Ведущие операторы мирового фармрынка

В предыдущих публикациях, посвященных анализу мирового фармацевтического рынка («Еженедельник АПТЕКА», № 12 (333) от 25 марта 2002 г.), представлены данные, свидетельствующие о его динамичном развитии. Какие компании сегодня лидируют на этом рынке? В февральском выпуске британского журнала «Scrip Magazine» опубликованы результаты анализа маркетинговой деятельности ведущих фармацевтических компаний мира в 1999–2001 гг. (Charlish P. GlaxoSmithKline keeps its crown // Scrip Magazine. — 2002. — N 2. — P. 44–45). Предлагаем вниманию читателей краткое изложение вышеупомянутого анализа.

Препараты-блокбастеры «GlaxoSmithKline»

В 2001 г. по результатам общего объема продаж лекарственных средств (ЛС) транснациональная корпорация «GlaxoSmithKline», штаб-квартира которой находится в Великобритании, возглавила группу лидеров. Общий объем продаж лекарственных препаратов компании в 2000 г. превысил 23,4 млрд долл. США (табл. 1). Второе и третье места заняли компании «Pfizer» с общим объемом продаж ЛС более 22,6 млрд долл. США и «Merck, Sharp & Dohme» — свыше 18,5 млрд долл. США.

Таблица 1

Рейтинг ведущих фармацевтических компаний по объемам продаж рецептурных ЛС

Место, занимаемое в

Компания

Местонахождение штаб-квартиры

Общий объем продаж, млрд долл. США

Изменение, %

Доля продаж ЛC, %

2000 г.

1999 г.

1-е

1-е

GlaxoSmithKline

Великобритания

23,406

+5,4

85,3

2-е

2-е

Pfizer

США

22,567

+12,0

76,3

3-е

3-е

Merck, Sharp & Dohme1

США

18,577

+6,3

46,0

4-е

4-е

AstraZeneka2

Швеция/Великобритания

15,522

+4,6

98,2

5-е

6-е

Bristol-Myers Squibb

США

14,400

+0,6

67,5

6-е

5-е

Aventis

Франция/Германия

12,830

–2,0

62,2

7-е

10-е

Johnson & Johnson

США

11,954

+11,8

41,0

8-е

8-е

Pharmacia Corporation

Швеция/США

10,824

+17,0

59,7

9-е

11-е

American Home Products

США

10,798

+13,6

81,4

10-е

7-е

Novartis3

Швейцария

10,443

–17,6

49,2

11-е

12-е

Eli Lilly4

США

10,194

+8,7

93,8

12-е

9-е

Hoffmann-La Roshe5

Швейцария

9,489

–4,6

55,8

13-е

13-е

Schering-Plough

США

8,346

+4,9

85,0

14-е

14-е

Takeda

Япония

5,943

+9,1

68,1

15-е

17-е

Bayer

Германия

5,679

+6,5

19,8

16-е

16-е

Sanofi-Synthelabo

Франция

5,355

+0,1

97,1

17-е

18-е

Boehringer Ingelheim

Германия

4,409

+6,6

77,0

18-е

15-е

Abbot

США

4,062

–28,1

29,6

19-е

Schering AG6

Германия

4,011

+6,1

96,5

20-е

20-е

Shionogi7

Япония

3,454

+3,7

92,4

Примечание. Данные об объеме продаж рецептурных ЛС мировых производителей приведены за 12 месяцев, до декабря 2000 г., японских компаний “Takeda” и “Shionogi” — за 12 месяцев, до марта 2001 г.

1Данные касаются подразделения “Merck Pharmaceuticals”.

2Результаты маркетинговой деятельности компании “AstraZeneka” без учета продаж, осуществленных подразделением “Salik Health Care”, которое специализируется на маркетинге изделий медицинского назначения.

3В отчет компании “Novartis” не включены данные об объеме продаж генериков.

4Данные получены путем вычитания объема реализации продукции компании “Eli Lilly”, предназначенной для применения в ветеринарии, из общего объема продаж ЛС.

5В отчет включены данные об объемах продаж рецептурных ЛС компании “Hoffmann-La Roshe”, а также продукции компании “Genentech”.

6Общий объем реализации ЛС, относящихся к определенным фармакотерапевтическим группам.

7В отчет включены сведения об объеме продаж безрецептурных и диагностических средств.

?

Компания «GlaxoSmithKline» осуществляет маркетинг двух препаратов-блокбастеров, годовой объем продаж которых превышает 1 млрд долл. США — Паксил/Сероксат (пароксетин; табл. 2) и Аугментин (амоксициллин + кислота клавулановая). В 2000 г. объем продаж Паксила составил 1,55 млрд, Аугментина — превысил 1,2 млрд фунтов стерлингов. Заметим, что последний препарат уже в течение 20 лет находится на фармацевтическом рынке, оставаясь при этом одним из наиболее продаваемых антибактериальных препаратов в мире. Весомый вклад в общую картину продаж ЛС компании «GlaxoSmithKline» внес препарат Фликсотид/Фловент (флутиказон), объем реализации которого за указанный период составил 880 млн фунтов стерлингов (+29% по сравнению с 1999 г.).

Таблица 2

Продажи препаратов-бестселлеров за первые 9 месяцев 2001 г.

Место в  рейтинге

Препарат

Компания

Объем продаж, млрд долл. США

1-е

Зокор (симвастатин)

Merck, Sharp & Dohme

4,615

2-е

Липримар/Липитор (аторвастатин)

Pfizer

4,566

3-е

Прокрит/Эпрекс (эпоэтин альфа)

Johnson & Johnson

2,627

4-е

Норваск (амлодипин)

Pfizer

2,620

5-е

Кларитин (лоратидин)

Schering-Plough

2,471

6-е

Целебрекс (целекоксиб)

Pharmacia Corporation

2,210

7-е

Виокс (рофекоксиб)

Merck, Sharp & Dohme

2,005

8-е

Паксил/Сероксат (пароксетин)

GlaxoSmithKline

1,887

9-е

Золофт (сертралин)

Pfizer

1,720

10-е

Эпоген (эпоэтин альфа)

Amgen

1,541

«Pfizer»

В портфеле компании «Pfizer» препаратов-блокбастеров больше, чем у «GlaxoSmithKline». Так, «Pfizer» осуществляет маркетинг таких блокбастеров, как Липримар/Липитор (аторвастатин), предназначенный для снижения уровня холестерина в крови, Норваск (амлодипин) — для лечения артериальной гипертензии, Золофт (сертралин) — для фармакотерапии депрессии (табл. 2), Зитромакс (азитромицин)— антибактериальное средство, Виагра (силденафил) — для лечения эректильной дисфункции, Нейронтин (габапентин) — для фармакотерапии эпилепсии, Дифлюкан (флуконазол) — грибковых заболеваний.

«Merck, Sharp & Dohme»

Препаратом-бестселлером компании «Merck, Sharp & Dohme» является Зокор (симвастатин), который возглавляет список блокбастеров 2001 г. (табл. 2). Опубликованные в октябре прошлого года результаты рандомизированного многоцентрового контролируемого исследования свидетельствуют об эффективности применения Зокора в целях первичной и вторичной профилактики острого коронарного синдрома и церебрального инсульта у пациентов, у которых уровень холестерина в крови соответствует норме. Ожидается, что в ближайшее время Зокор будет официально рекомендован для использования в качестве средства дополнительной терапии у больных указанной категории, что, несомненно, приведет к дальнейшему увеличению объема продаж симвастатина. Другими препаратами-блокбастерами являются селективный ингибитор циклооксигеназы-2 — Виокс (рофекокосиб), Козаар (лосартан) — антигипертензивное средство и препарат для лечения остеопороза Фосамакс (алендроновая кислота).

ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ ЛС

Если сравнить три ведущие фармацевтические компании, то наиболее высокий прирост увеличения объема продаж ЛС в 2000 г. зафиксирован у компании «Pfizer» — 12%, «Merck, Sharp & Dohme» — 6,3% и «GlaxoSmithKline» — 5,4% (табл. 1). Среди 20 ведущих фармацевтических компаний мира наибольший рост объема продаж рецептурных препаратов отмечен у компании «Pharmacia Corporation» — 17% (более 10,8 млрд долл. США), бестселлером которой является Целебрекс (целекоксиб) — селективный ингибитор циклооксигеназы-2. В 2001 г. объем продаж Целебрекса увеличился на 14% и превысил таковой Виокса (см. табл. 2). Отмечен значительный рост объема продаж (более 50% до 441 млн долл. США) другого препарата компании «Pharmacia Corporation» — Камптозара (иринотекан). Значительного успеха в маркетинге ЛС добилась компания «American Home Products», объем продаж которых увеличился на 13,6% (см. табл. 1), уступив первенство лишь компании «Pharmacia Corporation» по темпу роста объема продаж ЛС.

Рейтинг транснациональных фармацевтических компаний в зависимости от объема продаж ЛС по итогам первого полугодия 2001 г. (см. табл. 3) напоминал таковой 2000 г. (см. табл. 1). Объем продаж ЛС компании «GlaxoSmithKline» за это время увеличился на 7,3% до 12,4 млрд долл. США. С 7-го на 5-е место переместилась корпорация «Johnson & Johnson», объем продаж которой увеличился на 12,3% до 7,4 млрд долл. США, что связано главным образом с увеличением сбыта Прокрита/Эпрекса (эпоэтин альфа) и Риспердала (рисперидон). Объем продаж ЛС компаний «GlaxoSmithKline», «Pfizer» и «Merck, Sharp & Dohme» по итогам первого полугодия 2001 г. превысил отметку 10 млрд долл. США.

Таблица 3

10 ведущих фармацевтических компаний мира по объемам продаж
рецептурных ЛС в первом полугодии 2001 г.

Место в  рейтинге

Компания

Общий объем продаж, млрд долл. США1

Изменение, %2

1-е

GlaxoSmithKline

12,384

+7,3

2-е

Pfizer

11,296

+11,7

3-е

Merck, Sharp & Dohme

10,094

+7,2

4-е

AstraZeneka

7,942

+2,8

5-е

Johnson & Johnson

7,353

+12,3

6-е

Aventis

6,668

+2,4

7-е

Bristol-Myers Squibb

6,427

+6,9

8-е

Novartis

6,350

+8,2

9-е

Pharmacia Corporation

5,672

+11,1

10-е

American Home Products

5,573

+8,7

1Пересчет объема продаж ЛС в долларах США выполнен с учетом среднего курса за первые 6 месяцев 2001 г.

2Изменение объема продаж вычислено с использованием исходных данных о продажах ЛС, выраженных в национальной валюте, по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Что касается рентабельности (отношение общего объема продаж ЛС к величине прибыли до уплаты налогов), то наиболее высоким этот показатель был в транснациональной корпорации «Merck, Sharp & Dohme»: в 2000 г. он составил 62,2% (табл. 4). Значительных успехов добились также компании «Eli Lilly», коэффициент рентабельности которой составил 36,1%, и «Johnson & Johnson» — 34,9%.

Таблица 4

Рентабельность ведущих фармацевтических компаний мира в 2000 г.

Компания

Прибыль, млрд долл. США

Общий объем продаж, млрд долл. США

Коэффициент рентабельности, %

Merck, Sharp & Dohme

11,564

18,577

62,2

Eli Lilly

3,679

10,194

36,1

Johnson & Johnson

4,175

11,954

34,9

Novartis

3,206

10,443

30,7

Hoffmann-La Roshe

2,949

10,494

28,1

GlaxoSmithKline

6,548

23,406

28,0

American Home Products

2,930

10,798

27,1

AstraZeneka

4,011

15,520

25,8

Pfizer

5,781

22,567

25,6

Pharmacia Corporation

2,087

12,651

16,5

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Как известно, важным условием дальнейшего развития фармацевтических компаний являются инвестиции в научные исследования и разработку новых препаратов. В табл. 5 представлены данные, свидетельствующие о том, что в 2000 г. наиболее значительные средства в инновационную деятельность вложила компания «Pfizer»: более 4,43 млрд долл. США, что составляет 19,7% общего объема продаж. Компания «GlaxoSmithKline» для этих целей выделила более 3,8 млрд долл. США, или 16,4% общего объема продаж, «Merck, Sharp & Dohme» — сумму, которая составляет 11,6% от общего объема продаж ЛС (2,3 млрд долл. США).

Таблица 5

Инновационная деятельность ведущих фармацевтических компаний мира в 2000 г.

Компания

Расходы на  R&D*, млрд долл. США

Общий объем продаж, млрд долл. США

Доля R&D в  общем
объеме продаж, %

Pfizer

4,435

22,567

19,7

GlaxoSmithKline

3,832

23,406

16,4

Aventis

2,642

12,830

20,6

AstraZeneka

2,616

15,522

16,9

Merck, Sharp & Dohme

2,344

20,223

11,6

Eli Lilly

2,019

10,194

19,8

Pharmacia Corporation

2,001

10,824

18,5

Novartis

1,915

10,443

18,3

Johnson & Johnson

1,900

11,954

15,9

Hoffmann-La Roshe

1,899

10,494

18,1

*R&D (Research and Development) — научные исследования и разработка новых ЛС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представляет интерес проследить корреляционную связь между общим объемом продаж ЛС, коэффициентом рентабельности и суммой средств, направленных на развитие инновационной деятельности. Несомненно, инновационные препараты, которые находятся под патентной защитой, могут приносить компаниям значительную прибыль. Теоретически, чем большим количеством инновационных препаратов располагает фармацевтическая компания, тем больше шансов получить высокую прибыль. Именно поэтому ведущие фармацевтические компании выделяют львиную долю прибыли на проведение научных исследований и разработку новых препаратов. Однако полную отдачу инновационные ЛС будут приносить лишь при оптимальной стратегии их маркетинга и реализации на мировом фармацевтическом рынке. Таким образом, в наиболее выгодном положении находятся компании, которые сочетают инновационную деятельность с передовыми технологиями маркетинга ЛС.

Необходимо учитывать и тот факт, что хотя маркетинг блокбастеров является важным подспорьем для динамичного развития компаний, однако, когда заканчивается срок действия патентной защиты таких препаратов, на рынке немедленно появляются их генерические версии, что сразу же приводит к уменьшению объема продаж оригинальных препаратов. Таким образом, создание новой лекарственной формы пролонгированного действия может обеспечить фармацевтической компании дополнительную сверхприбыль. Распространенное мнение о том, что активное вещество само по себе может обеспечить надлежащий терапевтический эффект, вряд ли можно считать рациональным.

В связи с этим ведущие фармацевтические компании разрабатывают новые лекарственные формы хорошо зарекомендовавшего себя в клинической практике препарата, срок патентной защиты которого заканчивается. Чаще всего речь идет о разработке пролонгированной формы известного ЛС, что значительно повышает его привлекательность для пациента и врача. После успешного завершения клинических исследований новой лекарственной формы фармацевтическая компания может получить на нее патент, что позволяет продолжить маркетинг «старого» препарата в новой форме, избегая конкуренции генериков. Кроме того, если осуществлять маркетинг значительного количества ЛС, объем продаж которых в отдельности относительно небольшой, то в целом они могут принести значительную прибыль и нивелировать сокращение продаж блокбастера, срок действия патентной защиты которого уже закончился. Например, в списке 10 наиболее продаваемых блокбастеров компании «GlaxoSmithKline» лишь один такой препарат — Паксил (см. табл. 2, 5), тем не менее она успешно осуществляет маркетинг других ЛС в условиях конкуренции со стороны генериков и имеет самый высокий объем продаж по сравнению с другими фармацевтическими компаниями.

Виктор Маргитич

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті