Аптечные продажи в Украине: I квартал 2004г.

Аптечные продажи являются тем индикатором, который характеризует конечное состояние и процессы, происходящие на фармацевтическом рынке. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» продолжает цикл публикаций, связанных с исследованиями розничного сегмента фармацевтического рынка Украины. При подготовке статьи использованы данные системы исследований «Фармстандарт» ООО «Морион».

Следует отметить, что в структуре аптечных продаж помимо ЛС присутствуют такие виды товаров, как косметика, изделия медицинского назначения, БАДы и пр. Поэтому в нашем исследовании мы будем использовать данные по всем составляющим «аптечной корзины», но более подробно остановимся на продаже ЛС. Расчет денежных показателей, используемых в данном исследовании, осуществлялся в розничных ценах.

Итак, общий объем аптечных продаж в I кв. 2004 г. в денежном выражении составил 1408 млн грн. или около 264 млн дол. США, превысив показатели аналогичного периода 2003 г. на 10,6%, натуральный объем составил около 341 млн упаковок, что ниже показателя 2003 г. на  3,1% (табл. 1). Объем продаж ЛС составил 87,69% от общего в денежном выражении и 72,3% — в натуральном.

Таблица 1

Объем розничных продаж в аптечной сети по категориям товаров

Категория

I кв. 2003 г.

I кв. 2004 г.

Прирост, %

I кв. 2003 г.

I кв. 2004 г.

Прирост, %

млн дол. США

удельный вес, %

млн дол. США

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

Лекарственные средства

210,80

88,19

231,70

87,69

9,91

247,24

70,27

246,57

72,30

-0,27

Изделия медицинского назначения

16,00

6,70

21,10

7,98

31,82

94,33

26,81

85,98

25,21

-8,86

Косметика

5,86

2,45

6,39

2,42

9,04

6,40

1,82

5,10

1,50

-20,36

Биологически активные добавки

6,36

2,66

5,05

1,91

-20,64

3,86

1,10

3,38

0,99

-12,49

Всего

239,02

100

264,23

100

10,55

351,84

100

341,03

100

-3,07

Представленные данные свидетельствуют о том, что при росте общих объемов структура рынка ЛС с точки зрения разделения продукции на отечественную и  зарубежного производства осталась практически неизменной как в денежном, так и натуральном выражении (табл. 2, 3). Изменения структуры произошли, но в других категориях. При этом следует отметить значительное снижение объемов продаж в аптечных учреждениях БАДов зарубежного производства как в денежном выражении (на 33%), так и в натуральном (на 51%). Также заслуживает внимания сравнение приростов объемов продаж в  натуральном и денежном выражении по различным категориям товаров. По ЛС зарубежного производства отмечается рост денежных и  снижение натуральных объемов, что может свидетельствовать о повышении средней стоимости продаваемых препаратов. Что касается отечественных ЛС, то ситуация повторяется, но при этом объемы продаж в натуральном выражении не снижаются, а растут, хоть и в меньшей степени, чем в денежном.

Таблица 2

Объем розничных продаж в аптечной сети в разрезе категорий товаров отечественного и импортного производства в денежном выражении

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

I кв. 2003 г.

I кв. 2004 г.

прирост, %

I кв. 2003 г.

I кв. 2004 г.

прирост, %

млн дол. США

доля в категории, %

млн дол. США

доля в категории, %

млн дол. США

доля в категории, %

млн дол. США

доля в категории, %

Лекарственные средства

154,38

73,24

169,34

73,09

9,69

56,41

26,76

62,36

26,91

10,53

Изделия медицинского назначения

11,33

70,82

13,84

65,62

22,15

4,67

29,18

7,25

34,38

55,29

Косметика

3,94

67,18

4,49

70,16

13,89

1,92

32,82

1,91

29,84

-0,87

Биологически активные добавки

3,92

61,62

2,62

52,01

-33,02

2,44

38,38

2,42

47,99

-0,76

Всего

173,57

72,62

190,29

72,02

9,63

65,45

27,38

73,94

27,98

12,97

Таблица 3

Объем розничных продаж в аптечной сети в разрезе категорий товаров отечественного и импортного производства в натуральном выражении

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

I кв. 2003 г.

I кв. 2004 г.

прирост, %

I кв. 2003 г.

I кв. 2004 г.

прирост, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

Лекарственные средства

75,29

30,45

71,27

28,90

-5,34

171,94

69,55

175,30

71,10

1,95

Изделия медицинского назначения

35,46

37,59

40,08

46,62

13,02

58,87

62,41

45,90

53,38

-22,04

Косметика

3,15

49,13

2,29

44,81

-27,36

3,26

50,87

2,81

55,19

-13,61

Биологически активные добавки

1,88

48,59

0,92

27,15

-51,10

1,99

51,41

2,46

72,85

24,01

Всего

115,78

32,91

114,56

33,59

-1,06

236,06

67,09

226,47

66,41

-4,06

Эти предположения подтверждают данные рис. 1. Практически по всем категориям продукции как отечественного, так и зарубежного производства средневзвешенная стоимость повысилась (за исключением БАДов, произведенных в Украине). На  данный момент можно констатировать, что в I кв. 2004 г. средневзвешенная стоимость упаковки практически по всем категориям товаров «аптечной корзины» возросла, при чем как на  импортные, так и на отечественные товары.

Средневзвешенная стоимость упаковки продукции разных категорий в разрезе отечественных и импортных товаров

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость упаковки продукции разных категорий в разрезе отечественных и  импортных товаров

Динамика объемов розничных продаж ЛС в декабре 2003 г. и в I кв. 2003 и 2004 гг.

Рис. 2. Динамика объемов розничных продаж ЛС
в декабре 2003 г.
и в I кв. 2003 и 2004 гг.

Наиболее интересным предметом анализа среди категорий товаров «аптечной корзины» являются ЛС, составляющие большую часть аптечных продаж. Помесячная динамика продаж препаратов свидетельствует о значительных сезонных изменениях по сравнению с I кв. 2003 г. (рис. 2). Если в  феврале 2003 г. объемы продаж были наивысшими, а в  марте — самыми низкими, то в 2004 ситуация абсолютно противоположна. Такое развитие событий на фармацевтическом рынке скорее всего объясняется все тем же ажиотажным спросом, всколыхнувшим рынок в конце 2003 г. Хотя в январе 2004 уже было известно, что НДС на ЛС вводиться не будет, объемы продаж «по инерции» еще сохранились на высоком уровне. Поэтому логичным выглядит снижение таковых в феврале — достигнут предел граничной полезности. В марте же ситуация на рынке стабилизировалась, что обусловило естественный прирост объемов продаж.

Приведенные данные по сезонной динамике продажи ЛС объясняют причину повышения средней стоимости упаковки ЛС на фармацевтическом рынке. Сравнение данных по  денежным (рис. 2) и натуральным (рис. 3) объемам продаж свидетельствуют о том, что с января по  февраль 2004 г. прирост розничного рынка ЛС осуществлялся в основном за счет увеличения денежных объемов, при этом объем продаж упаковок был ниже, чем в 2003 г., что свидетельствует об изменении в структуре реализации из аптек препаратов в  этот период. И лишь в марте 2004 г. был зафиксирован прирост как натуральных, так и  денежных объемов продаж.

Динамика объемов розничных продаж в натуральном выражении ЛС в декабре 2003 г. и I кв. 2003 и 2004 гг.

Рис. 3. Динамика объемов розничных продаж в  натуральном выражении ЛС в декабре 2003 г.
и I кв. 2003 и 2004 гг.

Средневзвешенная стоимость упаковки ЛС в декабре 2003 г. и I кв. 2003 и 2004 гг.

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость упаковки ЛС в  декабре 2003 г. и I кв. 2003 и 2004 гг.

Если обратить внимание на изменение средней стоимости упаковки с декабря 2003 г. по март 2004 г. (рис. 4), то становится очевидным тот факт, что в  период ажиотажа в конце 2003 г. наибольшим спросом пользовались недорогие препараты.

Структура аптечных продаж в разрезе классификационной системы АТС (ВОЗ 2004) дает возможность оценить: препараты каких групп пользуются наибольшим спросом у потребителей в исследуемый период (табл. 4). Отметим снижение денежных объемов аптечных продаж по группам D «Дерматологические средства», L «Антинеопластические и  иммуномодулирующие средства», P «Противопаразитарные средства, инсектициды и  репелленты» и R «Средства, действующие на  респираторную систему» на фоне общего роста рынка.

Таблица 4

Структура аптечных продаж ЛС по группам АТС в натуральном и  денежном выражении

ATC-код

Название

I кв. 2003 г.

I кв. 2004 г.

Прирост, %

I кв. 2003 г.

I кв. 2004 г.

Прирост, %

млн дол. США

удельный вес, %

млн дол. США

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

A

Средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболизм

54,18

25,70

59,41

25,65

9,66

58,33

23,59

58,64

23,78

0,53

B

Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз

4,97

2,36

6,95

3,00

39,88

4,55

1,84

5,95

2,41

30,78

C

Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

21,23

10,07

26,54

11,46

25,04

26,88

10,87

27,29

11,07

1,53

D

Дерматологические средства

13,12

6,22

12,28

5,30

-6,38

18,82

7,61

18,91

7,67

0,46

G

Средства, влияющие на мочеполовую систему и половые гормоны

14,83

7,04

16,13

6,96

8,74

5,13

2,08

4,30

1,74

-16,23

H

Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и инсулинов)

1,89

0,90

2,15

0,93

13,85

1,13

0,46

1,03

0,42

-8,98

J

Противомикробные средства для системного применения

18,53

8,79

23,41

10,11

26,37

16,92

6,84

19,41

7,87

14,67

L

Антинеопластические и иммуномодулирующие средства

3,85

1,82

3,69

1,59

-4,16

1,60

0,65

1,08

0,44

-32,39

M

Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат

11,45

5,43

14,82

6,40

29,51

8,20

3,32

8,54

3,46

4,14

N

Средства, действующие на нервную систему

27,33

12,96

29,26

12,63

7,07

57,63

23,31

60,11

24,38

4,30

P

Противопаразитарные средства, инсектициды и репелленты

2,52

1,19

2,05

0,89

-18,36

2,42

0,98

1,98

0,80

-18,44

R

Средства, действующие на респираторную систему

32,65

15,49

30,39

13,12

-6,93

40,81

16,51

34,78

14,11

-14,78

S

Средства, действующие на органы чувств

3,13

1,49

3,59

1,55

14,54

4,16

1,68

4,07

1,65

-2,17

V

Различные средства

1,13

0,54

0,93

0,40

-17,67

0,66

0,27

0,49

0,20

-25,58

Всего

210,80

100

231,61

100

9,88

247,24

100

246,55

100

-0,28

В январе-марте 2004 г. зафиксированы наивысшие показатели по  объемам продаж препаратов, входящих в группу А («Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм») — удельный вес этой группы высок как в натуральном, так и в денежном выражении (рис. 5, 6).

Структура аптечных продаж ЛС по группам АТС в денежном выражении в I кв. 2004 г.

Рис. 5. Структура аптечных продаж ЛС по группам АТС в  денежном выражении
в I кв. 2004 г.

Структура аптечных продаж ЛС по группам АТС в натуральном выражении в I кв. 2004 г.

Рис. 6. Структура аптечных продаж ЛС по группам АТС в  натуральном выражении
в I кв. 2004 г.

Изменения в структуре аптечных продаж вызвали некоторые перестановки в денежном топ-рейтинге компаний-производителей (табл. 5). Возможно, это связано с тем, что средневзвешенная розничная цена упаковки импортной продукции возросла больше (на 15,9%), чем цена отечественной продукции (на 8,4%). Также мог оказать влияние фактор более высокой маркетинговой активности иностранных компаний («Еженедельник АПТЕКА», № 19 (440) от 17 мая 2004 г.).

Таблица 5

Топ-лист компаний-производителей* ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении в I кв. 2004 г.

№ п/п

Компания-производитель

№ п/п в I кв. 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

Menarini Group (Италия)

5

4

2

Дарница (Украина)

1

-1

3

Aventis Pharma (Франция)

2

-1

4

KRKA (Словения)

4

0

5

Борщаговский ХФЗ (Украина)

6

1

6

Sanofi-Synthelabo (Франция)

12

6

7

Фармак (Украина)

3

-4

8

Киевмедпрепарат (Украина)

7

-1

9

Здоровье (Украина)

11

2

10

GlaxoSmithKline (Великобритания)

8

-2

11

Gedeon Richter (Венгрия)

9

-2

12

Heel (Германия)

10

-2

13

Boehringer Ingelheim (Германия)

16

3

14

Lek (Словения)

14

0

15

Merckle/ratiopharm (Германия)

23

8

16

Genom Biotech (Индия)

18

2

17

Sagmel (США)

20

3

18

Bittner (Австрия)

15

-3

19

Pfizer Inc. (США)

17

-2

20

Balkanpharma (Болгария)

19

-1

21

Novartis (Швейцария)

31

10

22

BMS (США)

13

-9

23

Roche (Швейцария)

29

6

24

Nycomed (Норвегия)

28

4

25

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

27

2

26

Servier (Франция)

41

15

27

Schering (Германия)

46

19

28

Ranbaxy (Индия)

33

5

29

Киевский витаминный завод (Украина)

26

-3

30

Pliva (Хорватия)

32

2

31

Концерн Стирол (Украина)

25

-6

32

Johnson & Johnson (США)

24

-8

33

Галичфарм (Украина)

34

1

34

Naturwaren (Германия)

22

-12

35

Unipharm (США)

21

-14

36

Sopharma (Болгария)

39

3

37

Ferrosan (Дания)

37

0

38

J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия)

30

-8

39

Grindeks (Латвия)

64

25

40

Yamanouchi Europe (Нидерланды)

38

-2

41

Dr. Reddy’s (Индия)

55

14

42

IVAX (США)

36

-6

43

Лектравы (Украина)

35

-8

44

Сперко Украина (Украина)

54

10

45

Zentiva (Чешская Республика)

46

Pharmascience (Канада)

40

-6

47

Boots Healthcare International (Великобритания)

44

-3

48

ICN Solco (США)

49

1

49

Schwabe (Германия)

42

-7

50

Egis (Венгрия)**

57

7

51

Витамины (Украина)

63

12

52

Нижфарм (Россия)

51

-1

53

Bionorica (Германия)

59

6

54

Innotech International (Франция)

52

-2

55

Олайнфарм (Латвия)

73

18

56

Schering-Plough (США)

48

-8

57

Nabros Pharma (Индия)

45

-12

58

ОЗ ГНЦЛС (Украина)

58

0

59

Днепрофарм (Украина)

116

57

60

Ebewe (Австрия)

61

1

61

Hexal AG (Германия)

60

-1

62

Биофарма (Украина)

63

Материа Медика (Россия)

72

9

64

Krewel Werke (Германия)

69

5

65

Стома (Украина)

68

3

66

Alcon Pharmaceuticals (Швейцария)

95

29

67

Красная Звезда (Украина)

77

10

68

Beaufour Ipsen International (Франция)

70

2

69

Биостимулятор (Украина)

67

-2

70

Лубныфарм (Украина)

88

18

71

Тернопольская ФФ (Украина)

43

-28

72

Монфарм (Украина)

65

-7

73

Mucos Pharma (Германия)

84

11

74

Технолог (Украина)

101

27

75

Биолик (Украина)

50

-25

76

Биолек (Украина)

105

29

77

IPCA (Индия)

75

-2

78

Synmedic (Индия)

74

-4

79

Polpharma (Польша)

92

13

80

Akzo Nobel (Нидерланды)

62

-18

81

Rusan Pharma (Индия)

56

-25

82

Полисан (Россия)

90

8

83

Юрия-Фарм (Украина)

136

53

84

Bouchara Recordati (Франция)

87

3

85

Terapija (Румыния)

103

18

86

Варшавский ФЗ (Польша)

81

-5

87

Esparma (Германия)

96

9

88

Фитофарм (Украина)

93

5

89

Jelfa (Польша)

79

-10

90

Пабьяницкий ФЗ «Польфа» (Польша)

97

7

91

Wyeth-Lederle Pharma (Австрия)

83

-8

92

Abbott Lab. (США)

127

35

93

Эффект (Украина)

85

-8

94

TEVA (Израиль)

78

-16

95

Mili Healthcare (Великобритания)

96

Bayer (Германия)

89

-7

97

Эйм (Украина)

76

-21

98

Pierre Fabre (Франция)

82

-16

99

Биофарма (Украина)

47

-52

100

Schwarz Pharma (Германия)

109

9

* Заводы, компании и их подразделения – производители ЛС объединены под именем корпорации.

** Компания Egis представлена отдельно.

Таблица 6

Топ-лист компаний-производителей ЛС по объемам
аптечных продаж в натуральном выражении в I кв. 2004 г.

№ п/п

Компания-производитель

№ п/п в I кв. 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

Дарница (Украина)

1

0

2

Фармак (Украина)

2

0

3

Борщаговский ХФЗ (Украина)

3

0

4

Здоровье (Украина)

4

0

5

Киевмедпрепарат (Украина)

5

0

6

Концерн Стирол (Украина)

6

0

7

Киевский витаминный завод (Украина)

9

2

8

Галичфарм (Украина)

10

2

9

Лектравы (Украина)

8

-1

10

Лубныфарм (Украина)

30

20

11

Красная Звезда (Украина)

15

4

12

Balkanpharma (Болгария)

11

-1

13

Menarini Group (Италия)

16

3

14

Genom Biotech (Индия)

13

-1

15

Тернопольская ФФ (Украина)

7

-8

16

Витамины (Украина)

25

9

17

ОЗ ГНЦЛС (Украина)

24

7

18

KRKA (Словения)

22

4

19

Sopharma (Болгария)

19

0

20

Монфарм (Украина)

12

-8

21

Стома (Украина)

31

10

22

Биостимулятор (Украина)

14

-8

23

Lek (Словения)

18

-5

24

J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия)

20

-4

25

Агрофарм (Украина)

72

47

26

GlaxoSmithKline (Великобритания)

23

-3

27

Gedeon Richter (Венгрия)

17

-10

28

Натуропрепарат (Украина)

29

1

29

Нижфарм (Россия)

26

-3

30

Фитофарм (Украина)

34

4

31

Татхимфармпрепараты (Россия)

21

-10

32

Николаевская ФФ (Украина)

39

7

33

Борисовский ЗМП (Беларусь)

27

-6

34

Виола ФФ (Украина)

51

17

35

Aventis Pharma (Франция)

32

-3

36

Sanofi-Synthelabo (Франция)

38

2

37

BMS (США)

28

-9

38

Луганский ХФЗ (Украина)

33

-5

39

IVAX (США)

41

2

40

Технолог (Украина)

69

29

41

Симферопольская ФФ (Украина)

37

-4

42

Nabros Pharma (Индия)

59

17

43

Экосорб (Украина)

40

-3

44

Sagmel (США)

42

-2

45

Днепрофарм (Украина)

123

78

46

Merckle/ratiopharm (Германия)

53

7

47

ICN Solco (США)

47

0

48

Эффект (Украина)

52

4

49

Ranbaxy (Индия)

46

-3

50

Novartis (Швейцария)

63

13

51

Boehringer Ingelheim (Германия)

44

-7

52

Сперко Украина (Украина)

62

10

53

Биофарма (Украина)

54

Bittner (Австрия)

45

-9

55

Zentiva (Чешская Республика)

56

Boots Healthcare International (Великобритания)

56

0

57

Варшавский ФЗ (Польша)

55

-2

58

Heel (Германия)

48

-10

59

Киевская ФФ (Украина)

60

1

60

Белмедпрепараты (Беларусь)

61

1

61

Synmedic (Индия)

68

7

62

Биолик (Украина)

36

-26

63

ЧПК (Украина)

147

84

64

Naturwaren (Германия)

43

-21

65

Dr. Reddy’s (Индия)

84

19

66

Биолек (Украина)

91

25

67

Житомирская ФФ (Украина)

105

38

68

Эйм (Украина)

54

-14

69

Pharmascience (Канада)

49

-20

70

Юрия-Фарм (Украина)

128

58

71

Олайнфарм (Латвия)

78

7

72

Pliva (Хорватия)

70

-2

73

Polpharma (Польша)

82

9

74

Агрофирма «Ян» (Украина)

225

151

75

Roche (Швейцария)

73

-2

76

ЦФФ № 3 «Форифарм» (Вьетнам)

57

-19

77

IPCA (Индия)

92

15

78

Nycomed (Норвегия)

67

-11

79

Krewel Werke (Германия)

64

-15

80

Луганская ФФ (Украина)

66

-14

81

Славия 2000 (Украина)

221

140

82

Лекхим-Харьков (Украина)

79

-3

83

Terapija (Румыния)

99

16

84

Pfizer Inc. (США)

71

-13

85

Egis (Венгрия)

83

-2

86

Rusan Pharma (Индия)

58

-28

87

Johnson & Johnson (США)

76

-11

88

Межиречский витаминный завод (Украина)

103

15

89

Биофарма (Украина)

35

-54

90

Hexal AG (Германия)

87

-3

91

Пабьяницкий ФЗ «Польфа» (Польша)

98

7

92

Schering (Германия)

101

9

93

Charak Pharma (Индия)

65

-28

94

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

85

-9

95

Grindeks (Латвия)

117

22

96

Ferrosan (Дания)

89

-7

97

Unipharm (США)

74

-23

98

Здоровье народу (Украина)

141

43

99

Лики Кировоградщины (Украина)

113

14

100

Новофарм-Биосинтез (Украина)

111

11

Следует отметить появление в топ-100 новых компаний: Zentiva — новая корпорация, которая ранее была представлена двумя производителями (Slovakofarma и  Lechiva), Mili Healthcare — компания, начавшая активную деятельность на украинском фармрынке сравнительно недавно.

На данный момент среди топ-100 компаний-производителей нет выраженной консолидации денежных объемов продаж (рис. 7). Но это лишь одна из сторон фармацевтического рынка, для натуральных объемов ситуация иная.

Распределение объемов аптечных продаж компаний-производителей в денежном выражении в I кв. 2004 г.

Рис. 7. Распределение объемов аптечных продаж компаний-производителей в денежном выражении
в I кв. 2004 г.

Распределение объемов аптечных продаж компаний-производителей в натуральном выражении в I кв. 2004 г.

Рис. 8. Распределение объемов аптечных продаж компаний-производителей в натуральном выражении
в I кв. 2004 г.

Десятка крупнейших компаний по объемам продаж в  натуральном выражении представлена исключительно отечественными производителями (табл. 6). При этом их удельный вес в общем объеме составляет более 50% (рис. 8). То есть наблюдается четко выраженная консолидация: в руках 2% компаний, представленных на рынке в исследуемом периоде, сосредоточено более 50% объемов продаж в  натуральном выражении.

В связи с этим закономерным является тот факт, что по объемам продаж в натуральном выражении лидерами являются препараты отечественного производства (табл. 7). Но при этом следует отметить, что большинство отечественных препаратов, входящих в топ-10 по денежным объемам продаж, «шагнули» вверх по рейтингу по сравнению с I кв. 2003 г (табл. 8).

Таблица 7

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж
в натуральном выражении в I кв. 2004 г.

№ п/п

Титульное наименование ЛС

№ п/п в I кв. 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

ЦИТРАМОН

1

0

2

АНАЛЬГИН

2

0

3

УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

3

0

4

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

4

0

5

ВАЛИДОЛ

7

2

6

НАФТИЗИН

8

2

7

КОРВАЛОЛ

5

-2

8

КИСЛОТА АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ

6

-2

9

ЭКСТРАКТ ВАЛЕРИАНЫ

14

5

10

ПАРАЦЕТАМОЛ

12

2

11

КАЛЬЦИЯ ГЛЮКОНАТ

10

-1

12

АМПИЦИЛЛИН

20

8

13

СЕНАДЕКСИН

13

0

14

СЕПТЕФРИЛ

9

-5

15

РАНИТИДИН

27

12

16

ФАРМАЗОЛИН

11

-5

17

КАПТОПРЕС

15

-2

18

ВИТАМИН C

16

-2

19

ГЕМАТОГЕН

19

0

20

ДИКЛОФЕНАК

18

-2

21

ЙОД

36

15

22

НАТРИЯ ХЛОРИД

40

18

23

ДИАЗОЛИН

26

3

24

РИБОКСИН

22

-2

25

ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА

41

16

26

ЦЕФАЗОЛИН

60

34

27

СТРЕПТОЦИД

33

6

28

ТЕМПАЛГИН

37

9

29

ЦИТРОПАК

44

15

30

ТАБЛЕТКИ ОТ КАШЛЯ

17

-13

31

АЛЛОХОЛ

25

-6

32

БАРБОВАЛ

23

-9

33

МУКАЛТИН

38

5

34

РАУНАТИН

35

1

35

АСКОФЕН

21

-14

36

АСПАРКАМ

51

15

37

МЕЗИМ

42

5

38

ДОКТОР МОМ

28

-10

39

ЛЕВОМИЦЕТИН

34

-5

40

КОПАЦИЛ

67

27

41

БРОМГЕКСИН

24

-17

42

ПЛАНТЕКС

29

-13

43

АМБРОКСОЛ

30

-13

44

ФУРОСЕМИД

43

-1

45

КОЛДФЛЮ

39

-6

46

ЦИННАРИЗИН

65

19

47

ПИРАЦЕТАМ

54

7

48

ТРАЙСИЛС

32

-16

49

ФЛЮКОЛД

66

17

50

НИТРОКСОЛИН

59

9

Таблица 8

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж
в денежном выражении в I кв. 2004 г.

№ п/п

Титульное наименование ЛС

№ п/п в I кв. 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

1

2

НО-ШПА

5

3

3

ВИТРУМ

1

-2

4

ЦЕФАЗОЛИН

39

35

5

ФЕСТАЛ

9

4

6

МИЛДРОНАТ

23

17

7

АКТОВЕГИН

13

6

8

ЦЕФТРИАКСОН

16

8

9

МЕЗИМ

11

2

10

ФЕРВЕКС

3

-7

11

МУЛЬТИ-ТАБС

4

-7

12

СТРЕПСИЛС

8

-4

13

ЛАЗОЛВАН

14

1

14

КОЛДРЕКС

6

-8

15

ПРЕДУКТАЛ

42

27

16

ДУОВИТ

19

3

17

КЕТАНОВ

21

4

18

ДОКТОР МОМ

10

-8

19

ВИАГРА

24

5

20

НИЗОРАЛ

12

-8

21

КАПТОПРЕС

15

-6

22

АМБРОКСОЛ

7

-15

23

ЭНАП

45

22

24

ФАСТУМ ГЕЛЬ

25

1

25

ПРОСТАМОЛ УНО

61

36

26

ДИКЛОБЕРЛ

63

37

27

ТРАУМЕЛЬ С

33

6

28

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

34

6

29

БИСЕПТОЛ

35

6

30

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

20

-10

31

МАКРОПЕН

29

-2

32

ФАРМАЗОЛИН

17

-15

33

ФЕЗАМ

32

-1

34

НАФТИЗИН

28

-6

35

ЦИТРАМОН

40

5

36

ФЛУКОНАЗОЛ

50

14

37

РАНИТИДИН

46

9

38

ГЕНТОС

30

-8

39

ГЕПАБЕНЕ

44

5

40

АНАЛЬГИН

22

-18

41

КАРСИЛ

64

23

42

ФРАКСИПАРИН

65

23

43

ХИЛАК

51

8

44

КАВИНТОН

43

-1

45

ДИКЛОФЕНАК

27

-18

46

ВОБЭНЗИМ

55

9

47

ВИТАМИН C

38

-9

48

КОРВАЛОЛ

26

-22

49

БИОВИТАЛЬ

53

4

50

ЛИНЕКС

54

4

Итоги данного исследования, как и предыдущих публикаций, касающихся различных сегментов и составляющих фармацевтического рынка Украины («Еженедельник АПТЕКА» № 18 (439) от 10 мая 2004 г., № 19 (440) от 17 мая 2004 г.), свидетельствуют о том, что ситуация, возникшая в конце прошлого года (в связи с ожиданием введения НДС на  лекарства), значительно повлияла на процессы, происходящие на рынке. Было ли это влияние отрицательным? Скорее всего, при учете всех «плюсов» и «минусов» установится экономическая истина — кто-то проиграл, кто-то выиграл. Мы можем лишь констатировать факты, а они таковы: изменялась структура потребления — средняя розничная цена проданной упаковки ЛС как отечественного, так и импортного производства возросла, в I кв. 2004 г. изменились характерные для этого периода показатели сезонной динамики. Возможность исследовать розничный фармацевтический рынок в помесячном разрезе позволяет с большей достоверностью интерпретировать и правильнее понять многие процессы, происходящие на нем. Показатели розничных продаж в натуральном и денежном объемах с декабря 2003 г. по март 2004 г. отображают тот уровень влияния, который оказали на  фармацевтический рынок внешние факторы, а именно ожидание введения НДС на лекарственные средства. А факты свидетельствуют о том, что в этот короткий период полностью изменилась структура потребления: покупатель в «паническом» ожидании роста цен на препараты в декабре прошлого года скупал наиболее доступные по цене ЛС, что в свою очередь привело к затовариванию потребителей недорогими препаратами. Эта ситуация отобразилась на продажах в I кв. 2004 г., когда пресыщенный недорогой продукцией покупатель обращался преимущественно за дорогими препаратами, соответственно снова изменилась структура потребления и выросла средневзвешенная стоимость упаковки ЛС. Показатели марта 2004 г. являются ярким примером саморегуляции рынка, и, по сути, прирост в марте 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. можно назвать естественным приростом рынка. Можно констатировать, что фармацевтический рынок Украины только к концу I квартала достиг фазы стабилизации после «аптечного бума» в  декабре 2003 г. n

Игорь Хмилевский


По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 569-44-70 или по e-mail: sergey@morion.kiev.ua


Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті