«Лечива» позиции компании на рынке укрепляются

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОМПАНИИ «ЛЕЧИВА»

Чешская компания «Лечива» — динамически развивающаяся фармацевтическая фирма, доходы которой в 2000 г. по сравнению с 1999 г. увеличились на 9,1% и составили около 145 млн долларов США. При этом прибыль компании увеличилась на 27% до 15,5 млн долларов США. На протяжении многих лет компания стабильно наращивает объемы продаж генерических препаратов. В 2000 г. объем реализации на внутреннем рынке увеличился на 5,4%, экспорт лекарственных средств в Словакию — на 13,9%, в другие страны Восточной Европы и СНГ — на 33,8%.

«Лечива» является доминирующей компанией на фармацевтическом рынке Чехии, ее доля в общем объеме продаж препаратов составляет 13%, по количеству реализованных упаковок лекарственных средств — 28% (рис. 1). На долю других чешских фармацевтических компаний приходится 4% общего объема продаж на национальном фармацевтическом рынке. На фармацевтическом рынке Словакии продажи компании «Лечива» составляют 10%, других чешских производителей — 3% (рис. 2).

Рис. 1. Доля компании «Лечива» на фармацевтическом рынке Чехии (в денежном выражении)

Рис. 2. Доля компании «Лечива» на фармацевтическом рынке Словакии (в денежном выражении)

Поскольку возможности для дальнейшего увеличения сбыта на чешском рынке в определенной степени ограничены, особое внимание уделяется расширению деятельности за рубежом. Потенциал для наращивания объемов продаж значительно возрос после того, как «Лечива» стала собственностью американской инвестиционной компании, которая выделила дополнительные средства для модернизации производства и проведения маркетинговых операций, а также обеспечила компанию передовыми технологиями менеджмента. Кроме того, «Лечива» достигла значительных успехов в области маркетинга как у себя на национальном рынке, так и за рубежом благодаря эффективной реорганизации структуры компании и ее переориентации на производство современных высокотехнологичных лекарственных средств.

Препаратами-бестселлерами в 2000 г. были инсулины, Трамал (трамадол), Ибупрофен (ибупрофен), Аугментин (амоксициллин + кислота клавулановая)* и Диакордин (дилтиазем), на долю которых приходится 23% общего объема продаж лекарственных средств компании «Лечива».

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КОРНИ

«Лечива» берет свое начало от маленькой пражской аптеки, первые упоминания о которой относятся к 1488 г. В 1857 г. владельцем аптеки стал Бенжамин Фрагнер, который занимался изготовлением галеновых препаратов, другой фармацевтической продукции. Семейное дело Фрагнеров процветало, однако после второй мировой войны фармацевтическое предприятие было национализировано, а после обретения Чехией независимости — преобразовано в акционерное общество-концерн. Вслед за этим остро встал вопрос о модернизации производственных мощностей компании и приобретении передового опыта управления предприятием. Ощущался недостаток финансовых ресурсов. В мае 1998 г. «Лечива» продала контрольный пакет акций американской фирме с венчурным капиталом «Варбург Пинкус». В настоящее время этой компании принадлежит 98% акций компании «Лечива».

«ДЕЙСТВУЙ ЛОКАЛЬНО — ДУМАЙ ГЛОБАЛЬНО»

Именно так сформулировал стратегию компании «Лечива» ее руководитель Йиржи Михал. Он отметил, что в настоящее время руководство компании проводит комплекс мероприятий под условным названием «создание ценностей», направленных на модернизацию производства. В рамках этой программы обновляется портфель препаратов и развивается сотрудничество между дистрибьюторами, пациентами и врачами.

В настоящее время «Лечива» доминирует на чешском фармацевтическом рынке и пытается закрепить за собой позиции лидера на рынке Словакии за счет развития партнерских отношений со словацкими фармацевтическими компаниями и создания крупных международных фирм.

Руководство компании провело переговоры с рядом фармацевтических фирм стран Восточной и Центральной Европы о необходимости объединения усилий с тем, чтобы осуществлять эффективную маркетинговую деятельность в условиях жесткой конкуренции. Правда, пока это не дало ощутимых результатов. Между тем многие фармацевтические компании, находящиеся в странах, которые в недалеком будущем планируют вступить в Европейский Союз, озабочены проблемой выживания. По мнению руководителей компании «Лечива», на протяжении следующих двух–трех лет выживут лишь те фирмы, годовой товарооборот которых составит как минимум 0,5 млрд долларов США.

В связи с этим руководство компании открыто для переговоров о возможности создания альянса с крупными международными корпорациями. Прецедент уже есть. Известному чешскому заводу «Шкода» после того, как он был приобретен крупной немецкой компанией «Фольксваген», удалось не только сохранить относительную автономию, но и добиться существенных успехов в маркетинговой деятельности. Руководство «Лечивы» считает этот пример концентрации капитала в автомобилестроительной промышленности удачным и полагает, что в будущем может воспользоваться им для того, чтобы успешно работать в новых условиях.

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

До последнего времени компания «Лечива» предлагала целый ряд препаратов, главным образом на рынках Чехии и Словакии, по ценам, которые были существенно ниже в сравнении с таковыми в странах Европейского Союза. Акцент делался на производстве и маркетинге качественных и доступных по цене препаратов для лечения хронических заболеваний, а также для оказания первичной медицинской помощи. Руководство компании осознает, что существует категория пациентов, платежеспособность которых ограничена, однако они также должны получать эффективную медикаментозную помощь. Выходом из положения для них является приобретение необходимых лекарственных средств по более низкой цене. Будучи «генерической» компанией, «Лечива» прилагает усилия к тому, чтобы удовлетворить потребности таких пациентов в различных лекарственных средствах.

В настоящее время компания выпускает около 130 препаратов (230 лекарственных форм) для лечения сердечно-сосудистых, воспалительных заболеваний, сахарного диабета, заболеваний центральной нервной системы и т.д. Начиная с 1996 г. компания внедрила на национальный фармацевтический рынок 34 новых препарата, включая генерические версии омепразола, симвастатина, финастерида и флуконазола.

Кроме маркетинга лекарственных средств, «Лечива» проводит информационную работу среди врачей, обеспечивая их материалами, содержащими современные рекомендации по лечению заболеваний, которые разработаны авторитетными международными медицинскими учреждениями и организациями. Хотя на фармацевтическом рынке, как правило, представлено несколько версий одного и того же препарата, в том числе производства компании «Лечива», последняя занимает нейтральную позицию в вопросе о том, препарату какой именно фирмы врачи должны отдавать предпочтение. Руководство считает, что задача компании — обеспечить специалистов свежей информацией о фармакотерапии различных заболеваний, а практические врачи сами примут решение, какой препарат следует назначить пациенту. Этот принцип является стратегически важным в развитии долговременного сотрудничества с врачами.

«Лечива» осуществляет также инновационную деятельность. В настоящее время специалисты компании совместно с учеными факультета фармации Чарльзского университета (Прага), Института микробиологии Академии наук Чехии работают над созданием новых лекарственных средств.

Хотя компания «Лечива» занимает доминирующие позиции на чешском рынке, она не является монополистом. Такие компании, как «Ивакс» (США) и «Плива» (Хорватия), также играют важную роль, являясь владельцами чешских фирм «Галена» и «Лахема».

Руководство компании «Лечива» не останавливается на достигнутом. Чтобы эффективно работать в условиях жесткой конкуренции со стороны других генерических компаний, что неизбежно после вступления Чехии в Европейский Союз, «Лечива» планирует наладить производство и маркетинг генерических версий брендов-блокбастеров, срок действия патентной защиты которых к тому времени закончится.

Согласно разработанной стратегии приоритетом в будущей маркетинговой деятельности компании «Лечива» является продвижение на рынок препаратов, используемых для оказания первичной медицинской помощи, а также вступление в альянс с крупными фармацевтическими корпорациями.

По материалам журнала «Scrip»
и данным, предоставленным представительством
компании «Лечива» в Украине


* Производится по лицензии.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті