября 2013 г.

Завершая свое выступление, А. Соловьев подчеркнул, что стратегической целью Гослекслужбы Украины является создание целостной системы национальной лекарственной политики, охватывающей все элементы обращения лекарственного средства и обеспечения его безопасности: от разработки до приема пациентом.

Светлана Зброжек, главный консультант профильного Комитета Верховной Рады, зачитала участникам саммита приветственное слово Татьяны Бахтеевой, народного депутата, главы Комитета, в котором было отмечено, что активное участие профессиональных организаций в политической и общественной жизни страны позволяет создавать эффективные взаимоотношения между государством, врачом, провизором и пациентом. Несмотря на значительные достижения в сфере законодательного регулирования оборота лекарственных средств, сегодня остается целый ряд вопросов, требующих немедленного решения. В первую очередь, это обеспечение конституционного права каждого гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь, вопросы экономической доступности эффективных качественных и безопасных лекарственных средств, создание благоприятных условий для профессиональной деятельности аптечных работников и создание социально-ответственного фармацевтического бизнеса на принципах государственно-частного партнерства.

С. Зброжек сообщила, что 6 декабря завершена работа Верховной Рады Украины 6-го созыва, во время работы которой принято более 100 законопроектов, разработанных народными депутатами — членами Комитета, из которых 11 законопроектов касаются деятельности фармацевтической отрасли. В ближайшее время будет рассмотрен вопрос и о новом составе Комитета. Учитывая, что в новом составе Верховной Рады будет депутат, представляющий фармацевтическую отрасль, он обязательно должен принять участие в работе Комитета.

Она также дала ответ на вопрос о судьбе законопроекта № 11457, которым предложено открыть в каждом населенном пункте аптеку низких цен (инициатор — народный депутат Богдан Губский). Согласно регламенту Верховной Рады в связи с тем, что данный проект не был принят в первом чтении до завершения работы народных депутатов 6-го созыва, он снимается с дальнейшего рассмотрения. Будет ли законопроект заново зарегистрирован — на этот вопрос может дать ответ только его автор.

Виталий Зварич, начальник управления администрирования таможенных платежей Государственной таможенной службы Украины, проинформировал присутствующих, что за 11 мес 2012 г. при импорте препаратов предоставлено льгот в налогообложении на 4,5 млрд грн. (почти на 500 млн грн. больше, чем за аналогичный период 2011 г.) и 1,5 млрд грн. (на 200 млн грн. больше, чем в 2011 г.) — для изделий медицинского назначения.

Юрий Прокопенко, заместитель директора департамента исследований рынка АМКУ, рассказал об анализе рынка оптовой и розничной реализации лекарств, начатом в 2011 г. В частности, было рассмотрено 138 региональных рынков розничной торговли лекарственными средствами. На 16 из них выявлены признаки коллективной монополии, на 94 — признаки индивидуальной монополии. Наиболее распространенными неценовыми нарушениями на указанных рынках стали случаи недобросовестной конкуренции в виде распространения информации, вводящей потребителей в заблуждение, а распространенные ценовые нарушения — злоупотребление монопольным положением путем завышения цен на лекарственные средства. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о незначительном количестве нарушений ценообразования на рынке розничной реализации лекарственных средств, поэтому АМКУ предполагает, что повышение цен на лекарства могло быть связано с деятельностью производителей и оптовых компаний. В ходе проведения I этапа исследования рынка оптовой реализации лекарственных средств установлено, что более 70% объема поставок препаратов в аптеки осуществляется 5 компаниями — лидерами этого сегмента рынка. Таким образом, на рынке оптовой реализации лекарственных средств работают субъекты хозяйствования, положение которых имеет признаки монопольного (доминирующего).

На сегодня начат II этап исследования, который предусматривает углубленное изучение деятельности 10 лидеров рынка оптовой реализации лекарственных средств на предмет соблюдения ими конкурентного законодательства. Параллельно ведется работа по рассмотрению каналов дистрибьюции на предмет наличия в них вертикальных антиконкурентных согласованных действий. В связи с этим Ю. Прокопенко порекомендовал представителям бизнеса проводить тщательный анализ договоров, особенно в части эксклюзивных поставок товаров и фиксированных цен, и если возникают сомнения — обращаться в АМКУ за соответствующими разъяснениями.

Обзор перспектив развития фармацевтического рынка с точки зрения производителя представил Виктор Пушкарев, региональный директор России, Украины и СНГ «Орион Корпорейшн». Такого насыщенного событиями года, как 2012, в истории отечественной фармацевтической отрасли еще не было, при этом изменения коснулись всех ключевых звеньев функционирования рынка лекарственных средств.

По его словам, изменения в ценовых регуляциях в дальнейшем будут способствовать уходу с рынка высокостоимостных брэндированных генерических препаратов, что, соответственно, отразится на ассортименте продукции, а также приведет к повышению цен на более дешевые генерики. Такие изменения при отсутствии страховой медицины и системы реимбурсации негативно скажутся на привлекательности украинского рынка для инновационных продуктов.

К уменьшению ассортимента фармацевтической продукции на отечественном рынке, а также к перебоям с ее поставками, по прогнозам В. Пушкарева, могут привести регуляции в сфере допуска лекарственных средств на рынок. В частности, это введение нормы относительно обязательного наличия сертификата GMP, а также лицензирования импорта. Однако они несут и положительные моменты — с рынка исчезнут препараты, произведенные в ненадлежащих условиях. Еще одна регуляция, которая в ближайшем будущем окажет влияние на рынок, — частичный запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств, поскольку промоция лекарственных средств (в том числе реклама) — немаловажный драйвер увеличения потребления препаратов. Негативными факторами являются последовательность внедрения нового регулирования в отрасли и совпадение по времени начала действия новых правил игры. Но, так или иначе, украинский фармацевтический рынок будет развиваться и дальше. Этому способствует внедрение новых медицинских технологий, старение населения, повышение информированности пациента о современных методах лечения и профилактики заболеваний.

Тамара Мокроусова, генеральный директор ООО «Бионорика» в Украине, Беларуси, странах Балтии, поделилась своим видением сотрудничества производителя с аптекой. Элементами такого взаимодействия могут быть следующие виды маркетинговой активности: индивидуальные визиты медицинских представителей в аптеки, проведение образовательных программ для провизоров и фармацевтов, промоакций в аптеках, направленных на потребителя, рекламный сервис для аптек, внедрение инновационных проектов по стимулированию сбыта. Компания «Бионорика» предложила дифференцированный подход к развитию аптечной индустрии, внедрив новый проект — Фитотека/ Phytothek, цель которого — обратить внимание потребителей на высококачественные инновационные фитопрепараты и предоставить компетентную консультацию в аптечном учреждении. В рамках данного проекта действует и обучающая программа для повышения компетенции провизора при консультировании с акцентом на растительную терапию.

Жан-Поль Шоер, генеральный директор компании «Санофи» в Украине и Беларуси, отметил, что сегодня производители понимают важность партнерства со всеми звеньями системы здравоохранения, которое способствует эффективному развитию фармацевтической отрасли. Это внедрение инновационных методов лечения, обеспечение доступности препаратов, повышение информированности населения о заболеваниях и способах их профилактики.

Он напомнил, что в 2011 г. МЗ Украины и компания «Санофи» в Украине подписали Меморандум о взаимопонимании. Согласно его положениям компания обязуется оказывать поддержку украинским государственным органам власти в реализации программы реформирования отрасли здравоохранения. Кроме того, одной из целей такого сотрудничества является улучшение контроля сахарного диабета и его лечения у взрослых и детей, а также диагностика рака молочной железы на ранних стадиях.

Грегори Фишман, управляющий директор копании «Foyil Securities», отметил, что несмотря на существующие проблемы, фармацевтический рынок Украины чрезвычайно интересен для международных игроков. В стране развита фармацевтическая промышленность, соответствующая международным стандартам, имеются высокопрофессиональные топ-менеджеры, высокий показатель населения с высшим образованием (потенциальные кадры), положительные показатели роста фармрынка, а также возможна разработка оригинальных препаратов. Среди недостатков — недостаточно развита инфраструктура системы здравоохранения, отсутствие обязательных стандартов лечения, недостаточная финансовая поддержка системы здравоохранения государством, отсутствие страховой медицины, коррупция.

Виктор Чумак, советник министра здравоохранения Украины, вице-президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины, осветил вопросы эффективности лекарственных средств. По его словам, масштаб проблемы качества лекарств на рынке Украины несоизмеримо мал по сравнению с глобальной проблемой фармацевтического рынка Украины — государство не контролирует процесс назначения препаратов и эффективность лечения, что приводит к бесконтрольному нерациональному потреблению лекарств, при этом деятельность фармацевтической отрасли направлена преимущественно на получение прибыли. Об этом шла речь и в выводах Правительственной комиссии, созданной по поручению КМУ в 2007 г.

Таким образом, если рассматривать оборот лекарств с точки зрения торговли (получения прибыли) — это одна сторона государственной политики и, соответственно, стратегия управления рынком. Но если его рассмотреть с точки зрения фармакотерапии, то это уже совсем другая политика, в основу которой должен быть положен такой принцип: на рынке должны присутствовать только препараты, необходимые для лечебного процесса.

В. Чумак обратил внимание присутствующих на то, что аптекам принадлежит особая роль в обеспечении качественной медицинской помощи. Однако аптека — единственное звено оборота лекарственных средств (разработка, испытание, регистрация, производство, дистрибьюция лекарственных средств, розничная торговля), которое не только не перешло на стандарты надлежащей практики, но пока не видно даже тенденции к этому. Он также обратил внимание на фармакогенетические особенности человека, вследствие чего некоторые препараты оказываются неэффективными, либо же наоборот, могут вызвать развитие побочных реакций. И это не зависит ни от качества препаратов, ни от наличия сертификатов GMP.

Современным реалиям аптечной сети и дистрибьюции была посвящена отдельная сессия саммита. Татьяна Буц, директор ООО «Евроаптека», осветила вопросы работы аптечной розницы в условиях жесткого регулирования фармацевтического рынка со стороны государственных органов и растущей конкурентной борьбы с аптеками-дискаунтерами. В настоящий момент наблюдается активное увеличение числа аптечных учреждений, использующих ценовые методы конкуренции. Быстро захватывая долю рынка у конкурентов за счет низких цен, дискаунтеры рушат локальные рынки, что часто приводит к закрытию деятельности ранее работавших аптек. Кроме того, формируя особо низкие цены на лекарственные средства, дискаунтеры также являются катализатором для регуляторных органов в установлении низких наценок для всего аптечного ритейла Украины. Неэтичная конкуренция приводит к ценовым войнам и, как следствие, к снижению рентабельности аптечной розницы.

Однако следует помнить, что не все посетители аптек ориентированы только на низкие цены. Кому-то особо важна цена, а кому-то важнее сервис, ассортимент, квалифицированная консультация фармацевта. Обеспечивая для покупателя достойный выбор качественных фармацевтических услуг, сегодня нельзя работать по-старому, без новых инициатив и без быстрой реакции на изменения рынка.

Татьяна Котляр, председатель Общественного совета при Гослекслужбе Украины, в своем выступлении подняла проблемные вопросы деятельности аптечной розницы. На сегодня работа аптек усложнена из-за множественных нормативных актов, касающихся ценовой регуляции. В связи с этим необходимо вносить изменения в законодательную базу. Было предложено заменить все перечни лекарственных средств и изделий медицинского назначения, подлежащие ценовому регулированию, на единый.

Особенно это актуально для отпуска лекарственных средств аптечными учреждениями за бюджетные средства (в том числе и по бесплатным рецептам), поскольку перечень препаратов, разрешенных к отпуску за бюджетные средства, значительно шире. При розничной реализации большая его часть не регулируется, это касается в том числе лекарственных средств отечественного производства, оптово-отпускная цена которых менее 12 грн. Но когда аптечное учреждение отпускает за бюджетные средства — регулируется весь перечень, при этом цена не должна превышать задекларированной оптово-отпускной цены плюс 10% оптовой и 10% розничной наценки. Кроме того, задекларированы не все оптово-отпускные цены на препараты из этого перечня, что также усложняло работу аптек в этом году.

Данная позиция была поддержана участниками саммита. М. Пасечник сообщил, что АПАУ официально обратилось к Премьер-министру Украины и министру здравоохранения Украины с предложением внести изменения в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, сделав его единственным перечнем препаратов и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственной регуляции, и которые могут закупать заведения и учреждения здравоохранения, полностью или частично финансирующиеся из государственного и местных бюджетов.

Т. Котляр также отметила, что с 1 января 2013 г. вводятся дифференцированные предельные торговые (розничные) надбавки на лекарственные средства в зависимости от их закупочной цены в соответствии с постановлением КМУ от 24 сентября 2012 г. № 880 «О внесении изменения в пункт 1 постановления Кабинета Министров Украины от 17 октября 2008 г. № 955». По ее словам, очень важно, чтобы при введении в действие регуляторных актов органы власти предоставляли субъектам хозяйствования переходной период, что, в частности, и было сделано относительно введения дифференцированных наценок.

По словам Светланы Пасталицы, генерального директора КП «Лекарства Украины» Черниговского областного совета, количество препаратов, подпадающих под ценовое регулирование, составило около 80% ассортимента аптеки. На протяжении года уже закрыто 7 аптек, еще 2 — на очереди, при этом очень тяжело объяснять общественности, что коммунальным аптекам действительно невозможно выживать в таких условиях.

Наталья Касьянова, генеральный директор «Мед-сервис групп», рассмотрела вопросы взаимодействия аптек, дистрибьюторов, производителей, а также поделилась своим опытом по увеличению доходности аптек. Так, в аптеках сети с этого года внедрена система проверки качества товара. Пациент может получить информацию о качестве товара (соответствующий сертификат качества и образец оригинальной упаковки товара), используя специальную систему, которая считывает сканером код на упаковке.

Михаил Нестерчук, генеральный директор ГЭЦ, проинформировал об этапах реализации Пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью (далее — Пилотный проект). Он обратил внимание на то, что в Пилотном проекте, к сожалению, отказались принимать участие многие ведущие аптечные сети Украины. На сегодня подготовлен и вынесен на публичное обсуждение проект постановления КМУ, в котором предлагается продлить реализацию Пилотного проекта еще на год.

М. Нестерчук поддержал данную инициативу, отметив, что сегодня необходимо проанализировать допущенные ошибки, особенно касающиеся механизма реимбурсации. Он обратился к представителям фармацевтического рынка с предложением создать совместную рабочую группу со специалистами ГЭЦ, в частности Департамента рациональной фармакотерапии и сопровождения формулярной системы, с целью совершенствования механизма возмещения стоимости лекарственных средств, включенных в Пилотный проект.

Сергей Гончаров, директор компании «Аптеки медицинской академии», отметил, что до сих пор не существует четкого определения, каким образом определяется перечень субъектов хозяйствования, участвующих в проекте. Областным управлением здравоохранения не сформирован перечень лечебных учреждений, сотрудники которых имеют право выписывать такие рецепты, а также реестр врачей с такими полномочиями, не определен лимит рецептов для каждого аптечного учреждения.

Как отметил выступающий, субвенцией на частичное возмещение стоимости должны распоряжаться не областное управление здравоохранения (штат которого немногочислен и физически не может справиться с потоком документации), а городские и районные администрации. С. Гончаров также отметил, что длительный процесс возмещения (как минимум 45 дней), ставит под угрозу работу субъекта хозяйствования в связи с его обязательствами перед оптовыми поставщиками. Поэтому необходимо пересмотреть срок подачи реестра отпущенных препаратов, сократив его до 14 дней.

Олег Никулишин, генеральный директор ООО «Маркет Универсал ЛТД», отметил, что его аптечная сеть также участвует в Пилотном проекте, и на сегодня возмещению подлежат только препараты на сумму 300 грн. Он сделал вывод, что в проекте не желают принимать участие ни пациенты, ни лечебные учреждения. В первую очередь, это вызвано отсутствием доверия к врачу и провизору со стороны пациента.

По словам С. Пасталицы, на территории Черниговской обл. в Пилотном проекте пожелали принять участие 4 субъекта хозяйствования. За 32 дня реализации второго этапа аптеками коммунального предприятия отпущено 1259 рецептов на сумму 11 700 грн., однако компенсация ни разу не была получена.

Дмитрий Алешко, партнер юридической компании «Правовой Альянс», проанализировал законодательные изменения 2012 г., касающиеся фармацевтического рынка.

Интерес участников саммита вызвал доклад Сергея Ищенко, директора компании «Proxima Research», в котором были рассмотрены новые возможности по привлечению потребителей для аптечных сетей. Внимание участников саммита было обращено на то, что темпы развития рынка розничной торговли снижаются. По итогам 2012 г., суммарный объем рынка аптечных продаж лекарственных средств ожидается на уровне 27 млрд грн., выйдя в 2013 г. на 30, 7 млрд грн. При этом темпы прироста розничного рынка лекарственных средств в этом году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составят 16,4% в гривневом эквиваленте. В 2013 г. по оптимистическому сценарию рост розничного рынка составит +14% в национальной валюте, по пессимистическому +12,4%. Как отметил докладчик, в условиях замедления роста рынка аптеки должны искать новые возможности повышения доходности. Таким механизмом может стать оптимизация взаимодействия оптового и розничного звена. По словам С. Ищенко, перспективным направлением является управление дистрибьютором товарными запасами аптечной полки, а также управление дефектурой, с использованием IT-технологий.

Оценка конкурентного окружения и своего места в нем также чрезвычайно важны для аптечных сетей, которые планируют развиваться и расширяться в будущем. С. Ищенко сообщил, что в 2013 г. компания «Proxima Research» внедряет новый сервис, позволяющий увидеть на карте расположение конкурентов, оценить собственное присутствие, а также получить информацию о концентрации продаж.

Повышение лояльности потребителя — основной фактор, позволяющий эффективно работать аптечным сетям, и сегодня он перемещается в интернет-пространство. Возможности интернета широко используются аптеками — крупные сети имеют сайты, на которых размещается информация о наличии лекарственных средств и их ценах. Это мощный и недорогой ресурс, благодаря которому аптека может заявить о себе. Следующий шаг — объединение нескольких сотен аптечных интернет-ресурсов в единую площадку, и такие проекты уже развиваются в России, Беларуси, Украине и других странах. Однако возможность быстрого сравнения стоимости одного препарата в разных точках может привести к неизбежным ценовым войнам.

Дальнейший этап развития — использование мобильных устройств, что дает возможность напрямую контактировать с потребителем. Простота и удобство использования мобильной платформы, персонификация потребностей, множественные сервисы для конечного потребителя позволят значительно повысить его лояльность к аптечной сети. В 2013 г. компания «Proxima Research» начинает новый проект. Используя функции поиска в мобильном устройстве, потребитель сможет определить ближайшую аптеку для приобретения нужного препарата. Ему будет предложен кратчайший маршрут к аптеке, предоставлена возможность забронировать лекарственное средство либо перезвонить в аптеку. Подводя итоги, С. Ищенко отметил, что компании, которые первыми будут использовать новые технологии, станут лидерами на этом сложном рынке, привлекая все больше лояльных потребителей.

Возможности автоматического заказа в розничных сетях были рассмотрены в докладе Александра Манькова, руководителя проекта «ТОТУС». Автоматический заказ позволяет увеличить объем продаж, в частности, за счет избежания упущенных продаж. По словам докладчика, средний уровень упущенных продаж на рынке сегодня составляет 12–15%, в то время при автозаказе этот показатель составляет 5–7%, а в некоторых случаях и 4%. При частично автоматизированном заказе специалисту необходимо потратить до 2 ч для его обработки, а в случае, если заказ делается по телефону, то время увеличивается до 3–4 ч. Полноценный автозаказ позволяет выполнить его в одной торговой точке в среднем за 1–2 мин. Не следует забывать, что для покупателя важным фактором при выборе аптеки является наличие необходимого препарата. Уменьшая дефектуру за счет внедрения автозаказа, аптека привлекает новых постоянных клиентов. Однако при внедрении автозаказа можно столкнуться с сопротивлением персонала, в первую очередь заведующих, теряющих возможность получить материальную выгоду. Кроме того, автозаказ лишает их участия в переговорах и принятии решений, что достаточно болезненно для амбициозных людей и умаляет их чувство собственной значимости. А. Маньков отметил, что с помощью автозаказа можно осуществлять следующие процессы: получение и обработка прайс-листов поставщиков; управление ассортиментной матрицей; расчет потребности и распределение по поставщикам; экспедирование заказа и оприходование товара; анализ эффективности и устранение негативных последствий.

Александр Емец, директор ООО «Софтинформ», проинформировал слушателей о новом продукте компании — «Информационное обеспечение аптек», который станет незаменимым инструментом в работе аптечных учреждений. Докладчик подробно рассказал, как работает информационный сервис: к центральному серверу аптечной сети подключается информационный модуль, который реплицирует необходимые данные во все торговые точки. В частности, это каталог препаратов, нормативно-правовые акты, данные о регистрации лекарственных средств, распоряжения Гослекслужбы Украины, предложения поставщиков, то есть вся необходимая для работы аптек информация. Как это применяется на практике? В процессе розничной реализации данные, которые предоставляет продукт, помогут оперативно получить исчерпывающую информацию о лекарственных средствах (инструкция по применению, состав, действующее вещество, синонимы), дать подсказку по генерической замене препаратов (перечень синонимов), оперативно выявить запрещенные серии, а также предоставить информацию о референтных ценах. При приеме товара информационное обеспечение позволит контролировать регистрационный статус препарата, выявлять серии, запрещенные к реализации, а также распознавать накладные по кодам «МОРИОН». На этапе заказа товара благодаря сервису возможно автораспознавание прайс-листов поставщиков, использование групп и кратности медикаментов, замена отсутствующих лекарственных средств (поиск синонимов). Немаловажно и то, что информационный сервис может использоваться в процессе анализа деятельности компании (классификации АТС, NFC; классификаторы косметических продуктов и диетических добавок; объединение медикаментов по группам, брэндам, маркетирующим организациям для составления отчета). Это позволит повысить эффективность бизнес-процессов, снизить затраты и привлечь лояльных покупателей.

Доклады, прозвучавшие во время конференции, не оставили участников равнодушными, вызвав оживленные дискуссии. Саммит, благодаря которому в одном зале собрались не только субъекты фармацевтического рынка, но и представители регуляторных органов, стал очередной важной ступенькой в развитии диалога между бизнесом и властью.

Анна Бармина,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті