Как разработать и внедрить национальную лекарственную политику: рекомендации ВОЗ. Глава 2

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Общие вопросы национальной лекарственной политики

Национальная лекарственная политика (НЛП) является комплексным процессом, который включает этапы ее разработки, осуществления и контроля. На первом этапе (разработка) формулируют основные положения НЛП. На втором этапе совместными усилиями заинтересованных сторон реализуются стратегии и мероприятия, направленные на достижение политических целей. На третьем этапе оценивается эффективность проведенных мероприятий и, при необходимости, проводится их корректировка. На всех этапах необходимо тщательное планирование и привлечение к сотрудничеству всех заинтересованных сторон. Кроме того, постоянно следует принимать во внимание динамику политических изменений.

Планирование

Лекарственная политика в отсутствие плана ее осуществления превращается в нежизнеспособный документ. Для достижения намеченных целей необходимо в течение всего политического процесса тщательно планировать шаги по осуществлению НЛП.

Существуют разные виды планирования. Прежде всего, необходим стратегический план, который определяет последовательность шагов по самой разработке положений НЛП и по вовлечению в этот процесс всех заинтересованных сторон. После утверждения положений НЛП необходимо разработать план ее осуществления (мастер-план), который, как правило, рассчитан на период от 3 до 5 лет и содержит подробное описание мероприятий по внедрению каждого элемента политики. Планом внедрения устанавливаются цели, назначаются ответственные исполнители, дается финансовое обоснование и определяются временные рамки решения задач НЛП. Если для их выполнения имеющихся ресурсов недостаточно, определяют приоритеты, что позволяет достичь целей с использованием средств, которые имеются в наличии. Мастер-план подразделяется на отдельные годичные рабочие планы для каждого подразделения.

Привлечение к сотрудничеству всех заинтересованных сторон

В течение всего политического процесса (не только на стадии разработки) необходимо вести диалог, проводить консультации и переговоры со всеми заинтересованными сторонами: министерствами (высшего образования, торговли, промышленности), врачами и средним медицинским персоналом, провизорами, представителями местной и зарубежной фармацевтической промышленности, реализаторами ЛС, учеными, университетами, неправительственными организациями, профессиональными ассоциациями и объединениями потребителей. К участию в консультациях следует привлекать руководителей органов здравоохранения регионального и районного уровней, а также представителей нетрадиционной медицины. Следует привлекать правительственные структуры, в частности уполномоченные органы по регулированию и контролю ЛС (УОРКЛС; в Украине сегодня несколько организаций, каждая из которых работает в своем сегменте, в том числе Государственный фармакологический центр, Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств и Государственный департамент по контролю качества, безопасности и производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения Министерства здравоохранения. — Прим. ред.), а также страховые компании (группы), оплачивающие услуги по оказанию медицинской помощи. Важную роль могут играть средства массовой информации и поддержка со стороны международных организаций. Органы государственной власти, ответственные за проведение НЛП, должны регулярно обсуждать ход ее внедрения со всеми заинтересованными сторонами; для этого рекомендуется созывать национальные форумы по вопросам НЛП.

В ходе разработки НЛП между участниками этого процесса могут возникать разногласия. Например, производители фармацевтической продукции могут быть озабочены возможностью ущемления их коммерческих интересов, а врачи — возможностью потерять самостоятельность принятия решений в клинической практике. Оказавшись в благоприятном положении сегодня, каждая из сторон опасается того, что завтра оно изменится. Взаимопонимание между участниками политического процесса — одно из основных условий осуществления НЛП. В целом, чем более значительных преобразований требует положение дел в фармацевтической отрасли, тем более важным представляется вовлечение в процесс ее реформирования всех заинтересованных сторон.

Изменения политической конъюнктуры

Провозглашение и осуществление НЛП — сложный политический процесс, целью которого является обеспечение принципа справедливости в отношении доступа граждан к основным видам медицинской помощи. Для достижения этой цели необходимо добиться, чтобы функционирование фармацевтического сектора было максимально эффективным, рентабельным и соответствующим потребностям здравоохранения. Этот процесс может сопровождаться перераспределением товаров и услуг, что ведет к обострению конкуренции между социальными группами, от которых зависит ход реформ. Столкновение экономических интересов разных социальных групп может вызвать обострение оппозиционных настроений и сопротивление переменам, провозглашаемым новой политикой.

В этой связи необходимо определить потенциальных политических союзников и заручиться их поддержкой. В то же время следует использовать тактику переговоров и искать возможности сотрудничества с группами, оппозиционно настроенными по отношению к новой политике. При принятии решений, затрагивающих интересы последних, следует тщательно взвешивать ожидаемые достижения и возможные потери. Политическая воля и стойкие убеждения являются важными условиями разработки и успешного осуществления НЛП.

2.2. Формулирование национальной лекарственной политики

В течение 1989–1999 гг. 66 государств разработали или пересмотрели положения НЛП. В ряде случаев провозглашение НЛП было продиктовано острой необходимостью реформирования фармацевтической отрасли в связи с политическими или экономическими преобразованиями: в одних странах причиной этого послужил приход к власти прогрессивно настроенных правительств, в других— экономические и политические потрясения, например внезапная девальвация франка CFA (денежная единица Финансового союза стран Африки) или распад Советского Союза. В некоторых странах провозглашение НЛП было неотъемлемой частью политического курса, направленного на развитие местной фармацевтической промышленности, или предусматривалось условиями глобальных торговых соглашений.

Шаг 1. Организация политического процесса

Министерство здравоохранения — орган государственной власти, который играет ведущую роль в разработке положений НЛП: в определении ее структуры, главных целей и ключевых элементов. Прежде всего необходимо решить, как правильно организовать процесс разработки НЛП.

На этом этапе важно определить, какие заинтересованные стороны можно вовлечь в этот процесс, какие ресурсы необходимы и как их использовать. Следует также оценить, необходима ли помощь со стороны ВОЗ, стран-доноров и государств, накопивших положительный опыт в области разработки НЛП. Данный этап может быть выполнен силами министерства здравоохранения при поддержке группы экспертов.

Шаг 2. Определение основных проблем

Для постановки реальных задач необходимо всесторонне проанализировать и глубоко изучить проблемы, существующие в фармацевтической отрасли. Для первичного анализа ситуации может быть избрано несколько путей.

Один из них — создание небольшой группы экспертов, имеющих опыт проведения подобного анализа в других странах. Не обязательно, чтобы эксперты были представителями министерства здравоохранения, они могут быть специалистами в других областях. После систематизированного анализа ситуации очерчивается круг основных проблем, даются рекомендации в отношении того, что нужно сделать, что можно сделать и каким образом. Эксперты должны выступать в роли беспристрастных советников. Как только группа разработает свои рекомендации, их следует обсудить в рамках одного или нескольких совещаний с участием специалистов в разных областях и утвердить окончательную редакцию рекомендательных документов для правительства. Образцами таких документов могут послужить отчеты Департамента основных лекарственных средств и лекарственной политики ВОЗ.

Шаг 3. Детализированный анализ ситуации

Детализированный анализ как фармацевтического сектора в целом, так и его составляющих необходим для того, чтобы выяснить причины возникших проблем, наметить потенциальные пути их решения, определить наиболее действенные стратегии, установить приоритеты и в дальнейшем, исходя из результатов анализа, разработать системы контроля и оценки.

Шаг 4. Постановка целей и задач национальной лекарственной политики

После того, как очерчен круг основных проблем, определяют цели и приоритетные задачи. Например, если в число приоритетных входит вопрос о недостаточном доступе к основным ЛС, то к первоочередным задачам следует отнести расширение экономической доступности, улучшение выбора и дистрибьюции основных ЛС.

Выбор эффективных стратегий для достижения целей НЛП представляется более сложной задачей, поскольку таких стратегий довольно много. Полезным может оказаться создание рабочей группы, состоящей из нескольких влиятельных политических деятелей. Ключом для выбора стратегии и основанием для принятия решений является анализ ситуации.

Практические аспекты осуществления национальной лекарственной политики

Успешное осуществление политики возможно лишь при условии ответственности и  дееспособности правительства. Успешными являются следующие стратегии:

  • На ранних этапах — подготовка законодательной базы для правового обеспечения разработки и внедрения НЛП.

  • Использование опыта соседних стран в  процессе разработки и внедрения собственной НЛП.

  • Внедрение НЛП следует начинать с  решения более легких задач с тем, чтобы как можно быстрее добиться убедительных успехов и  заручиться поддержкой общества.

  • Использование гибких подходов; готовность отложить на более поздний срок намеченные мероприятия, если для их подготовки требуется слишком много времени; умение достигать компромисса со всеми заинтересованными сторонами.

  • Поддержка и одобрение политического курса, методов внедрения НЛП со стороны авторитетных специалистов и популярных общественных деятелей. Важно, чтобы общественность была уверена в правильности политических шагов.

  • Использование поддержки влиятельных общественных организаций. Ощутимую роль играет поддержка со стороны организаций потребителей, профсоюзных, религиозных объединений, средств массовой информации.

  • Умение предугадывать изменения в  позициях противников, выработка стратегий для привлечения их на свою сторону. Например, от представителей фармацевтической промышленности логично ожидать недовольства политикой ценообразования на ЛС и введением в действие перечня основных ЛС, но, как правило, они поддерживают стратегии, направленные на  усиление регулирования ЛС и улучшение контроля качества ЛС.

  • Привлечение сторонников как внутри, так и вне органов государственной власти. Это крайне важно для обеспечения стойкого успеха мероприятий по  внедрению НЛП.

Если главные цели намечены и стратегии определены, то их следует обсудить со всеми заинтересованными сторонами. Для решения поставленных задач и выработки действенных стратегий необходимы широкие консультации и достижение компромисса взаимопротиворечащих интересов сторон.

Шаг 5. Создание проекта текста национальной лекарственной политики

Подготовка проекта основополагающего документа НЛП начинается после всестороннего анализа ситуации, определения главных задач и выбора стратегии для их решения. В документе должна быть изложена генеральная линия НЛП. Для большинства стран она сводится к обеспечению выполнения следующих положений:

  • основные ЛС должны быть доступны для всего населения

  • ЛС должны быть безопасны, эффективны и иметь надлежащее качество

  • ЛС должны рационально назначаться врачами и применяться пациентами.

Следует задекларировать и более узкие задачи, которые выдвигают в зависимости от принятия той или иной политической стратегии. Разработать текст документа может группа экспертов, которые привлекались к работе на предыдущем этапе. При разработке текста следует принять во внимание опыт составления подобных документов в других странах.

Шаг 6. Обсуждение и доработка проекта базового документа национальной лекарственной политики

Проект документа следует распространить для широкого обсуждения вначале в министерстве здравоохранения, затем в других министерствах и ведомствах, и лишь затем в соответствующих неправительственных организациях, включая частные структуры и научные организации. Положение об ответственности государственного сектора за планирование, финансирование и обучение представляется особенно важным, поскольку воплощение в жизнь большинства элементов политики без его поддержки невозможно. После консультаций и широкого обсуждения проект НЛП следует доработать с учетом высказанных пожеланий и замечаний и утвердить окончательную редакцию.

Шаг 7. Успешное официальное утверждение национальной лекарственной политики

В некоторых государствах проект НЛП должен пройти процедуру официального утверждения парламентом или советом министров, в других — он приобретает статус административного документа, который является основанием для внесения соответствующих изменений в законодательство и составления мастер-плана. В ряде стран окончательная редакция проекта НЛП приобретает статус закона. С одной стороны, это убедительное свидетельство политической ответственности, с другой — такой шаг может усложнить внесение поправок к законам в будущем. Поэтому предпочтительным является вариант, когда в законодательство вносятся лишь наиболее важные правовые элементы политики, опуская технические и процессуальные детали.

Шаг 8. Пропаганда национальной лекарственной политики

Освещение политического процесса для общественности — это не только техническая задача. Успех политики в значительной степени зависит от ее понимания и поддержки со стороны различных слоев общества. Следует всячески подчеркивать необходимость участия в политическом процессе всех заинтересованных сторон и пользу этого участия.

Пропаганда политики должна сопровождаться тщательно спланированной и понятной широким слоям населения информационной кампанией. Важную роль в этом может сыграть публичное одобрение политики авторитетными специалистами и признанными экспертами. Следует задействовать все информационные каналы с тем, чтобы охватить как можно более широкую аудиторию. Средства массовой информации играют важнейшую роль в достижении понимания и поддержки НЛП со стороны общества. Многим странам удалось достичь серьезных успехов в пропаганде своей НЛП.

2.3. Осуществление национальной лекарственной политики

Как бы тщательно не была разработана НЛП, она не принесет пользы, если не будет воплощена в жизнь. Для реализации лекарственной политики необходим мастер-план; для внедрения каждого из элементов НЛП требуются соответствующая стратегия и четкий план действий. В данном разделе приведены рекомендации общего характера относительно осуществления НЛП. Более подробные рекомендации в отношении каждого из элементов приводятся в последующих главах.

Приоритеты в осуществлении национальной лекарственной политики

Для разных стран приоритеты осуществления НЛП различны. Например, если система здравоохранения достаточно развита и не возникает трудностей с доступом к ЛС, то в качестве приоритетных могут быть рассмотрены вопросы рационального использования ЛС и их стоимость. В такой ситуации осуществление мероприятий в рамках НЛП будет направлено на регулирование рынка и сдерживание цен без сужения доступа к ЛС и нарушения принципа справедливости. В менее развитых странах расходы на здравоохранение и на приобретение ЛС, как правило, резко ограничены, а частный сектор не в состоянии удовлетворить потребности большинства населения в ЛС. В такой ситуации основные усилия будут сосредоточены на расширении доступа к основным ЛС.

При осуществлении НЛП необходимо учитывать степень важности проблем, возможности их успешного решения и привлечения для этого всех доступных ресурсов.

Мастер-план и рабочие планы

НЛП осуществляется согласно мастер-плану, который рассчитан на период от 3 до 5 лет. В плане должны быть намечены действия, которые необходимо предпринять для выполнения каждого элемента политики, определены ответственные исполнители, дано финансовое обоснование и установлены приблизительные временные рамки. Если ресурсов недостаточно и обойтись без внешней помощи невозможно, необходимо определить приоритеты, что позволит справиться имеющимися силами. Следует помнить о возможности донорской помощи и рассматривать дефицит финансовых ресурсов как аргумент в пользу ее привлечения. Мастер-план облегчает контроль и продвижение процесса, поэтому важно, чтобы его придерживались все заинтересованные стороны.

Мастер-план следует подразделять на годичные планы действий и рабочие планы, которые также должны быть тщательно разработаны с участием всех заинтересованных стран. В годичных и рабочих планах должны быть выдвинуты главные задачи и намечены конечные цели, определены подходы к внедрению каждого элемента политики, распределена ответственность, уточнены временные рамки и объемы финансирования.

Ответственность за осуществление национальной лекарственной политики

Министерство здравоохранения (ведущая инстанция) должно контролировать и координировать любую деятельность, связанную с реализацией НЛП, оценивать эффективность действий и их соответствие намеченным целям. В некоторых странах в составе министерства действует структурное подразделение, наделенное функциями координирующего органа с собственным бюджетом и штатом сотрудников.

Для наблюдения за внедрением НЛП наряду с координирующим органом может быть создан национальный консультативный форум. Это позволяет обеспечить поддержку большинства населения и привлечь к участию в политическом процессе крупных политических деятелей. Такой подход целесообразно использовать и применительно к каждому элементу политики, например, в сфере контроля качества и рационального использования ЛС.

Государственные структуры, такие, как УОРКЛС, центральные аптечные базы, районные и сельские органы здравоохранения, являются ключевыми фигурами в процессе внедрения НЛП. С ними тесно взаимодействуют структуры, управляющие финансами, торговлей, обучением, осуществляющие экономическое планирование. Учитывая многофакторность фармацевтической сферы, важно не только добиться согласия в достижении политических целей, но и поддерживать это согласие. Это может быть достигнуто благодаря согласованности планов по внедрению НЛП и широкому освещению ее успехов.

Финансовые ресурсы

Необходимо, чтобы стратегии и планы разрабатывались с учетом доступных финансовых ресурсов. К основным фондам финансирования относятся ассигнования из государственного бюджета и доходы от регистрации ЛС. Соответствующие структуры должны иметь отлаженный механизм поиска источников финансирования и обеспечивать целевое использование государственных средств. Дополнительным источником финансирования могут быть вложения отечественных или зарубежных доноров. Однако, получая донорскую помощь, следует избегать ситуаций, когда, например, донор заинтересован в оказании определенного вида помощи, которая с точки зрения НЛП не является приоритетной.

Региональное сотрудничество

В процессе внедрения НЛП полезно развивать региональное сотрудничество. Страны, ведомства, организации могут обмениваться информацией, результатами экспертиз, вспомогательными средствами. Обмен опытом помогает удостовериться, что выбранные методы являются оптимальными, позволяет избежать повторения чужих ошибок и добиться рационального использования ограниченных ресурсов.

С течением времени все больше стран сотрудничает на региональном уровне по самому широкому спектру экономических и политических проблем. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский Союз (ЕС) и Организация Африканского единства (ОАЕ) могут служить примером сотрудничества региональных сообществ.

Обмен информацией и результатами технической экспертизы упрощается, если политика стратегии сотрудничающих стран не вступает в противоречие. Результатом успешного технического и управленческого сотрудничества между странами может стать гармонизация стандартов в области контроля ЛС. По мере улучшения ситуации в этих областях появляется возможность более рационально использовать человеческие, материальные и иные ресурсы, гармонизировать национальные стандарты с региональными или международными. При этом необходимо соблюдать принципы государственного суверенитета. В процессе гармонизации каждая страна обязана гарантировать, что перемены, достигнутые в реформируемых областях, будут соответствовать национальным интересам.

Техническое сотрудничество с ВОЗ

ВОЗ может способствовать развитию регионального сотрудничества, созывая форумы для обмена информацией, организуя региональные и международные курсы обучения, участвуя в межгосударственных исследовательских проектах. Центры сотрудничества ВОЗ и другие авторитетные организации участвуют в образовательных и исследовательских программах, а также в создании профессиональных информационных сетей для обмена данными между государствами-партнерами.

Сотрудничество стран АСЕАН в фармацевтическом секторе

Страны АСЕАН уже более десяти лет успешно сотрудничают в различных областях фармацевтического сектора. Этому способствовал ряд факторов:

  • Языковая и культурная общность.

  • Использование с самого начала принципа консультативно-совещательного планирования совместной деятельности.

  • Техническая, финансовая и  организационная поддержка таких международных организаций, как ВОЗ и Программа развития ООН.

  • Тщательный выбор приоритетных областей сотрудничества, в которых можно быстро добиться убедительных результатов.

  • Схема деятельности, при которой каждая страна в течение определенного времени координирует тот или иной проект, а другие страны в нем активно участвуют.

  • Проведение ежегодных саммитов, на  которых страны-участницы обмениваются информацией.

  • Политический климат в регионе, способствующий сотрудничеству.

  • Отсутствие серьезного сопротивления со стороны деловых или политических кругов в  какой-либо из стран-участниц.

Новые информационные технологии открывают широкие возможности для оперативного обмена информацией, проведения консультаций, оказания технической помощи. На веб-сайте ВОЗ по ЛС содержится основная техническая информация и представлены основные документы по вопросам разработки НЛП (http://www.who.int/medicines). Еще один информационный источник — книга «Управление лекарственным снабжением» (Managing drug supply), выпущенная организацией «Науки управления здравоохранением» (Management Sciences of Health — MSH) в тесном сотрудничестве с ВОЗ (Quick J.D., Rankin J.R., Laing R.O., O’Connor R.W., Hogerzeil H.V., Dukes M.N.G. Garnett A., editors. Managing Drug Supply. 2nd ed. West Hartford, USA: Kumarian Press; 1997).

Для руководящего звена фармацевтического сектора регулярно проводятся курсы по вопросам лекарственной политики, каждые два года созываются международные конференции уполномоченных органов по регулированию и контролю ЛС**.

2.4. Контроль и оценка

Почему важны контроль и оценка?

В ходе разработки и внедрения НЛП контроль и оценка проделанной работы оказывают стимулирующее воздействие. Недостаток времени, человеческих ресурсов и финансирования часто становится причиной необъективной, некритичной оценки результатов выполнения мероприятий, внесенных в мастер-план.

Контроль осуществляется путем непрерывного наблюдения и позволяет получить представление об осуществлении запланированных шагов и достижении поставленных целей. При проведении контроля используют различные методы, включая инспекционные проверки, ведение текущей и оперативной отчетности.

Оценка — это анализ процесса достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Для проведения этого анализа необходимо создать и использовать систему контроля. В начале осуществления НЛП оценивают первоочередность задач. В дальнейшем оценка позволяет получить необходимую информацию о том, реализуется ли программа, и если нет, то почему. На заключительном этапе оценка позволяет подытожить достижения и извлечь уроки на будущее.

Система контроля и оценки представляет собой действенный рычаг управления, с помощью которого можно непрерывно отслеживать выполнение программы и принимать соответствующие управленческие решения. Она обеспечивает прозрачность и возможность учета, позволяет вырабатывать стандарты, используемые для сравнения стран и регионов в разные периоды времени. На основании полученных данных можно судить о том, насколько успешно продвигается процесс внедрения НЛП. Объективная информация об этом необходима для того, чтобы заручиться поддержкой заинтересованных сторон и политических деятелей.

Индикаторы, используемые для контроля национальной лекарственной политики

Чтобы узнать, достигнут ли желаемый прогресс, следует наметить реальные цели или стандарты выполнения. Для оценки изменений используют индикаторы, сопоставляя которые, выясняют, удалось ли достичь целей. Чтобы показатель можно было эффективно использовать, он должен быть понятным, измеряемым, надежным и обоснованным.

Практические аспекты контроля за внедрением национальной лекарственной политики

  • Очертить круг проблем: сосредоточиться на вопросах, ответы на которые способствуют принятию управленческих решений.

  • Ограничить круг используемых сведений лишь необходимыми данными. При избытке информации стоимость процесса возрастает, анализ усложняется, а точность результатов снижается.

  • Выработать систему сбора проверенных данных; при этом надежность людей, которые занимаются сбором информации, не должна вызывать сомнений. Необходимо создать (совершенствовать) систему сбора данных; сбор данных следует непрерывно осуществлять в повседневной деятельности. Это потребует подготовки персонала и привлечения средств. Важна оперативность поступления информации.

  • Использовать результаты следует на  уровне областных и районных органов здравоохранения. Сводные результаты должны поступать в центральные органы власти и  использоваться при принятии управленческих решений на общегосударственном уровне. Если данные используются для подготовки документов контрольной отчетности, то в них должны быть указаны лица, участвовавшие в составлении, в том числе те, кто занимался сбором данных.

ВОЗ и MSH разработали ряд индикаторов для контроля лекарственной политики (Brudon-Jakobowicz P., Rainhorn J-D, Reich M.R. Indicators for monitoring national drug policies. A practical manual, 2nd ed. Geneva: World Health Organization; 1999. WHO/EDM/PAR/99.3 • MSH/RPM. Rapid pharmaceutical management assessment: an indicator-based approach. Washington D.C.: Management Sciences for Health, Rapid Pharmaceutical Management Project; 1995). В настоящее время выделяют четыре категории таких индикаторов: общие, структурные, индикаторы процесса и индикаторы результатов. Учитывая национальные особенности государств, можно использовать различные комбинации индикаторов.

ВОЗ и MSH согласовали комбинации основных индикаторов для текущей и оперативной отчетности. Они стандартизированы, поэтому степень погрешности при их вычислении определить несложно. Имеются подробные руководства по применению индикаторов, собрать данные для подсчета которых относительно несложно (WHO. Indicators for monitoring national drug policies. A practical manual. 2nd ed. Geneva: World Health Organization; 1999). Таким образом, имеются веские основания для осуществления эффективного контроля.

Основные индикаторы позволяют получить представление о:

  • доступе к основным ЛС наряду с  другими индикаторами, касающимися финансирования и государственного обеспечения ЛС, — несут информацию об уровне доступности основных ЛС;

  • эффективности деятельности УОРКЛС, лабораторий по контролю качества ЛС — несут информацию о качестве ЛС;

  • назначении и распределении ЛС, использовании перечня основных ЛС и  рекомендаций по их клиническому применению — несут информацию о рациональном использовании ЛС.

Текущая или оперативная отчетность?

Текущая отчетность как часть системы информационного обеспечения содержит значительное количество сведений, необходимых для контроля за внедрением НЛП. Однако на практике текущая информация часто бывает несистематизированной и недостаточно исчерпывающей, поэтому ее используют реже, чем оперативную отчетность. С помощью системы оперативной отчетности можно регулярно проверять те или иные индикаторы деятельности системы здравоохранения. В некоторых странах, например в Зимбабве, с успехом использовали эту систему для регулярного (раз в два года) сбора стандартных сведений о преимуществах и недостатках национального фармацевтического сектора. Как оказалось, это весьма действенный инструмент управления (Trap B, Chinyanganya F, Hogerzeil HV, Nathoo KJ, Chidarikire A. How to support a national essential drugs programme by repeated surveys of the pharmaceutical sector: the Zimbabwe experience. Geneva: World Health Organization. На момент данной публикации в процессе опубликования. — Прим. ред.).

Кто может использовать результаты контроля и оценки?

Метод оценки ситуации в фармацевтическом секторе, основанный на использовании индикаторов, может оказаться полезным для многих его участников. Политические деятели и другие ответственные лица, имея ясное представление о проблемах, стоящих перед страной, получают возможность корректировать приоритеты и стратегии. Результаты могут быть использованы для определения приоритетов и укрепления стратегий, которые наиболее эффективны.

Результаты могут быть использованы органами государственной власти и министерством здравоохранения для согласования политики. Например, низкий уровень фактической и ценовой доступности основных ЛС свидетельствует о том, что необходимо улучшить финансирование здравоохранения и приобретения ЛС. Экономическая политика может быть ориентирована на решение общенациональных проблем и не уделять должного внимания ценообразованию, фактической и ценовой доступности необходимых ЛС. Присутствие на рынке субстандартной фармацевтической продукции свидетельствует о необходимости усилить влияние органов государственной власти на функционирование рынка, то есть увеличить количество наименований продукции и число бизнес-структур, подлежащих контролю со стороны УОРКЛС.

Международные организации и доноры используют результаты контроля и оценки с тем, чтобы сосредоточить усилия на поддержке приоритетных областей фармацевтического сектора, спрогнозировать, в каких областях инвестиции принесут наиболее полную отдачу. Профессиональным сообществам и неправительственным организациям результаты контроля и оценки необходимы для определения тех направлений, на которых следует сосредоточить информационную и пропагандистскую деятельность.

Сравнительная оценка национальной лекарственной политики разных стран

Исследование НЛП разных стран, основанное на стандартизированной методологии, может помочь политическим деятелям, ответственным за проведение НЛП, в изучении перспективных подходов, применимых в условиях страны. Эти исследования также способствуют развитию международного сотрудничества и обмену информацией по вопросам лекарственной политики.

Результаты сравнительного исследования, проведенного в 12 странах (Brudon-Jakobowicz P. Comparative analysis of national drug policies. EDM Research Series No.25. Geneva: World Health Organization; 1997. WHO/DAP/97.6), продемонстрировали, что в большинстве государств структура и система НЛП уже существуют, но создать структуру легче, чем заставить ее функционировать. Это относится, например, к УОРКЛС: несмотря на наличие полномочий для регистрации ЛС, инспектирования производителей и розничных реализаторов, их реальное влияние часто оказывается ограниченным. Во многих странах финансирование ЛС находится на недостаточном уровне.

Вышеупомянутые основные индикаторы, необходимые для международного сравнительного анализа, содержатся в базе данных ВОЗ и используются при составлении отчетов Организации о ситуации с ЛС в мире.

Периодическая оценка национальной лекарственной политики

НЛП следует периодически подвергать оценочному анализу (например, раз в четыре года). Для работы в национальных экспертных группах по оценке НЛП целесообразно приглашать независимых консультантов, авторитетных специалистов из других стран или экспертов ВОЗ. На основании такой оценки разрабатывается важнейший раздел фармацевтического мастер-плана, в котором с самого начала предусматриваются необходимые ассигнования.

Продолжение в следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА»


*Продолжение. Начало см. «Еженедельник АПТЕКА», № 40 (361) от 14 октября 2002 г.

**Более подробную информацию о курсах и конференциях можно получить, обратившись в Департамент ВОЗ по основным лекарственным средствам и вопросам лекарственной политики (Женева) или в национальное (региональное) бюро ВОЗ.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи