КМП: 2001 г. глазами украинского производителя

Провожая уходящий год, принято подводить итоги и строить планы на будущее. О том, каким был 2001 год для одного из лидеров отечественной фарминдустрии — АО «Киевмедпрепарат» — рассказывают руководители предприятия: генеральный директор Вячеслав Виноградов (В.В.), коммерческий директор Александр Партышев (А.П.), директор по маркетингу Владимир Митин (В.М.) и директор по управлению качеством Валентина Шевченко (В.Ш.).

В.В.: Оценивая в целом работу АО «Киевмедпрепарат» в 2001 году, можно отметить, что нашему предприятию удалось упрочить свои позиции на отечественном фармацевтическом рынке. В частности, объем продаж в этом году по сравнению с прошлым годом увеличился на 17%, что является хорошим показателем динамики роста. Этому способствовала эффективная работа маркетингового и коммерческого департаментов по продвижению и реализации нашей продукции. Кроме того, достигнуто оптимальное соотношение производимой и реализуемой продукции, при котором сведена к минимуму дефектура и исключено затоваривание.

Вместе с тем, остались и нерешенные проблемы. В частности, переоснащение и реконструкция предприятия в соответствии со стандартами GMP идут не такими быстрыми темпами, как этого хотелось бы. Основная объективная причина этого — отсутствие достаточных финансовых ресурсов. Дублирование ряда ассортиментных позиций несколькими отечественными предприятиями существенно сказывается на размере прибыли, поскольку многие считают, что единственным средством конкурентной борьбы в такой ситуации является взаимный демпинг. Исходя из реальных возможностей предприятия, мы делаем все для того, чтобы минимизировать расходы на модернизацию производства. Например, организуем тендеры на закупку оборудования и выбираем наиболее приемлемое по цене и в то же время соответствующее европейским стандартам.

p_321_50_241201_KMP.jpg (10200 bytes)

В  одном из цехов АО «Киевмедпрепарат»

А.П.: Одним из существенных достижений уходящего года является создание отдела логистики и выведение из его структуры отдела отгрузки. Это позволило освободить отдел логистики от решения технических вопросов, непосредственно не входящих в его компетенцию, и сосредоточить усилия на решении аналитических задач. В настоящее время отдел логистики объединяет транспортный цех, склад готовой продукции и цех подготовки сырья. Аналитическая группа отдела контролирует соблюдение баланса между производством и реализацией готовой продукции, поступлением и остатками материалов для производства, а также оценивает производственные возможности предприятия. Это позволяет не допустить перенасыщения тем или иным видом сырья, предотвратить затоваривание готовой продукцией и своевременно восполнять дефектуру. Кроме того, тщательный анализ производственных возможностей предприятия позволяет оперативно осуществлять переход с выпуска одного вида продукции на другой. По сути, отдел логистики является связующим звеном между коммерческим и техническим департаментом и в дальнейшем позволит всему предприятию работать как единый организм.

В 2001 году несколько изменилась политика предприятия в отношении дистрибьюции. Она нацелена на укрепление партнерских отношений с теми фирмами, которые поставляют лекарственные препараты непосредственно в розничную сеть. Мы хотим, чтобы наша продукция была представлена в каждой точке розничной реализации медикаментов и чтобы поставлял их тот дистрибьютор, который наиболее «удобен» данному предприятию розничной торговли. В результате несколько расширилась дистрибьюторская сеть, в частности налажены партнерские отношения с АО «Фармация» Киевской городской госадминистрации, компаниями «ФРА-М» (Донецк), «Фалвест-Фарм» (Днепропетровск), «Фармако» (Киев), «Аксис» (Ивано-Франковск), «Шена» (Харьков), «Медпрепараты» (Херсон) и др. Эти компании обеспечивают достаточно высокий уровень сервиса и упоминаются во многих заявках аптечных учреждений, расположенных в соответствующих регионах. Мы считаем, что дистрибьютор должен зарабатывать на нашей продукции больше, чем это было до сих пор. На это и направлена наша работа и ценовая политика.

В.М.: В 2001 году наше предприятие увеличило объемы производства и продаж. Очевидно, это закономерный результат той работы, которая была проделана всем коллективом предприятия. В частности, в этом году мы значительно повысили активность в области продвижения продукции. Более тесным стал контакт с ведущими специалистами отечественной медицины, увеличилось количество постмаркетинговых исследований наших препаратов. Укрепление имиджа продукции АО «Киевмедпрепарат» было одной из основных задач, с которой, на мой взгляд, вполне успешно справился департамент маркетинга. На украинский фармацевтический рынок были выведены несколько новых препаратов нашего предприятия, а также усилена информационная поддержка ряда позиций уже представленных на рынке. Традиционно АО «Киевмедпрепарат» связывают с производством лекарственных средств для лечения инфекционных заболеваний. Поэтому, развивая свою деятельность, мы стремились, с одной стороны, упрочить этот имидж, а с другой — расширить ассортимент продукции за счет лекарственных средств других фармакотерапевтических групп. Например, в этом году мы внесли в свой портфель лекарственный препарат СОННАТ-КМП (зопиклон), предназначенный для лечения нарушений сна, а также МЕТОПРОЛОЛ-КМП, применяемый в кардиологии, и др.

Наиболее успешным проектом по продвижению безрецептурных лекарственных средств является внедрение на рынок препарата ЛОРАТАДИН-КМП. По-прежнему успешно осуществляется продвижение антибиотиков цефалоспоринового ряда. В этой группе наиболее активной динамикой продаж отличается известный препарат ЦЕФТРИАКСОН-КМП. Кроме того, в ассортименте АО «Киевмедпрепарат» появились новые препараты ЦЕФТАЗИДИМ-КМП и ЦЕФОПЕРАЗОН-КМП. Особо хотелось бы отметить наш новый лекарственный препарат АМПИСУЛЬБИН-КМП (ампициллин плюс сульбактам). Он относится к группе так называемых защищенных пенициллинов, которые до этого были представлены на украинском фармацевтическом рынке только импортными аналогами. Работа по продвижению новых наименований лекарственных средств только началась, поэтому пока рано подводить итоги, однако у всех наших новинок есть хорошие перспективы на отечественном фармацевтическом рынке.

В.Ш.: На протяжении 2001 года наше предприятие не получило ни одной рекламации, что свидетельствует о высоком качестве продукции, выпускаемой АО «Киевмедпрепарат». Важным событием стало получение сертификата качества ISO 9002, который удостоверяет соответствие качества нашей продукции высоким европейским стандартам. В течение года несколько изменился подход к некоторым аспектам качества продукции. В частности, ранее контракты на поставку субстанций заключала исключительно служба маркетинга без участия департамента управления качеством. В настоящее время мы участвуем в выборе поставщика, оцениваем предоставленную им документацию и соответствие данного сырья принятым у нас стандартам качества. Это позволило предупредить возможность попадания на предприятие некачественной субстанции на стадии заключения контракта.

Кор.: Какие события 2001 года вы считаете наиболее значимыми для украинского фармацевтического рынка?

В.В.: Прежде всего — создание Ассоциации работодателей фармацевтической отрасли. С этой общественной организацией мы связываем большие надежды. В ее состав вошли люди, имеющие большой опыт работы в фармацевтической промышленности и настроенные на конструктивное решение проблем отечественных производителей. Создание ассоциации предоставило нам возможность объединиться для обсуждения актуальных вопросов рынка и выработки общей стратегии действий, направленных на защиту интересов украинских фармацевтических заводов.

В.М.: В 2001 г. на украинском фармацевтическом рынке наметились некоторые позитивные изменения. Прежде всего рынок стабилизировался и наметилась тенденция к увеличению его объема, причем темпы прироста внушают оптимизм. На фоне этих изменений мы наблюдаем повышение активности зарубежных компаний, для которых украинский рынок становится более привлекательным. Правда, пока мы не ощущаем серьезной конкуренции со стороны зарубежных компаний, однако нет сомнений в том, что со временем конкуренция усилится и станет более жесткой. Нашими главными конкурентами могут оказаться в первую очередь фармацевтические компании из стран Восточной Европы и Индии.

Говоря о событиях уходящего года, которые непосредственно коснулись АО «Киевмедпрепарат», нельзя не упомянуть, что некоторые антибиотики цефалоспоринового ряда, применяемые для инъекций, которые производились в Украине только на нашем предприятии, были включены в ассортимент других отечественных производителей. Таким образом, мы лишились «монополии» на производство этих препаратов, однако это не вызывает серьезных опасений у руководства предприятия, поскольку все то время, пока эти препараты успешно продавались, мы не стояли на месте, а нарабатывали портфель новых лекарственных средств. Подходы АО «Киевмедпрепарат» к формированию ассортимента остались неизменными. В частности, мы всегда стремимся осваивать те лекарственные средства, которые не выпускают другие отечественные производители. Вообще, дублирование ассортимента является серьезной проблемой. На мой взгляд, такой подход непродуктивен с точки зрения разработки стратегии долгосрочного развития. Это тупиковый путь, который не ведет ни к развитию рынка, ни к повышению рентабельности предприятий-конкурентов и отрасли в целом.

Кор.: Каково ваше мнение о государственном регулировании цен и уровне наценок на лекарственные препараты?

В.В.: На мой взгляд, понятия «регулирование» и «рынок» несовместимы. В ряде западных стран государственное регулирование осуществляется в условиях развитой страховой медицины и при условии выполнения государством или страховыми компаниями определенных обязательств перед производителями фармацевтической продукции по оплате медикаментов. Иными словами, регулируются цены на то, что гарантированно будет реализовано. В нашей стране ситуация иная. Ограничение торговой надбавки отразится не только на работе аптек и дистрибьютора, но и производителей и приведет к тому, что сократится даже та небольшая прибыль, которую получают отечественные фармацевтические предприятия. Если это произойдет, то процесс переоснащения украинских заводов в соответствии со стандартами GMP растянется не на годы, а на десятилетия. Пока не разработан механизм регистрации цен производителей, однако не исключено, что мы столкнемся с теми же проблемами, которые характерны для российской модели регистрации, в рамках которой зарубежные и отечественные компании были поставлены в заведомо неравные условия. Если зарубежные производители регистрировали таможенную цену, то от отечественных требовалось еще и техническое обоснование регистрируемой цены. При этом рассматривались такие показатели, как себестоимость продукции и уровень рентабельности, а ведь эти вопросы относятся к внутренней политике завода.

А.П.: Ограничение цены производителя может привести к прекращению производства тех препаратов, выпускать которые станет экономически невыгодно. Государство не может диктовать заводам условия относительно ассортимента, поскольку заводы являются самостоятельными коммерческими структурами. Если ограничение цены будет распространяться на все без исключения препараты, то в первую очередь отечественные производители лишатся прибыли и не смогут в срок привести производство в соответствие со стандартами GMP. Сегодня практически все зарабатываемые предприятием средства вкладываются в развитие и переоснащение производства. Поэтому лишение предприятия прибыли означает остановку в его развитии. Если же будут ограничены цены на отдельные препараты, то большинство из них, скорее всего, будет снято с производства. В любом случае в конечном счете пострадает потребитель.

Кор.: Каковы планы деятельности АО «Киевмедпрепарат» в будущем году?

В.В.: Прежде всего, хотелось бы больше сделать в области переоснащения и модернизации предприятия. Я считаю это задачей номер один.

А.П.: Следуя сложившейся традиции, в 2002 году мы планируем добиться увеличения всех основных показателей: роста объемов производства и продаж, расширения географии и масштабов деятельности медицинских представителей, оптимального насыщения нашей продукцией розничной сети. Кроме того, хотелось бы достичь взаимопонимания со стороны операторов украинского фармацевтического рынка, в особенности — со стороны отечественных производителей.

В.М.: Мы будем работать в соответствии с планом стратегического развития предприятия на ближайшие 5 лет. В частности, уже в начале 2002 года планируем вывести на украинский рынок ряд новых перспективных лекарственных средств. Кроме того, будем активно продвигать нашу продукцию. Уже создана команда медицинских представителей, которая ведет работу как в столице, так и в регионах. Учитывая, что 90% ассортимента АО «Киевмедпрепарат» составляют рецептурные препараты и значительная его часть приходится на так называемые тяжелые антибиотики, основной акцент мы делаем на сотрудничестве с ведущими специалистами в области медицины и практическими врачами. Кроме того, определенную информационную работу мы будем проводить среди пациентов с тем, чтобы обратить их внимание на ту или иную проблему, связанную со здоровьем. Достоверность, этичность и корректность предоставляемой информации — вот основные принципы, на которых основывается деятельность АО «Киевмедпрепарат» по продвижению лекарственных препаратов. Также мы никогда не забываем о том, какую роль играют аптеки в процессе реализации нашей продукции, поэтому сделаем все, чтобы работать с лекарственными препаратами производства АО «Киевмедпрепарат» было для них престижно и выгодно.

В.Ш.: Мы намерены продолжать работу по совершенствованию системы управления качеством на предприятии. Улучшение качества — процесс непрерывный, нельзя остановиться и сказать: «Мы достигли самого высокого уровня качества». Первоочередная задача, которая стоит перед нашим предприятием, — привести производство в соответствие со стандартами GMP. Однако и это не предел. Европейские нормы год из года совершенствуются, появляются новые критерии оценки качества продукции, поэтому смысл нашей работы — в постоянном развитии.

Кор.: Что вы могли бы пожелать в новом году коллегам по фармацевтическому бизнесу?

В.В.: Всем участникам фармацевтического рынка хотелось бы пожелать удачи в нашем нелегком, но благородном бизнесе, а также крепкого здоровья. Чтобы отечественные лекарственные препараты были высококачественными и эффективными и сохраняли здоровье наших граждан.

А.П.: Всем операторам фармацевтического рынка хочу пожелать выработать единые «правила игры», которые позволили бы строить долгосрочные проекты деятельности и развивать бизнес.

В.М.: Коллегам по украинскому фармацевтическому рынку хотелось бы пожелать прежде всего объединения усилий всех его участников для успешного лоббирования своих интересов на государственном уровне и координации действий на рынке. Надеюсь, что в будущем году нам всем удастся достичь большего взаимопонимания и конструктивного сотрудничества.

В.Ш.: Читателям «Еженедельника АПТЕКА», своим коллегам желаю крепкого здоровья, семейного счастья и благополучия. Всем гражданам нашей страны — стабильной и достойной заработной платы. Мы надеемся, что постоянная работа над улучшением качества нашей продукции будет по достоинству оценена деловыми партнерами, поскольку это — залог увеличения продаж продукции АО «Киевмедпрепарат», а соответственно, упрочение бизнеса тех, кто работает с нашими препаратами.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті