Мировой фармацевтический рынок: итоги года

?

Февральский номер журнала «Scrip Magazine» традиционно посвящен итогам прошедшего года. Ниже представлены основные данные о деятельности фармацевтических компаний в 1999–2000 гг.

ОБЪЕМ ПРОДАЖ МИРОВОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

В целом прошедший год был благоприятным для фармацевтических компаний. На протяжении всего года наблюдалось стабильное увеличение объемов продаж на фармацевтических рынках всех регионов мира. На 13 основных рынках мира увеличение объема продаж фармацевтической продукции составило в среднем 11%, что почти в 2 раза превышает темпы роста продаж в 1998 г. (6%).

По данным компании IMS Health, объем розничных продаж лекарственных препаратов в аптечной сети на крупнейших рынках мира составил 221,3 млрд долларов США по сравнению с 202,5 млрд в 1999 г. (табл. 1). На самом крупном фармацевтическом рынке мира (США) объем продаж увеличился на 15%. Как и в последние несколько лет, продолжается бурное развитие фармацевтического рынка Мексики, объем продаж на котором увеличился на 25%. После значительного спада в конце 1999 г. отметилась положительная тенденция к росту на рынке Бразилии.

Таблица 1

Объем розничных продаж на крупнейших фармацевтических рынках мира в 2000 г.

Страна

Объем продаж за 12 мес*, млрд долл. США

Изменение объема продаж, %

Северная Америка

101,262

+15

США

95,822

+15

Канада

5,440

+16

Европа (5 стран)

51,762

+7

Германия

14,614

+5

Франция

13,504

+9

Италия

9,201

+11

Великобритания

9,084

+9

Испания

5,359

+9

Япония

51,984

+5

Латинская Америка (3 страны)

13,380

+8

Бразилия

5,185

+2

Мексика

4,772

+25

Аргентина

3,423

-2

Австралия и Новая Зеландия

2,885

+12

Всего (13 стран)

221,273

+11

* — объем продаж за 12 мес (сентябрь 1999 г. —сентябрь 2000 г.).

Согласно прогнозам компании IMS Health на 2000–2004 гг. в 2000 г. объем мировых продаж лекарственных препаратов должен был возрасти на 10,4% и составить 373,07 млрд долларов США. Сюда вошли суммарные продажи как рецептурных, так и многих безрецептурных лекарственных препаратов для самостоятельного применения (ОТС-препараты) в 60 странах мира. Ожидают, что в течение 2000–2004 гг. объем мировых продаж фармацевтической продукции будет ежегодно увеличиваться на 8,1%, и в 2004 г. составит около 506 млрд долларов.

Крупнейшими фармацевтическими рынками остаются рынки США и Японии. Так, в 1999 г. на эти страны приходилось около 55% всего объема мировых продаж лекарственных препаратов (США — 39%, Япония — 16%). В том же году на 10 крупнейших рынках мира было продано фармацевтической продукции на сумму 266,8 млрд долларов, что составило 79% объема мировых продаж.

КОМПАНИИ, ЛИДИРУЮЩИЕ ПО ОБЪЕМУ ПРОДАЖ

Продолжающиеся процессы консолидации в мировой фармацевтической промышленности сопровождались очередными мегаслияниями и приобретениями крупных фармацевтических компаний, что привело к соответствующим перестановкам в рейтинге последних. Компания «Pfizer» после приобретения «Warner-Lambert» имела высокие шансы занять в 2000 г. первое место по объему продаж фармацевтической продукции. Так, по данным за первое полугодие 2000 г. она опережала компанию «Merck & Co» и занимала первую строку в рейтинге компаний по этому показателю. Однако последующее слияние компаний «SmithKline Beecham» и «Glaxo Wellcome», состоявшееся в самом конце 1999 года, определило лидера — компанию «GlaxoSmithKline».

В табл. 2 представлены 20 фармацевтических компаний, лидирующих по объему продаж рецептурных лекарственных средств в 1999 г., по данным журнала «Scrip». Для компании «GlaxoSmithKline» приведены ориентировочные данные объема реализации, который составил 22,21 млрд долларов США.

Таблица 2

Рейтинг фармацевтических компаний по объему продаж рецептурных лекарственных средств

Место в рейтинге

Компания

Объем продаж, млрд долл. США

Изменение объема продаж, %

1-е “GlaxoSmithKline” (Великобритания)

22,210

9,4

2-е (5-е) “Pfizer” (США)

20,500

67,6

3-е (1-е) “Merck & Co.” (США)

17,482

14,3

4-е (7-е) “AstraZeneca” (Швеция–Великобритания)

14,834

34,7

5-е (2-е) “Aventis” (Франция–Германия)

14,809

6,9

6-е (4-е) “Bristol-Myers Squibb” (США)

14,309

13,8

7-е (6-е) “Novartis” (Швейцария)

12,680

8,6

8-е “Pharmacia” (Швеция – США)

11,177

20,3

9-е “Hoffmann-La Roche” (Швейцария)

10,974

14,7

10-е (11-е) “Johnson & Johnson” (США)

10,694

24,9

11-е (9-е) “American Home Products” (США)

9,506

6,8

12-е (10-е) “Eli Lilly” (США)

9,375

9,1

13-е (14-е) “Schering-Plough” (США)

7,956

15,1

14-е (19-е) “Takeda” (Япония)

6,103

13,8

15-е (16-е) “Abbott” (США)

5,648

0,8

16-е (17-е) “Sanofi-Synthelabo” (Франция)

5,348

6,3

17-е (12-е) “Bayer” (Германия)

5,330

15,3

18-е “Boehringer Ingelheim” (Германия)

4,967

15,5

19-е (20-е) “Sankyo” (Япония)

4,096

– 4,5

20-е “Shionogi” (Япония)

3,320

7,7

Примечание. Данные, представленные в таблице, отражают объем продаж, расcчитанный по итогам 1999 г. В тех случаях, когда слияние или укрупнение компаний произошло уже в 2000 г., приведены ориентировочные данные суммарных продаж в 1999 г. В скобках указано соответствующее место компании в предыдущем рейтинге.

В первом полугодии 2000 г. самый быстрый рост объема продаж был отмечен у компании «Merck & Co» (18%), а также у других американских компаний — «Johnson & Johnson» (16%), «American Home Products» (16%) и «Bristol-Myers Squibb» (15%). Сюда, очевидно вошла бы и компания «Pfizer», но на тот период данные о ее объеме продаж отсутствовали.

ПРИБЫЛЬНОСТЬ ВЕДУЩИХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Оценка размера операционной прибыли, полученной компаниями в 1999 г. по результатам выпуска фармацевтической продукции, показывает, что по этому показателю компания «Merck & Co» занимает 1-е место — она получила 8,62 млрд долларов прибыли (табл. 3). Однако в приведенный компанией «Merck» размер прибыли входит не только прибыль, полученная от продажи фармацевтической продукции, но и от деятельности американской компании «Merck-Medco» в области управления предоставлением медицинских услуг.

Таблица 3

Прибыльность крупнейших фармацевтических компаний в 1999 г.

Компания1

Прибыль2, млрд долл. США

Объем продаж3, млрд долл. США

Прибыльность4, %

“Johnson & Johnson”

3,595

10,694

33,6

“GlaxoSmithKline”

6,735

22,209

30,3

“Novartis”

3,612

12,680

28,5

“Bristol-Myers Squibb”

4,018

14,309

28,1

“Merck & Co”

8,620

32,714

26.6

“Lilly”

2,517

9,375

25,4

“Hoffmann-La Roche”

2,332

10,974

21,3

“Pharmacia”

2,189

11,177

19,6

“AstraZeneca”

2,711

14,834

18,3

“Aventis”

2,609

14,809

17,6

Примечания: 1 — в таблицу не включена компания “Pfizer”, поскольку отсутствовали данные о ее доходах после приобретения компании “Warner-Lambert”; 2 — прибыль от основной производственной деятельности (доходы до вычета процентов и налогов); 3— объем продаж рецептурных лекарственных средств; 4 — величина прибыли, выраженная в процентах от объема продаж.

С учетом показателя прибыльности (величина прибыли, выраженная в процентах от объема продаж) самой прибыльной в 1999 г. оказалась деятельность фармацевтического отделения компании «Johnson & Johnson», у которой доля прибыли составила 33,6% объема продаж лекарственных препаратов.

РАСХОДЫ КОМПАНИЙ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

По размеру инвестиций в научные исследования и разработки в 1999 г. 1-е место занимает компания «Pfizer» (табл. 4), которая затратила на эти цели 4,5 млрд долларов США (ориентировочные данные с учетом приобретения компании «Warner-Lambert»).

Таблица 4

Затраты ведущих компаний на исследования и разработки в 1999 г.

Компания

Расходы на  научные исследования и разработки, млрд долл. США

Объем продаж, млрд долл. США

Расходы на  научные исследования и разработки, в % от объема продаж

“Pfizer”

4,500

20,500

15,6

“GlaxoSmithKline”

3,700

22,210

16,6

“Aventis”

2,593

14,809

17,5

“AstraZeneca”

2,454

14,834

16,5

“Merck & Co”

2,068

17,482

11,8

“Novartis”

2,075

12,680

16,4

“Hoffmann-La Roche”

2,029

10,974

18,5

“Pharmacia”

2,000

11,177

17,9

“Bristol-Myers Squibb”

1,840

14,309

12,9

“Lilly”

1,784

9,375

19,0

Увеличение расходов компаний на исследовательские цели также в определенной степени обусловлено процессами консолидации в фармацевтической промышленности. Если в 1998 г. только две компании вложили в научные исследования и разработки более 2 млрд долларов, то в 1999 г. число таких компаний увеличилось до 8.

Самая большая доля расходов на исследования и разработки у компании «Lilly» — они составляют 19% объема продаж. За ней следуют компании «F. Hoffmann-La Roche» (18,5%), «Pharmacia» (17,9%), «Aventis» (17,5%) и «GlaxoSmithKline» (16,6%).

Тем не менее, размер инвестиций в научные исследования и разработки не является прямым свидетельством способности компании к выпуску на рынок инновационных лекарственных средств. Это особенно заметно при просмотре ежегодных перечней лекарственных препаратов, содержащих новые активные субстанции, впервые поступивших на мировой фармацевтический рынок. В последние годы в такие перечни включен более разнообразный состав компаний — разработчиков новых лекарственных средств, чем в привычные таблицы компаний, лидирующих на фармацевтическом рынке.

ВЫПУСК ИННОВАЦИОННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

В этом отношении прошедший год оказался значительно более успешным, чем 1999 г. Если в 1999 г. на мировой фармацевтический рынок поступили лекарственные препараты, содержащие только 32 новые активные субстанции, то в 2000 г. их число увеличилось до 43.

Несмотря на меры, предпринимаемые в странах ЕС по созданию благоприятных условий для выпуска на рынок Европы новых лекарственных средств, фармацевтический рынок США по-прежнему остается самым привлекательным для внедрения инновационных лекарственных средств. Из 43 новых активных субстанций 18 первыми появились на рынке США, 7 — на рынке Японии, 5 — Великобритании и 4 — Швеции. В общей сложности на рынок стран ЕС поступило 15 новых активных субстанций.

Из фармацевтических компаний в 2000 г. по 2 инновационных лекарственных препарата выпустили «Pharmacia» (США), «Pfizer» (США), «American Home Products» (США), «UCB Pharma» (Бельгия) и «Orion Pharma» (Финляндия).

Для компании «Pharmacia» год был особенно удачным. В январе 2000 г. компания получила торговые лицензии в США и ряде европейских стран на противоопухолевый препарат группы ингибиторов ароматазы — Аромазин (эксеместан), предназначенный для лечения больных раком молочной железы, у которых применение тамоксифена оказалось неэффективным. Затем в апреле компания выпустила на рынок США препарат Зивокс (линезолид), принадлежащий к новому классу антибиотиков — оксазолидинонов.

Компания «Pfizer» выпустила в Швеции новый препарат для лечения пациентов с шизофренией — Зелдокс (золедроновая кислота), а в США — антиаритмический препарат Тикозин (дофетилид).

Компания «American Home Products» в прошлом году выпустила в США 2 новых биотехнологических препарата, тем самым продолжив успешную деятельность предыдущего года (4 новые активные субстанции). Препарат Превнар — пневмококковая вакцина, предназначенная для вакцинации детей в возрасте до 2 лет. Несмотря на высокую стоимость (232 доллара США за 4 дозы для серии прививок) Превнар включен в национальный календарь детской вакцинации в США. Другой препарат Милотарг (гемтузумаб озогамицин) содержит моноклональные антитела, связанные с цитотоксическим веществом калихеамицином. Препарат относится к новому классу противоопухолевых средств, предназначенных для «прицельной антитело-химиотерапии», и будет назначаться пациентам с рецидивами острого миелоидного лейкоза.

К перспективным препаратам относят новый ингибитор протонного насоса Нексиум (эзомепразол) компании «AstraZeneca», поступивший в августе прошлого года на фармацевтический рынок Швеции. Ожидают также значительное увеличение продаж на рынке США нового ингибитора протеаз препарата Калетра (комбинация лопинавира с ритонавиром), выпускаемого компанией «Abbott» для лечения ВИЧ-инфицированных больных. Препарат был невероятно быстро лицензирован, всего за четыре месяца со дня подачи документации в FDA и, возможно, что по объему продаж он превзойдет лидирующий в настоящее время препарат Вирасепт (нелфинавир), совместным маркетингом которого занимаются компании «Pfizer» и «Roche». Еще один многообещающий препарат — ПегИнтрон (пегинтерферон-альфа-2b) компании «Schering-Plough», предназначенный для применения при гепатите С. Специальный процесс обработки (пегилирование) интерферона, разработанный компанией «Enzon», увеличивает продолжительность действия интерферона в организме человека, что позволяет уменьшить количество приемов препарата.

В прошедшем году особенно интенсивно развивалась область исследований и разработки противоопухолевых лекарственных средств. Резко возрос интерес к ингибиторам ангиогенеза, а также к противоопухолевым вакцинам. В Австралии поступила на рынок противомеланомная вакцина. Это вторая на мировом фармацевтическом рынке противоопухолевая вакцина после вакцины Мелацин компании «Corixa», лицензированной в Канаде в 1999 г.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті