Пожалуй, составление резюме — ключевой этап в процессе поиска работы. Резюме — это краткое описание жизненного пути претендента на вакансию. Можно встретить и другое название — CV (от латинского curriculum vitae — путь жизни, краткое жизнеописание). Чем отличается резюме от CV? Большинство руководств по поиску работы не делают различия между ними. Однако, просматривая вакансии, иногда можно встретить требование предоставить CV, а не резюме. Под CV следует понимать короткий формализованный вариант резюме, включающий только основные данные о претенденте. Некоторые фирмы предъявляют особые требования к оформлению CV. Если возникла проблема с составлением такого документа, лучше обратиться к секретарю фирмы или сотруднику отдела кадров с просьбой ознакомить с принятым образцом составления CV. |
Резюме — это первое (заочное) знакомство работодателя с претендентом. Не нужно объяснять, как важно произвести на работодателя благоприятное впечатление. А кроме того, от того, как составлено резюме, зависит, во-первых, пригласят ли вас на собеседование, а во-вторых, как будут складываться отношения с работодателем в дальнейшем.
Для составления резюме можно воспользоваться компьютером (писать от руки не рекомендуется). В текстовом редакторе Microsoft Word выберите в меню «Файл» команду «Создать» и в открывшемся окне щелкните по флажку «Другие документы». Осталось дважды «кликнуть» по иконке «Мастер резюме» и перед Вами откроется шаблон для создания резюме. Этот шаблон представляет собой краткий формализованный вариант резюме и в целом соответствует представлению о CV в том виде, как его понимают в некоторых фирмах. Таким образом, в простейшем (но не лучшем) случае написание резюме не займет много времени.
Создание резюме — искусство, научиться которому непросто. Для начала изучите все доступные примеры резюме: в популярных руководствах, Интернете, в службе трудоустройства и т.д. Если воспользоваться популярными электронными интернет-сайтами для поиска работы (подробнее об этом — в следующих публикациях), можно встретить множество примеров неудачных резюме. Представьте, что вы — менеджер по кадрам и критически проанализируйте их структуру, используемые подходы и допущенные ошибки. Вам сразу станет ясно, какие резюме можно считать удачными. Не бойтесь потратить на это занятие слишком много времени: поверьте, изучение искусства составления резюме принесет только пользу.
Прежде всего, ознакомимся с общими подходами к составлению резюме:
• резюме составляется по стандартной схеме;
• стандартную схему можно корректировать в зависимости от конкретных задач;
• резюме представляет собой «рекламный ролик» и должно составляться с учетом определенной рекламной стратегии;
• в некоторых случаях в резюме уместно использовать лозунг — рекламный слоган;
• будьте лаконичны: объем резюме не должен превышать размера стандартного листа формата А4;
• составляя резюме для конкретной фирмы, постарайтесь скорректировать его с учетом той информации, которой обладаете;
• резюме должно быть четко структурировано, ключевые пункты выделите жирным шрифтом — чтобы в нем было легко ориентироваться;
• резюме должно убедить работодателя, что вы наилучшим образом соответствуете должностным обязанностям;
• самые важные факты, способные придать вам вес в глазах работодателя, выделите курсивом;
• не используйте недостоверную информацию.
При составлении резюме общие правила лучше постоянно держать в голове, последовательно продвигаясь от пункта к пункту стандартной схемы.
Схема резюме
Личные сведения (адрес, возраст и семейное положение) обычно размещают в верхнем правом углу листа. Необходимо продумать возможность обратной связи: в условиях высокой конкуренции на рынке труда от этого зависит ваш успех. Если вы не имеете собственного телефона, укажите номер контактного телефона или автоответчика. Поскольку большинство приглашений на собеседование поступает с утра, проверять наличие предложений лучше в обеденное время: таким образом вы успеете пройти собеседование до окончания рабочего дня.
Удобный канал связи — электронная почта. Указав в резюме адрес электронной почты, вы тем самым дадите понять, что обладаете навыками пользователя ПК, что повысит ваш рейтинг. Открыть электронный почтовый ящик бесплатно можно на большинстве популярных серверов. Однако в резюме обязательно укажите, с какой периодичностью вы проверяете почту, например по средам один раз в неделю (если нет возможности проверять почту ежедневно, это оптимальный вариант). Если собеседование нужно будет провести срочно, предложите работодателю связаться с помощью контактного телефона.
Следующая графа — должность, на которую вы претендуете. Резюме может содержать перечень должностей из нескольких пунктов, на которые вы претендуете (см. раздел «Определение круга поисков». — «Еженедельник АПТЕКА», № 6 (327) от 11 февраля 2002 г.). Если вы можете претендовать на различные должности, лучше не перечислять их одной строкой, а для каждой составить индивидуальное резюме с учетом ее специфики. Работодатели, как правило, с недоверием относятся к «универсалам», считая их людьми поверхностными. «Узкая» же специализация вызывает доверие.
Ожидаемый уровень зарплаты — эту строку потенциальный работодатель изучает в первую очередь. Наличие ее в резюме экономит время — ваше и работодателя и является первым критерием сортировки претендентов. Не стоит указывать некий интервал, например 150–200 у.е.: это может быть воспринято как неуверенность в себе, к тому же в любом случае работодатель будет принимать во внимание меньшую цифру.
Как определить уровень зарплаты, на которую вы можете претендовать? Самый простой подход — исходя из существующего уровня доходов, определить желаемый их прирост, ради которого вы согласны расстаться с преимуществами имеющейся работы. Возможно, вам поможет «Зарплатомер» — популярный тест, позволяющий ориентировочно определить уровень доходов, на который вы можете рассчитывать. Тест можно найти на любом интернет-сайте работы. Только нужно учитывать, что этот тест разработан для российского рынка и «склонен» завышать результат.
Наиболее реальный метод — принять за исходный средний уровень зарплаты для вашей специальности. Для того чтобы повысить уровень своих доходов, не обязательно менять профессию. Если в другой организации за ту же работу предлагают более высокую зарплату, это чаще всего бывает связано либо с большим объемом работы, либо с более высокими требованиями. Если вы рассчитываете на уровень доходов выше среднего, от вас потребуются знания и навыки, которые выгодно отличают вас от других соискателей, например знание иностранного языка, большой опыт работы, наличие рекомендации и др.
Неоправданно завышать уровень ожидаемой зарплаты также не стоит: таким образом вы потеряете большую часть предложений. Практика свидетельствует о том, что чем более высокие запросы вы предъявляете к новой работе, тем больше времени потратите на ее поиск. Поэтому определите разумный размер ожидаемой заработной платы и запаситесь терпением: поиск новой работы начинайте, не увольняясь со старой.
В заключение, приведем наиболее распространенные, по мнению специалистов кадрового агентства «Профиль» (
• Отсутствие имени (только фамилия и инициалы).
• Отсутствие телефона (как ни странно, встречается достаточно часто).
• Отсутствие указания, на какую позицию претендует соискатель.
• Слишком много позиций, на которые претендует соискатель (человек сам не знает, что хочет).
• Любая орфографическая ошибка при написании резюме свидетельствует о том, что человек:
— недостаточно внимателен;
— ленив (не проверил написанное и не поручил сделать это кому-либо другому);
— необъективен, если он указал, что владеет иностранным языком в совершенстве и при этом допустил ошибки;
— недостаточно хорошо владеет компьютером, если не знает, что в большинстве современных текстовых редакторов предусмотрена функция проверки орфографии (Spell Check).
?
О составлении резюме, а также о том, где и как искать вакансии, как построить беседу с нанимателем во время интервью, читайте в ближайших номерах «Еженедельника АПТЕКА».
Денис Сухинин
?
?
?
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим