Российский опыт достоин изучения

Как уже сообщал «Еженедельник АПТЕКА» (№ 22 (343), 22–23 мая в Санкт-Петербурге состоялась VIII ежегодня международная конференция «Проблемы здравоохранения и фармацевтической промышленности России». Ее организатор — Институт Адама Смита (Великобритания), является признанным лидером в проведении различных мероприятий в сфере здравоохранения и экономики. Своими впечатлениями о работе конференции в беседе с корреспондентом «Еженедельника АПТЕКА» поделился глава представительства компании «Пфайзер» в Украине, доктор фармацевтических наук Владислав Страшный.

p_344_23_100602_PFIZER_new.jpg (12044 bytes)

Украинские участники российской конференции (слева направо): Игорь Крячок, Филя Жебровская, Владимир Загорий, Александр Коротко, Владислав Страшный, Виктор Гречановский

— На форуме такого уровня, как правило, присутствуют руководители высшего звена российского здравоохранения, фармацевтических предприятий, а также президенты и вице-президенты крупных зарубежных фармацевтических компаний. Например, в этом году присутствовал вице-президент европейского и канадского подразделений компании «Пфайзер». Это свидетельствует о важности обсуждаемых проблем и интересе со стороны общественности. Прежде чем поделиться своими впечатлениями о работе конференции, хотелось бы высказать некоторые соображения относительно текущей ситуации на украинском фармацевтическом рынке.

Сегодня структура отечественного рынка не соответствует структуре заболеваемости населения, что позволяет говорить о незрелости рынка. Например, в нашей стране, как и во всем мире, смертность вследствие кардиоваскулярной недостаточности занимает первое место. В то же время наиболее продаваемой группой лекарственных препаратов являются средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм. Получается, что люди приобретают не те препараты, которые им более всего необходимы. Такое положение дел является первым сигналом о том, что в медикаментозном обеспечении населения существуют проблемы, прежде всего в области разработки программ в сфере здравоохранения, распределения бюджетного финансирования и др. На это в первую очередь следует обратить внимание тем, кто занимается регулированием фармацевтического рынка.

Ситуация довольно неординарная. Украина занимает выгодное геополитическое положение: с одной стороны — значительный по объему российский фармацевтический рынок, с другой — европейский. В мире в настоящее время наблюдается процесс увеличения потребления лекарственных препаратов и соответственно увеличивается объем фармацевтических рынков. Только за последний год фармацевтический рынок США увеличился на 17%, Болгарии — на 40%. Российский рынок также динамично развивается, объем украинского — примерно соответствует рынкам Болгарии или Литвы. В то же время количество населения в этих странах в несколько раз меньше, чем в Украине. Налицо явное несоответствие: в одной из наиболее крупных по территории и численности населения стран Европы самый маленький объем фармацевтического рынка. В такой ситуации операторам рынка нужно бить тревогу и стремиться к тому, чтобы население Украины получало адекватную медикаментозную помощь.

— Чем же интересен в этой связи российский опыт?

— Нашему ближайшему соседу удалось решить часть проблем, поскольку уровень потребления лекарственных средств на душу населения в России более чем в 2 раза превышает таковой в Украине. А ведь уровень жизни и экономическая ситуация в обеих странах во многом сходны. Значит, в России созданы более эффективные механизмы лекарственного обеспечения населения и функционирования фармацевтического рынка. Поэтому было интересно принять участие в работе форума в Санкт-Петербурге, на котором обсуждались вопросы, касающиеся фармацевтического сектора экономики.

В России вот уже 8 лет подряд проводится конференция «Фармацевтический рынок России», организатором которой является Институт Адама Смита. Как правило, все вопросы, касающиеся реализации подобных проектов, решаются при участии администраторов сферы здравоохранения и руководителей ассоциаций, действующих в рамках фармацевтического рынка.

Думаю, в Украине также необходимо проводить форумы, подобные тем, которые проходят в России под эгидой Института Адама Смита. Пусть они будут не столь крупными, но главное, чтобы в них участвовали все субъекты украинского фармацевтического рынка: представители управленческих структур, ассоциаций зарубежных и отечественных производителей, дистрибьюторов, работников аптек. Целесообразным представляется участие в работе таких форумов ведущих специалистов в различных областях медицины. Лейтмотивом подобных конференций должна стать забота о пациенте, стремление предоставить ему максимально эффективную медицинскую и медикаментозную помощь

На последней конференции при обсуждении многих вопросов возникали интересные дискуссии. В России за прошедший год было внесено много изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность фармацевтического рынка. На прошлогодней конференции в центре внимания была проблема фальсификации лекарственных препаратов. В этом году она отодвинулась на второй план, поскольку благодаря взаимодействию различных управленческих структур, системы здравоохранения, фармацевтической промышленности эту проблему начали успешно решать. Теперь поток фальсифицированных лекарственных средств буквально хлынул в те страны, где борьба с ними ведется не на должном уровне, в частности в Украину. Можно сказать, что украинские управленческие структуры оказались не готовы к этому, и в настоящее время как зарубежные, так и отечественные производители страдают от огромного количества фальсификатов, появившихся на рынке. Причем уровень изготовления многих из них не позволяет отличить подделку невооруженным глазом.

— Если вернуться к работе на  украинском фармацевтическом рынке, то изменилась ли она за последние несколько лет?

— Конечно, многое изменилось, в том числе, в лучшую сторону. Однако работать по-прежнему очень тяжело. Некоторые международные фармацевтические корпорации сворачивают свою деятельность в Украине. Это тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что страна потеряла свою инвестиционную привлекательность для производителей лекарственных препаратов. Значит, нужно искать пути, как заинтересовать крупные корпорации в том, чтобы они развивали свою деятельность в Украине и представляли здесь наукоемкую продукцию. Такие корпорации, как, например, «Пфайзер», ежегодно выводят на рынок два новых продукта. Как правило, это высокотехнологичные препараты, которые становятся лидерами в своей терапевтической группе. В то же время анализ структуры украинского фармацевтического рынка свидетельствует о том, что она отличается от существующей в западных странах. Например, если в Чехии 50% объема фармацевтического рынка приходится на генерики, а 50% — на оригинальные препараты, то в Украине доля оригинальных препаратов составляет лишь 10%, оставшийся объем занимают генерики. В России удельный вес оригинальных препаратов уже достигает 20%. Кроме того, число наименований лекарственных средств, представленных на рынках соседних с Украиной развитых европейских стран, в среднем составляет 40 000. В России уже зарегистрировано более 17 000 наименований лекарственных средств, в Украине, с учетом всех лекарственных форм, их число не превышает 8000. При этом часто приходится слышать, что украинский рынок якобы перенасыщен. Думаю, цифры говорят сами за себя, поэтому воздержусь от комментария.

— Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы украинский фармацевтический рынок стал более привлекательным?

— Этот вопрос уже не раз обсуждался, в том числе представителями Американской торговой палаты. Главное — стабильность. Есть такое понятие, как «бизнес-окружение». Оно включает целый комплекс нормативно-правовых аспектов и реалий рынка, с которыми необходимо считаться. Любые законы и правила можно критиковать, потому что идеальных законов на сегодняшний день не существует. Поэтому для того чтобы страна была привлекательна для бизнеса, не обязательно иметь идеальную законодательную базу, нужно, по крайней мере, чтобы «правила игры» не менялись слишком часто. Мы же наблюдаем обратную картину. Контролирующие органы довольно часто меняют свои решения и подходы к тем или иным вопросам, как, например, в ситуации с нанесением регистрационного номера на упаковку лекарственных средств, когда предписания соответствующих структур менялись в течение очень короткого времени.

Кроме того, для увеличения инвестиционной привлекательности украинского фармацевтического рынка необходимо многое сделать в сфере патентного права. Фармацевтические компании расходуют огромные средства на создание новых молекул, проведение клинических исследований, продвижение оригинальных продуктов, на обучение специалистов. И они справедливо рассчитывают на прибыль от всей этой деятельности. Если же авторские права на лекарственный препарат недостаточно защищены, то плодами кропотливого труда могут воспользоваться те, кто не приложил ни малейших усилий к созданию препарата. Мы надеемся, что движение Украины по пути интеграции с Европейским Союзом будет включать и гармонизацию в сфере патентного права.

Виктория Матвеева
Тарас Махринский

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті